Умение разбираться в людях. глава 1

Александр Иванович Алтунин
Первая глава будет посвящена проблемным моментам, в определенной степени затрудняющим появление и развитие умения разбираться в людях.

Адекватная самооценка
Очень сложное явлений нашей жизни. Большинство людей относится к себе весьма субъективно. Часть людей или очень переоценивает себя или очень недооценивает. До возникновения адекватной самооценки необходим целый комплект достаточно редких факторов. В частности, это психологическая, философия и духовная эрудиция. Это и наличие системы параметров и критериев оценки человеческой личности вообще, и своей, в частности. Желательно присутствие творческого мышления, постоянного и строгого самоконтроля, многогранного и изощренного, самокритичности, процесса самовоспитания и самосовершенствования, одухотворенности, гармоничности, зрелости, самодостаточности. Хорошо, когда человек делает акцент не на амбиции и самолюбии, а на честолюбии.

Собственно, даже среднего уровня (среднего не с мирской, а с духовной точки зрения, ибо он равен высокому мирскому) мудрости и одухотворенности достаточно человеку для того, чтобы ясно и отчетливо понимать то, что даже самые большие его достоинства и добродетели, способности и таланты весьма и весьма далеки от полного совершенства. Конечно, человек отдает себе отчет в том, как много он уже сделал в совершенствовании самого себя. Но, в тоже время, он понимает и то, что в будущем ему предстоит работа, во много раз больная, чем уже проделанная. И вовсе не факт, что даже спустя сто лет им будет достигнуты какие-либо существенные вершины. Не с мирской, а с духовной точки зрения. Конечно, то конкретное продвижение вперед, что имеет место у него, быть может, служит вполне реальным поводом для возникновения определенного чувства удовлетворения самим собой и своей жизнью. Но осознание величины предстоящей работы очень существенно охлаждает самомнение, самоуверенность и самовлюбленность, амбициозность и тщеславие, жажду непомерной славы. Как и постоянного и выраженного общественного одобрения (или хотя бы своего непосредственного окружения) каждого своего чиха, выражаясь аллегорически.

Наиболее вероятно возникновение адекватной самооценки у классического интеллигента. Желательно не путать это понятие с формальной принадлежностью человека к прослойке интеллигенции в связи с наличием высшего образования. Как показали собственные наблюдения автора более двадцати тысяч представителей интеллигенции, они, в подавляющем большинстве случаев, к истинной интеллигентности не имеют вообще никакого отношения. Что, собственно, полностью совпадает с мнением классиков психологии и философии, художественной литературы и мудрецов. Поэтому, в данном случае, суть дела состоит не в индивидуальной субъективности и пристрастности автора, а в его попытке отразить реальную действительность. Собственно, по поводу интеллигенции конца девятнадцатого и начала двадцатого века в России и в Европе классик мировой философии Бердяев писал, что она, по большому счету, оставляет желать лучшего. В подавляющем большинстве своем. И все проблемы и неприятности, в том числе, революция в России, - это закономерный результат социальной пассивности и инертности, так называемой интеллигенции. По этому поводу у него есть даже отдельная большая работа.

Наиболее близка к оптимальной самооценка у истинного аристократа. Который не перестает им быть даже в бедности, в тюрьме или концлагере. Как говорят по этому поводу мудрые люди «алмаз он и в грязи алмаз, а грязь – она среди алмазов только грязь». Собственно, девяносто девять процентов людей, особо рьяно претендующих ныне в России на звание аристократов, к аристократизму не имеют вообще никакого отношения. И даже более того: как правило, в них нет даже какого-либо существенного намека на аристократичность. Ибо, у них не было не только должной школы воспитания аристократичности, но даже и частичного намека на нее. Истинный интеллигент никогда не гордился и не гордится своим внешним превосходством над большинством простых окружающих. У него чувство собственного достоинства складывается из осознания ценности и значительности работы по самовоспитанию и самосовершенствованию своего ума, души и духа. В отдельных случаях, и тела. И не с точки зрения банальной и упрощенной мирской логики, а с точки зрения высшей логики - духовной. Соответствующей системе классических ценностей бытия. Вечной и универсальной, соответствующей правилам и законам Высших сил Вселенной.

Интеллигент, как никто другой, понимает то, что все хорошее и особенное в нем, все его достоинства и добродетели, способности и таланты заложены в нем Высшими силами. И это не подарок, а лишь аванс, который необходимо отрабатывать всю свою жизнь. Предельно интенсивно и добросовестно. Ибо, все эти положительные моменты даны ему не для самолюбования, а для повышения гармонии в окружающем мире. И в самом себе, естественно. Тяжелым и изнурительным трудом. И именно в этом, можно сказать, особая привилегия интеллигента. В отличие от всех остальных.

Интеллигент очень тонко и дифференцированно воспринимает все свои достоинства и добродетели. Он четко знает, что в мире существует достаточно много людей, которые в значительной степени превосходят его по самым важнейшим параметрам личности. Но, при этом, он ценит и ту изюминку, что есть именно в нем. Он ощущает себя и свою жизнь как маленький кирпичик в гигантской стене тружеников Вселенной. Можно его сравнить и с муравьем, который заботится, в первую очередь, о благополучии всего муравейника. А уже потом, о своем собственном. Хотя, по большому счету, эти моменты в его сознании очень тесно и органично переплетены. Они ни в коем случае не приходят в противоречие друг с другом. Более того: они весьма конструктивно и созидательно, изящно и гармонично дополняют друг друга. Потому как, и действительно, они, с духовной точки зрения, должны взаимно обогащать друг друга, никак не нанося ни прямого, ни косвенного ущерба друг другу. Тогда есть вероятность возникновения истинной гармонии.

