Умение разбираться в людях. Глава 5

Александр Иванович Алтунин
Главное и второстепенное
Большинству людей представляется предельно ясным и понятным момент, касающийся умения различать главное и второстепенное по жизни. На самом деле, как пишут классики психологии, философии и художественной литературы, эти умением обладает не более десяти процентов людей. В том числе, и с высшим образованием. Попробуем разобраться в том, почему такая ситуация имеет место быть. Во-первых, в силу наличия большого количества стереотипов мышления, весьма распространенных в широких слоях населения. Это стереотипы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Достаточно упрощенные, чтобы быть понятными и приемлемыми для большинства людей.

Проблемность ситуации в значительной степени определяется мощным психологическим и духовным невежеством большинства людей. Во многом это связано с тем, что в подростковом и юношеском возрасте им никто и никогда не говорил об особой ценности психологической и духовной эрудиции. Ибо, те, кто по идее должен был бы им об этом сказать, по большому счету, и сами этого не знали. Не говоря уже о том, что выраженная интеллектуальная, психологическая и духовная любознательность встречается достаточно редко. На ее месте очень часто находится банальное житейское любопытство относительно второстепенных и третьестепенных вопросов жизни. И жизни вообще, и других людей, в частности.

Дополнительную сложность ситуации придавал и тот момент, что приличной и толковой литературы по психологии и философии еще двадцать пять лет назад не было вообще. По большому счету. Да и сейчас она присутствует только в некоторых особо крупных городах России. А процентов восемьдесят населения лишены возможности ее покупать в книжном магазине. Хотя, проблемность ситуации состоит и в том, что нет моды и престижности читать психологическую и философскую литературу. Не говоря уже о духовной. Автор этих строк вот уже двадцать лет рекомендует своим клиентам читать психологическую и философскую литературу. Но к его рекомендациям прислушался, в лучшем случае, один процент клиентов и их родственников. Ибо, фундаментальная лень ума и души не позволяет им подняться на более высокий энергетический уровень в работе ума и души. Который требуется для полноценного усвоения информации из этих книг. И банальный рационализм не позволяет им в этом процессе увидеть смысл и пользу и вообще, и применительно к себе, в частности.

Это приводит к тому, что подавляющее большинство людей в своей жизни в основном занимается второстепенными и третьестепенными вопросами. Они, правда, считают их главными. И так и есть, если смотреть с точки зрения простых житейских ценностей. Если же взглянуть на ситуацию с точки зрения духовных ценностей, то практически все будет выглядеть совершенно иначе. Но это большая и интенсивная работа ума и души, на которую способно лишь очень малое число людей. В лучшем случае, составляющих два-три процента от всего общества. Ныне даже среди так называемой интеллигенции психологическое и духовное невежество высокого уровня стало обычным делом. Хотя, по большому счету, при советской власти оно никогда не было иным.

Не может человек, пусть даже самый талантливый, создавать что-либо гармоничное, если он об этом имеет весьма смутное представление. Редкие единицы людей с врожденными элементами интеллигентности ума и души, к сожалению, по большому счету, особой погоды в обществе не делают. Особенно при нынешней чрезмерной амбициозности большинства людей. Когда мысль о том, что они ничуть не хуже всех прочих людей встает в роли непреодолимого барьера на пути к одухотворенности и мудрости, истинной созидательности и конструктивности, самодостаточности и зрелости. Не говоря уже о гармоничности личности в целом.

Действительно главное – это не то, чем занимается большинство. Это то, чем занимается истинная интеллектуальная и психологическая элита общества. К сожалению, в настоящее время, по большому счету, духовной элиты у нас нет. Есть только отдельные и особо редкие аристократы духа. Но они, к сожалению, не делают большой погоды в обществе в целом. Ибо, большие и истинные духовные ценности перестали быть модными и престижными. У большинства людей на них не хватает ни сил, ни времени. Ибо, им они представляются чем-то совершенно абстрактным, чисто теоретическим явлением жизни, имеющим весьма косвенное отношение к их насущным проблемам и интересам.

