Макетчик

Михаил Третьяков
Можно сколько угодно рассуждать об эпохе современного искусства, как состоянии культуры, отвергающей основные принципы модернизма и использующим элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом, однако... Хочется уйти от вторичности происходящего, но несмотря на это все же придется процитировать римского философа-стоика Сенеку-младшего: «Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, ни один ветер не будет попутным». Вот и для бездарности нужен порт, к которому она сможет смело пришвартоваться, заняв место у причала и не давая другим кораблям достигнуть желанного берега.
Все это применимо не только к творчеству, но и к обыденным реалиям жизни. Сраменко, который, мягко говоря, давно ничего не писал и был изгнан из студии «Прокол», наконец-то нашел свое место под солнцем. В небольшом уездном городке, где и развивались описанные ранее события существовала не одна и даже не две и не три студии, что позволяло поэту много уже повидавшему на своем пути, кроме физической любви с настоящей женщиной, пришвартоваться к студии «Сладость». Причем в нашем контексте понятие пришвартоваться становится настолько многозначным, что даже страшно…

Как известно современным трендом молодежной литературы является приём, заключающийся в том, чтобы начинать повествование с конца. Это позволяет читателю быстрее понять к чему могут, привести некоторые поступки, а затем всё дальше отправлять его во флешбэки, для более полного и точного погружения во внутренний мир главного героя, понимание причин и действий его поступков. С сожалением, следуя за модой так же вынужден поступить и я.

Проснувшись, по привычке, оставшейся с армии в шесть часов, он потянулся к телефону. Однако Диана Олеговна видимо ещё не проснулась, в сети она была последний раз в час тридцать. Он грустно отложил аппарат, являющийся квинтэссенцией мыслей и чувств современного человека. Солнце веселым лучом ударилось о зеркало и отскочило в его зрачок активировав где-то глубоко сидящее воспоминание из детства.

Ему вспомнилось утро, когда он впервые испытал вдохновение. Именно этот момент формирует личность писателя и как правило – это любовь, только вот у Артура было не так.
Артур всегда был одиночкой. Его дополнительное образование, которое было связано с бабушкой, женщиной волевой и державшей всю семью в своих крепких руках привело к тому, что, придя в первый класс, он тут же начал ощущать свое интеллектуальное превосходство над одноклассниками, поэтому ни с кем так и не смог подружился. Видя, как его сверстники мучительно учатся выводить буквы в прописях, не могут сложить правильно счетные палочки, он испытывал злорадное удовольствие от своей исключительности. Первая учительница Антонина Андреевна видела в своей практике такое первый раз. Этот ребенок представлялся ей диким и злобным волчонком не способным чувствовать и сопереживать, а только кусаться и выть. Что-то произошло с этим мальчиком в детстве. Что-то что запустило до конца пока непонятный ей механизм неспособности социализироваться и воспринимать окружающий мир через ненависть к окружающим. И как педагог со стажем она подумала о том, что возможно творчество поможет Артуру раскрыться, освободится от комплексов и влиться в коллектив и тогда она предложила ему обновить стенгазету, которая висела в углу класса, но…

На самом деле в детстве с ним действительно произошло одно событие, которое возможно происходило со многими детьми, но только вот в памяти Артура оно оставило какой-то нездоровый и огромный отпечаток, который стал матрицей для проецирования всех его поступков.

Это было в четверг. Ему что-то около пяти лет. Он играл машинкой в зале, когда мама почему-то пришла на два часа раньше с работы с каким-то незнакомым дядей. Зашла на кухню к бабушке, и та засобиралась. На улице было очень холодно и, может быть, именно поэтому его и не взяли в магазин. Поход в гастроном был для него всегда праздником. Незнакомые люди, с разными лицами, в разной одежде, все они привлекали его внимание, заставляли придумывать и рассказывать самому себе истории и ему нравилась эта игра, но сегодня так поиграть не получилось. Машинка уже давно надоела. Все книжки, которые были дома он давно прочитал по несколько раз. А мама с дядей почему-то ушли в спальню. На кухне работало радио. Передавали концерт Рахманинова. Он сидел в зале и думал о том почему люди не летают как птицы даже не догадываясь, что такой вопрос уже был озвучен Островским. Но Артур думал, совсем по-другому, он как раз никогда бы не хотел быть птицей именно потому, что как бы высоко она ни летала ей все равно приходится возвращаться на землю, а значит земля важнее воздуха. В комнате куда ушла мама с незнакомым дядькой, раздалось ритмичное и никогда ранее им не слышимое постукивание. Мама запрещала заходить к ней в комнату, но детское любопытство не знает границ. Артур слегка приоткрыл дверь так чтобы был непонятно, то ли это сделал он то ли она сама открылась и заглянул в комнату. На огромной маминой кровати было видно, как два человека мама снизу и незнакомый мужик сверху совершают резкие какие-то судорожные движения и при этом они оба охают, так словно бы куда-то бегут, а дыхание все время сбивается. Ему стало как-то неловко и противно от того, что он подсмотрел в жизнь взрослых, а еще от того, что это ритмичная суета показалась ему чем-то низменным и животным, а люди, которые этим занимались, напоминали насекомых. Возможно, именно от этого сочетание чего-то постыдного и прекрасного преследовало и возбуждало его.