Амбициозность
Наибольшую степень выраженности амбициозность имеет у людей деструктивного типа. Или у людей стандартного типа, имеющих в структуре своей личности ряд выраженных элементов деструктивности. Конечно, каждый человек имеет не только комплект недостатков, но и комплект достоинств. Другой вопрос, что творческий тип людей стремится обрести, в первую очередь, основные достоинства и добродетели. И развить их в максимально возможной степени. И это, безусловно, большой труд ума и души, духа и тела. Который, к сожалению, недоступен большинству людей, имеющих выраженную лень ума, души и духа. И поэтому стандартный тип людей предпочитает довольствоваться комплектом второстепенных качеств. Хотя, в силу глобального и фундаментального психологического и духовного невежества, большинство людей, мягко говоря, не очень-то умеет отличать главные качества от второстепенных. Не говоря уже о том, что не знает того, что достоинства и добродетели могут иметь различную степень развития в количественном плане. Что, собственно, определяет их качественный уровень. Их реальную и потенциальную ценность. Ведь ясно, что слабо развитое достоинство имеет минимальную ценность (хотя, какую-то все же имеет и вроде как, не совсем пустое место). Умеренно развитое достоинство имеет среднюю степень ценности. И лишь сильно развитое достоинство имеет высокую степень ценности. Но не с точки зрения банальной житейской логики, а с точки зрения логики духовной.

Ошибкой большинства людей стандартного типа (чуждых интеллигентности) является то, что оно подходит к оценке качеств не с точки зрения духовной, а с точки зрения житейской. Когда умеренно развитое достоинство воспринимается уже как максимально развитое. И действительно, среди подавляющего большинства этот уровень является максимальным. Можно даже сказать, что максимально возможным. Но, то, что для них это даже чисто теоретически есть максимальный уровень, еще не означает того, что он и на самом деле является максимальным вообще. С точки зрения иерархии вечных и универсальных ценностей Вселенной. На самом деле, это всего лишь один из многочисленных и разнообразных стереотипов мышления, распространенных в обществе, имеющий массу искажений и извращений с духовной точки зрения. Эти искажения и извращения могут касаться абсолютно любой сферы бытия – интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической.

Проблема в том, что для определения самого факта наличия того или иного конкретного искажения или извращения необходим действительно высокий  духовный уровень того или иного конкретного человека. А это, к сожалению, встречается крайне редко. В лучшем случае, у двух людей из тысячи. Которые смотрятся на общем фоне буквально белыми воронами. Есть, правда, и более жесткое определение этой ситуации: «среди общества горбатых, нормальный человек выглядит уродом»…

Достаточно вспомнить судьбу гадкого утенка на птичьем дворе, где его почти все презирали и даже ненавидели. Только за то, что чисто внешне он не был похож на остальных. Он не вписывался в их представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. А то, что вся их «экспертная» система и гроша ломаного не стоит – это никому и в голову не могло придти. Ибо, умение смотреть на себя со стороны и адекватно себя оценивать приходит только к тем, кто поднялся в своем личностном развитии существенно выше среднего. И тем, кто сознательно и целенаправленно, мощно и непрерывно стремится к максимально возможному уровню развития хотя бы наиболее важных своих достоинств и добродетелей. Для остальных остается или умеренный или выраженный уровень субъективности в оценке самого себя. Который, как правило, сохраняется на этом уровне до конце жизни того или иного конкретного человека.

Проблема большинства стандартных людей не в том, что их главные достоинства и добродетели имеют уровень развития между слабым и средним. А в том, что им хочется думать, что они уже достигли максимального уровня развития. И особенно им хочется, чтобы именно так думали окружающие. В идеальном варианте, все общество. И этот момент выглядит особенно актуальным в связи с тем, что на их глазах, что называется, ряд людей с определенным (часто весьма высоким) уровнем авантюризма и интриганства эффектно проводит эту манипуляцию с общественным (правильнее было бы сказать, с так называемым общественным) мнением. Ибо, они так ловко и умело надувают щеки и распускают свой искусственно окрашенный псевдопавлиний хвост, что большинство наивных и доверчивых, лишенных интуиции и проницательности, мудрости и одухотворенности людей почти полностью им верит. В отдельных и весьма редких, почти идеальных и эксклюзивных случаях, лишь некоторое (от одного дня до года) время. А, чаще всего, на протяжении всей жизни. Им и в голову не приходит, как правило, то, что они являются банальными и предельно послушными марионетками в руках авантюристов, интриганов и психологических манипуляторов. Которые ловят массы на очень красивую и очень эффектную приманку – иллюзию приверженности наиболее ценным классическим добродетелям, порядка, гармонии и совершенства.

Можно даже четко и однозначно утверждать, что в девяносто девяти случаев из ста, когда кто-то очень энергично и даже агрессивно навязывает окружающим свои идеи, то им, на самом деле, движет не забота об общественной гармонии, а банальный личный эгоизм, жажда и стремление использовать энергию и энтузиазм масс в своих корыстных целях. Особенно в борьбе с действительно достойными, умными, талантливыми и гармоничными людьми. И, чем сильнее разница между личностью манипулятора и его потенциальной жертвой, тем выше его уровень энтузиазма в деле многоходовой дискредитации талантливой личности и нанесения максимального ущерба его личности, жизни и творчеству. И это не теоретические расклады автора, не плод его фантазии и воображения, а результат анализа жизни и творчества более пятисот истинных аристократов ума и души, получивших вполне определенное общественное признание.

Конечно, люди стандартного типа (менталитета) не обладают таким уровнем злобности и агрессивности, как представители деструктивного типа. Но в руках последних они могут творить абсолютно любые не только просто безнравственные дела, но и предельно подлые и мерзкие поступки. В их неограниченной концентрированности и злокачественности. Нанося тем самым порой колоссальный ущерб не только тем или иным отдельным конкретным людям, но и обществу, и государству в целом. В отдельных случаях, и всему человечеству.

