Умение разбираться в людях. Глава 4

Александр Иванович Алтунин
Автономность
Автономность – это комплексное понятие. Оно включает в себя способность человека быть максимально самостоятельным и независимым, самодостаточным и зрелым, внутренне организованным, иметь постоянный фоновый уровень высокой величины в плане трудолюбия и добросовестности ума и души, без особого напряжения иметь хороший уровень самодисциплины, умение брать на себя полную ответственность за свои мысли и чувства, принципы и убеждения, решения и поступки, советы и рекомендации другим людям. Это и способность хорошо разбираться в людях, в явлениях жизни средней и высокой степени сложности, сохранять хорошее самообладание в сложных и проблемных, тонких и щепетильных, странных и своеобразных, противоречивых и непонятных ситуациях.

Это и хорошо развитая самокритичность, способность обходиться ценностями своего внутреннего мира, если окружающая действительность по своим основным качественным показателям интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана оставляет желать лучшего. Это умение своевременно и адекватно отстраниться от тех или иных второстепенных или третьестепенных моментов жизни и сосредоточиться на главных. Это и адекватная любовь к себе, предполагающая хороший (а не минимальный, как у большинства) уровень конструктивности в отношениях с самим собой, с окружающими, с обществом в целом, с Высшими силами. Это и способность к тонкому и дифференцированному восприятию явлений жизни различной степени сложности. Это и умение адекватно воспринимать примитивные и упрощенные деструктивные и дисгармоничные стереотипы не только своего непосредственного окружения, но и общества в целом. В том числе, многочисленные и разнообразные искажения и извращения политического и идеологического, психологического и философского, культурного и эстетического, духовного и нравственного плана. 

Это и сохранение верности и преданности своей системе классических ценностей. Не зависимо от того, что думают и чувствуют окружающие. Это и умение не только своевременно распознавать различного рода интриги и авантюры не только людей из своего непосредственного окружения, но и  общественные, и государственные. Это умение решать самостоятельно сложные вопросы жизни при отсутствии понимания и адекватного отношения со стороны окружающих. Это и способность получать качественные положительные эмоции из своего внутреннего мира. Это и умение эффективно использовать свои скрытые внутренние резервы. Это верность чувству собственного достоинства в любых ситуациях. В том числе, конфликтах и проблемных ситуациях во внутреннем мире, при больших сомнениях и колебаниях, мимолетных и постоянных искушениях низкого качественного уровня по всем четырем ведущим параметрам.

Это и умение сохранять хороший уровень работоспособности на длинных дистанциях, в решениях многоэтапных задач (многодневные многомесячные, многолетние). Это и способность постоянно сохранять хороший уровень самоконтроля. Многогранного и изощренного характера. Это умение любить уединение и использовать его с максимальной эффективностью не только с точки зрения личных интересов, но и с точки зрения достойного выполнения своей миссии на Земле. Это понимание своего истинного и реального места в жизни. Это постоянная самостоятельная забота о ведущих параметрах своей личности: добродетельности и конструктивности, гармоничности и мудрости, одухотворенности и самодостаточности, созидательности и самокритичности. Это стремление быть полноценной личностью, а не казаться таковой лишь чисто внешне. Это способность ориентироваться на чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Эта адекватная реакция на славу, на различные виды критики.  У классического интеллигента автономность хорошо развита.

Верность своим убеждениям и принципам
В мире современного искусства (и не только искусства) возникло бесконечное множество самых различных отклонений от классических канонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана, вплоть до самых больших и откровенных извращений. Поэтому, если принципы и убеждения интеллигентного человека (и обычного человека, в том числе) в большей степени соответствуют классическим понятиям, то их необходимо беречь и укреплять, сохранять и развивать именно их истинное естество. А совсем не то, что изобретают старательно и интенсивно современники. Безусловно, некоторые требования дня сегодняшнего желательно творческому интеллигенту учитывать в своем творчестве. Но эта коррекция должна касаться в основном дополнительных и второстепенных моментов.
Черное ни в коем случае не должно становиться белым (как, впрочем, и серое). Хотя, конечно, дифференцированное отношение к различным оттенкам серого не только желательно, но и жестко необходимо. Ведь ясно и понятно, что светло-серые оттенки имеют совсем другую суть, нежели тёмно-серые. Последовательность можно продолжать: злое не должно становиться добрым, плохое – хорошим, примитивное – совершенным, глупое – умным, безнравственное – нравственным бездуховное – духовным, бескультурное – культурным, безвкусное – проявлением чувства вкуса, пошлое – благородным, легкомысленное – серьезным, прозаичное – романтичным, обычное – оригинальным, уровень троечника – уровнем хорошиста и т.д.