Процесс психологической и духовной деградации захватил и нынешнюю интеллигенцию, поэтому она не в состоянии выступать в роли истинного лидера. Ни в психологическом, ни в духовном плане. Лишь иногда и кое-где в интеллектуальном плане. Хотя, собственно, у интеллигенции никогда не было должного понимания своей миссии на Земле. Не было и должного чувства ответственности перед Высшими силами Вселенной. Как, впрочем, и перед обществом, и перед человечеством в целом. Об этом, в частности, писал еще классик философии Бердяев в начале 20 века.

Аристократы 19 века, воспитанные на лучших классических традициях, и сохранившие им верность и в начале 20 века, не смогли проявить должной социальной интуиции и проницательности. И эффективно предотвратить надвигающуюся революцию. Им, в силу определенного личного субъективного отношения к действительности, было трудно заподозрить то, что нет такой дрянности и мерзости, на которую не была бы способна толпа. Воодушевляемая деструктивными лидерами. Постижение больших глубин диалектики человеческого бытия на уровне общества в целом было, к сожалению, не принято даже у большинства тех, кто считал себя большими интеллигентами и аристократами. За что и они тоже очень серьезно поплатились. И об этом тоже писали классики философии и психологии. А с другой стороны, большинство простых людей никогда не было готово к адекватному восприятию большинства сложных вопросов философии бытия. И потому предостережения многих истинных аристократов, высказанных за многие годы до революции, остались без особого внимания у большей части российского общества.

И поэтому вопрос о понимании главного и второстепенного – это не только вопрос личной психологии отдельного человека. Это и важный момент в жизни всего общества. Да и человечества в целом. Это отчасти элемент высшей математики бытия. Освоить которую, к сожалению, дано мало кому.

Дифференцированность восприятия
Конечно, большинство людей четко убеждено в своей способности отличать, условно говоря, черное от белого. Но жизнь – это штука многовариантная. И поэтому она предлагает нам чаще всего явления, которые можно отнести к цветовой гамме – серая (если рассматривать в системе белое-черное). Особенно, когда это касается моментов чисто человеческого бытия. Там, где это дело касается Высших сил, там однозначно преобладает белый цвет. Аллегорически выражаясь. И при этом не важно то, о каком именно аспекте идет речь – об интеллектуальном, психологическом, духовном и эстетическом.

Все, что касается Высших сил, имеет высший уровень качества и совершенства. Другой вопрос, что ограниченность возможностей того или иного конкретного человека (группы людей или общества в целом) может в значительной степени регламентировать практический потенциал человека в восприятии элементов бытия Высших сил. В их мощности, многогранности и изощренности, гармоничности, одухотворенности, зрелости, мудрости, степени ценности и важности, совершенства, изящности и изысканности, наполненности и насыщенности и прочих важнейших количественных и качественных параметрах.

Если рассматривать чисто зрительное восприятие оттенков серого, то можно отметить следующие моменты. Компьютер различает двести пятьдесят шесть оттенков серого. Обычный человек – от двадцати до сорока. Художник – до тысячи. Но жизнь имеет оттенки не только чисто зрительные. Это могут быть оттенки интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И тут особенно важно отличать примитивное от упрощенного, упрощенное – от обычного, обычное от симпатичного, симпатичное от утонченного, утонченное – от изящного, изящное – от изысканного. Подавляющее большинство обычных людей не только такой тонкой градации проводить не умеет, но даже и значительно более упрощенной. Ибо, нет распространенной (в семьях классических интеллигентов или аристократов она есть) системы критериев по характеристике каждого перечисленного уровня и по отличию каждого из них друг от друга. Не говоря уже о чисто практическим навыке по оценке на столь дифференцированном и тонком уровне. Что же касается аристократа, то в нем эта система критериев не только присутствует, но и отработана до высокой степени совершенства.

Собственно, уровень дифференцированного восприятия жизненных явлений предполагает умение человека оценивать степень совершенства любого жизненного явления человеческого бытия (но не Высших сил) с точностью до десяти процентов. Конечно, это не уровень градуированного восприятия, о чем будет сказано отдельно. Но и этот уровень большинству простых людей оказывается принципиально недоступен. Что же касается аристократа, то для него является обычной нормой не только дифференцированное восприятие явлений жизни, но и градуированное. Конечно, при этом большую роль играют и чисто индивидуальные особенности того или иного конкретного аристократа интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Но, в любом случае, самая нижняя качественная планка находится так высоко, что это находится вне поля зрения большинства обычных людей. Даже чисто теоретически за гранью их возможностей. Своего рода тайной за семью печатями. И в подавляющем большинстве случаев никто и ничто не может изменить существующее положение вещей. Святые, способные творить чудеса, как правило, в процесс эволюции человечества предпочитают не вмешиваться. Ибо, это компетенция только Высших сил.

