Творческая личность. Глава 1. часть 2

Александр Иванович Алтунин
О миссии таланта
Почему с художником Гоголя случилась такая драматичная история? Одна из причин заключается в том, что он забыл о своей миссии таланта. Человеку дается талант не для самоуверенности и самовлюбленности, высокомерия и чванства по отношению к тем, кто такого рода талантом в такой значительной степени не обладает.
Талант дается человеку для того, чтобы он выполнял миссию Высших сил по повышению уровня гармонии в человеческом обществе, на Земле, во всей Вселенной. И не по четным или нечетным дням месяца, а всю свою жизнь до последнего вдоха.

Материальные блага, которые могут сопутствовать талантливому человеку, предназначены, в первую очередь, для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для дальнейшего развития и совершенствования таланта и всесторонней гармонизации личности талантливого человека. Если человек не занимается интенсивным развитием своего таланта, так сказать, зарыл его в землю, если он не придает особого внимания своему духовному развитию, то бесконечное множество искушений, мелких и банальных распространенных и даже отчасти престижных (с точки зрения основной массы современников таланта) приводит его талант в бесплатное приложение к многочисленным капризам и прихотям, к мелкой повседневной суете, способной забрать всю его жизнь таланта без остатка. Все его время, силы ума, души и тела. Уж, о какой гармонии собственной или окружающего мира при этом может идти речь.

Мощный энергетический потенциал, заложенный в организм и психику талантливого человека, обязательно должен найти свое практическое воплощение. И если это не происходит в хорошем плане, то обязательно в плохом. Природа не терпит пустоты. Анархия и хаос овладеют умом и душой таланта, а отсюда недалеко и до полного сумасшествия.

Истинный талант, как правило, имеет особое личное подключение к информационному полю Земли. Именно этим объясняется высокая степень оригинальности идей, приходящих ему в голову, даже для сознания самого таланта. Не говоря уже обо всех прочих людях. Но эта особая привилегия не дается человеку даром. Он должен постоянно (в первую очередь, наедине с самим собой) оправдывать это доверие, это особое расположение Высших сил. Своей жизнью, своим творчеством. Отношением к себе и своему таланту талантливый человек должен постоянно доказывать свое право на эксклюзивное, предназначенное только для него, вдохновение. В противном случае, талант будет отобран у него. И нередко раз и навсегда.

Господь долго терпит, но, в конце концов, сурово наказывает отщепенцев, своенравных и сумасбродных людей, особенно с наклонностью к интриге и авантюре, жестокости и равнодушию, агрессивности и грубости, подлости и наглости и прочим подобным «замечательным» психологическим и духовным завихрениям. Не зря же сказано, что и гений и злодейство несовместимы. И не потому что формально они не могут находиться в одном человеке одновременно. А потому, что талант не имеет права быть безнравственным человеком. В особо тяжелых случаях безнравственности таланта Высшие силы просто-напросто прекращают его жизнь чисто физически. Ибо, он не только не выполняет возложенную на него миссию весьма достойным образом, но и создает массу искушений для тех, кто восхищается его талантом и стремится всячески подражать своему кумиру и в главном, и во второстепенном. Иначе говоря, безнравственный талант несет зло (сознательно и целенаправленно) не только в свою жизнь, но и жизнь многих других людей. Тем самым существенно снижая уровень гармонии в человеческом обществе. А этот важный и принципиальный момент Высшие силы не могут пропустить мимо своего внимания. И поэтому они вынуждены принимать соответствующие меры.

Другой вопрос в том, что практически у всех людей есть своя персональная миссия: социальная, профессиональная, половая, семейная, роль ребенка по отношению к своим родителям, роль родственника по отношению к близким и т.д. и т.п. И этот список миссий не менее важен, чем миссия таланта. И за нежелание знать, понимать и учитывать в своей жизни этот список миссий, Высшие силы нередко очень серьезно наказывают практически каждого из нас. Таланта, конечно, наказывают в два-четыре раза тяжелее, чем обычного человека.

И опять же: у разных людей перечень способностей для выполнения каждой из перечисленных миссий свой. И даже более того: степень развития отдельных способностей для выполнения каждой из перечисленных миссий (и всех прочих) у каждого своя. И то, что легко и просто дается одному, может пожизненно оставаться недоступно для другого. Конечно, бывает и так, что при всех равных задатках, один серьезно работает над собой и в результате добивается достаточно неплохих результатов. А другой пускает все на самотек. И о каких-либо существенных результатах в этом случае речь вести не стоит.