Иначе говоря, все фундаментальные понятия должны сохранять свое первоначальное содержание и суть. Конечно, меняются времена – меняются нравы. Но истинный творец только тот, кто остается верен классическим традициям. И как бы его ни убеждали родные, друзья, знакомые, коллеги (с формальной точки зрения) изменить своим классическим принципам и убеждениям – он не должен поддаваться на эти явные провокации и снижать уровень качества своего творчества.

Бывает, конечно, какая-то сиюминутная необходимость создать нечто лишь на умеренном качественном уровне. Но это ни в коем случае не должно становиться стандартом, как у художника из «Портрета» Гоголя. Ибо, как нам известно, это ни к чему хорошему не привело. Начался этап психологической и духовной деградации художника, лишивший его душевного равновесия и комфорта на всю оставшуюся жизнь. Уже не говоря о том, что он резко сократил продолжительность его жизни. Да и резко воспрепятствовал выполнению его персональной миссии на Земле. Божественная энергия таланта художника, не истраченная на истинное творчество и эволюцию личности, буквально сожгла его в прямом и переносном смысле. Читатель делает четкий и однозначный вывод о том, что с подобными вещами шутки плохи. Это с одной стороны. А с другой, - лучше все же учиться на чужих ошибках, проводя серьезную и целенаправленную профилактику собственных больших драм и трагедий, проблем и неприятностей.

Исходя из выше сказанного, можно понять, что верность своим фундаментальным принципам и убеждениям классического типа является не прихотью или капризом того или иного конкретного человека, а насущной необходимостью любого человека и в первую очередь – интеллигентного. Как для полноценной реализации его таланта, так и для успешного развития его личности.

Верность самому себе – это один из важнейших элементов правильной любви к себе. Как в жизни вообще, так и в жизни талантливого человека. Это, конечно, отнюдь не означает строго формального и фанатичного отношения ко всему, что касается собственного внутреннего мира человека. Ибо, он должен полноценно развиваться. Иначе говоря, ни в какой момент времени своего существования не претендовать даже на относительное совершенство и гармонию. Не говоря уже об абсолютном.

Даже из самой язвительной критики при желании можно извлечь рациональное зерно. Другой вопрос, что оно не обязательно будет большим и с особо продуктивным и конструктивным потенциалом.

Внимательность
Человек, имеющий свойства аристократичности души, несколько отличается от обычного человека. Почему и в чем именно и хотелось бы поговорить подробнее. Ибо, даже для самого автора некоторые важные моменты открылись только при глубоком сознательном и целенаправленном погружении в данную тему. Аристократ души отличается интеллектуальной, психологической, духовной и эстетической внимательностью ко всем явлениям жизни вообще и своей, в частности. Но он не только пассивно наблюдает за тем, что происходит вокруг него, он осмысливает всю новую информацию, делает вполне адекватные выводы о том, что из этого хорошо, что плохо. Более того, насколько хорошо или плохо.

Новая информация служит поводом для длительных и интенсивных размышлений о том, почему возникла данная конкретная ситуация и почему такие явления жизни имеют место вообще. Иногда он думает и о том, что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. В первую очередь, внимательность аристократа распространяется на его отношения с окружающими, которые он умеет и желает строить конструктивно. Внимательный человек сам видит то, что кто-то находится в затруднительной ситуации и старается по мере сил и возможностей помочь другому человеку. При этом он не претендует на особую мудрость, на особые умения.
Истинный аристократ отчетливо понимает то, что, если Высшие силы дали ему больше способностей к чему-либо, то его личной заслуги в этом нет. И это не повод для претендования на особые права и привилегии, а лишь повод для осознания дополнительных обязанностей перед собой, перед обществом и перед Высшими силами. Иначе говоря, аристократ понимает мудрую мысль о том, что "кому много дано, с того много и спрашивается". Поэтому он должен строить свою жизнь более интенсивно и более качественно с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. И быть принципиально более полезным обществу, чем обычный человек. Внимательность проявляется и ко всем процессам, происходящим во внутреннем мире аристократа.

