Ретро-детектив Завещание

Анна Шабалова
Ретро-детектив.
ЗАВЕЩАНИЕ.
Старое поместье в Австрии. 1976 год.
Действующие лица:
- Мария-Августа  (незамужняя дочь барона)   20 лет.
- Барон Ульрих фон  унд цу Гуттенберг (недавно скончавшийся) 53 года
- частный детектив Николас  Рейш 30 лет
-нотариус Александер Хюттенгер 72 года
-преподобный отец Роберт-  46 лет
-шофер Майкл Берн -33 года
- Барон –старший Алоис Гуттенберг
-прислуга, гости, дальние родственники семьи барона.
По аллее к поместью движется автомобиль, привратник открывает железные ворота, во двор замка подъезжает баронесса, сидящая в машине, ворота закрываются.
              Телеграмма.
Зальцбург. Моссштрассе,24/7
Частному детективу Николасу Рейшу
3.09.1976 года. 08:00
Приезжайте. В связи со скоропостижной кончиной моего отца барона Ульриха фон унд цу Гуттенберга, прошу Вас прибыть в поместье Вернфеген округа Санкт -Иоганн- им-Понгау, для помощи в оформлении дел ,связанных с наследством.
    Мария-Августа.

Я прочитал телеграмму. Место отправления- округ Санкт-Иоганн-им-Понгау, сельскохозяйственный, аграрный район: поля и поля.
 Поезд довез меня быстро. Вернфеген- небольшая деревня, община. Из достопримечательностей и значимых построек- большая старая церковь, с пристройками, огромный дом нотариуса, почта, полицейский участок и пожарная часть. Захолустье.
Вон и замок  барона на холме виднеется, владельца всех этих бескрайних полей. Бывшего владельца.

Ну что ж, поеду разбираться... Возле перрона, когда я сошел с поезда, меня встретила машина серого цвета, шофер представился, и сказал, что отвезет меня в поместье.
Когда мы приехали, дверь  открыла горничная, сказав, что баронесса будет позже, и просит подождать, проводила меня в гостиную.
В гостиной висел парадный портрет барона Ульриха  фон  унд цу Гуттенберга, с  траурной черной лентой;  барон смотрел с полотна голубыми глазами с хитрым прищуром- в молодости видно  знатный был повеса: молодцеватый, со шпагой и в парадной военной форме. Далее шла галерея портретов  именитых предков–отца барона, c немного смешной, взъерошенной шевелюрой, деда, прадеда старинного рода, и иных знатных особ красующихся в резных рамах.
В большой гостиной, залитой светом, возле портрета стояли траурные букеты красных, белых и желтых цветов с черными лентами.  И на подставке возле портрета стояла книга соболезнований: иссиня-черного отлива  в кожаном переплете ,где все неравнодушные могут выразить слова поддержки пребывающим в трауре родственникам и благодарность усопшему.
От нечего делать я начал листать книгу:
-Соболезнуем,….
-Скорбим….
-Приносим свои глубочайшие …..
Все официально и помпезно.
Однако ,вот, неофициальное послание и, похоже, очень искреннее:
-Дорогой мой…..,мне жаль потерять тебя.
Без подписи. Такое трогательное послание.
Похоже, написано давно знавшим барона и очень близким другом, или подругой, кто знает…..
Я еще раз посмотрел на портрет, интересно, какие тайны он забрал с собой?
Вошла  Мария-Августа ,невысокая ,стройная с яркими зелеными глазами, брюнетка со стрижкой каре. В черном длинном платье, ни единого украшения. Не накрашена и выглядит растерянной.
Я поклонился. Мария -Августа начала разговор первой.: «Герр Николас ,спасибо, что Вы отозвались на мою просьбу и приехали так скоро».
Достопочтенная Мария -Августа, соболезную Вам, но Ваше приглашение по поводу завещания вызывает у меня ,так сказать, недоумение, ведь насколько я знаю делами Вашего отца занимался  местный нотариус.
Да, все верно. Так и было до недавнего времени. Но дело в том, что уважаемый герр  Александер Хюттенгер , как бы сказать, не в себе, за последний год он сильно сдал, и приезжающий доктор дает ему успокоительные средства. Нанятый юрист ничего не смог найти  и в бумагах абсолютный беспорядок, а герр  Александер  Хюттенгер не в состоянии что-либо внятно объяснить.

Расскажите мне об отце, попросил я.