Первой творческой работой Артура стала классная стенгазета «Звездочка», которую он рисовал дома. Этот порыв, был моментом величайшей ненависти его к своим одноклассникам, которых он считал никчемными и тупыми. Он начал вспоминать их мельчайшие огрехи, а затем изображать их настолько гиперболично, что это выходило за рамки шутки, а больше походило на издевательство. Газету Артур с гордостью повесил в классе, но уже после первой перемены, стена на которой она была размещена, оказалась пустой. Его не поколотили одноклассники и не поругала Антонина Андреевна, которая видимо решила, что свое негодование должен высказать коллектив. Только вот это и сыграло злую шутку, поскольку первоклассники еще не были готовы к суду над товарищем, а бездействие педагога восприняли, как поддержку Артура. А вот сам Сраменко понял свою безнаказанность и решил, что именно ненависть является его творческой силой. К сожалению, как мы увидим дальше, события складывались таким образом, что только укрепляли будущего «писателя» в его заблуждениях.

Зателенькал телефон. Это было сообщение от нее, от его любимой женщины: «С добрым утром, любимый! (отметим, что любимый написано с маленькой буквы). Мышунечка, счастье мое пушистенькое, кошунечка мурчит, блаженствует, целует личико светлое, утреннее, ротик, глазки».
Тут, конечно, потребуется некоторое пояснение, которое самым прямым и незатейливым образом придется вставить в наше повествование, дабы уяснить все тонкости и нюансы такого странного общения между двумя взрослыми людьми. Артуру уже стукнуло сорок пять, а вот его пассия была всего лишь на десять лет старше его. Но как это водится в приличном обществе возраст женщины это табу, точно также и мне придется все оставить под покровом тайны. Почему Артур вдруг стал Мышунечкой объяснить довольно просто. Диана Олеговна очень часто путала имена и отчества людей, к тому же до этого она имела определенные виды на одного своего студийца по имени Михаил и возможно уже в голове представляла, как будет с ним. Однако, произошел ряд событий, которые помешал этому союзу, но в сознании прочно укоренилось, что ее любимым мужчиной будет именно он и, выскочить из этого образа у нее, к сожалению, не получалось. Поэтому образ Мишунечки был переименован в Мышунечку дабы в порыве страсти всегда можно было списать оговорку на нечленораздельное произношение.
Кошунечка же возникла в силу увлечения Дианы Олеговны кошками. Профессиональная деятельность члена союза писателей не приносила ей каких-то существенных доходов, но умопомрачительная страсть к кошкам, как оказалось может приносить деньги. У Дианы был свой питомник, из которого ее кошки и котята разъезжались по всему свету. Бизнес этот был ничем не хуже любого другого, поскольку позволял продолжать не напрягаться и бездельничать. Конечно, как и в любом другом бизнесе здесь были свои тайны и обманы…

Артур оживился. Ему нравились эти утренние сообщения, в эти моменты он словно бы забывал о несовершенстве этого мира о его подлости и гадости потому, что впереди ему сияла его путеводная звезда. Появлялся смысл жизни, появлялась борьба, да и вообще, кто-то же должен был заменить ему мать, с которой он жил до сих пор.
«Люблю тебя, мой трепетный комочек. Собираюсь на работу. Скучаю и думаю о тебе каждую секунду. Не мыслю своего существования без тебя моя кошунечка».
После отправления сообщения он бодро вскочил со старенькой тахты. Взял гантели по три килограмма и как был в семейных трусах и белой майке начал их усиленно поднимать. Отжался сто раз. В ванной побрился. Умылся холодной освежающей водой и надел вещи которые висели на стуле. С вечера он все приготовил и погладил. Мама ещё спала. На кухне пожарил яичницу. Заварил черный крупнолистовой чай. Он вообще был крайне консервативен и минималистичен в своих потребностях. Осторожно закрыл дверь чтобы не разбудить маму и отправился на работу.
Выйдя из углового четвертого подъезда девятиэтажной панельки, он увидел на лавочке старушку и ему вспомнились его первые стихотворные строчки.