Аристократ души, как правило, проявляет постоянную и серьезную, осмысленную и целенаправленную заботу о душевном равновесии окружающих. Он старается без особой необходимости не нарушать этого душевного равновесия. И даже когда ему необходимо сообщить кому-либо что-то неприятное, то он старается сделать это в максимально смягченном виде, тактично и деликатно. Этот подход сохраняется и при рассмотрении сложных и проблемных, неприятных и конфликтных, неоднозначных и своеобразных, странных и необычных ситуациях. Безусловно, он проявляет заботу (как и многие другие свои особенные добродетели и достоинства) бескорыстно, из чувства уважения к самому себе, исходя из глубокого и адекватного понимания вечных и универсальных духовных и психологических законов Вселенной и поклонения ее Высшим силам.  Если же он как-то случайно доставил даже небольшой душевный дискомфорт кому-либо, то сам, по своей собственной инициативе, стремится в максимальной степени нейтрализовать и компенсировать этот дискомфорт. Нередко, при этом, не считаясь со своими затратами сил и времени. Ибо, для него важны не они, как таковые, а его жизнь в резонанс с Высшими силами.

Внимательность к тонкостям и нюансам жизненных явлений помогает аристократу души отличать человека неглупого от умного, умного от очень умного, а очень умного от мудрого. Человека с простой душой от человека с красивой душой, а человека с красивой душой от человека с изящной душой. И так практически по отношению ко всем фундаментальным и особенно ценным свойствам человеческой личности в их качественной градации. Внимательность дает возможность отчетливо и бесстрастно видеть даже небольшие перемены в личности того или иного человека, причем, как положительные, так и отрицательные. И, в соответствии с полученной информацией, более адекватно и эффективно строить свои отношения с этим конкретным человеком. А также делать выводы о некоторых современных тенденциях эволюции личности вообще и в частности, включая как ведущие особенности, так и закономерности этого процесса.

Добросовестность ума
Среди классических ценностей бытия есть такое понятие, как добросовестность ума. Иначе говоря, стремление человека в своей умственной деятельности быть максимально добросовестным. При этом, представители стандартного менталитета предпочитают иметь минимально необходимую добросовестность, чтобы просто не выглядеть принципиально хуже своего непосредственного окружения. То, что это окружение, возможно, не отличается само по себе какой-либо особенной добросовестностью ума (как, впрочем, и добросовестностью вообще), не приходит в голову отдельному человеку, этому представителю.

Собственно, по большому счету, представителям стандартного менталитета свойственна такая особенность, как упрощенные критерии эстетики жизни вообще во всех главных и второстепенных вопросах человеческого бытия. Когда во главе угла стоят не классические психологические и духовные правила и законы жизни, а лишь отдельные и фрагментарные понятия и представления банальной мирской логики, основанные на примитивном рационализме, низком уровне гармонии и одухотворенности.

Представители творческого менталитета, как правило, стремятся, как минимум, к прежнему уровню умственной добросовестности. В чем это проявляется? Во-первых, в постоянном и серьезном контроле за мыслями, возникающими к голове. Ибо, далеко не все, что возникает в голове конкретного человека, является плодом именно его собственного разума. Нередко и хорошие, и плохие мысли (особенно плохие) возникают в результате влияния внешних сил. И, к сожалению, нередко темных сил, стремящихся внедрить в человеческое сознание, как минимум, максимальное количество откровенно глупых мыслей. А, как максимум, принципиально деструктивных и дисгармоничных, примитивных и пошлых, стервозных и подлых, относящихся не только к ста ведущим порокам, но и еще к трёмстам наиболее распространённым недостаткам. И если не прямо, то хотя бы косвенно или частично.

Благородство человека, например, заключается не в том, что ему никогда не приходят в голову неблагородные мысли, а в том, что он четко и конкретно, быстро и категорично их отсекает, отвергает от своего сознания, дает им адекватную и принципиальную оценку. Хотя, конечно, в жизни бывают разные ситуации. И иногда искушения злого духа бывают настолько утонченными и изощренными, что далеко не сразу распознаются даже человеком с добросовестным умом. Если распознаются вообще. Ибо, увидеть происки злого духа, например, на пять-семь процентов очень сложно. Например, в плане гордыни или тщеславия.