Безусловно, чтобы адекватно воспринимать и оценивать утонченные, изящные и изысканные явления жизни, необходимо в своей личности иметь, условно говоря, соответствующие рецепторы (подобно зрительным, слуховым, обонятельным, тактильным) интеллектуального и психологического, духовного и эстетического типа. Ибо, степень сложности строения этих рецепторов (если рассматривать ситуацию с анатомической точки зрения) не просто несколько различна, а имеет принципиальное различие. И то, что могут легко и просто делать одни, совершенно невозможно для других. Как бы сильно они при этом не старались. И тут порой можно вести речь не только о различных степенях сложности (малая, средняя, высокая, очень высокая), но и о степенях изощренности. Это как радиоприемник. Один может ловить только длинные волны, другой – короткие, третий – ультракороткие, четвертый – все перечисленные. И ни один из первых не может в принципе составлять достойную конкуренцию четвертому. Вот так и большинство обычных людей не может конкурировать с истинным аристократом.

Конечно, умение отличать уровень совершенства величиной в десять процентов от уровня в тридцать процентов, по большому счету, не имеет особой практической ценности. Ибо, это уровень примитивности и упрощенности. Но, когда речь идет уже о диапазоне тридцать-пятьдесят процентов, то тут способность дифференцированно воспринимать с тонкостью до десяти процентов играет особенно важную роль. И, чем выше уровень совершенства того или иного явления жизни, тем актуальнее его адекватная оценка. величиной в десять процентов от уровня в тридцать процентов, по большому счету, не имеет особой практической ценности. Ибо, это уровень примитивности и упрощенности. Но, когда речь идет уже о диапазоне тридцать-пятьдесят процентов, то тут способность дифференцированно воспринимать с точностью до десяти процентов играет особенно важную роль. И, чем выше уровень совершенства того или иного явления жизни, тем актуальнее его адекватная оценка. Особенно между пятьюдесятью и девяноста процентами. Ибо, тут каждые десять процентов имеют различие не только количественное, но и качественное. Как, собственно, и отличие между уровнем в тридцать и в пятьдесят процентов.

Чтобы полноценно осуществлять дифференцированное восприятие необходимо иметь задатки личности, как минимум, средней степени сложности. А лучше – высокого уровня. Что встречается, к сожалению, не так часто, как большинству людей этого хотелось бы. Конечно, только один сами задатки большой погоды не делают. Необходимо их интенсивное и полноценное развитие в процессе воспитания и самовоспитания. Но, если задатки отсутствуют, то даже самое замечательное воспитание ничего не сможет изменить. На принципиальном уровне. Ситуация объясняется довольно просто. Высшие силы, видя высокий уровень гармонии в семье интеллигента или аристократа, считают целесообразным послать в эту семью душу человека с очень большими задатками. Ибо, в такой семье вероятность воспитания истинного аристократа принципиально выше, чем в любой другой обычной семье. Хотя, история человечества знает немало случаев появления человека с аристократическими задатками в простой семье.
Просто иногда эти задатки бывают настолько мощными и изощренными, что пробивают себе дорогу даже в достаточно неблагоприятных для себя условиях. Но это исключение из общего правила. Не говоря уже о том, что почти девяносто процентов талантливых людей не получают должной реализации своего таланта. Другой вопрос, что у некоторых людей есть различная степень задатков аристократичности. Обычно это интервал в десять-тридцать процентов от потенциально возможного. И это уже хорошо. Ибо, это уже немало. По сравнению с нулем. И это уже принципиально иной уровень возможностей того или иного конкретного человека. Для гармонии Вселенной.