Достаточно вспомнить революцию в России со всеми вытекающими из нее последствиями. Или сталинские репрессии против самых умных и достойных, творческих и талантливых людей. И все творилось исходя якобы из самых благих намерений. Так что снисходительность и великодушие возможны только относительно второстепенных слабостей и недостатков психологического и интеллектуального характера. Которые нередко четко и логично складываются из распространенных стереотипов общественного сознания, имеющих в себе элемент деструктивности или дисгармоничности. Все не просто очень серьезно, а предельно серьезно. Каждому представителю стандартного менталитета необходимо знать и помнить (хотя, по большому счету, это нужно знать абсолютно всем), что при сознательном или неосознанном пренебрежении к классическим духовным ценностям у него есть высокая вероятность превращения в банальную сволочь, подлеца и негодяя, мерзкое и отвратное существо, в морального и духовного урода. Не говоря уже о злокачественном извращенце с интеллектуальной, психологической или эстетической точки зрения. Конечно, любой вид уродства может быть малым, средним или большим.
Но от этого уродство не перестает быть именно уродством, а не слабостью или странностью, особенностью или прихотью того или иного человека, группы людей, всего общества или всего человечества. Все это, конечно, грустно. Но жизнь требует, чтобы акценты были расставлены правильно и адекватно. В противном случае, и общество, и государство, и человечество ждет не гармоничная и стремительная эволюция, а психологическая и духовная деградация. На отдельных этапах истории во много раз стремительнее и глобальнее, чем положительная эволюция. Не говоря уже о том, что, в соответствии с волей Высших сил, эволюция человечества в целом и ныне, и в будущем будет идти, не просто медленно, а очень медленно. Чтобы не возникало коварной и страшной иллюзии своего богоподобия. В свое время приведшей к гибели Атлантиды.

Вот и получается, что приближение к истинному совершенству тех, кто живет ныне, возможно, в лучшем случае, только через восемь- десять тысяч лет. Когда пройдет не менее ста воплощений в человеческом образе. Хотя, вовсе не факт, что воплощения будут идти одно за другим и всегда только в человеческом образе. Ибо, моральных уродов различной степени выраженности хватает и в настоящее время. И их ждет очень непростая судьба.

Высокий уровень проблемности и драматичности амбициозности, как и многих других фундаментальных недостатков и пороков человеческой личности, заключается в том, что человек, обладающий амбициозностью, как правило, строит отношения с самом собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами с применением большого числа элементов деструктивности и дисгармоничности. Что, собственно, способно в значительной степени обесценить и его личность, и его жизнь в глазах Высших сил. Не говоря уже о том, что это в принципе может лишить его возможности ощущать истинное чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Что лежит в основе существования такого явления жизни, как счастье. Только счастье реальное и истинное, а не мнимое или чисто внешнее.

Если человек стандартного менталитета полностью доволен собой и своей жизнью. И никак не стремится повысить уровень гармонии своей личности и своей жизни. То он, как правило, в лучшем случае, стоит в своем развитии на одном и том же месте, когда многие окружающие с той или иной скоростью движутся вперед, оставляя, таким образом, такого человека далеко позади. И, когда возникает ситуация хотя бы минутного просветления такого «аналитика», то она вносит в его сознание столь большую порцию концентрированной горечи от сознания собственной никчемности, что вызывает тяжелейшие неврозы и депрессию, шизофрению тяжелой формы или злокачественную онкологию.

И это не абстрактные и чисто теоретические раскладки автора. Это четкий и однозначный вывод из анализа жизни более пятидесяти тысяч людей, так или иначе встретившихся автору на его жизненном пути. И самое грустное в этой ситуации даже не то, что в жизни этих людей возникли те или иные проблемы и неприятности, драмы и трагедии, а то, что автор рассказал им об истинных причинах этих сложных ситуаций. И объяснил то, что если они определённые моменты в себе и в своей жизни не изменят существенным образом, что их буквально в самом ближайшем будущем ждет серия событий, еще более неприятных, чем уже произошедшие. Ибо, такова диалектика жизни, а не каприз или прихоть автора. Но почти девяносто девять процентов людей из этих пятидесяти тысяч в принципе не пожелали прислушаться к мнению автора. И, в результате чисто теоретический прогноз их дальнейшей жизни, сделанный автором из самых благих побуждений, стал практической реальностью. Принеся с собой гигантские страдания и переживания для этих злокачественных и отчаянных скептиков и нигилистов. А ведь автор не придумал ничего от себя, он лишь озвучил некоторые психологические и духовные законы жизни. Которые уже существовали много тысяч лет до него и будут много тысяч лет после него. Как, собственно, и эта книга, от начала и до конца, это лишь некоторая расшифровка некоторых классических понятий с точки зрения вечных и универсальных ценностей Вселенной. Отчасти адаптированная автором для современного читателя.

Проблемность амбициозности еще и в том, что когда амбициозный человек, из числа стандартного менталитета, встречается с представителем классической интеллигенции, то, во-первых, амбиция так сильно туманит ему взор, что он не замечает и не осознает этого момента. А это есть особый подарок судьбы. Это реальный шанс не только более бесстрастно и объективно взглянуть на самого себя и свою жизнь, но и узнать много не просто нового, но и весьма полезного для интеллектуального и психологического, духовного и эстетического развития этого аналитика. Но, может быть, еще не значит, что точно будет. И поэтому в девятисот девяноста девяти случаях из тысячи такой шанс пропускается и упускается. И Высшие силы делают для себя четкий и однозначный вывод о том, что подобные подарки такому «аналитику» или вообще делать не стоит (обрекая его на пожизненную упрощенность и примитивность по всем важнейшим личностным параметрам). Или стоит делать, но во много раз реже, нежели это предполагалось изначально. И это положение дел естественно и закономерно. Ибо, даже самый глупый человек, сделав ряд добрых дел и не получив адекватной реакции на них, делает вывод, что продолжать и дальше делать такие дела в адрес такого «своеобразного» человека бессмысленно. И перестает их делать. Так неужели же Высшие силы глупее нас с вами? Уровень их мудрости в миллиарды раз выше, чем любого смертного человека.

Но этим проблематичность ситуации не исчерпывается. Встретив гармоничного интеллигента (явно представителя творческого менталитета) представитель стандартного менталитета хотя бы на интуитивном уровне чувствует существенное превосходство первого. И это является очень болезненной занозой для его самолюбия. И, чтобы не выглядеть полным ничтожеством на фоне талантливого человека, обычный человек вольно или не вольно (это, по большому счету, уже не играет принципиально роли) начинает надувать щеки, стараясь всеми силами своего ума и души выглядеть чисто внешне максимально эффектно. Забывая о том, что «рожденный ползать, летать не может» и «на осине не родятся апельсины».