То, как у конкретного представителя творческой интеллигенции, получается контролировать свое сознание – это уже другая сторона медали. Главное – это то, что он старается в этом плане. Ибо, обычный человек, по большому счету, не особенно старается. Точнее сказать, его старания столь символичны по своей величине и уровню качества, что ими, с духовной точки зрения, можно принципиально пренебречь. Ибо, то, что они дают, как правило, ничего особенно хорошего в себе не содержит. Кроме сиюминутного утешения своей болезненной амбиции в том, что «я не хуже других». Да, других, тебе подобных, но не истинно умных и добродетельных людей. Вот ведь в чем нюанс этой логики.

Во-вторых, интеллигент стремится к тому, чтобы все и, именно все, его мысли, так или иначе озвученные окружающим, пусть даже самым родным и близким, были на достаточно хорошем качественном уровне. Как минимум, на среднем. И по возможности, на высоком. И это делается не ради банальной показухи или саморекламы, а как естественное и закономерное проявление его собственной внутренней потребности уважать самого себя, иметь свое чувство удовлетворения собой и своей жизнью, не зависимо от того, что об этом думают окружающие.
Интеллигент, в отличие от большинства обычных людей, имеет собственные индивидуальные критерии качества. Которые, как правило, существенно выше тех, что приняты у его обычного окружения. Ибо, то, что принято у его окружения, его принципиально не устраивает. За исключением тех редких ситуаций, когда окружением служит не толпа, а специально созданные интеллектуальные сообщества формального или неформального типа.

Интеллигент придает особенный смысл тому, чтобы его мысли имели вполне определенную концентрацию логики и, по возможности, не были предельно банальными и избитыми. Хотя, безусловно, далеко не каждому дано изобретать новые понятия или принципиально новые трактовки уже известных понятий. Конечно, многие пытаются это делать. Но, в подавляющем большинстве случаев, из этого ничего не получается. Среди многих тысяч людей, считающих себя особенными мыслителями, лишь единицы остаются в памяти потомков. И так было всегда, и, видимо, будет всегда.

Интеллигент, в отличие от обычного, старается, по возможности, не принимать на веру распространенные стереотипы. Он их хотя бы в небольшой степени осмысливает, берет из них рациональное зерно, если таковое конечно, имеет место быть, добавляет к нему собственный ракурс видения. И уже в таком виде старается проявлять этот стереотип в своей жизни. Конечно, есть масса аспектов жизни, где без стереотипов обойтись невозможно. Особенно в юности или ранней молодости. И потом: стереотип стереотипу рознь. Одно дело стереотип мирской логики и совсем другое дело – стереотип духовной логики. Между ними часто имеется не просто некоторое, а принципиальное отличие. Подобно белому и черному. И человеку со стереотипным мышлением, как единственно доступным его сознанию, совершенно не понятно то, что происходит в голове творческого человека. Как и то, почему и зачем это там происходит. Чем проще человек, тем, как правило, проще понятия, которыми он оперирует в своем мышлении. И для него совершенно непонятно то, зачем нужны гораздо более сложные понятия. Ведь и так все хорошо, с точки зрения банальной житейской логики.

Большинство обычных людей гораздо хуже чувствует, воспринимает и осознает какие-либо интеллектуальные и психологические оттенки и полутона чужих мыслей и чувств. Собственно, и их собственная палитра, по большому счету, условно говоря, ограничивается лишь семью стандартными цветами радуги. А сотни возможных оттенков остаются как бы вне их поля зрения, за линией горизонта их сознания.

Человеку, привыкшему мыслить лишь простыми понятиями, очень трудно воспринимать адекватно явления жизни даже средней степени сложности, не говоря уже о сложных. Это служит основанием для возникновения бесконечной череды недоразумений и проблем. В отдельных случаях, даже откровенно конфликтных ситуаций. Близорукий и дальнозоркий никогда не придут к общему мнению о том, что можно и нужно видеть человеку. Потому как, то, что является условной нормой для одного, является совершенно невозможным для другого. Вот такое различие имеет и между классическим интеллигентом и большинством обычных людей.

Большинство современных книг (и не только) имеет, как правило, низкую концентрацию действительно умных мыслей (три-пять процентов от общего объема). И все было бы неплохо, если бы у большинства людей, регулярно читающих эти книги, не складывался вполне конкретный стереотип восприятия лёгких мыслей, как элемент фонового интеллектуального процесса. Когда им попадается даже умеренно умная книга со средней концентрацией мысли (тридцать-сорок процентов), то большинство из них вынуждены отложить в сторону эту книгу. Ибо, скорость чтения такой книги во много раз меньше, чем привычной легкой книги. Банальный рационализм и тут вставляет свои палки в колеса познания. В итоге человек остается на своем старом интеллектуальном уровне, а его развитие интеллекта, по большому счету, продолжает оставлять желать лучшего. А часто и все развитие его личности, особенно в плане его гармонизации и повышения одухотворённости. Иногда это касается развития каких-либо отдельных способностей и талантов, повышения профессионального уровня в избранной сфере деятельности.

