Творческая личность. Глава 1. часть 1

Александр Иванович Алтунин
Благодарность таланта Высшим силам
Безусловно, каждый человек должен быть благодарен Высшим силам за то, что они дали ему очередную возможность получить воплощение в человеческом образе для интенсивного и всестороннего развития человеческой души, итоговое предназначение которой - это выполнение задач повышенной степени сложности в соответствии с верой Высших сил. Талантливый человек должен испытывать непрерывную и пожизненную благодарность за то, что ему дали возможность развить и воплотить особые таланты, данные ему как аванс Высшими силами. Но благодарность Высшим силам заключается не только в регулярном славословии им, но и в достаточно достойном образе жизни и предельно содержательном и продуктивном творчестве, в искреннем стремлении повысить уровень гармонии своей личности, развить свои творческие способности в максимальной степени, в том, чтобы быть постоянно в наибольшей степени достойным своей миссии посланника Высших сил.

Талантливый человек старается смотреть с философской точки зрения на все проблемы и неприятности, неудачи и поражения, утраты и разочарования, на медленную (таковой она выглядит с индивидуально-субъективной точки зрения) эволюцию своей личности и своих творческих способностей. Все имеет своей смысл, который часто скрыт от человека, по крайней мере, в период их возникновения. А годы или десятилетия спустя завеса тайны может несколько приоткрыться и даст возможность хотя бы отчасти приобщиться к глобальным замыслам Высших сил относительно человеческой души не только в рамках конкретного воплощения, а, быть может, и целой серии воплощений (что, правда, случается очень редко).

Благодарность Высшим силам может проявляться в искренней благодарности тем людям, которые в той или иной степени помогают талантливому человеку обрести себя, развить себя и свои способности до определенного, достаточно значительного уровня (но не более, чем в соответствии с волей Высших сил относительно конкретного воплощения того или иного человека). Достаточно адекватным должно быть и отношение таланта к своим житейским или творческим недоброжелателям. Смысл возникновения проблемных ситуаций в жизни человека заключается в сознательном и целенаправленном поиске возможных путей решения новых проблем, более тонких и более сложных, более многогранных (а, может быть, и более многослойных). Более оригинальных, предполагающих более значительный творческий подход к восприятию действительности, к анализу полученной информации, к формулировке итоговых выводов и поиске наиболее эффективных путей реализации этих выводов. Возможно, что даже на этапе осмысления действительности талантливому человеку понадобится узнать мнение определенного круга людей (не говоря уже о других перечисленных этапах постижения жизни). Потом выбрать среди различных мнений наиболее правильные и полезные (тут может оказаться полезной интуиция человека). И именно их в последствии учесть в своей практической жизни. Любые неудачи - это реальный мотив работать над собой более интенсивно, более многогранно, более творчески, более самокритично. А это уже импульс к более эффективному выполнению своей миссии.

Борьба светлых и темных сил в таланте
Собственно, каждому человеку по жизни необходимо знать и понимать то, что в его жизни темные силы активны всегда: круглосуточно и пожизненно. А вот светлые силы нам помогают только тогда, когда мы их об этом просим. И не просто просим, а очень серьезно, искренне и интенсивно, с выраженным смирением, с глубоким осознанием ценности возможной для нас помощи, с чувством предварительной признательности за будущую помощь.

Понятно, что все, что повышает прямо или косвенно уровень гармонии Вселенной, является раздражающим фактором для темных сил. Именно поэтому творческий человек является для них одной из мишеней воздействия первостепенной важности. Целая армия злых духов старается изо всех сил внести, так или иначе, элементы физического дискомфорта различной степени тяжести, чтобы творческому человеку хотелось только одного - облегчения своих страданий, отодвигая творчество на дальний план. Знают они и эффективность выраженного душевного дискомфорта индивида по негативному воздействию на творчество. И тут все средства хороши. Во-первых, темные силы стараются разрушить веру человека в себя и свои силы, в сам факт наличия творческой одаренности (мол, есть, но очень мелкая, из которой ничего значительного сделать нельзя). Если такого рода их усилия остаются без особого результата, то любым способом снизить степень творческого вдохновения, уменьшить уровень энтузиазма занятием творчества вообще, в данный день и час, в частности. В голове творческого человека может возникнуть бесконечный поток ярких мыслей отвлекающего характера с большим возможным интеллектуальным и психологическим содержанием. Может идти интенсивное воздействие на отдельные слабости и страсти человека только ради того, чтобы он, хотя бы на небольшое время, отвлекся от мыслей о творчестве, потерял нить вдохновения, нарушил слаженную координацию различных внутренних процессов, обеспечивающую реализацию плодотворного творчества.

Темные силы активно стараются принципиально изменить оценку человека результатов своего творчества. Либо резко ее повысить и, тем самым, внушить своего рода манию величия с выраженными элементами самоуверенности и самовлюбленности, высокомерия и чванства, пренебрежительного отношения к обычным людям. Либо резко ее понизить, в значительной степени обострив все реальные и мнимые комплексы неполноценности, повысив общую неуверенность в себе и своих силах, усилив склонность к интенсивным и длительным сомнениям и колебаниям, в том числе относительно состоятельности личности человека вообще и, в творчестве, в частности.

Одним из распространенных приемов темных сил является появление в жизни творческого человека принципиальных недоброжелателей личности творческого человека, его жизни и творчества. Это группа людей стремится всеми возможными способами обесценить личность творческого типа, ее жизнь и творчество. А еще лучше - в максимальной степени скомпрометировать его в глазах общественного мнения, используя при этом как примитивную, так и изощренную ложь с отдельными элементами правды формального и второстепенного характера.

Вера таланта в себя
Во-первых, каждому человеку необходимо знать то, что он, по большому счету, ничем не хуже большинства окружающих. У каждого есть свой комплект достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств. Вопрос только в том, что именно делает человек со своими достоинствами и недостатками - нейтрально и отстраненно к ним относится или серьезно и осознанно, целенаправленно и интенсивно над ними работает, максимально развивая первые и в такой же степени тормозя развитие вторых.

