Заслужил

Вера Привал
Меня всегда удивляло вот это странное "Молодец, ты заслужил". У нас такая интересная философия - всё в жизни нужно заслужить. Причём, как правило, заслуживать надо упорным трудом в поте лица. Чтобы чуть ли не до сердечного приступа. Но от работы, как говорится, кони дохнут.

Зачем заслуживать? Перед кем заслуживать?

Читаем Викисловарь.
Заслужить - значит "своей деятельностью, действиями, поведением добиться какого-либо отношения; стать достойным чего-либо".
Первое значение ещё ничего, окей. Но это если оно применяется к строго определённым сферам жизни. Например, заслужить повышение - то есть ты много лет служил верой и правдой компании и заработал тем самым новую должность. Это круто, молодец, действительно заслужил.

Но у нас поголовно это слово употребляют везде, где не лень. Любовь родителя надо почему-то заслужить. Чтобы тебя похвалили, надо пипец, как заслужить.

Зачем это "заслужить" применять к сфере любви и отношений?
Любовь не нужно заслуживать.
Ты родился - и ты уже имеешь право на любовь. Также, как на жизнь.
Родители тебя на свет произвели, значит, они обязаны давать тебе любовь. А ты не должен из кожи вон лезть, чтобы заслуживать её.
Это уважают обычно за что-то - за совершённый поступок, за проявленные качества. А любят - просто так. Без всяких условий.

Неприятность в том, что если ребёнок привык заслуживать родительскую любовь (не сделаешь домашку - за стол не сядешь; ты получил двойку - кошмар, у меня больше нет сына; накосячил - всё, я с тобой не разговариваю, отстань), то и во взрослом возрасте, живя уже с партнёром, он будет думать, что любовь партнёра нужно заслужить. А потому будет без конца что-то для него делать. Даже в ущерб себе, ага. И это даже не то, чтобы "будет думать". Он это даже осознавать не будет, такая привычка на автомате у него работает.

Да, такие простые вещи, и мой читатель наверняка о них знает. Ещё раз написать об этом не будет лишним.
Мы все достойны любви лишь по факту своего рождения и совершенно не обязаны делать что-либо, чтобы её заслужить.

Другая крайность вот этого "заслужил" - это "мне все должны". Поймала себя на мысли, что мне, блин, тоже иногда свойственна такая позиция.

Надо заслужить - это про то, что я недостаточно такой-то.. для того-то. Низкая самооценка.
А мне все должны - это про то, что я такой офигенный, особенный, и мне этот мир задолжал. Это уже завышенная самооценка, что тоже не есть хорошо.

Что обычно подразумевается под "мне все должны"?
Я родился - и уже могу много требовать. Вот только есть одно "но". Родился на этот свет не только я. Таких, как я, 8 млрд человек, и если бы мы все только требовали, то.. мы бы ничего в этом мире не создали и так и жили бы где-нибудь в пещерах.
"Мне все должны" - это позиция пассивная. Я ничего не буду делать, потому что мне всё сделает кто-то другой.

Часто в комментариях любят упоминать некоторых мамок с кучей детей, которые много требуют. Требуют у всех - у государства, у людей в магазине в очереди.
От государства - понятно, оно им и правда должно. Ведь государство же занимается репродуктивным насилием, проводя большие рекламные кампании с девизом: "Тем, кто с зайкой, поможем с лужайкой". Ну а коли наобещали, так и требовать с них не грех, собственно.

Другое дело - когда стоят в очереди и требуют, чтобы их пропустили за то, что у них куча детей. Тут ещё смотря, как требуют и каким тоном. Требуют ли или вежливо просят?
Вот вроде комментаторы кричат, что родить - не проблема, но.. кто же это кричит? Мужчины-женоненавистники? Женщины, которым каким-то чудом повезло родить легко? Или женщины, которые думают: "Я страдала - и ты страдай"?
Родить - это на самом деле большая проблема. И мне немного грустно за то, как в наше время относятся к матерям.
Рожать - это больно. Я удивляюсь, как женщины соглашались на такое во все времена.. поэтому да, лично для меня родить - это уже, блин, подвиг.

Позиция "мне все должны" может выражаться по-разному.
Кто-то считает, что ему должны лишь по факту его рождения, а кто-то считает, что ему должны, потому что он много чего сделал, чтобы требовать. Представить только, человек 50 лет отработал, заслужил (да, из предыдущего поста - добился своим трудом) звание ветерана труда, а теперь... а теперь не может добиться льготной поездки в санаторий. Или своевременной медицинской помощи. Обидно? Очень обидно. Ему мир действительно сильно задолжал. И надо брать своё. Своё по праву.

Но когда человек толком никому ничего не дал, ничем не помогал, не трудился, думал только о себе и своём удовлетворении, то какого фига ему кто-то должен? Это он, получается, должен, а не ему. Иначе получается нарушение баланса. Ему - всё, а он только пользуешься. Если хочется, чтобы куст малины плодоносил каждый год, за кустом надо ухаживать. Иначе он однажды просто перестанет давать плоды.

Вера Привал