Ненависть и любовь два сильнейших эмоциональных состояния человека, которые могут служить топливом для творчества. Обычно их рассматривают как антагонисты, однако мне кажется, что на самом деле это не так. Ненависть – это любовь к одному человеку, при этом остальные воспринимаются как потенциальные конкуренты, которых надо уничтожить. Просто, когда человек не умеет показать свою любовь или объект оказывается недоступным, он доказывает свои чувства через ненависть к другим.

Артур несмотря на всю свою начитанность не умел любить, а вот ненавидеть было гораздо эффективнее и проще. Трудно любить человека со всеми его недостатками, а вот ненавидеть ради любви легко и непринужденно. Именно старухи на лавочке, стали следующим шагом его творчества, которое с живописи переключилось в лоно поэзии и так и осталось там.

Он сломал ногу катаясь на лыжах и вынужден был провести два месяца дома. Новым объектом ненависти стали пожилые женщины, которые сплетничали на лавочке возле дома поливая грязью всех проходящих и именно против них, против этих старых несносных бабок был написан его поэтический восемнадцати листовый труд с матами. Как же он на них оторвался, как же он написал об этих мегерах, которые поносили весь дом, не замечая при этом, что и сам превратился в одну из таких же невыносимых и ненавидимых старух. Во дворе среди пацанов – это был триумф. Его строчки повторяли и некоторые особенно удачные грязные выражения прочно укрепились в лексиконе дворовых друзей, а его авторитет поднялся на недосягаемый уровень.

Сев на остановке в маршрутку, Артур доехал до типографии, в которой работал. Почему именно там, опять же стечение обстоятельств. Окончание школы пришлось на трудные для страны годы. И в очередной раз за него решение приняла сильная женщина, коей в тот период была бабушка. Можно долго описывать сложности взаимоотношений Артура и Алены Ивановны Вейнгольд, но стоит ли утруждать себя и читателя, если все это уже описано в книге Санаева «Похороните меня за плинтусом». Бабушка решила, что хватит бездельничать гонять во дворе мяч и переводить бумагу на писанину, а надобно зарабатывать на хлеб. Но только вот не проработав и месяца грузчиком в гастрономе, его призвали в армию.
Казалось бы, здесь и должна была найти коса на камень и деструктивное творчество Сраменко получить по заслугам, но только вот и в армии была свободная ниша для ненависти. У Артура уже выработался некий творческий динамический стереотип, макет, по которому он развивал свой творческий прорыв. В казарме, объектом его творчества стали малые народы Северного Кавказа из сельской местности, у которых друзей то особо не было, да и не понимали они по русский. Именно на них было направлено его «сатирическое» творчество, которое активно поощрялось дедами, а его вечерние выступления стали предвестниками Stand up-а.

День тянулся утомительно и не приятно долго, потому что все его мысли были заняты ей и почему-то вспомнилось стихотворение, которое он посвятил маме.

Что-то в сердце моем застучало печально.
Стали дни коротки и забыты мечты.
Мама смотрит. И я понимаю прощально
Достает, как всегда, сигареты свои.

Она курит опять, дым стоит коромыслом.
Мне ее не понять без просветной тоски.
Может быть, этот дым и является смыслом
Размывая на сердце чужие мазки.

Рабочий день подходил к концу. На столе раздался булькающий звук телефона. Он ждал его, как же он его ждал. Это звук сообщения от нее. И какое же разочарование последовало за тем, что он прочитал.
«Сегодня встретиться не получится. Мама сломала ногу».
Черная беспросветная тоска заполнила его изнутри, разъедая клетки, причиняя невыносимую боль. Единственным способом, который хоть как-то мог облегчить его страдания, был компьютер и открытый документ, в котором он начинал творить и травить, не важно кого, важно излить всю эту боль, превратив ее в карающий меч возмездия и он уже знал про кого будет писать. Про Полубогова, который три года назад вынудил его уйти из студии, а теперь еще и выпустил книженцию «Вестовой», которую предлагает желающим по пятьсот рублей за штуку…