Мария -Августа нервно села на диван, я вежливо предложил ей воды.
Попив, она немного успокоилась и начала говорить:
«С отцом я почти не общалась. Он женился на моей матери когда ему было за 30, но жили они отдельно, так ему было удобно. Он был скрытным человеком, хотя , выезжая из поместья любил покутить.
Моя мать умерла когда мне было 3 года и я воспитывалась  в частном пансионе. Затем я уехала учиться в Зальцбургский университет, где меня и настигло несчастье.
Да ,я  пару раз приезжала  из пансионата на лето в поместье к отцу, и в основном мы вместе проводили время на выездных официальных мероприятиях, а затем ,вернувшись в поместье, отец уходил в кабинет, а я в свою комнату. Близких отношений у нас не было».
Я спросил: «Может у него были близкие друзья или друг?»
Нет, не припомню. Деловые, да были деловые встречи, особенно  с местным нотариусом герром Александером Хюттенгером, очень часто. Отец все дела вел через нотариуса семьи, именно, когда я гостила летом  в поместье, приехал  герр Александер, они вместе ушли в библиотеку, и я  услышала обрывок их разговора-« Завещание есть……».
Но моего разговора про наследство с отцом не было, никто не мог предвидеть, что он так скоропостижно скончается от сердечного приступа.
Мария-Августа продолжала -«Я теряюсь в догадках, поэтому и обратилась к Вам, чтобы Вы помогли помочь мне с ответом :- Cуществует ли завещание? Ведь если документ не будет найден, то придется через суд делить имущество отца с его дальними родственниками…..
«Которые ,как я понимаю, совсем не милые люди?» ,закончил я фразу
Баронесса натяжно улыбнулась.
Кто здесь старожил, или может быть, кто знал Вашего отца давно?
Я думаю, Преподобный Отец Роберт, может Вам помочь.
Барон хоть и был светским человеком, но исправно ходил в нашу церковь.
Послезавтра, будет поминальная служба и вечером в поместье  приедут дальние родственники и те, кто хотел бы выразить свое соболезнование .
А сегодня на ночь, можете занять комнату для гостей.
Я поблагодарил Марию Августу и откланялся.

Утро следующего дня выдалось солнечным. Мне принесли прекрасное кофе и завтрак. Отличное начало дня.
Перед тем как  поехать, я решил прогуляться по парку поместья.  У входа возле машины 1972 Mercedes-Benz Slc-Klasse меня уже ждал шофер, Майкл, кажется. Мужчина лет 40, одет в кожаную гоночную куртку коричневого цвета и кепку из под которой виднелись голубые глаза. Я сказал, что хочу осмотреться в округе и немного погулять, так сказать, размяться. На моё удивление Майкл вызвался быть мне экскурсоводом, сказав, что еще мальчишкой бегал в этих местах и может проводить меня, показать каналы вокруг замка, пруд  и знает туда более короткую дорогу. Каменный замок поместья был окружен водными каналами, в славные давние времена именно замок как контрольный пункт обеспечивал контроль над путями, которые шли от центральных городов к резиденции Епископа. Солнце играло в  желтеющих листьях деревьев, под ногами шуршал гравий. В парке вдоль дороги для украшения стояли небольшие , сантиметров 50 в высоту, каменные фигурки гномов, забавные…
 Из разговора с Майклом я узнал, что поместье было обширным, но уже в некотором запустении, барон последние пару лет вовсе перестал вести дела и больше увлекался алкоголем. Поместье оставляло впечатление былого размаха и фундаментальности, но  уже требовало крепкой руки для восстановления былого величия.
«Майкл, как давно Вы служите у Барона?»- спросил я. Лет 5-7. « С Бароном я почти не общался, он сам водил машину, а меня по рекомендации преподобного Отца Роберта  наняли для обслуживания автомобилей, ведь   я лучший механик в округе, сказал он не без гордости, и для встречи гостей,  для выполнения мелких поручений. Да я и не настолько грамотен, чтобы поддерживать умные разговоры с важными персонами, грамоте меня учил Преподобный Отец Роберт, а больше всего, лет с 11-ти он научил меня разбираться в механике. У него  целая коллекция движущихся механизмов, железяки -это его страсть, Вы и сами всё увидите…..».
Я предложил поехать к центральной площади, в деревенскую кирху.
При въезде на центральную площадь выделялся более всего огромнейший дом с надписью «Нотариус».