В некоторых случаях, это и расширение кругозора, особенно глобального и фундаментального характера. И, конечно, это касается шлифовки мозгов вообще, развития их в многогранном плане. Да и в плане обычной повседневной тренировки для поддержания должного энергетического тонуса. Мышцы ума, как и мышцы тела, нуждаются в регулярных тренировках. И творческий человек осознает этот момент или интуитивно чувствует его насущную потребность, необходимость и целесообразность.
А для обычного человека, как правило, это тайна за семью печатями. Он, конечно, тренирует свои мозги, но лишь в рамках банальной житейской логики. Без высокой скорости и сложных виражей. Да и круг тем обычно предельно узок и прост.
Интеллигент в своих интеллектуальных процессах старается ориентироваться не на свое непосредственное окружение (кроме как в детстве или юности), а на свой идеал, на своих интеллектуальных кумиров. Или кумиров в отдельной сфере деятельности. У которых интеллектуальный уровень, как правило, существенно выше, чем у большинства людей. Да и список процессов, в которых участвует их интеллект, значительно шире, как и выше степень активности интеллекта в каждом из них.
Причем, активности сознательной и целенаправленной, которая, собственно, со временем становится естественной и закономерной, так сказать, уже произвольной для конкретного человека. И в этом-то как раз и заключается одна из основных особенностей и закономерностей эволюции человеческой личности. Человек, желающий серьезно и основательно развиваться, должен ставить перед собой все время новые и новые задачи. И не только прежнего уровня сложности и изощренности, но хотя бы чуть-чуть выше. Пусть лишь на один процент, но, тем не менее. Ведь за свою жизнь человек решает тысячи задач. Поэтому, если он хотя бы иногда добавляет хотя бы этот один процент, то со временем, достигает достаточно значительных вершин в освоении явлений жизни умеренной сложности (это с духовной точки зрения умеренной, а с житейской точки зрения – высшей) и сложных. О существовании которых люди обычного типа, стандартного менталитета даже не догадываются, не говоря уже о каком-либо их осмыслении.

Это подобно рефлексу дрессированного животного, привыкшего, например, ходить по кругу в цирке. Принципиально иные действия часто ему могут быть недоступны.
Добросовестность ума проявляется и в том, что человек старается в максимальной степени развить свой ум. И не только в рамках житейской логики, но и в рамках логики духовной. Интеллигент стремится сделать свой ум более мощным, более глубоким, более многогранным. Связать его с интуицией и проницательностью, с творческим мышлением, сделать его самостоятельным и независимым, активным и энергичным, привнести в него хотя бы отдельные моменты, условно говоря, научной организации труда. Не говоря уже об осознании факторов, влияющих на мощность и продолжительность вдохновения. И максимально эффективном практическом применении полученных выводов. Для повышения количественных и качественных параметров умственных процессов. Творческий интеллигент заботится о своем уме, в меру своих сил и знаний.

Жажда в познании
Кроме стандартной добродетельности, интеллигент отличается еще и повышенной любознательностью. Ему хотелось бы быть еще умнее. Конечно, он не считает себя откровенно глупым человеком. Но, будучи на самом деле, человеком неглупым, он, тем не менее, полностью уверен в том, что уровень его эрудиции и уровень интеллекта, как таковой, нуждается в мощном дальнейшем развитии. И, надо отдать должное ему, он полагает то, что развитие его личности должно происходить не только на данном конкретном этапе его существования, а практически всю оставшуюся жизнь. И, несмотря на столь значительную и масштабную программу, ему нет возможности пренебрегать любой ситуации пополнить свои знания и представления, принципы и убеждения, правила и законы для внутреннего пользования. И, в первую очередь, для внутреннего, а потом уже для их внешнего проявления перед окружающими.