Инициативность
Инициативность бывает интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая. Инициативность – это сознательное и целенаправленное стремление человека сделать что-то новое, приятное, полезное, необходимое, интересное на хорошем качественном уровне. Когда речь идёт о достойном человека, интеллигенте, то это еще и стремление взять на себя дополнительную существенную ответственность в том или ином важном и ценном вопросе (или группе вопросов). Но ценном не с точки зрения личного эгоизма, а с точки зрения классических духовных ценностей. Инициативность может касаться сохранения и укрепления своих личных интересов (желательно не в ущерб интересам других людей) или интересов других людей. Есть вариант заботы о совместных интересах.

Инициативность может быть, условно говоря, сиюминутной. А может быть и постоянной. Что особенно ценно. Ибо, это большая и сложная работа ума и души. Иногда еще духа и тела. Инициативность часто заключается в создании какой-либо новой идеи. Или принципиально новой, или придающей новый оттенок чему-либо уже известному. У обычных людей инициативность может касаться преимущественно простых и привычных моментов жизни. У интеллигента инициативность носит уже вполне осмысленный характер. Предполагающий определенный качественный уровень с интеллектуальной точки зрения, с точки зрения психологической зрелости. В оптимальном варианте еще и элемент конкретной одухотворенности. Конечно, и интеллигенту приходится заниматься многими вопросами житейской прозы жизни. Но не на них он делает главный акцент, а на особенно важных и ценных моментах жизни.

Инициативность аристократа предполагает хороший уровень чувства долга и ответственности, осмысленности того, что предполагается сделать и того, как это сделать. Инициативность умного человека исходит из адекватной оценки способностей и возможностей других людей. Иначе говоря, человеку со средним уровнем интеллекта не ставится задача, требующая проявление высокого интеллекта. Аналогичная ситуация и применительно к остальным фундаментальным параметрам личности: мудрости, одухотворенности, зрелости, гармоничности, конструктивности, созидательности, одаренности, степени сложности и изощренности личности, уровню многогранности, утонченности и изящности ума и души.

Интеллигент обычно достаточно объективно оценивает и свои собственные способности и возможности. И не стремится начинать большие и сложные дела в той сфере деятельности, к которой у него нет особых склонностей и способностей, больших знаний и навыков. Другой вопрос что, если возникает реальная жизненная необходимость в каком-то новом деле, то интеллигент прикладывает все свои силы для максимально добросовестного и планирования, и подготовки, и воплощения в жизнь необходимого дела. Интеллигент, как правило, имеет личных экспертов и авторитетов из своей аристократической среды. Или просто мудрого человека, имеющего определенный комплект элементов духовной аристократичности.

Инициативность интеллигента по своей сути достаточно умна и добродетельна. Она не требует формальной экспертизы в принципиальной своей состоятельности и приличия.

Категории сложности мышления
Эффективность и полноценность житейской, профессиональной, творческой деятельности в значительной степени зависит от того, какими категориями способен мыслить конкретный человек. Имеются следующие категории сложности житейских явлений: простая, средней степени сложности, сложная, очень сложная. Есть, конечно, еще и упрощенная, но в данном случае она погоды не делает. Поэтому мы не будем на ней делать особый акцент. Категории сложности имеют отношение к основным четырем сферам жизнедеятельности: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Существенную роль играет и менталитет конкретного человека - обычный или творческий. Если рассматривать ситуацию с точки зрения творческого начала. О первом типе менталитета - деструктивном в данной работе мы говорить не будем, так как это очень большая и сложная тема. И для ее адекватного и полноценного освещения предполагается отдельная работа.

Человек, привыкший мыслить только простыми категориями, лишь иногда способен оперировать понятиями средней степени сложности. И почти полностью бессилен относительно понятий сложных. И не догадывается о существовании очень сложных понятий и явлений жизни.

Человек, способный мыслить понятиями средней степени сложности, лишь иногда способен быть относительно полноценным в своей активности применительно к сложным понятиям. Причем, как в восприятии, так и в их самостоятельном синтезе - практическом воплощении на хорошем качественном уровне. И именно на таком уровне, ибо, что попало и как попало делать умеют абсолютно все.

Особая группа людей (очень не многочисленная, к сожалению) умеет оперировать понятиями высокой степени сложности. Это, как правило, гении и истинные аристократы ума и души, в редчайших случаях - духа.