В результате большинство обычных людей выстраивают такую искаженную модель общения с интеллигентом, что последний, чаще всего, категорически отвергает ее, как принципиально неприемлемую для себя. А ведь все очень просто. Достаточно присмотреться к ситуации, когда встречаются два истинных интеллигента. Ведь они держатся естественно и просто в общении друг с другом. Не стремясь что-либо кому-либо доказать, эффектно продемонстрировать. А если какая-либо дискуссия и возникает, то она идет на равных. И не ради ублажения личной амбиции ее участников, а ради обретения истины. Идет просто обмен мнениями. Ради взаимного интеллектуального и психологического, духовного и эстетического обогащения. В хорошем смысле этого слова. Когда повышается уровень гармонии каждого участника дискуссии.

Сложность ситуации состоит в том, что большинство людей стандартного менталитета трудно дружит с чувством меры. Ибо, это есть явный элемент мудрости, к которой люди этого типа, мягко говоря, не особенно стремятся на деле. Только на словах. В результате чего, стремление выглядеть не хуже интеллигентной личности иногда (и не только иногда) переходит в стремление выглядеть (не быть, а именно только чисто внешне выглядеть) значительно лучше, чем интеллигентная личность. Что, собственно, исключено в принципе даже чисто теоретически. И косвенное интуитивное ощущение нереальности воплощения этой своеобразной, мягко говоря, задачи придает особенную отчаянность и феноменальный энтузиазм этому «аналитику». А так как, это дело, по большому счету, откровенно дрянное, деструктивное и дисгармоничное, то в его реализации естественно и закономерно участвуют представители темных сил.
Придавая усилиям «аналитика» нередко буквально фантастическую изобретательность и сообразительность, изощрённую фантазию и воображение, высочайший уровень интеллектуальной и психологической изощренности. О чем ни многие интеллигенты, ни окружающие не только не знают, но и не догадываются. А потому нередко и попадают впросак. И очень мощно попадают. В результате может наноситься большой ущерб не только какой-то отдельной интеллигентной личности, но и благополучию и гармонии всего общества и государства. Вот такие мелочи жизни.

А так как быстро вырасти из обычной личности в интеллигентную не дано никому и никогда. По крайней мере, в рамках одного воплощения. То представитель стандартного менталитета (не говоря уже о деструктивном менталитете) стремится уровнять перевес между ним и интеллигентом не путем своего подъема до уровня последнего. А путем опускания чисто внешне интеллигента не только до своего уровня, а и значительно ниже такового. Любыми методами, способами и средствами. О нравственной (и, тем более, духовной) стороне многие в этой ситуации не только не сильно заморачиваются, а вообще об этом не думают даже в самой мизерной степени и даже на одну секунду. Ибо, это может существенно воспрепятствовать практической реализации их «гениальной» и «замечательной» идеи. А решение уже принято. И требует своего воплощения в жизнь.

Есть выражение мудрецов о том, что «там, где не живет Бог, обязательно живет дьявол». Это особенно актуально для анализируемой ситуации. Низкий уровень духовности во многих случаях способствует тому, что человек становится особенно восприимчив к влиянию темных сил. Он становится марионеткой в их руках. Отчасти сознательно, отчасти неосознанно творя массу очень концентрированного зла. Которое способно разрушить гармонию не только в людях непосредственного окружения, но и в обществе, и в государстве в целом. И это зло должно получать адекватную оценку. И желательно вовремя.

Жажда лидерства
Среди представителей стандартного менталитета очень распространено явления - жажда лидерства. Причем, желательно, всегда и во всем. И ладно бы это касалось лишь чисто эстетических вопросов, где, по выражению народной мудрости «на вкус и цвет товарища нет». Но претензия на интеллектуальное и психологическое лидерство нередко переходит еще и на область духовную. Конечно, без сомнения, в каждой группе людей, не говоря уже об определенной общественной прослойке, есть свои формальные и неформальные лидеры в той или иной области жизнедеятельности. Иначе говоря, это люди, которые в своем развитии пошли несколько дальше, чем основная масса из их непосредственного окружения. На сколько дальше - это уже другой вопрос. Ибо, чаще всего, различие носит, к сожалению, преимущественно количественный, а не качественный характер. И есть, вполне определенна тенденция отношения большинства людей к своим реальным и мнимым лидерам. Слушают, как правило, не тех, кто истинный лидер (поднялся на одну - две ступени выше по иерархической лестнице развития по тому или иному выше перечисленному параметру), но скромен и непритязателен, а тех, кто, в лучшем случае, имеет небольшое количественное отличие, но активно и агрессивно занимается саморекламой. В определенной степени навязчиво предлагая себя всем желающим. И, в первую очередь, наивным и доверчивым людям, лишенным, по большому счету, мудрости, особенного интеллекта, интуиции и проницательности, умения разбираться в людях, способности мыслить хотя бы категориями средней степени сложности, творческого мышления, самостоятельной точки зрения по важнейшим вопросам жизни.

Как правило, такие претенденты на лидерство освоили некоторые приемы (пусть даже самые элементарные, как минимум, но, тем не менее, это не меняет сути дела) психологического манипулирования окружающими. В связи с чем достаточно неплохо умеют пускать пыль в глаза даже тем, кто гораздо умнее и талантливее их. Не говоря обо всех прочих.

Отсутствие реальной самодостаточности и состоятельности, как личности, заставляет многих людей любым способом удовлетворять свою подсознательную потребность в чувстве собственной значимости. Некоторые, в связи с этим, ощущают неутомимую потребность в лидерстве. И им совершенно неважно то, в каком именно вопросе будет это лидерство, в какой именно степени (желательно, конечно, чтобы в максимальной), среди какой категории людей. Иначе говоря, все качественные аспекты этой ситуации их принципиально не волнуют. Важно лишь хотя бы сиюминутное ощущение своего лидерства. Пусть даже на фоне двух-трех предельно глупых людей.