Услышав же, что кто-то говорит не просто умные, а очень даже мудрые вещи, интеллигент буквально забывает обо всем на свете. Все силы ума и души он направляет на максимально добросовестное восприятие, запоминание, анализ, понимание и усвоение элементов мудрости. Первоначально интеллигент чувствует и понимает то, что перед ним находится не просто не глупый человек, как многие некоторые, что можно встретить в своем непосредственном окружении, а очень мудрый человек. Стоящий на принципиально более высокой ступени в своем умственном развитии. Это только звучит очень просто, а, как показывают наблюдения автора последние сорок лет, анализ истории человечества и более двухсот фундаментальных трудов классиков философии и психологии, на самом деле, настолько сложно, что оказывается недоступным для девяносто процентов людей, отличающихся в той или иной степени мощной гордыней в сочетании с предельно субъективным представлением об основных параметрах своей личности (интеллект, одухотворенность, гармония, одаренность и т.д.).

И любознательность интеллигента не бывает мелкой и банальной, житейской и повседневной по своей сути. Он, конечно, специально и целенаправленно не раскладывала свою жажду познания по полочкам. Но, тем не менее, это бывает любознательность интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая. С четким и однозначным, мощным и конкретным ведущим акцентом, в первую очередь, на духовном аспекте новой воспринимаемой информации. Он не просто понимал, он буквально чувствовал то, что для его внутренней сущности особенно необходим и полезен именно духовный аспект, способный повысить уровень его одухотворенности в целом, как и уровень гармонии и зрелости личности, по большому счету. Духовная интуиция и проницательность, к сожалению, очень редкий момент – один случай на сто тысяч населения.

Собственно, всегда было известно то, что истинные учителя человечества никогда не навязывают никому своего мнения. Они лишь предлагают свои знания, оставляя право личного выбора за каждым слушателем. И мало-мальски существенная продолжительность беседы при этом бывает, возможно, лишь тогда, когда учитель видит и чувствует среди общей массы слушателей хотя бы некоторых, условно говоря, добросовестных слушателей. Которые не только внимательно воспринимают то, что он им рассказывает, но оказываются хотя бы в минимальной степени способными к полноценному усвоению новой, часто принципиально новой, информации. А это очень редкое качество человеческой личности, ибо оно требует от индивида очень серьезной и основательной, интенсивной и продолжительной работы ума и души на которую, как прошедшие две тысячи лет, так и будущие две тысячи лет, девяносто процентов людей оказываются неспособными, к сожалению. Люди лишь тешат себя мыслью о том, что они, мол, готовы к усвоению нового. И это так, на самом деле. Но применительно только к мелкому и повседневному, банальному и упрощенному, поверхностному житейскому уровню. А, что касается фундаментальных и глобальных, сложных и многогранных явлений бытия вообще, и человеческого, в частности, то, увы и ах. Тут любители своих иллюзий и заблуждений терпят принципиальное фиаско, оказываясь совершенно несостоятельными применительно к серьезной работе по самовоспитанию и самосовершенствованию.

Человеческое сознание, в своей основной массе, оказывается неготовым к восприятию идеи о том, что две-три действительно мудрые мысли могут оказать на человеческую личность (о существах принципиально более высокого уровня на духовной иерархической лестнице Вселенной речь, в данном случае, не идет, ибо, это выходит за рамки конкретной работы, т.к. является поводом для большого и отдельного разговора, исследования, анализа) столь существенное влияние, что могут поднять на принципиально более высокий качественный уровень и придать им в определенной степени реальный элемент интеллектуальной, психологической, духовной и эстетической элитарности, аристократичности. И когда это касается «всего лишь» одного из перечисленных выше аспектов, то оказывается явлением из числа действительно редкой эксклюзивности, содержательности и ценности.

Мелкая повседневная суета, как правило, не требует от человека особого интеллекта, одухотворенности, гармонии, больших усилий ума и души. И поэтому большинство невольно привыкает к принципиальной поверхностности своего восприятия и мышления, к принятию и усвоению большого количества стереотипных мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов. Да и как это может быть иначе, если только пять процентов людей имеют от рождения задатки творческого мышления. Остальные, к сожалению, только тешат себя иллюзией, о присутствии такового у себя, по большому счету. И, в силу такого сложившегося положения вещей, каждый человек, действительно обладающий творческим мышлением, это в определённой степени, несомненная общественная, государственная ценность. Это один из фундаментальных моментов  человеческого бытия, определяющих достаточно существенную стабильность и перспективность существования любого, мало-мальски приличного общества и государства.  Без него все потуги даже явных или потенциальных революционеров, не говоря уже обо всех прочих людях, какими бы интенсивными и продолжительными они ни были, это лишь прах у ног человеческих. Не зависимо от того, что думает по этому поводу тот или иной конкретный индивид, несомненно, имеющий право на иллюзию и заблуждение.

