Реквием по Украине. В феврале 14-го...

Виталий Осетинский 2
Посвящается 10 годовщине госпереворота в Киеве.

Был промозглый бесснежный февраль 2014 года. Страну с осени трясло в лихорадке. Из Киева, словно бациллы из туберкулезной каверны, расползались по городам кочующие толпы «активистов», «самооборонцев», футбольных хулиганов и прочего «цвета нации». Они действовали дерзко и бесцеремонно: захватывали здания, избивали и глумились над всеми, кто был против них. Большая же часть жителей с тревогой смотрела на происходящее и ждала развязки.
Я заканчивал интенсивную фазу лечения МЛУ-ТБ. В тот вечер, выпив оставшуюся дозу таблеток, я отпросился домой до утра. Никто в отделении уже особо этому не противился, за много месяцев убедившись в моей дисциплинированности. Даже строгая Ольга Николаевна – заведующая отделением с прозвищем «Мама», – смотрела на мои «побывки» сквозь пальцы.
Вечером ко мне зашел Костя. Заварили кофе. Маленький черно-белый телевизор «Электроника-404», который я установил на кухне, был включен на телеканале «Интер». Это был единственный канал, который еще показывал хоть что-то отдаленно похожее на новости. Остальные украинские каналы, словно по взмаху волшебной палочки, вдруг превратились в агитационные подразделения бунтующих «майдановцев». На экране мелькали черно-белые картинки начинавшейся гражданской войны: весь в огне и черном дыму центр Киева; скрытые масками лица бунтовщиков – словно одурманенные, со стеклянными глазами; смертельно уставшие и физически и морально бойцы украинской милиции и внутренних войск...
– Ходят слухи, что к нам тоже едут колонны «автомайдановцев» и «самооборона». Что думаешь? – Выждав паузу, начал разговор Костя.
– Если приедут – одной милиции и ВВ-шникам не справиться. Их со всех областей стянули в Киев. Здесь либо сами организуемся, либо...
– Да кто тут организуется? – Досадно махнул рукой Костя. – Говорил я с пацанами местными. На словах – все смелые. А я им говорю: «Если позовут в дружину, чтобы город от отморозков защитить? Пойдете?» Тут у всех то работа, то дела внезапные. И вообще, говорят, если в хату ломиться будут – будем драться. А так - «мое дело – сторона»!
– М...да. Ну, скоро, видимо, будут уже ломиться к каждому в хату. – Вздохнул я и потянулся за кофейником. – Ну, да ладно. Если эти «скакуны» в Киеве власть не возьмут – весь их кураж в регионах быстро прекратится. Так что, вся надежда сейчас на вот этих парней в шлемах и со щитами.
– Это верно. Будем держать кулаки за парней!
Мы стали говорить о чем-то отвлеченном, но взгляды наши были все также прикованы к маленькому экрану. Все мысли наши были там.
Выпив еще по чашке чая, мы стали прощаться. Вышли во двор. Костя закурил. Тихо и спокойно было вокруг. Над домом в зимнем небе повис ясный месяц.
– Давай, станичник, выздоравливай! – Похлопал меня по плечу Костя. – И держи в курсе, если что...
На следующее утро я вернулся в наш стационар. День начинался ничем не примечательно. Завтрак. Таблетки. Обход...
Привычный ход вещей нарушил телефонный звонок. Звонил мой соратник по казачеству Сергей.
– Здорово ночевали, брат! Знаю, что ты болеешь, но дело срочное! Ты уж прости... – Голос его звучал сбивчиво и взволнованно.
– Что случилось, Серый?
– Не по телефону. Через час встречаемся в сквере у горисполкома!
– Принял. Я буду!
– Конец связи!
Времени на оценку ситуации не было. Я быстро оделся и вышел из палаты.
– Галина Федоровна, я до вечера отлучусь! – Быстро бросил я дежурной медсестре. – Таблетки я все сегодня выпил!
Внизу на «курилке» собрались человек 6 наших пациентов. Я решил подойти к ним.
– Мужики! Я сейчас на горисполком еду... Нужна помощь. Кто может – поехали со мной!
– Хе-хе! Студент, ты за «майдан» что ли поедешь скакать? – Съязвил Валера.
– Иди ты к черту со своим «майданом», понял?!. Дружину собираем. От этих отморозков защищать город!
– Да ну! А менты на что? И вообще... Нахрен это кому нужно?
Я окинул взглядом присутствующих.
– Услышал тебя. Кто еще какого мнения?
Все молчали, отводя взгляд в сторону.
– А я пойду! – Вдруг, тяжело прокашлявшись, выпалил старый «хроник», бывший арестант Олег.
– Дядя Олег, ты серьезно что ли? – Опешил Валера.
– А разве я когда-то понты колотил? – Сердито отозвался больной. – Пошли, Студент! Не хочу, чтобы в моем городе разная шваль рулила!
Я тоже долго смотрел на хмурого седого Олега, не зная как реагировать.
– Спасибо, брат! Не ожидал, правда! Ты... Оставайся лучше. Сам понимаешь, ты еще с «плюсами». Тут здоровей тебя есть! Но, видать, пороху не хватает.
– Студент! – Олег крепко схватил меня за руку. – Если что... Ты только дай знать!.. Удачи тебе!