Вера таланта в себя имеет две основные составляющие: личностную и человеческую. Иначе говоря, если в человеке есть вполне определенный комплект положительных свойств ума и души из числа классических ценностей, то ему уже есть за что уважать и любить себя. По крайней мере, не меньше, чем большинство (в среднем). Другой момент в том, что многие окружающие стремятся настолько сильно любить себя, что нарушают интересы многих других людей. Как минимум, из ближайшего окружения, а, как максимум, и из дальнего. И поэтому даже относительным примером для подражания быть не могут. И, чем больше от эгоистической любви к себе человека страдают другие люди, тем меньше вероятность обретения не только большого счастья эгоистом, но даже среднего. Да и уровень полноценности творчества у такого человека будет весьма символическим. Даже в классики современности он вряд ли попадет. А уж о звании классика вечности и мечтать не приходится. Истинное вдохновение может приходить только к человеку альтруистического плана, любящего, условно говоря, искусство в себе, а не себя в искусстве.

Конечно, порой весьма непросто бывает определить даже сам факт наличия таланта у конкретного человека. Не говоря уже о его потенциальной величине. И тут очень важно избежать элемента впадения в крайности. Дело в том, что некоторые люди из ближайшего окружения потенциально талантливого человека склонны оценивать его талантливость в зависимости от типа отношения к нему. Если тот или иной конкретный «аналитик» относится с симпатией к анализируемой личности, то он будет склонен считать его обязательно талантливым. Исходя из принципа: «тот, кого я люблю, бездарным быть не может». А тот, кто относится с антипатией к творческому человеку, считает, что действительно талантливый человек, даже чисто теоретически, не может вызывать у него раздражение. А если вызывает, то это однозначно свидетельствует об отсутствии таланта.

Обе позиции отличаются крайним субъективизмом. Иначе говоря, склонны в значительной степени, вольно или невольно, искажать картину реального положения вещей. И поэтому принципиально полагаться на их мнение в плане оценки даже самого факта наличия таланта у самого себя все же не стоит. Вообще, было бы гораздо правильнее говорить не о наличии таланта (очень большого и очень уникального за исключением очень редких и действительно уникальных случаев, когда, например, пятилетний мальчик пишет классическую музыку), а о наличии задатков определенных творческих способностей. Ибо, как показывает анализ жизни многих способных людей, специфика их творческих способностей открылась не в детстве и даже не в юности, а уже в ранней молодости. И далеко не всегда это был принципиально какой-то фантастический фейерверк мысли и чувства.

Пушкин ведь не зря говорил о том, что «гений - это один процент таланта и девяносто девять процентов труда». Труда по шлифовке творческих способностей и необходимых качеств личности. Труда тяжелого и интенсивного, сознательного и целенаправленного, постоянного и пожизненного.

Определенные способности действительно есть у каждого человека. Но вопрос выбора специальности, которой человек посвятит свою жизнь, далеко не так прост, как многим того хотелось бы. Безусловно, оптимальным вариантом, в данном случае, был бы выбор специальности, в которой в наибольшей степени могли бы проявиться способности человека, особенно творческого типа. Что предполагает наличие у человека творческого мышления, что, к сожалению, имеет место быть только в пяти процентах случаев.

Определить характер способностей человека - это вполне важная и достойная задача для своего воплощения. И желательно стараться, по мере сил и возможностей, развивать эти способности, даже, если они в его непосредственной работе и не участвуют. Дело в том, что даже сам процесс развития способностей вызывает одновременные параллельные процессы шлифовки многих особенно ценных свойств человеческого ума. А иногда и души. Которые, безусловно, могут помочь любому человеку в наиболее оптимальном построении своей жизни и своей служебной карьеры в хорошем смысле слова. Не говоря уже о том, что могут поднять на принципиально более высокий уровень чувство удовлетворения собой и своей жизнью у способного человека.

И при этом совершенно не обязательно грезить какой-то там мифической гениальностью. Это, чаще всего, бессмысленно и вредно для психологической и духовной структуры личности способного человека. Если талант, хотя бы самый минимальный, действительно есть, то это в последующем хотя бы некоторые люди заметят. И хорошо, когда это совершенно посторонние люди, ничем не связанные с самим творческим человеком или его семьей (это позволит хотя бы в определенной степени уменьшить элемент возможного лицемерия из эгоистических соображений).
Хорошо, когда в роли экспертов выступают люди с уровнем интеллекта существенно выше среднего (таковые, к сожалению, не так часто встречаются в природе, как нам всем этого хотелось бы), понимающие в конкретном виде деятельности способного человека, люди порядочные и хотя бы с небольшим элементом гармонии личности. Да и элемент определенной одухотворенности, мягко говоря, еще никому и никогда не мешал. Другой вопрос, что умение определять все эти критерии приходит (если приходит вообще…) лишь с годами, а не в детстве, отрочестве и юности. Подавляющее большинство людей ни в сорок, ни в восемьдесят лет, к сожалению, не имеют даже мало-мальски четких критериев по оценке интеллекта, уровня гармонии и одухотворенности в других людях. Собственно, и в самих себе тоже, как ни грустно об этом говорить, ибо претензию на наличие особых достоинств и добродетелей в большой степени их развития, чаще всего, предъявляют именно те люди, в которых они отсутствуют даже в средней степени развития. Поэтому претензия на совершенство и реальное положение вещей - это совершенно разные явления нашей жизни.

Вера в себя у способного человека нередко бывает связана со способностью понимания степени развития своих способностей. Пусть это будет развитие всего в пять-десять процентов, но важно это вовремя увидеть, понять, оценить, сделать соответствующие и необходимые выводы о степени целесообразности вложения большого количества сил и времени в развитие тех или иных конкретных способностей человека.

Вера в себя должна быть связанной с самокритичностью. Человек должен ясно и отчетливо представлять свои реальные, хотя бы самые основные, достоинства и недостатки. Достоинства необходимо знать для формирования элемента самоуважения. А недостатки необходимо знать для развития адекватного уровня любви к себе. Иначе говоря, чтобы он не зашкаливал. Не говоря уже о том, что истинное достоинство человека заключается в том, с каким уважением он относится к достоинствам и добродетелям окружающих. Если творческий человек безразличен к этим двум моментам в окружающих или, тем более, пренебрегает ими, то ему, по выражению народной мудрости «грош цена в базарный день». Не зависимо от степени его талантливости. И, в первую очередь, в глазах Высших сил.

