Гора Ревнёвая

Ольга Шахматова 2
Гора Ревнёвая является отрогом хребта Ак тайга (белая тайга), имеет пять вершин, с наивысшей точкой 1269 м над уровнем моря. К ней же прилегает гора Аю таг (медвежья гора) с двумя вершинами, образующими седловину.  Ревневая расположена параллельно р. Катунь и деревни Кайтанак. У подножья горы протекает река Уюлушка.
Всякое восхождение на гору подобно молитве или медитации, кому как удобно. Восхождение – это погружение в Природу и, конечно же, в себя. Здесь очень хорошо проявляются все стороны человеческой сущности: смелость и страх, лень и упорство, жадность и щедрость, вежливость и грубость, отзывчивость и безразличие. Многие совершают восхождение именно для того, чтобы разобраться в себе, найти ответы на, казалось бы, не решаемые вопросы, распутать клубок распирающих эмоций.
Вот именно за этим я и решила совершить восхождение на Ревневую, завершив туристический сезон. Я знала, что у ее подножья растет множество полезных, лекарственных трав. Знала, что в лесу найду множество грибов. Однако, я намеренно пошла с пустыми руками, чтобы не увлечься собирательством, а задуматься о высоком.
Подъем начинался с довольно пологого лога, покрытого зизифорой, курильским чаем и полевой геранью. Достигнув его высшей точки, мне открылась панорама всей деревни. Присела, отдохнула, полюбовалась. Дальше шла довольно хорошая тропа к первой из вершин. Она круто забирала вверх, петляя меж зарослей кустарника и берез. Лес богат подберезовиками и волнушками. Там же я обнаружила еще кое-какие травки. Среди них змееголовник и эстрагон, пижма и душица. Вершину венчал скальный выступ, у основания покрытый багровыми листьями бадана. Можно было пробраться к самому краю, и оттуда еще раз полюбоваться панорамой села с открывшимся видом на Катунь.
Все вершины Ревневой с южной стороны покрыты конотопом и курайкой, от чего осенью становятся красно-бордовыми. Северные склоны стоят в непролазной смешанной тайге. От вершины к вершине идет ярко выраженный гребень – грива по которому проходит тропа.  Кое-где приходится обходить скалы. На этих же скалах обнаруживаю некое подобие кресла. Точно такое же я видела в Тархатинском мегалитическом комплексе. Там такое кресло предназначено для наблюдения за небесными светилами. Само же кресло освещается солнцем только в момент летнего солнцестояния только в високосный год.  Возможно, что и здесь было некогда подобие древней обсерватории.  Ну, как тут не присесть? Сажусь. И все тот же обзор села становится несколько другим. Он обретает действующих лиц, в виде бегущих машин, пасущихся по лугам коров. А вот людей-то с этой высоты не разглядеть.
Еще одно изваяние – голова сфинкса. Я его обнаружила случайно, обходя скалы. Спускалась около уха, потом, прошла под подбородком и, лишь когда вышла на ровное место, оглянулась и обомлела. Передо мной покоился настоящий сфинкс. Опять совпадение с Тархатой. Там, в аккурат перед креслом стоит сфинкс. 
Третья вершина самая высокая. Еще несколько небольших, но крутых подъёмов и вот она. Есть четкое обозначение центра вершины – очаг. Рядом с ним березка, с повязанными на нее лентами (дялома). Здесь проводят камлание на летнее солнцестояние. Далеко по деревне слышно, как шаман бьет в бубен. Святое стало быть место.
Дальше грива расходится на две тропы. Одна идет к горе Аю таг. Если обойти скалы, то можно там и спустится. Вторая уходит вглубь хребта Ак тайга  к еще одной равной последней вершине. Иду по второй тропе. Вот с этой тропы открывается полный обзор на Катунь. Здесь очень хорошо видны ее рукава и протоки, словно замысловатый орнамент. Белые галечные берега сменяются скалами горы Старушья. Отсюда же видна Огневка, Сахсабай , и Маральник. Делаю шаг и останавливаюсь, и всматриваюсь вдаль. Еще шаг и еще остановка. Спотыкаюсь, осматриваюсь. Боже! Друза горного хрусталя. А накануне, мальчишки мне приносили зрелые прозрачные кристаллы этого самого хрусталя. Так вот где они его брали! Друза отколота от породы. Поднимаю, рассматриваю. Маленький кусочек кладу в карман.