Есть и отдельный момент: отношение окружающих к миссии таланта. Соприкосновение любого человека с талантливым есть для первого очень удобный и удачный шанс заработать, что называется, массу призовых очков в глазах Высших сил. И, таким образом, получить явную возможность заработать себе большой подарок от Высших сил. И, может быть, даже не один. Все будет зависеть от уровня энтузиазма человека, от степени добросовестности, от количества и качества приложенных усилий для помощи талантливому человеку в решении творческих и житейских вопросов интеллектуального и психологического, духовного или эстетического плана. В некотором смысле даже от степени самоотверженности человека по отношению к талантливому ближнему. Другой момент в том, что быстро и четко распознать наличие не только таланта, но даже особенных способностей большинству людей не представляется возможным. Иначе говоря, почти в каждом есть свой набор способностей. О многих, из которых не только окружающие, но и сам их обладатель часто просто не догадывается.

В таком случае можно вести речь о миссии хорошего и достойного человека. Которая в современном мире, чем дальше, тем больше, приобретает особую ценность и значимость. Можно сказать, что в своего рода ценностной иерархии человеческих миссий миссия хорошего человека (не говоря уже о замечательном!) стоит на первых ступенях. Именно после нее идут миссии родителей и детей, супругов, родственников, друзей, наставников и учеников и т.д.

И нести миссию достойного, хорошего человека - это далеко не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд непосвященному человеку. Когда в обществе на первый план выходят, далеко не самые замечательные качества с духовной точки зрения: изворотливость и пронырливость, способность манипулировать окружающими из своих корыстных целей, склонность к интриге и авантюре, эгоистическая сообразительность и изобретательность, карьеризм, ненасытная жажда власти и богатства, изощренных развлечений и увлечений, погоня за чисто внешними атрибутами славы, равнодушие к окружающим вообще, и к родным и близким, к частности, стремление и умение пускать пыль в глаза не только отдельным доверчивым людям, но и обществу в целом, стремление и умение обманывать окружающих, мощный и изощренный эгоизм, презирающий все классические нравственные и духовные ценности человечества, остаться хорошим человеком не только не просто, но и почти невозможно. Ибо, на смену нормальному человеческому достоинству приходит банальная амбициозность с обостренным и предельно болезненным самолюбием не только у взрослых людей, но и у пятилетних детей. Не говоря уже о более старших.

Но при этом сознательный отказ человека от миссии достойного человека и его стремление пуститься во все тяжкие имеет страшную оборотную сторону медали - психологическую и нравственную деградацию. Одновременно с этим абсолютное лишение себя даже чисто теоретической возможности быть когда-либо счастливым. Именно быть, а не обладать формальной иллюзией счастья. Негативные нравственные изменения личности человека, как правило, необратимы. Человек добровольно впускает в себя такое громадное количество злых духов, что ни самостоятельно, ни с помощью весьма относительно гармоничных людей, ни с помощью духовно обедненных людей ему избавиться от них представляется весьма маловероятным вариантом развития жизненных обстоятельств. Как говорится, обратного хода нет. И одной из причин столь грустного сценария является то, что вокруг деградирующей личности очень быстро собираются те, кто уже деградировал в значительно большей степени и отчасти уже начал осознавать этот момент. Что наводит его на очень грустные мысли. И вот, чтобы хотя бы отчасти оправдать себя в своих собственных глазах, человек может очень умно, тонко и изощренно способствовать еще более интенсивной деградации ближнего. Особенно под лозунгом «Верной дорогой идете товарищи».

О роли тщеславия в жизни таланта
Каждый человек и, особенно талантливый, должен знать то, что тщеславие (тщетная, показная слава) вредно для любого из нас. Ибо, приводит к постепенной психологической и духовной деградации человека. Талантливый человек (если, конечно, он действительно талантлив) должен четко знать, понимать и учитывать то, что талант ему дан Высшими Силами. Иначе говоря, никакой личной заслуги талантливого человека в том, что он является обладателем конкретного таланта (не говоря уже о том, чтобы иметь целую группу талантов, в особо редких случаях даже среди талантливых людей) нет и быть не может. Это аванс Высших сил, который талант обрабатывает всю оставшуюся жизнь. Развивая свои способности в максимальной степени путем долгого и интенсивного, упорного и целеустремленного, серьёзного и фундаментального труда. И реализуя их постепенно в жизнь в своих творениях, наполняя их все в большей степени новым интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим содержанием в соответствии с классическими законами Жизни, вечными и универсальными, единственно имеющим реальный смысл и ценность.