Конечно, верой в себя и свои способности не стоит специально кичиться. Как и выставлять их напоказ по делу и не по делу. Не стоит без дела дразнить самолюбие большинства окружающих, у которых или нет особенных способностей вообще или реальные жизненные обстоятельства в значительной степени препятствуют полноценному развитию имеющихся у них способностей. Не нужно вызывать безграничную ревность и зависть, способные принести много концентрированного зла и в настоящем, и в будущем способного человека.

Верность своим убеждениям и принципам
В мире современного искусства (и не только искусства) возникло бесконечное множество самых различных отклонений от классических канонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана, вплоть до самых больших и откровенных извращений. Поэтому, если принципы и убеждения творческого человека (и обычного человека, в том числе) в большей степени соответствуют классическим понятиям, то их необходимо беречь и укреплять, сохранять и развивать именно их истинное естество. А совсем не то, что изобретают старательно и интенсивно современники. Безусловно, некоторые требования дня сегодняшнего желательно творческому человеку учитывать в своем творчестве. Но эта коррекция должна касаться в основном дополнительных и второстепенных моментов. Черное ни в коем случае не должно становиться белым (как, впрочем, и серое). Хотя, конечно, дифференцированное отношение к различным оттенкам серого не только желательно, но и жестко необходимо. Ведь ясно и понятно, что светло-серые оттенки имеют совсем другую суть, нежели тёмно-серые. Последовательность можно продолжать: злое не должно становиться добрым, плохое - хорошим, примитивное - совершенным, глупое - умным, безнравственное - нравственным, бездуховное - духовным, безвкусное - проявлением чувства вкуса, пошлое - благородным, легкомысленное - серьезным, прозаичное - романтичным, обычное - оригинальным, уровень троечника - уровнем хорошиста и т.д.

Иначе говоря, все фундаментальные понятия должны сохранять свое первоначальное содержание и суть. Конечно, меняются времена - меняются нравы. Но истинный творец только тот, кто остается верен классическим традициям. И как бы его ни убеждали родные, друзья, знакомые, коллеги (с формальной точки зрения) изменить своим классическим принципам и убеждениям - он не должен поддаваться на эти явные провокации и снижать уровень качества своего творчества.

Бывает, конечно, какая-то сиюминутная необходимость создать нечто лишь на умеренном качественном уровне. Но это, ни в коем случае, не должно становиться стандартом, как у художника из «Портрета» Гоголя. Ибо, как нам известно, это ни к чему хорошему не привело. Начался этап психологической и духовной деградации художника, лишивший его душевного равновесия и комфорта на всю оставшуюся жизнь. Уже не говоря о том, что он резко сократил продолжительность его жизни. Да и резко воспрепятствовал выполнению его персональной миссии на Земле. Божественная энергия таланта художника, не истраченная на истинное творчество и эволюцию личности, буквально сожгла его в прямом и переносном смысле. Читатель делает четкий и однозначный вывод о том, что с подобными вещами шутки плохи. Это с одной стороны. А с другой, - лучше все же учиться на чужих ошибках, проводя серьезную и целенаправленную профилактику собственных больших драм и трагедий, проблем и неприятностей.

Исходя из выше сказанного, можно понять, что верность своим фундаментальным принципам и убеждениям классического типа является не прихотью или капризом того или иного конкретного человека, а насущной необходимостью любого человека и в первую очередь - творческого. Как для полноценной реализации его таланта, так и для успешного развития его личности.

Верность самому себе - это один из важнейших элементов правильной любви к себе. Как в жизни вообще, так и в жизни талантливого человека. Это, конечно, отнюдь не означает строго формального и фанатичного отношения ко всему, что касается собственного внутреннего мира человека. Ибо, он должен полноценно развиваться. Иначе говоря, ни в какой момент времени своего существования не претендовать даже на относительное совершенство и гармонию. Не говоря уже об абсолютном.
Даже из самой язвительной критики при желании можно извлечь рациональное зерно. Другой вопрос, что оно не обязательно будет большим и с особо продуктивным и конструктивным потенциалом.

Деградация таланта
Чем более значительным талантом одарен человек, тем более существенный энергетический потенциал Внешние силы вкладывают в него. И, если человек расходует эту энергию не на развитие своих творческих способностей и своей личности в целом, то к ситуации активно подключаться темные силы, которые стремятся использовать этот энергетический потенциал в своих интересах. В жизни человека с творческим потенциалом начинает возникать бесконечное множество самых различных по сути и форме соблазнов. Которые, при их чисто внешней приятности, требуют от человека громадных затрат времени и сил, создают особую потребность (которую невозможно насытить в принципе) в особенных, необычных, экзотических и просто острых ощущениях. И уже на удовлетворение этой потребности человек тратит большую часть своего свободного времени. И более того: резко сдвигаются акценты в системе жизненных ценностей от понятий в системе вечных духовных ценностей к понятиям сиюминутной радости и удовольствия от удовлетворения минутных капризов и прихотей второстепенного и третьестепенного характера. Вот и получается, что "бытие определяет сознание".

Ведущими чертами характера человека становятся легкомысленность и поверхность, сумасбродство и своенравность, пониженное чувство долга и ответственности. Возникает первоначально небольшая, но, тем не менее, весьма устойчивая психологическая и духовная деградация талантливого человека. Снижается уровень организованности и самодисциплины. Занятия творчеством, если и происходят, то предельно хаотично и импульсивно, без какой-либо системы и порядка. Снижается уровень серьезной осмысленности творчества, как и глубина интеллектуального и психологического погружения человека в творческие процессы. Мотивы творчества становятся сиюминутного характера. Ведущим руководствующим фактором для осуществления творчества становится тщеславие человека. Когда наибольшую радость у человека вызывает не сдержанное одобрение эксперта, а внешняя шумиха непосвященной толпы восторженного и нередко лицемерного характера.

На примере героя Гоголя в повести «Портрет» мы можем ясно и отчетливо видеть то, как пренебрежение истинными духовными ценностями ведет талант в тупик интеллектуального и психологического характера. Духовная эволюция личности таланта превращается в деградацию. В большинстве случаев, к сожалению, необратимую. Только серьезный и напряженный, упорный и целенаправленный труд по развитию своих творческих способностей может спасти талант от деградации.
Рано или поздно, у деградирующего таланта возникает хотя бы короткое просветление ума, и он с громадным ужасом открывает для себя то, во что он превратился. И это душевное потрясение, в ряде случаев, бывает настолько мощным, что вызывает полное и необратимое сумасшествие. Жизнь в таких случаях наказывает очень сурово.