«Нотариус Александер  Хюттенгер, семейный нотариус барона? Большой же у него дом. Герр Александер здесь сейчас живет?», задал я вопрос.
-Жил, хмуро ответил Майкл, сейчас герр  Александер больше у доктора в клинике находится, в соседнем поселке, а что касается дома, да он раньше до войны принадлежал местному бургомистру, тот погиб на фронте, а в 1945 герр  Александер купил этот дом у муниципалитета, чем жутко гордился…только старый барон отец ему не очень доверял, и все свои дела вёл в Зальцбурге. Майкл замолчал, поняв ,что сболтнул лишнее..
Колокольный звон отмечал окончание службы. Народ неспешно расходился.
Навстречу нам вышел преподобный Отец Роберт облаченный в черно-белую рясу, худощавый, высокий, с черными, с  проседью волосами.
При взгляде на  такого рода служителей, действительно хочется  обрести внутреннее спокойствие. Глядя в его карие глаза, истово можно уверовать в исцеление скептицизма и душевной смуты.
С Майком они тепло поздоровались.
Задний двор позади церкви и церковные постройки выглядели действительно впечатляюще, видно что пастор был поистине увлеченным человеком: колеса, карданные валы, карбюраторы, рессоры, шасси, –целый мир механизмов, разобранный Chrysler 1927 года, наследие войны колесно-гусеничная машина «Steyr-MK», оригинальный образец военной автотехники грузовик ADG,и  я удивленно приостановился возле черного Volvo PV 544,1973 года красивого, но не идеального. «Подарок барона церкви», похвалился Преподобный, заметя мой изумленный взгляд.
«Я смотрю Вы знатный любитель железяк?», я не упустил случая расположить к себе собеседника.  Отец Роберт улыбнулся, видя  то, что я оценил его страсть, это явно ему польстило.
-Как давно вы служите в Верфенгене, Преподобный ?
Отец Роберт начал рассказывать:  «В 1953 году Архиепархией Зальцбурга  я совсем еще молодым был направлен в округ Санкт-Иоганн-им-Понгау.
С 1946 по 1953 приход был без служителя.
Во время войны стояла такая неразбериха, и мой предшественник отец Альберт, как мог содержал приход. К сожалению, в конце 1945 года он скончался от пневмонии. Во время германской оккупации Католическая церковь подвергалась гонениям со стороны нацистских властей, и Отец Альберт будучи деятельным человеком вел больше административно –хозяйственную активность, он был временным исполняющим главой муниципалитета,  организовал больницу и приют, а так же вел все архивные записи по управлению имуществом общины. Кстати, я разобрал все старые архивные записи и книги, и отнёс их в одну из церковных пристроек, там даже есть нотариальные книги 40-50 годов,  болеющего сейчас нотариуса герра Александера Хюттенгера  он сам мне их принёс, когда узнал, что я создаю архив».
-А барон, что он был за человек?
«Больше нас объединяла страсть к обсуждению машин, ведь у барона небольшой автопарк и я порекомендовал Майкла для обслуживания этой автотехники, ведь он знатный механик, и мой воспитанник.
Но,  а светские темы мы мало обсуждали, я не думаю, что барон был слишком религиозен, он ходил на службы, скорее  потому,  что так было принято,  и более никаких иных тем мы не обсуждали, а последние года три он и вовсе утратил интерес к делам, сник и почти не общался ни с кем.
И вот еще ,что касается барона, Вы знаете, мать Майкла была экономкой в имении, еще при отце барона, Барона-старшего, может какие –либо её воспоминая могут Вам помочь, я же рассказал все что знал».
Я поблагодарил Отца Роберта и сел в машину. Назад к поместью мы ехали молча….Проезжая через местное кладбище, я всё же решился спросить: «Макл, Вы не сказали, что Ваша мать была экономкой отца барона. Может, она Вам что-либо рассказывала о почившем  бароне  Ульрихе  фон  унд цу Гуттенберг, или про Барона старшего?»
Майкл, немного помолчав, ответил- «Да моя мать действительно была экономкой ,её звали Эльзой Берн, она была совсем молода и умерла, когда мне было 6 лет. Мне было жаль потерять её... Затем я жил у тетки. А в 1953году к нам приехал отец, Роберт, церковь стала для меня и приютом и  мастерской….Отец Роберт научил меня  разбираться в механизмах, а в 16 я уже умел водить автомобили. Тетка умерла, и я живу в её доме.