Есть большое разделение людей и по типу сложности личности: примитивный, упрощенный, простой, средней степени сложности, сложный, очень сложный. И взаимодействие даже людей, относящихся к близко расположенным типам личности, идет нередко с вполне определенным проблемным моментом. А общение между типами, находящимися через одну ступеньку на лестнице иерархии сложности личности вообще малопродуктивно. И, по большому счету, мало целесообразно. Это только в редких отдельных случаях, когда человек осознает свою принципиальную несостоятельность и неполноценность по жизни вообще и по сравнению с принципиально более совершенным человеком, он имеет шанс получить от второго какую-то конкретную пользу для своей личности, работы, жизни, творчества. Но это есть исключение из правила. Ибо, развитая самокритичность - это удел только достаточно зрелых и гармоничных личностей. К которым большинство, по мнению классиков психологии и философии, к сожалению не относится.

Вообще критерии сложности с житейской точки зрения, весьма распространенной среди большинства людей и критерии сложности с точки зрения истинных духовных ценностей - это совершенно различные системы координат. Не  имеющие друг с другом, по большому счету, ничего общего.

Степень совершенности и гармоничности творчества того или иного конкретного человека зависит от того, какими понятиями он способен оперировать. Общество и государство не может ждать от простого человека адекватной оценки жизненного явления с элементами высокой степени сложности. Это нелогично, неправильно, вредно и опасно.

Любознательность
Любознательность может быть нескольких видов, по ее условному разделению: интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая. Интеллектуальная любознательность касается всего, что происходит и в самом человека, и вне его. Условно говоря, она отвечает на вопрос "что это"? Психологическая любознательность пытается ответить на вопросы: «почему это происходит, как, зачем. Почему именно сейчас, почему именно в такой форме, как это связано друг с другом, какие это имеет особенности и закономерности и т.д.

Духовная любознательность связана с постижением человека духовных правил и законов жизни, в чем их истинная суть, как правильно понимать отдельные грани их проявления и влияния, в какой связи они находятся друг с другом, как правильно их учитывать в практической жизни в ее многогранности и многовариантности, сложности и противоречивости, нестандартности и изощренности; как правильно уважать и любить себя, как правильно выстраивать отношения с Высшими силами, по каким принципам строить свою жизнь, работу, творчество, общение и прочие основные аспекты жизни. Не говоря уже о том, по каким принципам строить свой самоконтроль, развивать свою самокритичность. По каким правилам и принципам проводить процесс самовоспитания и самосовершенствования, развитие своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Человека постоянно интересует то, насколько он адекватен правилам и законам жизни и психологического, и духовного плана, насколько он реально умен, самодостаточен, гармоничен, мудр, какой уровень зрелости имеет.

В оптимальном варианте хорошо, когда все четыре вида любознательности присутствуют в человеке одновременно и в течение всей его жизни. На каждом возрастном этапе перед человеком, проявляющим высокий уровень комплексной любознательности, могут открываться новые и новые грани жизни, а также новые аспекты уже известных граней, новые ракурсы восприятия различных жизненных явлений. В том числе, высокой степени сложности.

Без любознательности невозможно познание мира. Да и самого себя, своих многочисленных и разнообразных процессов внутреннего мира в их фундаментальных закономерностях и индивидуально-специфических особенностях.
Эстетическая любознательность помогает постигать многообразие красот природы, психологических и интеллектуальных, нравственных и духовных явлений и отдельной личности, и общества, и человечества, различных видов искусства. А иногда и некоторых видов науки и культуры.

Любознательность может быть социальная, профессиональная, бытовая, осознанная и подсознательная. Любознательность способна придать человеку элемент дополнительного смысла в жизни. Но не стоит путать любознательность с банальным любопытством. Когда кто-то что-то выискивает, вынюхивает, копается в чужом грязном белье, беспардонно забирается в чужую душу. Истинная любознательность, как правило, способна обогатить ум и душу человека, его внутренний мир в целом, открыть новые пути развития его личности, способствовать эволюции его способностей и талантов. Любознательность не должна нарушать основные психологические и духовные законы жизни. Она, как грамотность, лишь средство на пути достижения цели. А цель человек выбирает сам.
У творческой личности любознательность, как правило, более развита, чем у большинства обычных людей.