Истинные друзья таланта
Если спросить большинство людей, из числа тех, что не занимаются серьезно творчеством о том, кто является другом талантливого человека, то практически все ответят что-то вроде, тот, кто к нему хорошо относится. Если попросить хотя бы немного расшифровать эту фразу, то, в числе прочего, можно услышать следующее «кто не говорит ему грубости и резкости, неприятные вещи». И вот тут-то и кроется один из возможных подводных камней в отношениях с творческим человеком.
Безусловно, считать правильным желание кого-либо унижать или оскорблять чье-либо достоинство было бы, как минимум, нелогично. Но, на самом деле, друг - это тот, кто в максимальной степени помогает творческому человеку развить его способности и его личность в целом. А любое развитие имеет свои логические этапы, свои проблемы, колебания и сомнения, неудачи и поражения. И думать о них только положительное друзьям творческого человека было бы не совсем правильно. Как и говорить, таким образом, ему об этом. Восхваление недостатков и слабостей творческого человека окружающими точно не может способствовать эффективному развитию его личности и его способностей.

Собственно, как и искусственное создание окружающими у человека иллюзии того, что он якобы является талантливым, если на самом деле это не так. Главным аргументом многих родственников (и не только) при этом является мысль, что «каждый по-своему талантлив» или «он не может быть абсолютно бездарным». Конечно, он не обязательно должен быть абсолютно бездарным. Возможно, что вполне конкретные задатки некоторых способностей у него действительно имеют место быть. Но это совершенно не обязательно должно быть проявлением какого-либо особенного по сути, форме и величине таланта.

Истинный друг - это тот, кто бесстрастно старается оценить величину способностей своего ближнего (если, конечно, он что-то существенное понимает в конкретной сфере деятельности, способен мыслить тонкими и сложными категориями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана (в лучшем случае, это два человека из тысячи).

Собственно, бесстрастность оценки должна иметь место быть независимо от того, как аналитик относится к конкретному претенденту на звание творческого (не говоря уже о талантливом) человеке. Пристрастность приводит к тому, что всех своих родных и друзей человек считает талантливыми. А всех тех, кто к этому числу не относится, в лучшем случае, ставит в этом плане под сомнение. А уж тех, кто определяется ими в числе, пусть даже частичных и косвенных недоброжелателей (о врагах уже вообще речь вести не стоит), пристрастный человек легко и просто объявляет не просто полностью бездарными, но и очень глупыми, и очень плохими людьми. С которыми и разговаривать не о чем и незачем. Не говоря уже о том, чтобы с ними конструктивно и плодотворно, полноценно общаться. И в этом плане часто наблюдается буквально какой-то патологический фанатизм, нетерпимость, категоричность и прямолинейность, претензия на обладание истиной в последней инстанции, резкость и жесткость, элемент даже явной психологической агрессивности (в отдельных случаях способной дойти до физической).

Истинные друзья, как показывает жизнь, это те, кто спокойно и доброжелательно, тактично и деликатно могут указать творческому человеку на его отдельные слабости и недостатки. Причем, как в личности, так и в творчестве. Но они, как правило, не ограничиваются лишь констатацией факта, а подсказывают ему (с их точки зрения, которая не обязательно является самой оптимальной и самой мудрой) что и как сделать, чтобы наиболее быстро и эффективно подкорректировать выявленные недоработки.

Друг никогда не будет одобрять лень творческого человека, его неорганизованность и недисциплинированность, пониженное чувство долга и ответственности перед собой, своим талантом, Высшими силами Вселенной, обществом; поверхностность и легкомысленность, пренебрежение нравственными и духовными ценностями, равнодушие к психологическим и духовным законам Жизни, его ревность и зависть к чужим успехам, тщеславные наклонности, карьеризм, жажду мирской славы и большого богатства, бесконечную череду банальных развлечений и увлечений, лицемерие и лживость, пошлость и подлость, наглость и хамство, душевную черствость и жесткость, равнодушие к страданиям и переживаниям ближнего, эгоизм и чванство, мелочность и формализм, пренебрежение к обычным людям и тем, кто имеет талант меньшего размера и степени эксклюзивности. И прочие пороки характера и мировоззрения.

Понятно, что талантливый человек (и даже гений) не может быть идеальным существом. Он имеет свой комплект, как достоинств, так и недостатков. Но задача истинного друга как раз в том и состоит, чтобы помочь творческому человеку увидеть, понять и скорректировать хотя бы некоторые его недостатки. Об особенностях личности, связанных с творческим процессом, речь должна идти отдельно. Ибо, это очень большая и специфическая тема, чтобы о ней можно было говорить лишь вскользь. Но статус друга никак не отменяет серьезность, глубокую осмысленность, тактичность и деликатность, чувство изящного юмора по отношению к любому человеку и к творческой личности, в особенности.

Другой вопрос, что далеко не каждый друг творческой личности должен заниматься столь сложными и щепетильными вопросами. Мудрость - это удел очень малого числа людей - всего два-три на тысячу (в лучшем случае). И вообще давать кому-либо советы и рекомендации - это брать на себя очень большую ответственность в глазах Высших сил. И переоценка своих возможностей и способностей в этом плане может очень дорого ему обойтись. Такого эксперта Жизнь может очень жестко и серьезно наказать созданием большой и трудной проблемы и неприятности, доходящих до уровня драмы и даже трагедии. Если кроме вас самих никто из окружающих никогда не заметил в вас особого интеллекта и мудрости, то будьте предельно осторожны в деле выдачи советов и рекомендаций.

Если вы не готовы интеллектуально и психологически, духовно в полной мере помочь компенсировать другому человеку последствия своего неудачного совета (девяносто пять процентов от всех советов в вопросах средней степени сложности и девяносто девять процентов в вопросах высокой степени сложности - это показывает информация классиков мировой психологии и философии и сорок лет наблюдения за людьми автором этих строк), то лучше промолчите. Если же вас настоятельно просят высказаться, то расскажите свою мысль, без претензии на истину и с компромиссной оговоркой «я, возможно, ошибаюсь». Но, как правило, такого рода присказки используют лишь очень неглупые люди. Ибо, только очень умный человек хотя бы в относительной степени представляет границы своего ума. Для глупого - это тайна за семью печатями.
Быть истинным другом - это не только дополнительные права, но в большей степени, это дополнительные обязанности, дополнительная ответственность. И те, кто этого не понимает или не хочет понимать, очень рискует своим даже относительным благополучием в жизни.