Безусловно, потребность в чувстве собственной значимости является естественной и закономерной для всех людей. Другой вопрос в том, что разные люди совершенно различно удовлетворяют эту потребность. Одни разумно и осмысленно, а другие - фанатично, любыми способами и средствами, совершенно не заботясь о приемлемости и допустимости. Истинная потребность в признании состоит преимущественно в спокойном и внешне достаточно сдержанном высказывании своего мнения профессионалами в конкретной узкой сфере деятельности. Способными оценить не только главные моменты творчества (например, масштабность замысла), но и различного рода тонкости и нюансы, обуславливающие сам факт наличия таланта в человеке, степень его развития и уровень реализации на практике.
Тщеславный же человек ищет чисто внешних атрибутов славы: дурных аплодисментов, возгласов и реплик восторженного характера у людей широкого круга (преимущественно), не способных ни увидеть, ни адекватно оценить профессиональные тонкости и нюансы.

Признание профессионалами, как правило, означает сам факт наличия вполне конкретного таланта. Но это лишь, условно говоря, фундамент, на котором талантливому человеку предстоит еще только построить здание своего таланта. Это повод не для самоуспокоения, а для дальнейшей еще более сложной и напряженной работы по развитию и совершенствованию таланта. Как, впрочем, и необходимых качеств личности для таланта: чувства долга и ответственности, в первую очередь, перед Высшими силами, а уже потом перед обществом; усердия и упорства, дисциплины и организованности, целеустремленности и настойчивости, трудолюбия и добросовестности, самокритичности и одухотворенности, любознательности и сознательности, решительности и мужественности, терпения и силы воли.

Гоголь на примере своего героя в повести «Портрет» рассказывает нам о том, как тщеславие порождает жажду дешевой славы, самоуспокоенность, стремление бесконечно почивать на лаврах, испытывать конечное удовлетворение уже достигнутыми успехами. О том, как тщеславие расслабляет и дезорганизует талант, стимулируя в нем ревность и зависть к чужим успехам, и к чужим талантам. Внутри себя художник не мог не признать этих успехов и талантам, ибо был достаточно умен и талантлив для этого, был способен тонко и четно воспринимать истинное искусство. А также злой дух тщеславия активировал в нем ненасытную жажду интриги и авантюры против истинно талантливых людей по косвенной компрометации их личностей и трудов.
Безграничная злоба овладела душой художника: он стал скупать много талантливых картин других художников, которые еще не получили большого общественного признания. И уничтожать картины, испытывая от акта уничтожения особую радость, особое удовлетворение, которые стали доминирующими в его внутреннем мире. Они буквально подчинили себе художника, его творческий потенциал, его талант, его жизнь.

И даже когда художника пригласили в качестве эксперта для оценки картин другого таланта, то целая буря противоречивых чувств настолько резко и сильно охватила его, что он не смог даже слова вымолвить. И был вынужден покинуть картинный зал. И даже более того: художник впал в такую безграничную ярость от осознания того, что тщеславие прекратило его творческий рост, развитие его большого таланта. Тем самым, превратив его лишь в банальное подмастерье, виртуозно владеющего лишь стереотипными и стандартными элементами художественного творчества. Без особого полета фантазии и вдохновения, без озарения интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И эта мощная и гигантская неудовлетворенность собой буквально съела художника - он заболел тяжелым и неизлечимым заболеванием и быстро умер.

Вопрос, собственно, ни в том, что судьба конкретного художника сложилась столь неблагоприятным образом. А в том, что каждый человек, поддавшийся банальному тщеславию, не зависимо от реальной степени своего таланта, может иметь похожую судьбу. Можно даже сказать то, что чем больше заложен талант в человеке, тем быстрее идет комплексная деградация человека. Причем необратимого характера. Да и к вопросу о тщеславии вообще: это качество портит очень сильно не только жизнь его обладателя, но и жизнь многих окружающих. И в первую очередь, реально талантливых людей.

Как говорится, принимая добровольно в себе злой дух тщеславия, мы, тем самым, приглашаем еще добрый десяток злых духов, еще более коварных и изощренных, еще более злобных и непримиримых к проявлению истинной гармонии в чем бы то ни было. И в первую очередь, в истинном творчестве, вдохновленном Божественной искрой таланта.

О совести таланта
Совесть таланта - это совершенно особая вещь. Понятно, что талантливый человек не должен себя вести непорядочно. Как, впрочем, и любой другой человек. Но, в соответствии с осознанием своей особой миссии на Земле, талант обязан относиться к себе, к своей жизни, к своему творчеству более строго и серьезно, нежели обычный человек. Другой вопрос, что наряду с существенно большими строгостями духовного плана, талант имеет право на некоторые психологические слабости, связанные с творческим процессом. Вдохновение - это отдельное явление, на которое не распространяется большинство чисто житейских распространенных стереотипов и стандартов. И тот талант, что не желает или не умеет этого понять, наносит тем самым большой ущерб своему таланту и своей миссии. Тем самым, входя в принципиальное противоречие с волей Высших сил. За что, вероятно, будет ими серьезно наказан. Во всем, что касается творческого процесса, талант должен ориентироваться лишь на мнение других талантливых людей. Талант которых, желательно, уже получил должное общественное признание. Ибо, мнение людей, лишенных большого таланта, чаще всего, не только не способствуют раскрытию таланта в талантливом человеке, но и нередко приводят к мощным и глобальным, многогранным нарушениям в сложном процессе практической реализации истинного таланта.