С бароном я не общался, а его отец Барон-старший хорошо относился ко мне и к моей матери . В 1944 году Барон-старший отправил барона Ульриха в военное училище, а в июне 1949 году  Барон-старший Алоис умер. Как и моя мать, но она умерла в августе 49 года. Барон Ульрих продолжил военную службу, оставив управление поместьем на управляющего, а в 33 года женился и тогда только перебрался в поместье жить и начал его обустраивать.
Я не смогу Вам помочь, с ним я не общался, но знаю, что он был скрытным человеком.

Мы приехали.  Я  молча поднялся наверх, в комнату для гостей, где я и временно расположился  и попросил экономку  принести мне ужин. На столе лежала записка от Марии-Августы следующего содержания: «Уважаемый герр Николас, завтра в 19:00 час. в обеденном зале состоится поминальный ужин, в тесном семейном кругу. Просим Вас разделить с нами  участие в траурном мероприятии». Мария Августа.
Я задумался : В чём смысл прощальной  панихиды? О чём  символика этого обряда?- символ соболезнования и поддержки покинувшей этот мир души после её освобождения, после всех дел -праведных и неправедных  в этом мире и в этом теле, когда умерший будет проходить четыре последних вещи проходя через глаз Бога : «Смерть тела», «Суд», «Ад» и «Рай».
А что же остаётся нам, живым? Наверное, НАДЕЖДА, на дальнейшую благополучную жизнь, или как получится…….. 
Весь следующий день я провел в размышлениях гуляя по аллеям парка, любуясь красками осени.
Вечером я спустился по резной лестнице и сразу за прихожей, пройдя по длинному галерейному коридору с парадными портретами аристократических предков ,оказался в обеденном зале .
Резная основательная мебель, немного мрачновато, но эстетично. Стол, сделанный из массива, персон на 15-20, изогнутые ножки и боковые части стола оформлены тонкой резьбой с растительными мотивами. Освещение комнате давала кованая люстра с деревом и витражным стеклом, приглушенный свет которой обрамлял  весь этот мрачноватый зал. За столом сидели гости. Центральное место занимал преподобный отец Роберт, справа сидела Мария –Августа, так же было несколько дальних родственников, которые приехали с более меркантильным желанием, нежели просто из добрых побуждений  скрасить горе своей  родственницы-баронессы, под наблюдением своего лечащего врача сидел нотариус герр Александер Хюттенгер, и вид его был уж совсем удручающий.
 Отец Роберт прочитал небольшую проповедь, призванную вспомнить покойного и отдать ему дань уважения. И так как на общение с родными и близкими период траура запретов и ограничений не накладывает, то после поминального ужина гостям был предложен алкоголь.
Герр Александер  после  пары рюмок начал бессмысленное бормотание, и его, дабы не смущать почтенную публику,его, через открытую дверь в зале, аккуратно отправили прогуляться в сад. Доктор и Преподобный Отец продолжали радоваться жизни вооружившись бутылкой хорошего виски, а дальние  родственники переругивались между собой. Мария-Августа сидела с отрешенным взглядом. Глядя, на всю эту не слишком весёлую атмосферу я тоже решил пройти в сад и подышать вечерним воздухом. Вдалеке в вечернем тумане виднелась шатающаяся фигура нотариуса. Что-то он говорил что-то, сам с собой довольно громко сам с собой -я разобрал пару фраз:
-А эту дуру-то Эльзу.-то я и выгнал...
А деньги, деньги-то, мои стали, и дом я на них купил...
А Вы все собрались, дуралеи, ха-ха-ха, -он засмеялся нервным смехом, ничего Вам никому не достанется...
Фигура удалилась, и крики стихли
Холодало, я зашел в душноватую атмосферу зала, желания продолжать вечер у меня не оставалось, я откланялся и пошел спать.
Утром  Александера Хюттенгера нашли мертвым возле статуэтки гнома, он упал споткнувшись о каменную статуэтку ; доктор диагностировал смерть от ушиба головой о каменную фигурку.
 В руках нотариуса был пепел от сожженной бумаги, лист прогорел  полностью, оставался только пепел….может быть завещание?
 Прибывшие полицейские отвезли тело в соседнюю деревню в морг.
Да, утро выдалось не весёлым. Я углубился в сад по дороге к пруду, стоял утренний туман.
-Я думал…пробелы, пробелы, пробелы, обрывки фраз, отсутствие связей и указующих лиц.               