Представляется очень ценным моментом то, что друг старается делиться своими интеллектуальными, психологическими и духовными открытиями и озарениями, своими наработками в этих сферах человеческого бытия. При этом учитывая мудрость древних: "перед тем, как сообщить новую мудрость своему другу, ты должен должным образом подготовить его к восприятию этой информации. В противном случае, она не только не поможет ему, но еще и навредит"…

Духовность таланта
Каждому человеку необходимо понимать то, что духовность в человеческой жизни - это не просто элемент первостепенной важности, а самое главное. Без чего все остальное обретает лишь символический смысл и ценность. Для талантливого человека духовность важна в два-четыре раза (как минимум) больше, чем для обычного человека. Собственно, любая эволюция личности, исключающая из себя элемент духовности, как и переводящая его в число второстепенных, обречена, по большому счету, на неудачу. Не говоря уже о том, что эволюция личности (понимаемая лишь с формальных позиций), при такой постановке вопроса, постепенно (а иногда и резко) превращается в духовную деградация личности.

Талантливый человек должен понимать и осознавать тот момент, что его личность, жизнь и творчество являются не просто еще одной площадкой (как у большинства обычных людей) столкновения темных и светлых сил, а ареной наиболее ожесточенных сражений. В ходе которых далеко не всегда побеждает собственное светлое начало талантливой личности. В связи с чем, от творческого человека требуется, кроме всего прочего, постоянная и серьезная внимательность и бдительность ко всему, что происходит в его внутреннем мире, ко всем новым (да и старым тоже) мыслям и чувствам. Ибо то, что появляется в голове человека и хорошее, и плохое, в девяносто процентах случаев не рождается в результате лишь его собственных усилий ума и души. А бывает привнесено в него представителями светлых или темных сил.
Одной из особенностей их влияния является тот момент, что темные силы активны всегда. И даже более того: они стремятся максимально эффективно (для себя естественно) использовать даже секундное ослабление бдительности индивида для того, чтобы вложить в голову человека (в его так называемое сознание), в лучшем случае, духовный мусор нейтрального содержания (таковым он выглядит лишь с точки зрения сиюминутных интересов человека), а в худшем - информацию агрессивно деструктивного и дисгармоничного содержания.

Правда, в большинстве случаев, очень тонко и умело замаскированную темными силами в якобы приятную и полезную для человек информацию. Поэтому легко и быстро распознать ее истинную сущность далеко не всегда представляется возможным даже человеку умеренно искушенному в такого рода делах. О неискушенных (девяносто пять – девяносто девять процентов населения) речь вообще, в данном аспекте, вести не стоит. Вот такая, можно сказать, грустная и местами драматичная ситуация. Которая сохраняется в жизни большинства людей даже не дни или месяцы, а годы и десятилетия. По сути - почти всю жизнь. Если только Жизнь в очередной раз мощно и глобально не встряхнет заблуждающегося и после этого пошлет ему действительно мудрого человека (не более 2-3 человек из тысячи), к которому он почувствует вдруг особое доверие и расположение.

Выслушав же мудрый совет и наставление, не только решит, но и осуществит (в девяти случаях из десяти маловероятную) глобальную принципиальную перестройку своей личности, своего внутреннего мира, своей жизни в ее фундаментальных моментах и явлениях. И поставит духовные ценности не просто чисто теоретически, а реально и практически в системе иерархии ценностей на первое место. Что называется, раз и навсегда. Ибо, многочисленные сомнения и колебания, как простого, так и весьма изощренного характера, в той или иной степени, будут преследовать его всю оставшуюся жизнь. И, в ряде случаев, от него понадобится, в том числе, и вполне конкретное мужество для того, чтобы не отступить от избранной новой позиции в этом сложном и предельно проблематичном мире.

Автор этих строк потратил больше десяти лет своей жизни на решение вопроса о том, почему из нескольких десятков талантливых людей (причем, с формальной точки зрения, примерно равных по размеру своего таланта) только редкие единицы становятся классиками. И в результате выяснилось то, что классиками становились только те, кто четко и конкретно осознавал первостепенность духовности в жизни вообще, и в их собственной, в частности, в их личности, в их творчестве (как, впрочем, и в творчестве вообще). Но, кроме осознания этого момента, такой талантливый человек проникался этой истиной до самых сокровенных глубин своего ума и души. И в соответствии с этим строил свою жизнь и свое творчество. Но не для внешней показухи кому-либо из окружающих, а, исходя из искренней и бескорыстной насущной потребности своей души прикоснуться к благодати Высших сил.
И, желательно, не только однократно, а регулярно прикасаться, тем самым, стремясь наиболее полноценно реализовать свою эксклюзивную миссию на Земле - миссию посланника Высших сил, стремящегося изо всех сил своего существа и каждым своим дыханием по возможности повышать уровень гармонии окружающего мира.
Тот же, кто сознательно встал на путь духовного служения Высшим силам Вселенной своей максимально благочестивой жизнью и одухотворенным творчеством, как правило, не остается в последующем без внимания Высших сил. Конечно, виды и формы этого внимания совершенно не обязательно будут однозначными. Ибо, темные силы не дремлют. И непрерывно стараются, если не явно, то скрыто негативно повлиять на духовность человека (творческого, в особенности), на его личность, на его жизнь, на его творчество, на развитие личности и творческих способностей. И, как минимум, внести бесконечное множество самых различных сомнений и колебаний преимущественно деструктивного и дисгармоничного характера во все выше перечисленные процессы и явления.

И донести до сознания заблуждающегося суть и содержание его личных (а часто и весьма распространенных) заблуждений далеко не всегда легко и просто. Ибо, темные силы выстраивают настолько мощную и стройную систему аргументов (прямо или косвенно опирающихся на отдельные слабости и недостатки человека), что опровергнуть ее можно только в результате очень серьезной, длительной и весьма интенсивной работы ума и души человека. К чему у девяносто девяти процентов людей ни навыка, ни привычки не было, нет и не будет никогда (в данном воплощении). А без этого какие-либо существенные духовные сдвиги невозможны в принципе. Не говоря уже о мало-мальски существенных духовных достижениях.