Независимость
Независимость – это достаточно сложное понятие жизни. И гораздо сложнее, чем большинству из нас хотелось бы думать. Одним из ключевых моментов, раскрывающих суть независимости, является вопрос: "независимость от чего"? или "для чего"?. И действительно, абсолютная независимость  от всех и всего – это просто-напросто полная бессмыслица. В первую очередь, независимость проявляется в том, что человек способен иметь собственную, самостоятельную точку зрения в наиболее важных вопросах жизни. И даже, если все считают, что какое-то явление имеет, условно говоря, белый цвет, а с его точки зрения, оно черного, то мнение большинства не может быть формально доминирующим только в силу того, что оно мнение большинства.

Как показывает история человечества, в простых жизненных вопросах мнение большинства во многих случаях может претендовать на звание правильного. Но совсем другая ситуация складывается, когда речь заходит об явлениях средней степени сложности. Тогда мнение большинства оказывается правильным лишь иногда. И совсем драматичная ситуация получается, если речь идет о сложных явлениях жизни. Тогда большинство, как правило, ошибается в девяти случаях из десяти. Что же касается явлений жизни из категории очень сложных, то там лишь один человек из миллиона способен действительно правильно мыслить. У остальных подобная возможность отсутствует в принципе. Причем, не только в тот или иной конкретный момент времени, а вообще по жизни. Даже, если эта жизнь имела продолжительность более ста лет.

Человек, действительно умный, может в определенной степени игнорировать (в первую очередь, внутри себя, в своих скрытых умозаключениях) мнение некоторых окружающих. Особенно тех, кого он считает несколько глупее самого себя. Другой вопрос, что этот момент совершенно не обязательно постоянно озвучивать, без какой – либо особенной необходимости для этого. Особенно, если это мнение касается какой-либо чисто теоретической группы вопросов. И никак не влияет на практическое положение дел, на сохранение или укрепление интересов и самого независимого человека, и других людей, имеющих вполне определенную общественную ценность.

Хотя, по большому счету, практически каждый человек, не зависимо от своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, имеет некоторую общественную ценность. Понятно, что студент, в своем среднестатистическом варианте, имеет, мягко говоря, несколько иную общественную ценность, чем, например, профессор. И это нормально и правильно. Ибо, только один студент из десяти тысяч может стать профессором. И еще не факт, что действительно им станет.

Каждому человеку и творческому, в особенности, следует понимать принципиальную разницу между субъективным мышлением кого-либо из своего непосредственного окружения (как правило, не особо отличающегося высоким интеллектом, зрелостью, мудростью, одухотворенностью, гармонией личности) и духовными правилами и законами Жизни. Которые вечны и универсальны, правильны и истины, абсолютны и совершенны. Ибо, они установлены не людьми, а Высшими силами. Другой вопрос, что многие из них имеют такой высокий интеллектуальный уровень, а также высокую степень духовной зрелости, психологической изощренности, многогранности и многослойности, что мало кому доступны для полноценного и адекватного восприятия.

Но их недоступность для большинства еще не означает того, что они бесполезны или бессмысленны. Имеют малую ценность и важность. Выражаясь житейским языком, это такой уровень понятий высшей математики, что не только школьникам, но и студентам школы Жизни в принципе не доступен. Лишь кое-кто из профессоров способен кое-что в этом понимать.

Если у человека есть уровень одухотворенности, близкий к среднему уровню (не с житейской, а с духовной точки зрения) и он в своих умозаключениях опирается на психологические и духовные законы Жизни, то именно для него мнение окружающих может иметь и вполне второстепенную роль. Но на подобное положение вещей может претендовать, максимум один-два человека из ста. В сложных вопросах жизни (с духовной точки зрения), такую особенность за собой может предполагать лишь один человек  из тысячи.

Для творческой личности определенная независимость является просто-таки жизненно необходимой. Ибо, как показывает практика, в любом виде творчества мнение большинства людей (особенно из своего непосредственного окружения) не может в принципе считаться объективным на полупрофессиональном уровне, не говоря уже о профессиональном. Для этого каждый человек должен иметь хотя бы одного (в оптимальном варианте двух-трех) истинного эксперта лично для себя в том или ином виде деятельности. И вот уже мнение именно такого эксперта должно быть особенно ценно и важно для творческой личности. Конечно, всем хочется думать, что они особенно талантливы. Как минимум, не менее способны, чем большинство окружающих.