Совесть таланта категорически запрещает ему халтурно заниматься творчеством, безразлично относиться к тем качествам ума и души, что прямо или косвенно участвуют в творческом процессе не только в его основной фазе, но и на предварительном этапе осмысления сути новой идеи и способов, и средств ее реализации. Как и тем жизненным факторам, которые стимулируют или тормозят вдохновение.

Талант должен заботиться о своем творчестве в несколько раз больше, чем обычный человек о большинстве важных повседневных моментов. И о том, что прямо или косвенно связано с творчеством. Это, так сказать, элемент разумного эгоизма. Ведь никто не будет заботиться о таланте больше, чем он сам (исключения составляют энтузиасты в узкой конкретной сфере деятельности или другие, не менее талантливые люди с похожим, по сути, талантом). Или даже в той же мере, что он сам. Хотя бы потому, что большинство людей не знает, не понимает и не учитывает индивидуальные особенности даже наиболее простых людей из числа непосредственного окружения. А что же говорить про тех, кто обладает реальным талантом. Человеку, который по своей сути лишен творческого начала, почти невозможно понять того, кто этим началом обладает. Эти две категории людей мыслят и чувствуют совершенно различными категориями и понятиями. Да и живут по различным правилам и законам Жизни интеллектуального и психологического, отчасти даже духовного характера. Возможно, что восприятие и ощущение эстетики жизни у них может быть принципиально разное.

Совесть таланта должна направлять его на более успешное служение человечеству. При этом совершенно не обязательно отдельным людям из непосредственного окружения. Особенно тем, кто наличие таланта в другом человеке воспринимает как укол своему самолюбию и честолюбию. И даже своему элементарному достоинству.
Совесть таланта обязывает его более интенсивно трудиться над развитием и совершенствованием таланта и самой личностью талантливого человека.
Совесть таланта должна заставлять его быть более внимательным и чутким к способностям окружающих. Быть своего рода бесстрастным экспертом в оценке достижений других людей. Особенно там, где талантливый человек действительно что-то существенное понимает, осознает, чувствует.

Совесть талантливого человека не должна позволять ему заключать принципиальные компромиссы со своим талантом в угоду людям из ближнего или дальнего окружения. Ведь миссия таланта - это служение Высшим силам. Поэтому для таланта главное - это то, чтобы именно они были удовлетворены тем, что он делает и как. Мнение мудрых профессионалов поможет ему более точно сориентироваться в данном вопросе.
Совесть таланта в оптимальном варианте должна оперировать более масштабными понятиями, чем совесть обычного человека. Более тонкими и более сложными, более многогранными и многослойными, более объемными, более комплексными. Имеющими область совместного соприкосновения с большим числом сфер интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана.
Кроме этого, совесть таланта должна оперировать принципиально более изощренными понятиями.

Совесть таланта должна заставлять любить себя более существенно, чем любит себя обычный человек. С другой стороны, эта любовь должна быть принципиально более адекватной, по сути, более правильной с точки зрения духовных законов Жизни. И те погрешности, которые обычно прощаются в этом вопросе обычному человеку, таланту не прощаются самой Жизнью.

Большинство обычных людей ориентируется на мнение окружающих в оценке их личности, их жизни, их возможного творчества. Талант же должен испытывать, в первую очередь, чувство собственного внутреннего удовлетворения от того, что он делает и как, зачем и почему. И уже потом, быть может, ориентироваться на мнение окружающих. Но, в первую очередь, именно тех людей, что способны мыслить и чувствовать сложными интеллектуальными и психологическими, духовными и эстетическими категориями. Как показывают наблюдения автора за последние сорок лет и данные трудов классиков мирового уровня в психологии, философии, литературе и эстетике, даже по отдельности способностью мыслить такими категориями способны очень немногие люди, мягко говоря. Мудрость - это удел двух-трех человек из тысячи.

Одухотворенность творчества
Как показал анализ творчества нескольких сотен известных и малоизвестных людей, в памяти потомков остаются только те творческие личности, кто сознательно и целенаправленно вносил в свою деятельность элемент одухотворенности. Конечно, вполне естественно и закономерно то, что у действительно одухотворенного человека и его творчество имеет вполне реальный шанс быть с элементом одухотворенности. И очень мало кому даже из талантливых людей удается сделать момент одухотворенности одной из стержневых линий своего творчества. Постоянной и стабильной, яркой и выразительной, объемной и стабильной, местами многослойной и даже в определенной степени концентрированной.