Как показывает практика, большинство людей очень жестко и категорично сопротивляется повышению их духовности даже на один процент. Ибо, в таких случаях их глобальная умственная и душевная лень ставит свое категоричное вето на даже чисто теоретическую возможность такого рода преобразований. Интуитивная (в лучшем случае) неуверенность в реальной степени собственной одухотворенности заставляет большинство людей избегать (очень старательно и тщательно) ситуации, где бы могла проявиться их частичная (не говоря уже о полной) несостоятельность ума, души и духа.

А потому все доброжелательные попытки даже наиболее достойными окружающими добавить хотя бы мизерную величину к их реальной духовности встречают буквально в штыки. Что называется, они об этом даже разговаривать не хотят. В лучшем случае, могут изредка блеснуть какими-нибудь распространенными штампами, по их мнению, относящимися к духовным понятиям (что далеко не всегда соответствует реальной действительности).

Реальная духовность творческого человека четко и однозначно отражается в его творчестве. Какой бы она ни была на самом деле: мизерной, минимальной или средней. Другой момент заключается в том, что творческий человек со средним уровнем духовности (не путать с посредственным или общераспространенным, стандартным, ибо, средний уровень духовности приходится, в лучшем случае, на одного человека из ста тысяч населения) отчетливо понимает, именно в силу наличия этого достаточно значительного уровня духовности, особую ценность одухотворенности в любом процессе жизни. А потому стремится не только в максимальной степени повысить уровень своей духовности, но и органично воплотить его в своем в творчестве. На всех этапах этой сложной деятельности.

Одухотворенность творческого человека не дает ему возможность посвящать свою жизнь и свое творчество только мелким и второстепенным моментам. Он при этом осознает необходимость использования принципиально более сложных категорий мышления интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, чем большинство обычных людей. Он понимает, что имеет уникальную возможность нести людям истину более тонкую, более гармоничную, более совершенную, более сложную. И сам факт наличия творческих способностей у себя воспринимает, как обязанность выполнять этот элемент своей миссии максимально тщательно и добросовестно, усердно и трудолюбиво, упорно и целенаправленно, настойчиво и неутомимо, с высоким уровнем неиссякаемого энтузиазма и оптимизма.

Одухотворенность творческого человека как бы косвенно руководит им в принятии наиболее важных жизненных решений. В том числе, в выборе круга своих друзей и единомышленников. В число которых он старается по возможности включать людей с достаточно конкретным уровнем гармонии и одухотворенности, в отдельных случаях, с выраженными творческими способностями, с реальной способностью оперировать сложными и тонкими категориями в жизни вообще и в творчестве, в частности. А также понимающими тонкости и нюансы в его узкой сфере деятельности. К сожалению, далеко не всегда в это число попадают те люди, которые являются формальными родственниками, приятелями, соседями, коллегами. Иначе говоря, теми, кто может непосредственно его окружать и думать, что они с ним, что называется, «на короткой ноге».

Одухотворенность выступает в роли своего рода цензора внутреннего в оценке реальной ценности тех элементов, что человек использует в своей жизни и творчестве. В результате многое мелкое, второстепенное, банальное и примитивное, грубое и пошлое, глупое и дисгармоничное отсеивается уже на предварительно этапе выбора замысла для творчества.

Одухотворенность не позволяет творческому человеку делать ведущий акцент в своем творчестве на распространенных стереотипах и стандартах, откровенно халтурить, проявлять расхлябанность и неорганизованность, серьезно ориентироваться на сиюминутные интересы окружающих. И считать самыми главными моментами только интересы своего народа в конкретный этап его развития, а не эволюции, по большому счету. Одухотворенность может помогать контролировать человеку проявление своих слабостей и недостатков, в том числе, например, легкомысленности и сумасбродства, самоуверенности и самовлюбленности, погони за мелкими сиюминутными успехами и результатами, в проявлении акцента на количестве результатов творчества, а не на качестве.

Одухотворенность определяет более серьезное и внимательное отношение человека к развитию своей личности, своих способностей, форме, сути, содержанию творчества.
Одухотворенность влияет на уровень и характер общения творческого человека с окружающими. Примитивное, банальное, пустое времяпрепровождение достаточно жестко им регламентируется. Вызывая, в ряде случаев, серьезное недовольство некоторых окружающих, отличающихся наиболее болезненной амбицией.

Очень интересно общение творческих мужчин с женщинами. Мужчины стремятся найти максимально яркую и оригинальную, утонченную и изящную изюминку в таком общении, поднять его на наиболее высокий уровень качества. Во многих случаях гармоничные женщины служат в определенной степени своего рода музами вдохновения творческого мужчины. Элементы классической женственности получают в уме и душе мужчины достойную оценку, одобрение и даже восхищение. Чем выше уровень гармонии женщины и ее одухотворенности, тем большую роль в жизни творческого мужчины она может играть. И наоборот. Гармоничная и одухотворенная женщина способна прямо или косвенно влиять на интенсивность и полноценность процесса развития личности творческого мужчины (конечно, не только мужчины, но это тема отдельного большого разговора) и его творчества, его творческих способностей. И даже более того: она косвенно может участвовать в создании мужчиной очередных шедевров, в придании шедеврам более высокого и изощренного параметра эстетики (интеллектуальной, и психологической). Она может в определенной степени уберечь творческого мужчину от пустых и вредных развлечений и увлечений, способных негативно повлиять на его духовное развитие, творческую эволюцию и уровень гармонии личности в целом.