Амбициозность - это проделки соответствующего злого духа, который, как правило, является предшественником появления духа гордыни. Одного из самых изощренных и умных, сообразительных и изобретательных, хитрых и коварных, виртуознейшего манипулятора во всех сферах человеческого бытия. Подчинившего себе подавляющее большинство представителей стандартного менталитета в различной степени. Часто в очень значительной. Не минула чаша сия и отдельных представителей творческого менталитета. Но у них уровень самокритичности принципиально выше, а поэтому ситуация не обязательно является особенно злокачественной.

Жажда лидерства у представителей стандартного менталитета принципиально отличается от таковой у представителей творческого менталитета. В первом случае, человека волнует лишь чисто внешняя сторона дела - главное выглядеть лидером. Даже если ты, на самом деле, полный ноль в конкретном вопросе. А во втором случае, человека интересует момент присутствия собственного внутреннего удовлетворения от того, что человек делает и как, зачем и почему. При этом, творческая личность, с одной стороны, отдает себе отчет в определенном преимуществе относительно большинства из своего окружения или даже весьма широких масс. А, с другой стороны, прекрасно понимает то, что ее уровень достижений в том или ином отдельном вопросе весьма далек от абсолютного и идеального. И даже пятидесяти лет интенсивнейшего труда в будущем будет принципиально недостаточно для обретения полного совершенства. Иначе говоря, творческая личность понимает всю относительность своих достижений, в том числе, самых больших и самых замечательных. Творческой личности важен сам факт того, что она поднялась еще на одну ступень в своем развитии, а не то, что она переплюнула всех остальных. Хотя, безусловно, получение более качественных результатов, чем у большинства, не может не радовать элементарное самолюбие человека. Но у него своя собственная точка отсчета и система координат по оценке своей жизнедеятельности.

Представитель творческого менталитета никогда не будет претендовать на лидерство всегда и во всем. Ибо, он понимает то, как тяжело идет продвижение качественного характера даже в одном отдельном вопросе. Не говоря уже о целой группе вопросов. Мысль о лидерстве всегда и во всем представляется ему совершенно нелогичной и нелепой. Конечно, желание сделать что-либо более совершенное - это нормальное и правильное желание. И без него никто и никогда не смог бы сотворить что-либо действительно совершенное и гармоничное. Но в этом случае человека интересует не дешёвый спектакль с безграничным восхищением непосвященных, а принципиальная, пусть даже и весьма сдержанная, оценка профессионалами в этой узкой сфере творчества. Оценка по сути результатов долгого и напряженного творчества, с максимальной отдачей умственных и душевных сил, с проявлением наибольшей добросовестности и в процессе планирования поставленной задачи, и в процессе ее реализации и воплощения.

Творческой личности не обязательно быть самой лучшей и абсолютно единственной. Ей достаточно быть в группе лучших. И не обязательно с точки зрения конкретного общества в определенный момент времени. Одухотворенной творческой личности важно в наибольшей степени соответствовать правилам и законам Вселенной, ее критериям гармонии и совершенства. Леонардо да Винчи творил, осознавая тот факт, что его творчество смогут по достоинству оценить лишь очень далекие потомки, а не его современники. Которые, в большинстве своем, не просто не особенно любили его, а буквально ненавидели. И именно за его слишком творческую сущность, которая никак не укладывалась в логические рамки их стандартного менталитета. С его бесконечными иллюзиями и заблуждениями, доминированием стереотипного мышления, массой упрощенных и примитивных стереотипов банальной житейской логики. Которые достойны лишь разговоров на кухне двух кукушек соседок, людей преимущественно посредственного типа личности, принципиально чуждых какого-либо самого минимального творчества вообще. Для творческой личности важно именно быть чем-то особенным, а не казаться лишь чисто внешне таковой. Порой к внешней стороне дела имеется даже слишком порой равнодушное отношение, затрудняющее адекватное восприятие у большинства окружающих простого менталитета.

Причины и последствия лени ума
Большинство представителей стандартного менталитета, в отличие от творческого, имеют особенность, заключающуюся в глобальной и фундаментальной лени ума. Которая возникает еще в детстве, когда взрослые, в том числе родители, не могут объяснить ребенку тот момент, что активно шевелить мозгами – это хорошо, удобно, правильно, престижно, выгодно, приятно, интересно. И что это реальный и конкретный повод уважать и любить себя. Что это единственный способ достичь чего-либо существенного в жизни. И поэтому это нужно, в первую очередь, самому ребёнку, а не учителям или родителям. Или еще кому бы то ни было. Что интеллектуальное развитие человека тесным образом связано со степенью интенсивности умственных процессов, а также с их регулярностью. И желательно, чтобы активная умственная деятельность стала обычным и привычным делом для человека.

И даже более того: мозги, как мышцы тела, нуждаются в постоянной и серьезной тренировке с постепенным увеличением объема нагрузок. Например, нужно решать все больше и больше логических задач самого разнообразного характера, периодически увеличивая их степень сложности. Да, это связано с вполне определёнными трудностями, неудачами, иногда даже разочарованиями, сомнениями, колебаниями, временным психологическим дискомфортом, некоторой неуверенностью в себе, ощущением своей сиюминутной и глобальной несостоятельности, необходимостью проявлять дополнительные усилия силы воли, твердость характера, целеустремленность, самокритичность, трудолюбие, упорство, добросовестность, требовательность к себе, решительность и мужество, самостоятельность и независимость, честолюбие и многие другие достоинства и добродетели. Чувствуете, какой набор достоинств и добродетелей набирается? Именно. И это лишь часть личности, которая участвует в серьезной тренировке ума.

Хорошо, конечно, когда ребенка приучают к тому, что самым главным в жизни вообще должно быть чувство внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, тем, что ты делаешь и тем, как ты это делаешь. В отдельных исключительных случаях, к этому можно добавить еще пару параметров: как ты думаешь и как чувствуешь. Ибо, и в этом плане существуют не только существенные отличия количественного характера, но и качественного. Это только на первый взгляд, кажется, что все думают и чувствуют одинаково. На самом деле, похожесть касается только большинства людей. А вот люди творческого типа могут думать и чувствовать совершенно иначе, нежели большинство. И то, что им представляется естественным и закономерным, само собой разумеющимся, для большинства практически пожизненно остается недопустимым, тайной за семью печатями.