Доступность для понимания широкими массами людей результатов своего творчества - это отдельное достоинство талантливых людей, ставших официальными и неофициальными классиками в своем виде деятельности. Конечно, большинству людей, не отличающихся особо высоким интеллектом, философским и, тем более, творческим стилем мышления, как правило, бывает доступным лишь самый поверхностный слой информации, заложенный талантом в своих произведениях. Главная же задача мастера - это донести свои переживания и размышления, свои радости и открытия, сокровенные мысли и принципы до наиболее достойной части публики. Чтобы именно ей дать очередной мощный импульс в познании жизни, в работе над собой, в работе по преобразованию окружающей действительности преимущественно в направлении ее гармонизации, по развитию собственных творческих способностей ума и души.

Что же это такое одухотворенность творчества? Это сознательное и целенаправленное отражение в своем творчестве психологических и духовных законов Жизни, классических понятий и представлений, критериев и стандартов интеллектуального и психологического, философского и эстетического плана. Конечно, все это возможно реализовать только в силу конкретных уровней их постижения талантом. А это отдельный и очень большой разговор. Иначе говоря, талант, как конкретный человек, выполняет эту задачу по мере своих сил и возможностей, в зависимости от уровня гармонии и духовности своей личности, величины данного ему Высшими силами таланта, размера развития имеющегося таланта, от величины уровня доверия Высших сил к конкретному человеку по его выполнению особой миссии их посланника на Земле. Немаловажным моментов является и то, насколько регулярным и интенсивным, конструктивным и плодотворным является взаимодействие таланта с Высшими силами. Это, в частности, проявляется в том, насколько часто возникает у таланта вдохновение, насколько оно стабильно и продолжительно, насколько оно емко и многогранно, продуктивно и гармонично, ярко и выразительно.

Понятно, что человеку с низким уровнем духовности и в голову не придет мысль о том, что необходимо в свое творчество вносить еще и элемент одухотворенности, который для его и внешней и внутренней жизни чужд в принципе. Что называется, «на осине не родятся апельсины».

Думается, что нет особой необходимости очень подробно рассказывать о том, что элемент одухотворенности придает любому виду творчества принципиально иной колорит, содержательность и выразительность, симпатию и уважение публики (по крайней мере, ее наиболее достойной части). Главное - это степень удовлетворенности талантом со стороны Высших сил. Ибо, именно от них зависит его жизненное и творческое благополучие, его, так сказать, счастье.

Уровень одухотворенности творчества таланта часто бывает прямо пропорционален уровню гармонии личности этого таланта и уровню его духовности. Понятно, что духовность личности таланта должна носить не теоретический, а практический характер. Иначе говоря, одухотворенный человек в своей реальной жизни и деятельности, по возможности во всех их аспектах ведет себя в соответствии с теми духовными принципами и законами, что существуют в его голове. Если же все это существует только на словах, то такой духовности «грош цена в базарный день».

Конечно, в отдельных случаях Высшие силы посылают человеку информацию, которая по уровню духовности может существенно превосходить его собственный уровень. Но в таких случаях от таланта будет требоваться вполне конкретная работа ума и души по усвоению такого рода информации и в последующем ее претворению в собственном творчестве. Собственно, истинное творчество почти постоянно сталкивается с такого рода моментами, когда степень сложности приходящей к таланту информации от Высших сил (и именно от них, ибо, она не всегда идет только от них и это тема для отдельного большого и сложного разговора) несколько выше, чем предыдущая. Это своего рода косвенный стимул для постоянного внутреннего роста таланта, в том числе и в его творчестве.

Особенности творческого процесса
Творческий процесс - это явление жизни, которое можно отнести к категории тонкой материи, существующей по принципиально иным законам (по большому счету), нежели обычная человеческая жизнь. И это нужно не только знать и понимать, но и реально учитывать. Очень важно понимать особую ценность предварительного этапа (обычную человеческую деятельность, предшествующую подготовительному этапу творчества за год, месяц, неделю, сутки). То, что делает человек и как он это делает, с какими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, общим фоном настроения, особенностями физического состояния не только за сутки, но и за неделю до творческого процесса в его непосредственном практическом воплощении - все это играет определенную роль в возникновении момента вдохновения, величины его продолжительности, степени стабильности, уровня качественных показателей, да и количественных показателей тоже, степени собственного внутреннего чувства удовлетворения от объема, характера и качества проделанной работы.

