Шоковая терапия

Игорь Лавров
  К своим   двадцати шести годам Юлия Анатольевна уже приобрела определенный педагогический опыт. В ее богатой практике было все: плохие и хорошие ученики, стеснительные и нахальные, талантливые и ученики с дебильным уклоном. Все, как в жизни. Применение богатого арсенала педагогических приемов давал, конечно, свои результаты, но часто приходилось призывать на помощь личный опыт и интуицию, исходя из конкретной ситуации.
   Как и у многих педагогов, работа с детьми требовала времени, нервов, но и приносила личное удовлетворение маленькими, но отчетливыми достижениями в обучении и воспитании детей.
 
   Еще в студенческие годы преподаватели отмечали  не только ее стремление к познанию глубин педагогики на основе учебных материалов, но и склонность к самообучению с использованием многочисленных дополнительных источников. В кругу педагогов к ней относились достаточно уважительно.
 
   Широко распространенное явление еще в царской России не миновало и нашу социалистическую реальность.   Речь идет о репетиторстве.  Даровитые педагоги и туповатые ученики существовали во все эпохи. Мнение ее сослуживцев о ней как о талантливом педагоге постепенно вышло за стены школы. А потом сработала независимая «сарафанная» реклама и к ней стали обращаться родители отстающих учеников.  Юлия жила со старой и больной матерью и источником их существования были мизерная пенсия и зарплата учителя, которая, за все время существования разных стадий социализма, вплоть до «развитого», едва выходила за рамки уровня бедности.  Поэтому даже скромная плата за репетиторство была весьма кстати.
    Все происходило как обычно, пока не вмешался «Его Величество Случай». К ней обратился солидный папаша семейства, который с легким кавказским акцентом предложил ей позаниматься с его сыном: парень отставал по литературе и русскому языку. 
   
   Знакомый учитель из соседней школы, где учился незадачливый школьник, посочувствовал ей. У подростка была одна «особенность» в поведении. Она заключалась в том, что, недостаточно владея русским языком, он часто компенсировал это тем, что периодически виртуозно использовал чисто русские матерные обороты, причем делал это прямо на уроках, чем несказанно веселил ученическую братию. 
   Парня и его отца неоднократно предупреждали, потом решили попросту исключить ученика из школы. Отцу, который обладал определенной коммерческой мощью, удавалось заминать инциденты. Юлия не придала этому особого значения. Занятия проводились вечером на дому у ученика. В просторной квартире для занятий отвели отдельную комнату. Пятнадцатилетний подросток был высокого роста и выглядел старше своего возраста. Обращали на себя внимание подчеркнуто ленивые движения и надменная полуулыбка.
 
   Первые два занятия протекали весьма нервозно. Подросток отвлекался, перебивал неуместными вопросами и иногда просто не слушал, глядя в окно. 
  -  Ты странно ведешь себя, - заметила однажды Юля, - а ведь твое положение в школе весьма шаткое. Тебя это не волнует?
  -  А мне все это по х...,- ответил подросток и далее разразился такой отборной русской ненормативной лексикой, что Юле показалось будто ее ударили по ушам.  Конечно, она жила не в вакууме и  не могла не слышать подобные выражения,  которые носились в воздухе в самых различных местах и звучали из уст не только пьяниц и бомжей. Однако в такой ситуации это прозвучало так дико  и неожиданно, что Юлия беспомощно оглянулась, не веря в реальность происшедшего. А юноша сидел развалясь в кресле  и нагло улыбался.
 
   И тут произошло то,  что  позже Юля  так и не смогла  сама себе объяснить.  В голове у нее зазвенело, она выскочила из-за стола  и голосом опытного фельдфебеля рявкнула:
  - Встать, сука!  Смирно!
  Подросток испуганно вскочил и вытянул руки по швам.
  - Я сейчас всю х….ю из твоей долбанной башки выбью!
  - Я… ,- залепетал было подросток.
  Юлия, как будто со стороны, услышала, как она не своим голосом осыпает подростка  виртуозной подзаборной бранью.
  -  Молчать! Снимай штаны, недоносок!
  - Ззза…ччем? – блеял вконец растерявшийся юноша и его рука непроизвольно дернулась к поясу.
Юля выхватила из сумочки маникюрные ножнички и дернулась к подростку:
 - Я тебе сейчас яйца отрежу и пешком пущу в Турцию!
 - Пп…по..ччему в Турцию? -  заикаясь пролепетал подросток.
 - Потому что там принимают безработных евнухов!
Потом наступила мгновенная реакция и Юля опустилась на стул. Воцарилась звенящая тишина. Подросток, все также стоявший, вытянув руки по швам, плюхнулся в кресло. Юля сидела, как в ступоре.  Юноша робко подошел к ней.
 - Юлия Анатольевна! – он дотронулся до ее плеча,-  простите меня дурака.
 Юля непонимающе посмотрела на него. Вся дикость ситуации постепенно доходила до нее. Оба долго молчали. Потом Юля вздрогнула от громкого неудержимого хохота ученика. Он долго не мог прервать свой смех.
 - Юлия Анатольевна! Где вы этому научились? Я поначалу и вправду испугался.
-  Этому не надо учиться. Достаточно послушать таких, не по возрасту заматерелых матерщинников, как ты.
- Я не заматерелый, я просто развлекаюсь.
- Придется тебе развлекаться без меня. Скажи отцу, что я отказываюсь от репетиторства.
- Нет, нет! Этого больше не повторится! Я прошу, простите меня! До меня дошло: как нужно довести женщину, чтобы она стала ругаться матом!  Прошу Вас, занимайтесь со мной! С вами очень интересно!
- Если ты надеешься, что я буду проводить занятия в таком же духе…
Они оба уже облегченно рассмеялись.
 
 Спустя недели две около подъезда дома, где жила Юлия остановилась навороченная иномарка, что тогда было большой редкостью. В квартиру позвонили и Юлия впустила представительного мужчину в дорогом костюме. Это был отец незадачливого школьника. Он присел на предложенный стул и с налетом некоторой робости заговорил:
  - Юлия Анатольевна, я пришел к вам, чтобы задать один единственный вопрос: что вы сделали с моим сыном?
 Юлия похолодела: "Проговорился таки". 
  - Он совершенно изменился,- продолжал мужчина,- подолгу сидит за домашними заданиями. Перестал сквернословить. Классный руководитель нахваливает его. Вы не знаете, что с ним произошло?
   Юля пожала плечами:
  - Взрослеет...
  - Что-то быстро он стал взрослеть. Здесь несомненно ваше влияние. Как вы этого добились? В любом случае я вам крайне благодарен.
   
 Последствия такого «урока» приятно удивили и саму Юлю.  Не сразу, но очень заметно успеваемость ученика выровнялась, а потом он перешел в отличники. Начисто исчезла склонность к освоению русского матерного. Изменилось и поведение юноши. Он занял в классе роль неформального лидера.  Школу окончил с серебряной медалью.
   
   Спустя много лет Юлия Анатольевна получила бандероль, в которой была книга в красивой обложке. На первом листе дарственная надпись: «Тот единственный в своем роде Ваш "урок" перевернул мой тогдашний маленький мир и помог мне войти в этот беспокойную большую жизнь». В авторской рубрике значилась фамилия тогдашнего школьника, а теперь известного писателя.