И это, по большому счету, соответствует реальной действительности. Ибо, большинство никогда особенными талантами не отличалось. И ближайшие две тысячи лет отличаться не будет. Другой вопрос, что сравнивать себя с человеком, действительно особенно одаренным, всерьез не стоит. Ибо, как показывают специальные комплексные исследования европейских ученых, минимальный талант имеет место быть лишь у одного человека из пяти тысяч. Другой вопрос, что большой талант человека в роли отца или матери, мужа или жены, друга и родственника – это тоже ценный момент жизни. И поэтому действительно достойное исполнение такого рода миссии не менее важно и ценно, чем талант художника или писателя.

В искусстве очень важен разумный момент независимости. У каждого свой уровень талантливости. И свое чувство интеллектуальной и психологической, духовной эстетики. В ряде случаев, очень высокого уровня изощренности. И то, что большинство не воспринимает (если не воспринимает) такой уровень адекватного и многогранного, еще не повод для большого расстройства. Вот когда творческие личности с хорошим интеллектом и изящным эстетическим чувством не видят в твоей работе какую-либо существенную ценность – это нередко реальный повод задуматься о самом факте наличия таланта в конкретном виде деятельности. Хотя, многие вспомнить и то, что в свое время Абдулова и Смоктуновского не приняли в Московские театры, как Родена в академию Художеств в Париже, как и художника Сурикова (ставшего классиком российской живописи). Не все гладко было и у Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Существует два варианта мнений: индивидуально-субъективное мнение о чем-либо и совсем другое мнение, исходящее из классических канонов прекрасного. И, если первое может быть, в ряде случаев, и принципиально ошибочным, то второе – никогда, так, многие критики в свое время не признавали наличие большого таланта у Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но это не помешало им все же стать классиками не только российской, но и мировой литературы. А об этих критиках мало кто теперь помнит.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый тебе учитель
Этот афоризм древнего мудреца имеет не только несколько логических граней, но, видимо, еще и несколько слоев. По большому счету, каждый человек, встречающийся на нашей личной жизненной тропе, - это посланник Высших сил. И те люди, которые глупы и примитивны, деструктивны и дисгармоничные, лживы и лицемерны (и обладатели тех или иных ста основных пороков и еще более четырехсот просто недостатков, которые являются таковыми лишь при слабой степени своего развития, а при выраженной степени переходят в пороки) посылаются нам для того, чтобы мы наглядно могли увидеть то, что и мы можем превратиться в таких людей, если не будем сознательно и целенаправленно заниматься своим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Хорошо бы при этом основательно и пожизненно проникнуться чувством искренней благодарности и признательности, Высшим силам за то, что они решили поместить конкретно в нас столь добродетельную душу и задатки хорошего (не говоря уже о большом) интеллекта, различного рода способности и таланты. Как, впрочем, и за то, что они послали нам определенное число столь же умных и добродетельных людей, как и мы сами, среди знакомых и друзей, близких и родных, соседей и коллег. И просто, вроде как, случайных прохожих или тех, кто прямо или косвенно по тем или иным вопросам соприкасается с нашей жизнью и деятельностью.

Порочность некоторых окружающих дополнительно напоминает нам о том, что мы должны быть максимально внимательны и доброжелательны к тем, кто добродетелен. И о том, что мы должны должным образом уважать и ценить, любить и беречь этих людей. Дорожить своими отношениями с ними. Ибо, нам иногда кажется, что поток очень добродетельных и замечательных людей в нашей конкретной жизни будет постоянным и бесконечным. А потому нам, вроде как, можно и не озадачиваться по поводу присутствия в нашей жизни того или иного конкретного хорошего человека. Ибо, их, по идее, в силу наших многочисленных и разнообразных иллюзий и заблуждений, будет еще очень много. К сожалению, это далеко не так. Об этом пишут многие мудрецы. Да и автор на своем собственном примере однозначно очень четко и наглядно в этом уже убедился. Только вот, за свои иллюзии и заблуждения приходится платить столь большую и непомерную цену, что, как говорится, мало не кажется.