Подготовительный этап - это час или несколько часов перед непосредственным творчеством. Он особенно важен для даже кратковременного полноценного творчества. В ходе реализации подготовительного этапа желательно использовать уже имеющиеся наработки по стимуляции процесса вдохновения. Необходимо по возможности ограничить отвлекающее действие внешних факторов или создать собственный доминирующий фактор, который явно благоприятен для реализации творческого процесса. Например, включить приятную музыку умеренной громкости. Родные и близкие должны проявлять вполне определенную сознательность и по возможности не отвлекать творческого человека своими мелкими и второстепенными вопросами.

Поэтому, если у человека ощущается общая выраженная слабость, низкий энергетический тонус, то приступать к продолжительному и интенсивному творчеству представляется не совсем целесообразным. Плохое настроение тоже часто негативно влияет на полноценное творчество. Иногда, правда, бывает и исключения из этого правила, когда автору, например, удается преобразовать свою грусть в ту или иную художественную зарисовку или музыкальную композицию.

Иногда бывает достаточно продолжительные периоды пассивности в творчестве. И тут ситуация весьма неоднозначна. Ибо, иногда степень деструктивности внутреннего состояния человека бывает настолько значительной, что оно бывает категорически несовместимо с полноценным творчеством. А иногда ситуация просто требует более продолжительного и более интенсивного стимулирования возникновения вдохновения. И, в отдельных случаях, период прямой или косвенной стимуляции может занимать не только несколько часов, а даже дней или месяцев. Происходит своего рода более тонкая и более точная настройка внутреннего "радиоприемника" человека на нужную волну творческого вдохновения. Конечно, мощные стрессы житейского характера вносят свой дестабилизирующий вклад в творческий процесс порой большой временной перспективы (на день, неделю или даже месяц).

Порой, отвлечение от творчества, буквально на несколько минут, потребует в последующем нового отдельного вхождения человека в состояние вдохновения. Это своего рода дополнительная плата за относительно серьезное отношение к творчеству вообще и в данный момент времени, в частности.

Информационный канал, к которому подключается человек в период вдохновения, существует по своим, так сказать, неписанным законам. Он требует к себе вполне конкретного внимания и уважения. Слишком легкомысленное отношение творческого человека к этому моменту может породить очень серьезные факторы в реализации полноценного творчества. Ибо, самостоятельное творчество человека, без подключения к информационному каналу, как правило, как следует из многолетних наблюдений, имеет принципиально более низкий уровень качественных показателей. Например, исходя лишь из собственного творчества, человек может описать только мысли, уже находящиеся у него в голове. А при подключении к информационному каналу идет поток принципиально новых мыслей, о которых прежде человеку было ничего неизвестно.

Ни по степени специфичности содержания мыслей, ни по степени их логического структурирования, ни по характеру логической последовательности возникновения мыслей в голове, ни по ракурсу восприятия анализируемых понятий и явлений, ни по глубине и масштабности воплощаемых мыслей и идей, ни по количеству мыслей сложного и очень сложного интеллектуального и духовного уровня, ни по уровню одновременной сочетаемости мыслей интеллектуального и психологического содержания, ни "просто" большого (принципиально большего) количества мыслей, ни по уровню эмоциональной интенсивности мыслей, ни по уровню выраженности эстетической изящности и изощренности, ни по количеству интересных и ярких логических и психологических ассоциаций, ни по уровню выраженности безграничной радости от занятия именно таким плодотворным творчеством, ни по степени глубины собственного внутреннего чувства удовлетворенности результатами своего творчества, удовлетворенности собой и своей жизнью не только в момент творчества, но и спустя некоторое (порой достаточно продолжительное) время после него. Да и чувство утомления, даже чисто физического характера, возникает после периода подключения какое-то особенное, приятное и радостное.

Особенности эволюции таланта
Для того, чтобы наиболее эффективно развивать свои творческие способности, талантливому человеку необходимо знать, понимать и учитывать некоторые особенности личности вообще и творческих способностей, в частности. В частности, диалектический закон «перехода количества в качество». Его, безусловно, нужно применять максимально осмысленно. Формально, автоматически перехода на принципиально новый качественный уровень от просто большого количества творческой продукции не происходит. В реальности это имеет место быть при наличии следующих условий:

1. Одновременном максимально интенсивном развитии самой личности талантливого человека и его творческих способностей.
2. Сознательном и целенаправленном развитии способов воплощения задуманного в практические результаты.
3. Постепенном переходе от более простых видов творчества (по форме и содержанию) к более сложным
4. Постоянном и энергичном поиске новых идей для их воплощения
5. Регулярных поисков новых аспектов анализа интересных явлений жизни, способных вдохновить на серьезное и плодотворное творчество.
6. Изучении психологических и духовных Законом Жизни в их наибольшем количестве и при максимально глубоком качественном осмыслении каждого из них. Достижение высокого уровня понимания и осознания новых возможностей учета этих законов в своей жизни и творчестве.
7. Серьезном изучении творчества талантливых людей, получивших общественное признание.
8. Постоянном многофакторном анализе собственного творчества: его особенностей и закономерностей, сильных и слабых мест, способов создания наиболее эффективных и стабильных источников вдохновения, способов восстановления умственных, душевных и физических сил после выполнения житейских обязанностей и вполне конкретной реализации творческих замыслов, реальных и возможных форм и темпов эволюции своей личности, своих способностей, своего творчества, своих удачных, неудачных и относительно удачных творческих решений и воплощений.
9. Регулярном осмыслении эффективности реализации своей духовной миссии на Земле, погружении в осознание прежних и новых граней этой миссии житейского и творческого характера.
      10. Координации своих усилий с помощью выбранных экспертов (1-2 человека), создании новых элементов для максимально эффективного и плодотворного сотрудничества с экспертами при их сознательной и целенаправленной, многогранной и энергичной мотивации.

Одним из фундаментальных законов эволюции личности и творческих способностей является присутствие вполне конкретного по длительности временного фактора. И чем больше предполагается качественный скачок, тем более значительный интервал времени для этого требуется. И это нормально, естественно и закономерно даже для таланта на уровне гения. Понятно, что работа над собой и своими способностями требует мощного проявления многих положительных качества: усердия и трудолюбия, организованности и дисциплины, добросовестности и тщательности, аккуратности и упорства, настойчивости и целеустремленности, самоконтроля и хотя бы умеренного участия самокритичности. Обычно на переход на следующую ступень (хотя бы промежуточного этапа) требуются годы. А подъем, условно говоря, на следующий этаж требует уже десятилетия непрерывного и максимально интенсивного труда по развитию своей личности и творчества. Тогда можно четко и наглядно видеть проявление другого диалектического закона: «от простого к сложному». И далее: от сложного к более сложному и от более сложного к очень сложному. Собственно, пределов совершенства не существует. И не только с точки зрения одной человеческой жизни, а даже для десятков предыдущих воплощений человека.

Конечно, играет большую роль присутствие или отсутствие мудрого наставника. Именно мудрого, способного к многофакторному анализу ситуации. Кроме этого играет роль и величина таланта самого наставника, уровень координации его разума с Высшими силами, степень развития многогранной ситуации (по жизненным вопросам и по творческим).

Большую роль в эволюции талантливого человека имеет благоприятная психологическая обстановка в его родительской семье во всей ее многофакторности: уровень интеллекта родителей, уровень гармонии личности, степень тонкости душевной организации, наличие каких-либо творческих способностей, возможность уделять много времени и сил воспитанию ребенка, основные приоритеты этого воспитания.

Конечно, когда имеет место большой талант, то он будет, пусть и с большими задержками, развиваться сам. В отдельных случаях даже вопреки воле самого человека. Ибо громадная энергия, вложенная в него Высшими силами для творчества, будет постоянно требовать своей творческой реализации, практического воплощения.
Преодолевая тем самым внутреннюю неорганизованность или принципиальную неблагоприятность чисто внешних факторов жизни талантливого человека. Конечно, чем раньше (в меньшем возрасте) человек осознает факт самого присутствия таланта в нем и начнет серьезно заниматься его развитием, тем выше шанс реализации таланта в нем и начнет серьезно заниматься его развитием, тем выше шанс реализации таланта вообще и выше вероятность достижения больших вершин в творчестве. Кроме того, имеет место быть косвенная или прямая координация основных моментов жизни творческого человека со стороны Высших сил. При существенных отклонениях человека от предназначенной для него жизненной линии (индивидуальной миссии на Земле) высшие силы могут и надавать болезненных и неприятных подзатыльников. В первую очередь моральных и психологических. А при их относительной эффективности - еще и физических - путем прохождения человека через серьезные болезни и страдания (физические и душевные). Вот как серьезно обстоит дело с талантом на самом деле.

Важным моментом для талантливого человека является сознательное и целенаправленное накопление информации о жизни вообще и жизни современного человеческого общества, в частности.

Когда количество наблюдений за жизнью и людьми будет вести счет на тысячи, при их хотя бы умеренном осмыслении, анализе и систематизации, выявлении основных способностей и закономерностей, то возможен переход на промежуточную ступень человеческой мудрости (один из многих сотен или тысяч). И это дает косвенную возможность внести в развитие своей личности и своих способностей принципиально новые элементы. Причем, как по сути, так и по форме. Поэтому как нередко новые ракурс восприятия того или иного явления жизни может принципиально менять его оценку человеком, как в количественном, так и в качественном смысле.