Конечно, многие дети в детстве периодически пытаются проявлять активность интеллектуальной деятельности. Конечно, в рамках своих генетических возможностей. И тем не менее. Но взрослые, как правило, к сожалению, пропускают мимо ушей подобные вещи. И не дают своевременной и адекватной реакции на умственную активность ребенка. Качественные же дискуссии в системе школьного образования не приняты, когда учитель может оценить и качество усилий ученика и степень логичности его мышления, его сообразительность и изобретательность, фантазию и воображение, глубину и ширину, скорость и оригинальность мышления и прочие характеристики мыслительного процесса. Дискуссии между детьми в процессе их общения часто имеют не логическую, а личностную доминанту. Когда побеждает не самый умный, а самый наглый и грубый, хамоватый и беспардонный, деструктивный и дисгармоничный. Иначе говоря, такая дискуссия не способствует именно умственному развитию. Да и никакому положительному развитию.

Большинство родителей, как правило, вообще не отслеживает тонкости умственного развития своего ребенка. Ибо, когда они сами были детьми, то и их родители не особенно заморачивались на эту тему. А они лишь следуют установившейся традиции. Создавать же собственные качественные и совершенные традиции, тем более, принципиально новые, мало кому дано. Это требует достаточно существенной одухотворенности и мудрости. Которые встречаются крайне редко. Не чаще одного случая на тысячу людей.

Ребенок видя, что его особенные умственные усилия остаются без должного внимания, не улучшают его имидж и не меняют отношение взрослых к нему, стремится идти путем наименьшего сопротивления. Иначе говоря, он выбирает для себя необходимый минимум, чтобы при этом все были довольны. Или, по крайней мере, не ругали его. Выбирается личный девиз: главное не быть хуже большинства. Девиз, кстати говоря, деструктивный и дисгармоничный по своей сути. Обеспечивающий фундаментальную посредственность, как самой личности его обладателя, так и всей его жизни. По большому счету.

Конечно, столь пристальное внимание к ребенку требует большого количества дополнительных сил. И физических и душевных, не говоря уже об умственных. Высокой организованности и самодисциплины, повышенного чувства долга и ответственности перед собой, перед ребенком, перед обществом, перед Высшими силами. Чего в обычной мирской суете выделить очень трудно. И для большинства невозможно. Для этого требуется живость ума и духа творческого человека, имеющего неутомимую жажду преобразования и повышения уровня гармонии.

Ни родители, ни учителя, как правило, не умеют создавать мощной и эффективной индивидуальной мотивации для каждого конкретного ребёнка по активации его умственной деятельности. Причем, как в той или иной конкретный момент времени, так и по жизни вообще. Человеческий мозг привыкает работать на низких оборотах, выстраивая, при этом, вполне конкретный энергетический процесс. Когда мозг может потреблять только жестко регламентированное количество полезных веществ. И в самостоятельном режиме быстро перейти на более высокий энергетический уровень, обеспечивающий более существенные количественные и качественные показатели умственного процесса, не может. Даже опытный спортсмен, после долгой паузы в тренировках, быстро бегать не может. Ему требуется сознательное и целенаправленное, длительное и постепенное вхождение в рабочий режим. Который в свое время был задан ему его тренером. Вот только интеллектуальных тренеров среди взрослых крайне мало. Почти нет.

Плюс к этому свой дополнительный негативный взнос делает и банальный рационализм. Когда человек ждет от каждого своего усилия ума, души, тела вполне конкретный и ощутимый практический результат. Либо очень приятный, либо очень выгодный. Если ни одно, ни другое не предполагается, то такие усилия признаются человеком бессмысленными и бесполезными. Со временем это становится фундаментальной частью менталитета человека. Своего рода жесткими рамками, ограничивающими его потенциальные возможности. Которые, чаще всего, и так не были какими-то гигантскими, в силу четких и конкретных генетических ограничений. Итог в результате получается предельно грустный. И только ген, условно говоря, творческого начала дает иные возможности.

И именно: лишь возможности. Которыми еще нужно уметь воспользоваться. Ибо, как показывает обычная статистика исследований и наблюдений, лишь один из десяти людей с творческими задатками действительно серьезно занимается их развитием. Во-первых, никто ему не сказал о том, что у него есть творческие задатки. Во-вторых, никто не сказал о том, что творческие задатки – это необыкновенно ценная вещь, редкая и важная, дающая громадное и несомненное преимущество. Над большинством других людей. В-третьих, никто не сказал о том, что задатки способностей и талантов – это всего лишь аванс Высших сил, который необходимо отрабатывать всю жизнь самым добросовестным образом. И именно потому его жизнь должна идти по совершенно другим правилам и законам интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Которые еще нужно узнать, понять, усвоить и применить. А это годы и годы тяжелого и интенсивного труда, самоотверженного и с элементами самоотречения, силы воли и мужества, сознательного и целеустремленного самосовершенствования. При максимальной добросовестности ума и души.

Человек должен ощутить вкус активной умственной работы. Найти для себя интеллектуальный и психологический идеал. Это, как минимум. А, как максимум, еще и духовный и эстетический идеал, к которому он будет стремиться всю свою жизнь. Периодически отталкивая от себя доминирование мелкой мирской суеты. Ненасытной в плане пожирания времени и сил. Заставляющей жить по стереотипам большинства окружающих. Которые, в лучшем случае, весьма упрощены. А, в худшем – имеют печать деструктивности и дисгармоничности. Мягко говоря.

Собственно, большинству окружающих совершенно безразлично то, что происходит во внутреннем мире того или иного конкретного человека, в его уме и душе. Поэтому брать в качестве главного фактора для оценки своей личности непосредственную реакцию окружающих совершенно неправильно и неконструктивно. Наши неудачи лишь радуют многих, а наши достижения раздражают многих. Какой-либо адекватной реакции от окружающих (от большинства из них) никогда не было и никогда не будет. Главный ориентир по жизни должен быть лишь собственный, созданный на примере известных умных и талантливых людей.