Шел 4-й день моего безрезультатного пребывания в поместье, жаль потерянного времени… …..мне жаль………
И тут картина сложилась. Я пошел к центральному входу, выехала Мария-Августа на новеньком Porsche 911 Turbo (930) в цвете Midnight Blue ,сказав ,что ей нужно съездить по делам в ближайший город ,я напросился  ей в попутчики до церкви.
Когда Отец Роберт увидел меня ,он был немного удивлен моему раннему визиту, но вызвался мне помочь, когда я попросил показать мне архивы военного времени по управлению имуществом муниципалитета, меня интересовал период с 1944 по 1946 годы. И книги записей регистрации рождений и смерти.
Вот записи:
Ульрих фон  унд цу Гуттенберг, наследственный барон
15.06.1923 дата рождения
Эльза Берн 01.05.1927 – 20.08.1949г.
т.е в  1944 году Эльзе было 17 лет
Короткий роман двух молодых людей.
Майкл Берн дата рождения январь  43 года
Барон-старший Алоис Гуттенберг:1876- июнь 1949 г.
Пролистал книгу записей за 1940-1945 годы нотариуса Александер Хюттенгера, небольшие сделки продажи-покупки :корова, куры, пшеница, листы железа и прочая мелочь…..
А вот и книга по управлению муниципальным имуществом : сделка о продаже дома бывшего бургомистра герру Александеру Хюттенгеру , дата продажи- конец июля 46 года, сумма сделки-10 000 шиллингов !!!!!!
Откуда у местного мелкого нотариуса, сразу после войны,  в книге по оформлению сделок  которого упоминается лишь мелкая  домашняя скотина, да мешки зерна, такая огромная сумма на покупку дома?….
Оставалась лишь одна нелицеприятная версия-подлог.
Я отравился к дому Майкла.
Постучался в дверь. Майкл открыл дверь, немного спросонья, со смешной торчащей шевелюрой волос, я замер……как же я сразу этого сходства не заметил, наверное потому, что Майкл всегда был в кепке, закрывавшей половину его лица, ……именно эта такая нелепая черта   поразительно выдавала родство - несуразные взъерошенные волосы  на голове –в точности как и на парадном портрете  Барона –старшего, его  деда…….
Майкл, где завещание? Настоящее завещание , Барона-старшего Алоиса Гуттенберга, Вашего деда?
Он оторопело смотрел на меня…
Ведь  оно существует?
Да, ответил Майкл, оно здесь. Но как Вы догадались?
Тогда у меня встречный вопрос- почему Вы столько лет молчали?
Ведь это Вы написали в книге соболезнований, что Вам жаль, ……… жаль, так и не обрести отца при своей жизни?
Майкл кивнул. Затем положил передо мной завещание.
«Я, Барон Алоис  Гуттенберг завещаю все свое имущество и титул моему внуку Майклу Берну
Подписано   март 1944 год. Нотариальная контра Зальцбург.»
Майкл  начал говорить –«Когда моя мать -Эльза Берн, после смерти Барона-старшего Алоиса Гуттенберга  в 1949 году, пошла к нотариусу  Александеру Хюттенгеру, она взяла меня с собой. Придя в нотариальную контору, она оставила меня за дверью. Я слышал, что когда она показала этот документ герру Александеру, он её выгнал, посмявшись, сказав , что старый Барон передумал и оставил все своё имущество своему сыну. Она плакала, вскоре она умерла. После смерти отца барон Ульрих фон  унд цу Гуттенберг уехал продолжать военную службу и приехал только спустя 11 лет уже с женой ,мы не общались и сторонились друг друга, после у него родилась дочь- Мария-Августа, я просто решил промолчать и жить обычной жизнью…
«Значит действительно, было составлено нотариусом Александером Хюттенгером  новое подложное завещание в 49 году, за  которое  за что нотариус получил немалые деньги от барон Ульриха.
Мне действительно жаль, что так получилось», сказал я.
Жаль, что и для Марии-Августы теперь ждут не слишком радостные новости, теперь она может рассчитывать только на содержание, которое ей выделит Майкл.
И еще, Майкл, Вам придется и привыкнуть к Вашему титулу, который Вам  законно достался, как старшему наследнику мужского пола, а так же научиться вести умные разговоры с важными персонами.
У меня есть хороший юрист в Зальцбурге, он займется оформлением всех дел. Завтра мы выезжаем.
Все вопросы, и предложения просьба присылать на адрес социальной сети «В контакте»
#@Анна Шабалова
https://vk.com/id229462677