Источник вдохновения таланта
Существует бесконечное множество индивидуально-специфических особенностей и закономерностей личностного плана. И то, что для одного человека является совершенно нейтральным и даже безразличным явлением, может для другого быть источником мощнейшего вдохновения. Поэтому, абсолютно универсальных рецептов, в данном случае, не может быть даже чисто теоретически. Однако, есть моменты, которые, как минимум, могут предрасполагать к вдохновению. Это прямое соприкосновение с чем-либо, отличающимся высоким уровнем гармонии с интеллектуальной или психологической, духовной или эстетической точки зрения. Это может быть произведение классической музыка, живописи, архитектуры, скульптуры, литературы, кино с выше перечисленными параметрами в красивом или даже изящном воплощении, народная песня, созерцание красивого или обаятельного человеческого лица противоположного пола (как правило, в подавляющем большинстве случаев), соприкосновение с особо гармоничным биополем конкретного человека, способным настроить творческую личность на особенно тонкий и изящный лад, состояние ума и души.

Иногда особую энергетику имеет то или иное место - монастырь, памятник, архитектурное сооружение и т.д. В отдельных случаях, вдохновляющим фактором служит восприятие какого-либо социального или культурного, интеллектуального или даже научного явления. Вдохновение может появляться и в результате длительного предварительного размышления человека над тем или иным конкретным вопросом. Как, например, открытие Менделеевым периодической системы химических элементов. Может вызвать прилив вдохновения и какое-либо мощное психологическое потрясение: удивление, изумление, сопереживание и сострадание, настройка в мощный резонанс мыслям и чувствам своего собеседника, неожиданное озарение по поводу какого-либо сложного и многогранного вопроса. Особым влиянием на человека обладают все явления истинно духовного содержания. Причем, в отдельных случаях, это совершенно не обязательно явление из своего родного вида религии. Классические ценности имеют универсальный характер.

Бывают случаи, когда особенное удивление может вызвать интонация голоса, звонкий и чистый смех, выражение глаз, мимики, жестикуляция, изящное движение (или определенная их последовательность), определенная поза тела, особо эффектная часть человеческого тела (чаще женского с мощными эстетическими параметрами). Изредка всплеск активности ума может вызвать какая-либо особо точная, лаконичная и изящная характеристика того или иного предмета, человека, явления природы или человеческой жизни. Бывает удивительным даже определенное стилистическое построение выражения уже известной мысли, необычное словосочетание, употребление непривычных эпитетов, прилагательных, терминов и понятий, нестандартный ракурс восприятия привычного явления, оригинальных ход мысли или чувства того или иного конкретного аналитика жизни (психолога, философа, писателя, журналиста, публициста, поэта, музыканта и т.д.).

Безусловно, небезразличным будет восприятие результатов творчества других людей (особенно тех, кто уже получил большое общественное признание и имеет сходный вид творческой деятельности). Благоприятным будет и чтение художественных биографий знаменитых людей с описанием особенностей и закономерностей их жизненного и творческого пути с детских лет и до получения признания, да и, собственно, не менее интересно и после него.

Любовь таланта к себе
Любить себя должен каждый человек. И, тем более, человек творческий. Но любовь к себе у творческого человека должна быть несколько иная, чем у большинства обычных людей. Творческий человек должен, в первую очередь, любить проявление воли Высших сил в себе. И даже более того: беречь, холить и лелеять, непрерывно и пожизненно, серьезно и целенаправленно, основательно и фундаментально заботиться о своем творческом начале. Талант должен безгранично любить Высшие силы за то, что они сочли именно его достойным своих благодеяний и наделили его большим комплектом достоинств и добродетелей, входящих в понятие "талант". Который он должен всеми силами ума и души, духа и тела интенсивно развивать. Любовь творческого человека к себе, с одной стороны, должна быть нежнее и теплее, больше и ярче, более глобальной и более многогранной. А, с другой стороны, - она должна быть более строгой и более серьезной, более осмысленной и даже несколько более мудрой. Ибо, она предполагает более выраженное чувство долга и ответственности, более осмысленное отношение к своей персональной миссии на Земле в роли посланника Высших сил по укреплению и развитию гармонии не только в конкретном человеческом обществе, но и во всей Вселенной в целом.

Любовь талантливого человека к себе не имеет права быть легкомысленной и сумасбродной, хаотичной и импульсивной, полной многочисленных капризов и прихотей, глобальной снисходительности к своим основным слабостям и недостаткам. Истинная любовь к себе не должна способствовать развитию в человеке лени и неорганизованности, пренебрежения к порядку и дисциплине, поверхностности. Она должна стимулировать сосредоточенность и концентрацию внимания, упорство и трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, усердие и добросовестность, акцент на качественных показателях своего творчества, самокритичность и склонность к серьезному, глубокому, многогранному многофакторному анализу своей жизни, личности и творчества, программы эволюции своей личности и развитию своих творческих способностей.

Любовь к себе адекватно должна расставлять акценты в жизни талантливого человека. Например, "нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве". Такая любовь предполагает акцент на своих разнообразных и многочисленных обязанностях, а уже потом на своих некоторых правах. Истинная любовь таланта к себе не терпит демонстративности, мелкой суеты, акцента на внешней форме вместе акцента на реальном содержании, как его внутреннего мира, так и явлений внешнего мира. Эта любовь определяет приверженность таланта вечным и универсальным психологическим и духовным законам Жизни. И его неутомимое стремление как можно лучше узнать их, понять и учесть в своей жизни. Как и приверженность к классическим понятиям интеллектуального и психологического, эстетического и духовного характера и в своей жизни, и в своей личности, и в своем творчестве. Творческий человек стремится непрерывно совершенствовать свое умение оперировать наиболее тонкими и сложными, многогранными и изощренными понятиями, критериями, выбранными в качестве личных ориентиров и стандартов для личного внутреннего пользования.

Наличие адекватных экспертов для таланта
Момент наличия адекватных экспертов для творческого человека имеет первостепенное значение. Это и для определения самого факта наличия творческих способностей, и для определения величины задатков этих способностей, и для оценки величины реальных достижений, особенно промежуточного характера, когда творчество находится в переходном периоде от одного большого этапа к другому.
Очень неплохо, когда у талантливого человека есть наставник, который сам обладает творческими способностями аналогичного типа. Длительное наблюдение за развитием юного таланта позволяет наставнику адекватно оценить то, насколько существенно подопечный продвинулся в своем развитии за каждый прожитый им год. И на основе этих оценок наставник имеет возможность определить степень перспективности развития творческих способностей в юном создании. Оценка наставника должна быть строгой с одной стороны, а с другой по возможности доброжелательной. И, если не по сути, то хотя бы по форме.