Чем ближе я подходил к скверу у горисполкома, тем сильнее нарастало беспокойство перед неизвестностью. Сердце бешено колотилось. В парке я издали увидел группу людей – человек 15, среди которых мелькали наши казачьи кубанки.
Сергей, увидев меня, подошел первым, и подвел меня к остальным. С ним было еще трое моих товарищей – Сашка, Виталик и Сергей Владимирович. Все четверо они были с боевым опытом. Серега успел повоевать в Приднестровье, Сашка – в Чечне, Виталик служил где-то на ближнем востоке, а Сергей Владимирович был в русском добровольческом отряде в Югославии. И, по иронии судьбы, один я - «атаман» местной казачьей общины – никогда не держал в руках оружия.
– Знакомьтесь! Это Виталий Владимирович. Наш атаман! – Официально отрекомендовал меня Серега остальным.
– Да, ладно, Серый, обойдемся без титулов!
– Ну, тогда, просто «Док»! – Заулыбался Серега.
С подачи ребят, мы каждому присвоили свой позывной.
– Максим. – Первым представился высокий худощавый парень.
– Ира. – Протянула руку светловолосая девушка.
– Александр...
По очереди я познакомился со всеми собравшимися. Это были активисты местного «антимайдана». Студенты, молодежь. Несколько спортсменов. Эта горстка людей – все из почти миллионного города, кто не побоялся выступить против хаоса и беспредела! Остальные ждали, чем все закончится. Или ждали, когда придут «в их хату».
– В общем, «Док», расклад такой! – Ввел меня в курс дела Максим. – Нам сейчас нужно просто прийти и поддержать наших пацанов из милиции и ВВ. Чтобы не было картины, словно в городе все за «майдан». Ты же сам знаешь, что большая часть против, но отсиживается! А так, глядишь, и люди увидят, вокруг кого объединиться, и подтянутся! А твоих ребят я попросил нашим «силовым блоком» побыть, что ли. Но в провокации ни в какие не вмешиваемся! Все должно быть в рамках закона. Мы ведь не эти... Черти.
– Принял. Администрация города в курсе?
– Конечно. И милиция. Все нормально!
– Ну, тогда, пойдем!
– Погоди, «Док». – Вмешался Сергей Владимирович. – Пойдем со мной.
Мы молча прошли в ближайшие дворы, где Сергей Владимирович припарковал свою «Волгу». Он молча достал из багажника темный сверток.
– Вот. Одень под куртку. Береженого – Бог бережет!
Я развернул сверток. В нем лежал милицейский бронежилет.
– Владимирович, а ты?
– И я тоже одел, не волнуйся! – Заулыбался сослуживец.
– Но... Откуда?
– Хорошие люди поделились! Не важно.
«Броник» с непривычки показался очень тяжелым и громоздким. Но в нем я почувствовал, что немного успокаиваюсь.
Когда мы вернулись к остальным, Максим уже повязывал на рукав всем георгиевскую ленточку.
– На всякий случай. – Объяснил он. Чтобы видеть, где наши.
– Это правильно. Да и символ подходящий.
– Ну, кажется, все? С Богом!
– Стоп. – Сделал я жест рукой. – Владимирович!
– Я.
– Сходи в разведку. Осмотри дворы вокруг.
– Принял, атаман! Верно говоришь.
– Только внимания не привлекай.
– Обижаешь!
Мы пошли к зданию горисполкома. Погода портилась. Задул сильный ветер. С неба срывалась «крупа». У здания исполкома «тусовалась» пока небольшая – до 100 человек – толпа. Было много молодых лиц. Лет по 18 - 19. Лица скрыты были хирургическими масками или шарфами. Вели себя беспокойно и шумно. Наше появление их явно заинтересовало.
– Козаки! Козаки! – Закричал кто-то из толпы, увидев наши кубанки.
Толпа принялась дружно улюлюкать.
– Козаки, вы з народом?! – Вырвавшись к нам, подскочила рыжеволосая девушка. – Вы з народом, козаки?!
– С народом, с народом, милая барышня! – Расплылся в улыбке и подмигнул ей Сашка. – С народом, но не с вами!
– Ганьба козакам!!! – Завизжала в истерике девица. – Ганьба козакам!!! Титушки!!! Титушки!!!