Другой вопрос, что из заблуждений отдельных людей складываются весьма распространённые стереотипы и стандарты в каждом обществе и государстве. Становясь, при этом, писанными или неписанными правилами и законами. Тем самым принципиально ограничивая потенциальные возможности не только конкретного того или иного общества и государства, но и человечества в целом. Вот такая «субъективная» цена иллюзиям и заблуждениям индивида. А также его принципиальной убежденности в фундаментальности своих иллюзий и заблуждений.

И вопрос не только в том, что такой специфический индивид остается равнодушным к реальной истине, но и в том, что он категорически отторгает ее от себя, будучи, при этом, принципиально не в состоянии ни полноценно ее воспринять, ни осмыслить, ни принять на практическое вооружение в своей жизни и деятельности. И более того: возникает, мягко говоря, очень своеобразное отношение и отдельного индивида и группы таких индивидов, и основной массы общества к тем, кто способен принципиально творчески мыслить. Совершенно иначе, чем окружающие. На таких людей стремятся навесить максимальное число негативных ярлыков деструктивного и дисгармоничного характера, чтобы в наибольшей степени обесценить и даже скомпрометировать и личность творчески мыслящего человека и его нестандартные мысли и чувства, взгляды и представления, принципы и убеждения, правила и законы.
И вопрос, как правило, заключается не только в той или иной отдельной конкретной ситуации, а в принципиальном и фундаментальном подходе вообще. Что называется, раз и навсегда. Многие люди начинают видеть весь смысл своей жизни в том, чтобы максимально интенсивно и в наибольшем числе моментов навредить тому, кто, по их мнению, слишком сильно выделяется среди общей массы не только стандартных, но нередко, еще и посредственных людей. Темные силы наделяют их такой фантастической изобретательностью и сообразительностью, фантазией и воображением, что нередко это вызывает громадное удивление и даже изумление.

С точки зрения формальной логики, творческое мышление – это всего лишь одно из многих сотен качеств человеческой личности, а потому и имеет ценность лишь как одно из очень многих.  Но, на самом деле, есть качества главные, второстепенные и даже третьестепенные по своей реальной ценности и важности. И то качество, которое относится к числу первостепенных, имеет ценность в десятки или сотни раз большую, чем десятки второстепенных качеств. И эта ценность не только чисто теоретическая и, в большей степени, абстрактная, а, в первую очередь, практическая, реальная и фундаментальная. И творческое мышление относится к числу качеств первостепенной важности. Это элемент интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической аристократичности. Он высоко стоит на иерархической лестнице вечных классических ценностей.

Степень проблематичности и драматичности стереотипного мышления большинства людей можно отследить на примере высказывания российского святого Амвросия Оптинского о том, что «пока человек не ужаснется от того, каков он на самом деле, он не начнет работать над собой». И это действительно так, ибо тридцать лет психотерапевтической работы автора четко и однозначно, жестко и категорично подтверждают эту несомненную истину. Да и мнение классиков философии и психологии являются аналогичным.

Жажда развития
Путь от человека с творческими способностями к реальному статусу «творческая личность» очень долог и очень сложен. И его удается пройти только тем, в ком особенно сильна жажда развития и совершенствования. Одним из камней преткновения, условно говоря, является то, что многие талантливые люди обладают достаточно существенной ленью ума и души, духа и тела. Некоторые не осознают сам факт наличия у себя конкретных талантов, не говоря уже о понимании реальной величины задатков этих талантов. Иногда люди не понимают степень ценности этих талантов. И не только для них самих, но и для общества, и для государства. В отдельных случаях, и для всего человечества. В связи с низким уровнем одухотворенности, большинство людей не знает того, что особенные достоинства и добродетели, способности и таланты даны им не как произвольный подарок от жизни, случайно пришедший к ним, в силу каких-то непонятных стечений обстоятельств, а как аванс от Высших сил. Который необходимо максимально добросовестно отрабатывать всю оставшуюся жизнь. Это не льгота или преимущество, а совершенно особая миссия посланника Высших сил по повышению уровня гармонии и в себе самом, и в окружающем мире. Требующая проявления особого чувства ответственности и долга, усердия и трудолюбия, самоконтроля, добросовестности ума и души, духа и тела.

