Отрава в котле

Олег Каминский
Утром 10 января 1944 года в Беларуси фашистами была расстреляна разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова 17-летняя Зинаида Мартыновна Портнова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Юная партизанка участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. К сожалению, в декабре 1943 года, возвращаясь с задания она была схвачена в деревне Мостище. Её долго допрашивали в гестапо, однако Зина упорно молчала. Во время одного из допросов фашистский следователь отвлёкся. Мгновенно среагировав, Зина схватила со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев. После этого она попыталась бежать, но была схвачена. Больше месяца её пытали, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах, но она никого не выдала и её расстреляли.

Однако главный свой подвиг, который, как считается, вписал имя Зины Портновой золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны, она совершила ещё 15 августа 1943 года, когда работала кухонной прислугой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров в поселке Оболь (Шумилинский район, Витебская область, Беларусь).

Именно тогда, по указанию партизан, она совершила необычную диверсию. Улучив момент, когда оба немецких повара отлучились, Зина высыпала в котел с супом крысиный яд, из заранее принесенного пакета. Как утверждают многие средства массовой информации, съев такой суп с ядом, более ста немецких офицеров скончались от отравления.

Однако, если верить авторам книги «Литерные дела Лубянки» Александру Колпакиди и Александру Северу, на самом деле яд оказался некачественным. А может быть, концентрация отравы на большой котел оказалась незначительной. Во всяком случае, жертв среди немецких офицеров не было, хотя 24 немца тяжело болели в течение суток.

Проводя расследование этого инцидента, оккупанты заподозрили в отравлении Зину и заставили её отведать злополучного супа. Для того, чтобы не выдать себя, девушка отважно проглотила ядовитую пищу, после чего почувствовала себя плохо. К счастью, бабушка Зины отпоила её травяными отварами и молочной сывороткой, поэтому девушка вскоре выздоровела.

Такова подоплека одной из самых знаменитых диверсий, произведенных советскими партизанами во время Великой Отечественной войны. Возможно, были и другие случаи отравлений вражеских солдат и офицеров, но мне о них ничего не известно.

Хочу сказать, что случаи массового отравления военнослужащих были отмечены и в Красной Армии.

Одно из таких документально подтвержденных отравлений зафиксировано 12 апреля 1944 года в Журнале боевых действий советской 17-й воздушной армии: «На аэродроме Баштанка (это в Николаевской области. Прим. О.К.) произошло большое отравление пищей. Пострадало до 100 чел. лётного и технического состава, из них 10 чел. получили тяжелые отравления».

Кто именно из наших военнослужащих пострадал, мне пока установить не удалось. Мне известно лишь, что в то время на аэродроме находились части 9-го смешанного авиационного корпуса генерал-майора авиации О. В. Толстикова.

А самое главное — причина этого массового отравления для меня так и осталась не известной. Допускаю, что это была трагическая случайность, в результате чьего-то разгильдяйства. Хотя не исключено, что к этому отравлению причастна вражеская агентура – кто знает?