«Ганьба! Ганьба!» – Взорвалось многоголосье. Пока все это не было похоже на серьезную провокацию, а напоминало какой-то фарс.
Под крики «Ганьба» мы спокойно подошли к милицейскому оцеплению. На фоне беснующихся «майдановцев», молодые бойцы со щитами выглядели как античные воины. Только строгое молчаливое спокойствие в ответ на истерики и возгласы.
Максим переговорил с кем-то из офицеров, и нас пропустили за ограждение. Из дверей городской администрации к нам вышел священник. Он проводил нас к милиционеру в погонах прапорщика.
– Вадим. – Представился молодой прапорщик. – Вы, наверное, дружинники? Проходите.
Максим и я в общих чертах объяснили милиционеру свой план действий.
– Вот что, мужики. Из руководства города тут никого нет. – Ввел нас в курс дела Вадим. – Мэр ушел на больничный. Весь день ждем его зама. Поэтому давайте пока без самодеятельности. И... Спасибо за поддержку!
Я окинул взглядом холл горисполкома. Кроме кордона милиционеров, здание было совершенно ничем не защищено.
– Тогда давайте, прапорщик, укрепляться! – Немного подумав, сказал я.
– Без обид, парни. Я ведь без приказа ничего не могу!
– Ну, тогда мы можем без приказа. – Улыбнулся я. – Долго мы это начальство ждать будем? А если сейчас эти на штурм пойдут?
– Атаман прав. – Вмешался Серега. – Нужно хотя-бы вход заблокировать.
– И окна заложить, чем можно. – Дополнил я.
– Ладно. Сейчас узнаю. – Сдался Вадим.
Через минуту он уже вернулся в сопровождении вахтера.
– Давайте, 5 человек со мной. Я покажу откуда столы можно брать...
Через час перед центральным входом уже выросла солидная баррикада из столов, мешков с цементом и всего, что оказалось под рукой. Окна первого этажа также стали закрывать щитами, столешницами и досками.
– Я насчитал в округе 5 автобусов. Все в разных местах припаркованы. – Отчитался вернувшийся с разведки Сергей Владимирович. – В одном дворе выгрузились молодчики с битами и в масках. Человек тридцать.
Вскоре атмосфера на площади перед исполкомом резко накалилась. Со всех окрестных дворов потянулись к зданию мэрии «активисты». Лица всех скрыты под масками. У многих – железные прутья, палки, самодельные щиты из фанеры, бейсбольные биты.
«Ре-во-лю-ция! Ре-во-лю-ция!» – Сканировали ритмично и неистово «митингующие».
Звонко звякнули о щиты бойцов оцепления первые булыжники. Ряды железных парней не дрогнули. С глухим хлопком о ступеньки разбилась бутылка с зажигательной смесью. Пламя вязко растеклось по бетону.
«Слава Украине! Героям слава!»...
Вдруг в здании горисполкома появился человек в деловом костюме, в котором мы узнали заместителя мэра господина М. Он был в сопровождении милицейского подполковника.
– Что тут происходит?! – Изображая строгость, спросил М.
Максим что-то принялся ему объяснять.
– Ах, да... Дружинники... – Замялся чиновник. – Расходитесь по домам, мужики!
– В каком смысле? – Опешил Серега. – А они?! – Показал он на стоящих в оцеплении бойцов.
– Расходитесь по домам! Ничего не будет! – Еще раз повторил М., уже совладав с растерянностью. – Это приказ мэра!
– Мы что, сдаемся просто так?! – Гневно выпалил Сашка.
– Не сдаемся!.. Не сдаемся!.. Мы не допускаем провокаций! Чтобы в городе было все спокойно! – Оправдывался чиновник. – Прапорщик! Выведите людей через запасной ход!..
Разбитым и подавленным вернулся я отделение.
– Ну, что? Сходил на баррикады, Студент? – С насмешкой спросил Валера.
– Не твое дело!.. – Отмахнулся я и отвернулся к стене. Слезы сами хлынули из глаз.
По телевизору в палате передавали местные новости. Возрастная тетушка из аппарата горисполкома со скучным видом сообщила о том, что в здании исполкома находятся около 500 «членов самообороны» и что с ними ведут «переговоры».

Прежней Украине оставалось жить несколько дней...

18.02.2024.
г. Мелитополь