Еще одна странность. Труба с табличкой, на ней надпись, но ее не прочесть, выгорела. Я так понимаю, это могилка. Кто погиб здесь? При каких обстоятельствах? Надо уточнить у старожилов.
Вдруг мне попадается совсем уж странная конструкция. Бетонный куб, с четкими гранями железного уголка, с петлями на верхней части для крепления какого-то прибора.  Подхожу к самому кубу, смотрю, куда обращена его лицевая часть. Получается, что он смотрит прямо на дамбу, возле дальнего залива и научной лабораторией на краю деревни. Причем, если провести прямую, то получается, что куб смотрит на самый конец дамбы, туда, где подходит река. Сооружение это, конечно, рукотворное, требующее определенных усилий. Для того, чтобы его воздвигнуть, необходимо доставить сюда энное количество цемента, песка, железа и воды, построить опалубку, залить ее цементом, вмонтировать петли. Интересно! Что бы это могло значить?
Меж тем, тропа по гриве опять распадается на две. И опять, одна идет к спуску, другая – вглубь хребта. Я уже задумываюсь о том, что пора поворачивать к дому. Ищу подходящий спуск. Постепенно спускаюсь. При потере высоты примерно в половину, натыкаюсь на еще один куб, совершенно идентичный первому. Встаю к нему, смотрю, куда направлен он. А направлен он все на тоже место на дамбе. Прикидываю, сколько же километров до дамбы? Пожалуй, около трех-четырех. Вспоминаю, что на дамбе есть огромная конструкция из железобетонных плит. Стоит она на идеально ровной поверхности, и так же своим видом вызывает недоразумение. Прикидываю, если провести луч от куба по прямой, то получается, он падет на самую эту плиту.
Продолжая спуск, прокручиваю в памяти все, что я читала о Кайтанаке, перед покупкой дома. Ну конечно! Вот ответ! Как то, я наткнулась на статью нашего Новосибирца, младшего научного сотрудника Эр Соготоха. Так он подписал статью. Вот он как раз и занимался здесь разработкой и установкой здесь лазерного интерферометра. Этот прибор считывает пульс земли, а точнее, мельчайшие подвижки земной коры в доли микрон. Это необходимо для предсказания землетрясений. Конечно, сейчас очень широко используются сейсмографы. Но лазерный интерферометр улавливает движения в разы точнее. Оказывается, таких лабораторий в Восточной Сибири всего две: на Байкале и в селе Кайтанак.
И вот я вспоминаю, что в этой статье описывалось, как заливали фундамент для корпуса с лазерной установкой и установить зеркальные отражатели на горе. Далее следовало настроить лазерный аппарат на отражатель и получить сильный сигнал на самописце. Конечно же, это не малый труд.  Вон какие расстояния.  И вот она связь с плитой на дамбе.
Меня охватила гордость за то, что я живу в таком знаковом месте, где лазерным интерферометром измеряли пульс Матушки Земли. Я шла и улыбалась. Приятно было осознавать, что наша держава была когда-то такой развитой, сильной, где каждый стремился сделать что-то полезное для страны.
На камнях что-то сверкнуло зеленой искрой. Остановилась, подняла. Камень, с зернами желтых, зеленых и изумрудных кристаллов, издавал маслянистое свечение. Жадеит. Посмотрела, погладила и положила на место. У меня другая цель.
Спускаясь, я попала в лог Сухая Ула.  Оказалось, что здесь очень много черного шиповника. А шиповник этот в разы полезнее красного. А уж как цветет он пышным белым цветом в мае-июне, вот красота! Тут я сдалась. Поскольку у меня ничего с собою не было, я сняла шапку и набрала в нее черных ягод.
На выходе из Сухой Улы я увидела третий куб, все из той же серии, с направлением на плиту на дамбе. Кажется, расположены они на одинаковом расстоянии с равно увеличенной высотой.
Интересная получилась прогулка.