Интеллектуальный потолок каждого человека расположен достаточно высоко. И поэтому простор для развития своего ума, как правило, очень большой. Но, в произвольном режиме его достижение идет в десятки раз медленнее, чем при целенаправленном и интенсивном развитии интеллекта. И вопрос не в том, что все должны становиться учеными или изобретателями. А в том, что только очень активный и тренированный ум имеет возможность решать хотя бы вопросы средней степени сложности. Вопросы обычной человеческой жизни. Но не мелкой повседневной суеты, а вопросы большие и серьезные, касающиеся психологии и философии бытия. Когда нужно очень много знать и понимать, уметь виртуозно и творчески пользоваться своими взглядами и представлениями, принципами и убеждениями, иметь достаточно совершенное мышление (целый десяток параметров, необходимых и важных), привычку к интенсивной и продолжительной умственной работе на пределе своих возможностей с отсечением массы второстепенных моментов мирской логики.

Последствия лени ума весьма и весьма серьезны. Это, как правило, отсутствие должной эволюции личности. Это отсечение новой сложной информации, особенно необычной и непривычной, но потенциально полезной для дальнейшей жизни. Это и невозможность подняться на новую ступень профессионального мастерства в своем виде деятельности. Сложно при этом строить действительно прочные и перспективные отношения даже с родными и близкими, не говоря уже о друзьях и приятелях. Сложно наполнить жизнь большим и истинным смыслом. Непросто строить отношения и со своим внутренним «я». Почти невозможно даже относительно полноценное воспитание детей.

Лень ума порождает сумасбродство и своенравность, легкомысленность и безответственность, поверхностность и переменчивость. В ряде случаев запускает процессы психологической и духовной деградации личности в целом. Лень ума принципиально ограничивает возможности человека во всех сферах жизни и деятельности, резко снижает вероятность возникновения чувства внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Лень ума делает невозможным развитие особенно ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Тем самым, создавая мощную предпосылку для формирования лишь посредственной личности. Которая всю свою жизнь будет претендовать на какую-то особенную оригинальность. Ни большой радости, ни истинного счастья невозможно обрести при ленивом уме. Общественная и государственная ценность человека с ленивым умом почти нулевая. Не говоря уже о том, что такими людьми успешно пользуются психологические манипуляторы на бытовом или общественном уровне. В своих эгоистических или паразитических целях.

Ленивый ум не в состоянии решать сложные задачи, выходить с небольшими потерями из проблемных ситуаций, достигать чего-либо существенного в жизни. Не может быть даже относительно полноценного удовлетворения потребности в чувстве собственной значимости. А это означает существование человека с постоянным душевным дискомфортом, с чувством раздражения на жизнь, судьбу, окружающих, с их достоинствами и добродетелями, развитыми способностями и талантами, определенным общественным признанием. Это рождает мощную зависть и ревность к чужим успехам и достижениям.

Человек творческого склада, работающий над собой, как правило, занят своими интересами и проблемами. Он старается не гоняться за окружающими, а расти в собственном ритме, превосходя в количестве и качестве себя самого, но вчерашнего. Ему нравится решать прежние задачи быстрее и изящнее, а также увеличивать сложность новых задач. Не говоря уже о добровольном участии в решении многоэтапных задач, требующих более интенсивных усилий ума и души.

Творческий человек старается серьезно и основательно анализировать причины своих неудач. И делать соответствующие выводы о том, какие еще положительные качества своей личности ему предстоит более существенно развить. Творческий человек ощущает интуитивную потребность активно шевелить мозгами, создавая нечто новое. Для начала для самого себя, а потом – и для окружающих. Человек творческого менталитета понимает свою ответственность перед Высшими силами за свои способности и таланты. Творческий человек способен получать особенное удовольствие от качественной эстетики мыслей и чувств другого человека, а также способен стремиться самому порождать такого рода эстетику. Но не ради показухи, а в силу естественной внутренней потребности.

Максимализм
Свойство характера и ума, возникающее обычно у человека в подростковом возрасте. Но, при низкой психологической зрелости личности человека, оно может сохраняться и на всю оставшуюся жизнь. Максимализм проявляется в том, что человек подходит к оценке различных жизненных явлений с крайних позиций. Все, что не имеет абсолютно белого цвета, считается уже черным. И в отдельных случаях, относящимся к явлениям, близким к черному цвету. Максималист не предполагает каких-либо возможных оттенков и полутонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Для него есть только «хорошо» и «плохо».

Идеальных людей не существует вообще. И ничто, созданное человеком, не идеально. Как, собственно, и все так называемые максималисты. Этот упрощенный подход к жизни свидетельствует либо о значительной незрелости ума человека либо о значительной лени ума (в более зрелом возрасте).

В значительной степени такая ситуация возникает тогда, когда человек лишен существенной самокритичности и в силу этого не может объективно оценивать самого себя, свою жизнь, свое творчество. Ему представляется, что, если он приложил определенное количество усилий, то результат обязательно должен быть самым наилучшим. Что называется, уже по определению. И если оптимального результата нет у другого человека, то это в силу значительного несовершенства личности последнего или в силу недобросовестного отношения этого человека к той или иной конкретной ситуации. И то, и другое, по мнению максималиста, должно быть подвергнуто жесткой и категоричной критике. Чтобы на будущее было неповадно вести себя таким образом.

Упрощенный и облегченный подход к жизни создает у максималиста большую иллюзию того, что и на самом деле все легко и просто. Стоит только чуть-чуть пошевелить мозгами. Саму идею о том, что жизнь – это явление сложное и многовариантное, он полностью отвергает. Как какое-то чересчур абстрактное рассуждение демагогов и резонеров, любителей пустить пыль в глаза. Максималист думает: «Вот черное, вот белое. Над чем еще тут размышлять?» Облегченность такой логической манипуляции создает иллюзию того, что только сам максималист обладает истиной в последней инстанции. А остальные находятся в полном заблуждении. И этот момент вызывает у него сильное изумление. И он думает, что это какими же дураками или сволочами нужно быть на самом деле, чтобы так извращенно размышлять. А раз он знает истину, то он должен о ней рассказать всем. А не только своему непосредственному окружению. Ощущение того, что он может нести истину другим людям очень сильно возвышает такого человека в собственных глазах. Придает ему дополнительной уверенности, создает чувство особой собственной значимости.