Эволюция творчества, при всех ее закономерностях, имеет еще и индивидуальную специфику - ибо оно жестко завязано с конкретным комплектом интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических свойств личности творческого человека. Степени их развития и гармоничности. В одних случаях этот комплект благоприятствует успешному развитию творческих способностей, а в других случаях в определенной степени препятствует таковому. В любом случае талант - это экзамен для человека, причем непрерывный и пожизненный. И оценка его личности и жизни Высшими силами будет зависеть от того, насколько осмысленно человек подходит к реализации своего творческого потенциала, к себе, к своей жизни, к своей миссии (во всем объемном и многогранном ее содержании). А от этой оценки напрямую будет зависеть любой вид благополучия в жизни талантливого человека, не зависимо от степени и объема его личных усилий по достижению хотя бы одного вида благополучия в жизни.

Индивидуальная специфика предполагает и такой момент: нельзя проводить формальные параллели между собой и другими творческим человеком. Ибо то, что легко и просто может даваться одному, может быть, тайной за семью печатями для другого. И то, что один четко и однозначно ощущает интуитивно, от другого потребует долгих часов размышления, целенаправленного и интенсивного. Разный уровень гармонии личности предполагает и различную степень возможного погружения в постижение даже основных элементов человеческого бытия (не говоря уже о второстепенных, более тонких и более изощренных). Он же и нередко регламентирует и уровень познания основных психологических и духовных Законов Жизни, как и их реальный учет в своей жизни и творчестве. Часто исходный уровень гармонии определяет и степень интенсивности возможной эволюции и личности творческого человека и его творческих способностей (собственно, не относящиеся напрямую к творчеству, в том числе). Как и предполагаемые этапы этой эволюции многогранного и многоступенчатого характера.

С другой стороны, интенсивность (ее максимально возможный уровень) эволюции личности и творческих способностей в значительной степени регламентированы Высшими силами. И преодолеть этот потолок, как правило, никому и никогда не дано. Собственно, в подавляющем большинстве случаев даже самые энергичные энтузиасты развития своей личности и своих талантов не достигают и половины от того, что для них предназначено. Но мечтать, что называется не вредно, вредно не мечтать.
Интенсивность развития творческих способностей зависит от уровня развития задатков этих способностей, от уровня исходной гармонии личности, от степени интенсивности развития личности талантливого человека.

Отношение одного таланта к другому
В содержание миссии талантливого человека, кроме всего прочего, входит и его отношение к другому талантливому человеку. Отношение, в первую очередь, приличное и достойное, а уже потом профессионально адекватное. Такого рода отношение должно быть по возможности внимательное и бережное (если, конечно, этот другой талант ведет сам себя по жизни прилично и строит отношения с первым талантом в приличном стиле), осторожное и тактичное. Высшие силы всегда благосклонно относятся к тем, кто прямо или косвенно помогает талантливому человеку обрести себя по жизни и в творчестве. И степень этой благосклонности прямо пропорциональна количеству качественных (и именно качественных, а не каких попало, произвольных и хаотичных, импульсивных и совершенно разноплановых в каждую конкретную единицу времени) усилий доброжелателя. А в отношении талантливого доброжелателя благосклонность может быть и двойной. Все зависит от истинных мотивов и намерений доброжелателя. Они должны быть, в первую очередь, искренними и альтруистичными, что называется, во благо гармонии Вселенной.
Даже лишь отчасти реализовавший свои творческие способности человек может успешно помочь другому понять свои сильные и слабые стороны, сделать акцент в жизни и творчестве на действительно важных моментах вообще и применительно к конкретному подопечному, в частности. Первый может помочь второму составить программу развития своих способностей хотя бы на ближайший период времени. И подсказать наиболее эффективные способы и средства реализации этой программы.
Истинный талант никогда не будет завидовать гармонии личности и творчества другого таланта, не будет испытывать ревность к его жизненным и творческим успехам. А будет хотя бы отчасти сопереживать его удачам и неудачам.
Как мы видим на примере художника из «Портрета» Гоголя, использование интриг и авантюр против других талантов обязательно вызывает очень серьезное наказание такого деятеля, вплоть до полного сумасшествия и физической смерти.
В свое время великий Пушкин очень сильно опекал молодые таланты, пытающиеся обрести себя в творчестве и получить общественное признание. Его рецензии во многих случаях были краткими по форме, но весьма емкими по содержанию. Он абсолютно не боялся конкурентов, ибо знал то, что талант дан человеку по воле Высших сил. И игнорировать эту волю бессмысленно и вредно. А вот помогать таланту делать свой посильный вклад в усиление гармонии Вселенной - это хорошо и правильно, приятно и полезно, в первую очередь, для самого себя, для своего ума и души, для развития гармонии своей личности и своего творчества. Думается, что Пушкин - это пример, достойный подражания. Ибо он, даже когда не видел какого-либо таланта в человеке вообще, оставался приличным и достойным человеком. И память о нем хранит в веках все человечество.