А это все возможно лишь при максимально интенсивном развитии своей личности. Это большой и тяжелый труд. И не ради удовлетворения своего тщеславия, а ради возникновения истинного чувства глубокого внутреннего удовлетворения и тем, что ты делаешь, и тем, как ты это делаешь, и тем, что в итоге получаешь.

Общественное признание, это, безусловно, вещь приятная. Но гораздо важнее него одобрение Высших сил, именно их благосклонность и благоволение к тебе, как к человеку и как к творческой личности. У творческой личности жажда развития заложена на уровне подсознания. И поэтому управлять этой энергией человек, чаще всего, не в состоянии. Он может в определенной мере направить ее в правильное русло. И в последующем, в той или иной мере, моделировать (по возможности) отдельные процессы развития и преобразования своей личности в целом и своих творческих способностей, в частности. В противном случае, очень высока вероятность возникновения элементов деструктивного и дисгармоничного характера в основных процессах его внутреннего мира. Способных привести к серьезным психологическим и психическим нарушениям. Во многих случаях необратимым.

Пушкин, например, понимал этот момент (как и многие другие духовные аспекты творческой личности, ее психологии и философии бытия). И поэтому трудился, как раб. В первую очередь, осмысливая самого себя, окружающих, жизнь. И в поте трудов своих по совершенствованию своих способностей и талантов создавая мировые шедевры. Высокая степень гармонии личности позволяла ему регулярно подключаться к космическому банку информации и черпать там не только те или иные отдельные данные для своих работ, но и феноменальный полет мысли и чувства в порывах вдохновения, в периодах озарения. Он знал то, что он гений, но это не расслабляло его, а дополнительно мобилизовало.

Изобретательность
Изобретательность – это полезное качество для всех. Среди творческих людей встречаются в несколько раз чаще, чем среди основной массы обычных людей. Изобретательность имеет несколько уровней: простой (житейский), средний степени сложности (профессиональный) и высокий, используемый в творческом процессе на полупрофессиональном и профессиональном уровне. Собственно, любой уровень изобретательности имеет определённую ценность. Другой вопрос, что изобретательность высокого уровня имеет ценность не только индивидуальную. Но ещё и общественную. В ряде случаев – и государственную. Например, конструкторы ракет и самолетов, машин и кораблей.

И общество, и государство должны четко понимать то, что потенциальная и реальная ценность одного успешного изобретателя может иметь в тысячи или миллионы раз большую общественную ценность, чем личность обычного человека. В связи с этим строить с ним достаточно адекватные отношения с моральной и материальной точки зрения. Адекватная материальная оценка труда изобретателя способствует не только более успешной реализации его таланта на благо общества, но и создает мощную и стабильную мотивацию для других способных и талантливых людей по развитию своей личности, своих способностей и талантов на благо общества. Повышает уровень их трудолюбия, усердия, упорства, энтузиазма, умственной и душевной, духовной и физической добросовестности, осмысленности и целеустремленности.

Конечно, в отдельных случаях, изобретательность помогает создать нечто принципиально новое. Но ее ценность заключается не только в этом. Во многих случаях изобретательность помогает что–то улучшить, усовершенствовать, повысить количественные и качественные показатели.

Хорошо, когда изобретательность имеет созидательный и конструктивный характер. И не имеет в себе включения деструктивного и дисгармоничного характера. Например, эгоистичного или стервозного плана.

Изобретательность помогает находить более оптимальные пути и средства решения научных и технических, житейских и прочих вопросов и задач, проблем и трудностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Применительно к обществу это политические и экономические, идеологические и культурные, философские и нравственные сферы бытия. Если у власти стоят эгоистические личности (в подавляющем большинстве стран мира, по мнению классиков психологии и философии), то использование потенциала изобретателей даст им реальную возможность эффективно манипулировать любыми народами в своих корыстных целях. Прикрываясь при этом самыми красивыми мотивами. Невольно вспомнишь мудрость Библии: «благими намерениями дорога в ад вымощена».

Безусловно, задатки любого уровня изобретательности требуют своего интенсивного и добросовестного развития. И регулярной тренировки. Уровень созидательности изобретателя во многом зависит от уровня гармонии его личности. Что определяет степень интенсивности и регулярности подключения его к космическому банку информации для генерации бесчисленного множества совершенно новых идей, воплощенных в последующем в изобретения. Имеющих и общественную ценность.
Изобретатели – это, те, кто должен считаться интеллектуальной элитой общества с большими и конкретными личными привилегиями.