Необходимость сомнений и колебаний
Творческий процесс - это, во-первых, весьма субъективная вещь. Талантливый (или даже просто способный) человек, чаще всего, совершенно не понимает и не представляет, откуда именно приходят мысли в его голову. Причем не только какая-то отдельная та или иная мысль, а даже целый поток мыслей, как целенаправленного характера, так и вроде как произвольного и, на первый взгляд, хаотичного.
Остается вне осознания и то, почему именно эта мысль пришла ему в голову, почему именно в этот момент времени и в данном месте пространства. Ведь писательница Жорж Санд имела в своем кабинете сразу несколько рабочих столов. За каждым, из которых она регулярно писала тот или иной конкретный роман, вдохновение по которому приходило именно за этим конкретным столом. И когда заканчивалось вдохновение за одним столом, нередко возникало за другим. В результате творческий процесс мог продолжаться достаточно долго. А главное - плодотворно.

Многие явления человеческой жизни носят, многогранный и сложный характер. И поэтому одна группа мыслей обычно касается лишь одной группы граней конкретного явления (интеллектуального или психологического, духовного или эстетического характера). А другая группа мыслей - других граней явления. Бывают случаи, когда содержание информации, поступающей к творческому человеку настолько необычно и непривычно для него, что у него естественно и закономерно возникают различного рода сомнения и размышления по поводу степени истинности той или иной конкретной мысли. А также он ощущает потребность дополнительно структурировать новые мысли в системе своих прежних представлений. А также попытаться более наглядно и отчетливо представить себе те новые смысловые грани, что открылись ему в период творческого озарения.

В ходе творческого осмысления прежней и новой информации у таланта могут возникать различного рода сомнения и колебания. И это нормально, это естественно и даже закономерно для любого творческого процесса. Ибо, как правило, новые идеи, приходящие в голову таланту, требуют от него дополнительных умственных и душевных усилий по их осмыслению, анализу, доработке, преобразованию своих субъективных ощущений в конкретные слова, образы и т.д.

Бывает и так, что полученная информация входит в принципиальное или частичное противоречие с тем, что было известно таланту до того. И тогда возникает мощная дилемма: скорректировать прежние свои представления или редактировать суть и содержание новой мысли. И главное - это не проявлять формального фанатизма в каждом конкретном случае. Ибо, бывают, к сожалению, случаи, когда информация поступает к человеку, условно говоря, из недостоверных источников. Некоторые, из которых целенаправленно стремятся ввести талант в заблуждение, посеять сильные сомнения в правильности не только интеллектуальных или психологических представлений, но и духовных, и даже элементарных эстетических (хотя само понятие элементарных на самом деле далеко не так элементарно, как некоторым непосвященным людям хотелось бы думать).

Конечно, элемент критического анализа должен присутствовать в каждом творческом человеке. Но его проявление желательно все же после прохождения периода вдохновения, а не во время него. Ибо, в этот период главной задачей для творческого человека является максимально полная фиксация новой информации объективного или субъективного (на уровне ощущений и явно или отчасти абстрактных образов) характера. Сомнения и колебания, как правило, помогают более глубоко погрузиться в исследуемую тему, более конкретно представить себе хотя бы отдельные смутные ощущения и образы. Особенно интуитивного плана. Дополнительные размышления нередко помогают человеку открыть новые грани изучаемого явления, понять взаимосвязь между этими гранями, их роль самостоятельного или спонтанного характера.

Сомнения и колебания - это не признак бедности ума или несовершенства личности человека в целом. Это нормально, это хорошо. Без них невозможен процесс познания нового, осознания, структурирования информации, выбор способа и метода воплощения новой информации в том или ином виде деятельности. И порой, чем сильнее сомнение, тем более внимательно и сосредоточенно изучает человек интересующий его предмет или явление природы и человеческой жизни.

Таким образом, сомнение (при его разумной степени выраженности, когда оно не переходит в самоцель, а все-таки является лишь средством) способно иметь конструктивный характер. Без сомнения невозможно истинное творчество вообще. Другой вопрос в том, что у человека иногда возникают, так сказать, радикальные сомнения в его личной способности к действительно продуктивному творческому процессу, к высокому качеству творчества, в целесообразности выбранной сферы деятельности, в состоятельности своей личности в целом, в степени осмысленности своей жизни с интеллектуальных, психологических и духовных позиций. И тогда человек должен выстроить по возможности стройную систему аргументов, которые бы давали реальную возможность, что называется, голосовать «за» или «против» конкретного сомнения.

Сомнения особенно закономерны, если у человека имеются способности одновременно к нескольким видам деятельности. И бывает в отдельных редких случаях, что человек успешно занимается несколькими видами деятельности. Но, чаще всего, все же желательно выбрать один ведущий (гении в этом правиле являются явными исключениями). Тогда, даже чисто теоретически у человека появится возможность достичь какого-то ощутимого результата в выбранной сфере деятельности. Конечно, в жизни имеют место быть случаи, когда уже само творчество, как таковое, доставляет истинное удовольствие и удовлетворение человеку. А особые достижения в таком случае его особенно не волнуют. Что ж, каждому свое. То, что хорошо для одного человека, совершенно не обязательно является таковым или хотя бы в такой же степени для другого. И наоборот.

Древние говорили, что сомнение - это двигатель прогресса. Ведь иногда большие открытия возникали именно там, где человек вольно или невольно начинал сомневаться в степени завершенности, совершенства того или иного явления, в том, что оно однозначно белое или черное, простое или сложное, логичное или нелогичное, правильное или неправильное, достаточно гармоничное и т.д.

Другой момент, что в период творческого озарения принципиальные сомнения в собственной состоятельности являются нежелательными. Объединить творчество в его активной части и сомнение в один момент времени нецелесообразно, бессмысленно и вредно. Это уже получаются происки темных сил. Хотя размышления творческого человека о себе - это важная и нужная вещь. Правда, при этом желательно (хотя бы иногда) участие в этом процессе других людей, наделенных особым доверием со стороны творческого человека, являющихся экспертами в конкретном виде деятельности или сфере анализа. Найти таких экспертов задача очень непростая. Ибо, одни хотят творчески мыслить, но не умеют. А другие - умеют, но в данном случае, не хотят. Есть и третья группа людей, которая и не умеет и не желает уметь творчески мыслить.