Узнав правила арифметики, такой человек начинает считать, что теперь он полностью вооружен для решения жизненных задач любой степени сложности. В том числе алгебры, тригонометрии и даже высшей математики. Условно говоря. Среди разных категорий жизненных явлений. Быстро и легко вразумить максималиста не представляется возможным даже чисто теоретически. Ибо, это связано не только с его характером, но и мировоззрением. В котором существенные метаморфозы происходят, как правило, у большинства людей очень медленно и постепенно. Нельзя ждать от компьютера с процессором "пентиум один" работы, по сложности равной работе компьютера с процессором "пентиум четыре".

Негативный консерватизм
К сожалению, большинство людей отличается или умеренным или выраженным негативным консерватизмом. Негативный консерватизм - это, в первую очередь, принципиальное нежелание меняться, становиться лучше. Конечно, с точки зрения распространённой общественной психологии для человека является естественной и мощной потребностью стать лучше. Собственно, где-то на уровне подсознания эта потребность, действительно, существует. Но при этом, вовсе не факт, что она конкретно и существенно присутствует и в сознании большинства людей. На всех этапах становления человеческой личности никто и нигде особенно не заостряет внимание всех нас на том, что необыкновенно хорошо и правильно, практически необходимо и полезно иметь активность ума и души, существенно выше, чем у твоего непосредственного окружения. В том числе, формальных и неформальных интеллектуальных и психологических лидеров. Или тех, кто на это звание претендует.

Отличник - это еще не показатель высокого интеллекта, гармонии личности, несомненных способностей и талантов, присутствия качественного творческого мышления. Как, собственно, и наличия более или менее полноценной эволюции личности в целом.

Есть консерватизм конструктивного характера. Это с формальной точки зрения. На самом деле, это лишь условное обозначение жизненной позиции человека, общественной прослойки, общества в целом и т.д. Конструктивный консерватизм заключается в том, что человек стремится хранить верность классическим канонам гармонии. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом смысле.
В своих внутренних и внешних процессах такой человек старается максимально объективно и бесстрастно относиться ко всем новым веяниям и тенденциям в науке и культуре. Не впадая в слепое и механическое подражание каким-либо ныне модным и вроде как престижным новаторам.

Которые, в подавляющем большинстве случаев, на самом деле, являются всего лишь псевдоноваторами и псевдореформаторами. Но мощно претендующими не на некоторую, а на совершенно особую важность и ценность своих идей. И эта претензия так активно, энергично и даже агрессивно и навязчиво реализуется на практике, что создает достаточно сильный интерес у многих наивных и доверчивых, неискушенных людей, лишенных собственного самостоятельного и независимого мнения, имеющих слабую интуицию и проницательность, мудрость, гармонию личности, преимущественно стереотипное мышление, слабо развитое чувство эстетики интеллектуального и психологического плана. О духовном направлении эстетики вообще нет смысла вести речь, применительно к основной массе людей, по мнению и автора, и классиков психологии и философии.

Безусловно, конструктивный консерватизм не исключает проявления индивидуальной специфичности конкретной личности, ее творческого подхода к осмыслению основных явлений человеческого бытия. Он лишь задает вполне определенные качественные ориентиры. Например, в Древней Греции и в эпоху Возрождения они были столь высокими, что остается, по большому счету, недосягаемыми для наших современников. Да и ближайшие несколько столетий, несмотря на мощный научно-технический прогресс, видимо, по большому счету, ничего принципиально не изменится.

Все, что создано действительно ценного и важного, красивого и прекрасного, изящного и замечательного, как правило, основано на классическом чувстве эстетики мысли и чувства. А все формальные новаторства, игнорирующие это чувство, благополучно исчезают из жизни общества десятками и сотнями. Конечно, поиск нового, оригинального, необычного - это хорошо. Но он не должен становится самоцелью. Все попытки создать принципиально новые каноны гармонии фундаментального характера заранее обречены на неудачу. За всю историю человечества было всего пять тысяч истинных аристократов ума и души. И все они, как правило, опирались в своем творчестве на классические каноны гармонии.

По большому счету, человечество пока еще не использовало даже один процент своих возможностей по реализации и воплощению классических канонов гармонии в чем бы то ни было. Поэтому простор для творчества, как минимум, на ближайшие две тысячи лет, буквально бескрайний. Как необозримые просторы Вселенной. И поэтому нет совершенно никакой необходимости изобретать велосипед заново. Другой вопрос в том, что задача донести до большинства людей в доступном и удобоваримом виде понятие классических канонов гармонии выполнена реально не более чем на десять процентов. И это дело является необыкновенно важным и ценным, актуальным и полезным не только с чисто теоретической точки зрения, но и с практической тоже.
В современном обществе среди нашей интеллигенции представление о классических канонах гармонии встречается, к сожалению, достаточно редко. Это, скорее, исключение из правила, чем правило. О рабочем классе и крестьянстве в этом плане говорить вообще затруднительно.

Дополнительный драматизм ситуации придает и тот момент, что даже среди людей с явными творческими способностями и талантами понимание этих канонов предельно размыто.

И это порождает миллионы неприятностей и проблем, драм и трагедий. И не только индивидуального характера, но и общественного, и государственного. По большому счету, в масштабах всего человечества.

Ибо, большинство воспринимает каноны гармонии на уровне арифметики. Если воспринимать ситуацию с позиции школьного обучения. Очень немногие могут что-то смыслить на уровне алгебры. И предельно редкие экземпляры способны адекватно оперировать понятиями на уровне тригонометрии. О высшей математики речь вообще вести не стоит. Ибо, это удел одного человека из миллиона. К сожалению. Но такова реальная действительность. И так было две тысячи лет назад. И так будет, скорее всего, и через две тысячи лет. Ибо, психологическая и духовная эволюция человечества - это, мягко говоря, процесс очень медленный и очень постепенный. По мнению мудрецов, святых и классиков человеческой мысли.
Для творческой личности негативный консерватизм - это страшная вещь. Буквально парализующего действия. И не только в тот или иной отдельный момент времени, но и на всю оставшуюся жизнь.