У некоторых наших встречных имеется совершенно особая миссия относительно нашей личности и нашей жизни. А мы, по своему духовному невежеству, не понимаем этого. И проходим мимо этого человека, впуская его в свою жизнь лишь в очень незначительной степени и на весьма короткий момент времени. А этот человек мог внести в нашу жизнь нечто не только просто положительное, а очень ценное и важное. В ряде случаев, фундаментально и принципиально изменив нашу жизнь в лучшую сторону. И без дополнительных чрезмерных усилий нашего ума и души. Но мы пренебрегли этой возможностью, этим шансом. Получается в результате, если смотреть по большому счету, что мы пренебрегли мнением Высших сил. А они, видя наше столь глобальное духовное убожество, решили, что, в лучшем случае, подобного рода подарок они сделают через много лет после этого. А, в худшем случае, уже больше никогда. Вот вам и свобода выбора, как мощное и весьма изощренное искушение для неокрепшей души. Хорошие люди посылаются нам за то, что мы когда-то что-то сделали хорошее.

И Высшие силы, в знак благодарности, делают нам нечто приятное или полезное. Иногда и то, и другое сразу, но гораздо реже. И это как дополнительная мотивация для нас на будущее. Чтобы мы не просто продолжали по-прежнему делать добрые дела, а, ощущая особенную потребность в подарках жизни, причем желательно, крупных, старались делать хорошее и доброе как можно чаще. Как можно многограннее и разностороннее, сложнее и осмысленнее, качественнее и искреннее, бескорыстнее и изощреннее. Прикладывая, при этом, все силы ума и души, фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, способности и таланты, интуицию и проницательность, чувство прекрасного и изящного, утонченность и трепетность своей души. В некоторых случаях, еще и гармонию и крепости своего духа (если таковые имеют место быть).

Более выраженные способности и таланты хороших людей предлагают для нас мысль о том, что и мы должны очень серьезно работать над собой, чтобы достигнуть похожих результатов в развитии своей личности, в своем творчестве и жизни вообще. Более выраженные достоинства и добродетели отдельных окружающих говорят нам о том, что перед нами есть еще очень дальние горизонты, которых желательно когда-нибудь достигнуть. Чтобы получить основание для собственного внутреннего глубокого чувства удовлетворения собой и своей жизнью. И обрести истинный душевный комфорт и равновесие, как предпосылку для счастья.

Пример труда добродетельных окружающих показывает нам, что все хорошее возникает в жизни только как результат большого и сложного, интенсивного и продолжительного, добросовестного и осознанного труда.

И это учит нас быть еще более упорными и усердными, трудолюбивыми и добросовестными, серьезными и разумными не только в нашей жизни, но и во внутреннем мире, наедине с самим собой.

Добродетельность окружающих, при нашем объективном и бесстрастном отношении к ней, когда она существенно превосходит нашу собственную, помогает нам стать еще более гармоничными и одухотворенными. Служить Гармонии Вселенной, а не своим личным капризам и прихотям для удовлетворения злых духов своенравности и сумасбродства, эгоизма и рационализма, самовлюбленности и самоуверенности, привередливости и нетерпеливости, амбициозности и стервозности.

Ошибки и неудачи окружающих могут наводить на нас вывод о том, что в жизни необходимы постоянная повышенная внимательность и бдительность, осторожность и аккуратность, осмысленность и серьезность. И о том, как много нужно знать и понимать, чтобы избегать хотя бы самых элементарных ошибок. Не говоря уже про сложные и очень сложные.

Неудачи даже самых умных и добросовестных людей учат нас тому, что в этой жизни далеко не все зависит только от человека. Есть еще и Высшие силы, которые прямо или косвенно, но постоянно и регулярно управляют многими явлениями и процессами жизни вообще, и нашей, в частности. И если что-то им неугодно, но все наши самые замечательные усилия будут совершенно напрасными. А потому нужно строить свои отношения с ними в максимально конструктивном ключе. Активно и целенаправленно познавая и постигая основные духовные и психологические законы жизни. И максимально добросовестно учитывая их в своей жизни. В том числе, в отношениях с самим собой.