Юрий Мефодьевич Соломин первая часть

Борис Пономарев 3
Юрий Мефодьевич Соломин (первая часть)

Совсем недавно скончался Юрий Мефодьевич Соломин, выдающийся актер и режиссер театра и кино, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России, Герой Труда Российской Федерации, Народный артист СССР. Я очень любил творчество Юрия Мефодьевича, поэтому решил написать свое новое повествование именно о нем, как говорится, «по горячим следам».

Должен с громадным сожалением констатировать тот факт, что мне, родившемуся в замечательном и горячо любимом городе Ташкенте еще в довоенном 1938 году и живущему в нем до сих пор, неоднократно бывавшему в стольном граде Москве, так и не удалось увидеть своими глазами на театральных подмостках этого блистательного актера. Но мне, к счастью, удалось получить громадное удовольствие от его превосходной игры во множестве кинофильмов, в которых он принимал участие. Причем, к стыду своему, вынужден признаться в том, что в свои молодые годы я не сумел должным образом оценить высокую степень актерского дарования Ю.М.Соломина при просмотрах первых восьми фильмов (предшествующих появлению на общесоюзном экране фильма «Адъютант его превосходительства») с его участием в связи с моим недостаточным зрительским опытом в те годы. В последующие десятилетия мне удалось посмотреть их вновь, и уже окончательно убедиться в том, что и в этих фильмах он отменно сыграл все свои роли. 

Вне всякого сомнения, упомянутый мной выше пятисерийный художественный телефильм «Адъютант его превосходительства», снятый в 1969 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Евгением Ивановичем Ташковым по сценарию Игоря Яковлевича Болгарина и Георгия Леонидовича Северского, написанному на основе мемуаров советского разведчика капитана Павла Васильевича Макарова, впервые показанный по Центральному телевидению в период с 7 по 16 апреля 1970 года, имел невероятный успех у нескольких поколений зрителей. В 1971 году он совершенно заслуженно получил Большой приз и премию Всесоюзного фестиваля телефильмов в Минске, а его создатели режиссер Е.И.Ташков, сценаристы И.А.Болгарин и Г.Л.Северский, актеры Ю.М.Соломин и В.И.Стржельчик, а также оператор П.Н.Терпсихоров стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Кроме этого, Юрию Мефодьевичу присвоили тогда звание заслуженного артиста РСФСР. Так что данная работа стала первой настоящей вершиной на его творческом пути.

Евгению Ивановичу Ташкову посчастливилось собрать великолепный актерский состав, причем наибольшей его удачей в этом плане стало участие в данном фильме Юрия Мефодьевича Соломина, сыгравшего главную роль  разведчика-чекиста Павла Андреевича Кольцова (прототипом которого был Павел Васильевич Макаров), и Владислава Игнатьевича Стржельчика, сыгравшего роль командующего Добровольческой армией генерал-лейтенанта Владимира Зеноновича Ковалевского, прообразом которого послужил реальный командующий этой армией генерал-лейтенант Владимир Зенонович Май-Маевский. Капитан Кольцов произвел чрезвычайно благоприятное впечатление на генерала Ковалевского, в связи с чем командующий Добровольческой армией назначил его своим адъютантом. Такая должность помогла ему провести целый ряд секретных операций. Фильм был снят потрясающе. Благодаря блестящей игре актеров, от него невозможно было оторваться, я смотрел его буквально на одном дыхании.

Юрий Мефодьевич рассказывал в написанных им мемуарах о своем участии в данном фильме следующее: «Чего я там только не делал: и скакал на лошади, и мчался на тачанке, и стрелял из пулемета, и паровоз водил, и дрался, и обнимался, и прыгал с поезда. Приходилось все осваивать с ходу. Синяков набил множество. Раньше каскадеров не было. На сложные эпизоды приглашали кого-нибудь из цирка, но в основном все делали сами актеры». Это была, как мне представляется, одна из лучших лент о Гражданской войне.

Далее вернусь, так сказать, к истокам, и попытаюсь рассказать об интересных деталях биографии Ю.М.Соломина. Он родился 18 июня 1935 года в Чите в очень интеллигентной семье. Его мама Зинаида Ананьевна Рябцева работала музыкальным педагогом, папа Мефодий Викторович Соломин руководил хором. Они были завзятыми театралами. По этой причине родители привили сыну любовь к театру: он с детства участвовал в спектаклях городского Дворца пионеров, а после окончания школы в 1953 году решил поступить учиться в московское Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре. О существовании данного театра Юрий Соломин узнал в результате просмотра документального фильма «Малый театр и его мастера», снятого к 125-летию театра.

Для осуществления этого желания ему пришлось ехать в Москву на поезде в течение восьми дней. Он поступил в это училище и был зачислен на курс легендарной Веры Николаевны Пашенной, Народной артистки СССР. В 1957 году, по окончании училища, был сразу принят в труппу Малого театра. Начав с ролей эпизодических, молодой актёр вскоре стал играть ведущие. В 1966 году Юрий Мефодьевич сыграл роль Хлестакова в спектакле Игоря Владимировича Ильинского «Ревизор» по одноименной комедии Николая Васильевича Гоголя. Всего в Малом театре Ю.М.Соломин исполнил более 50 ролей. 

Этому театру он отдал почти всю свою жизнь (в середине 1980-х он два года играл в Театре имени Моссовета, но вернулся в родной Малый театр). В 1975 году в Щепкинском училище была открыта мастерская Юрия Мефодьевича Соломина, тогда еще совсем молодого человека, где он стал преподавать вместе с женой Ольгой Николаевной Соломиной (урожденной Андриановой), актрисой, ставшей впоследствии профессором.

С 1990 года Юрий Мефодьевич начал работать в данном театре и как его режиссер, поставив немало пьес, в том числе «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Лес» Александра Николаевича Островского, «Власть тьмы» Льва Николаевича Толстого и другие спектакли. Громадный успех выпал на его долю после того, как он создал в 1976 году образ царя Фёдора Иоанновича в одноименной трагедии Алексея Константиновича Толстого. Эту роль он виртуозно исполнял в течение тридцати лет. В 1988 году коллектив Малого театра избрал Ю.М.Соломина своим художественным руководителем, а в 2019 году Министерство культуры России подписало с ним бессрочный контракт на продолжение работы в должности художественного руководителя Малого театра. В связи с характерной чертой его характера — постоянством, должен обязательно сказать о том, что именно таких людей, как Ю.М.Соломин, имел в виду известный английский философ, историк, публицист и государственный деятель Фрэнсис Бэкон, когда произнес свой всемирно известный афоризм: «Стабильность и постоянство — это два важнейших признака мастерства».

Такое постоянство имело место и в семейной жизни знаменитого актера. Со своей женой Ольгой Николаевной актер прожил вплоть до ее кончины в 2019 году. Знакомство с ней состоялось еще в театральном училище. «Мы с Олей учились в Высшем театральном училище имени М.С.Щепкина у нашего педагога Веры Николаевны Пашенной. Однажды на последнем курсе Оля прибежала на занятия, а свободное место осталось только одно — рядом со мной. Оля села, и с тех пор мы неразлучны. Вместе 62 года».- вспоминал Юрий Мефодьевич.

А теперь попробую плавно перейти к описанию творческих успехов Юрия Мефодьевича на ниве кинематографа. В этом плане все началось с того, что Вера Николаевна Пашенная привела своего талантливого ученика не только на театральные подмостки, но и в кино. Именно она порекомендовала кинорежиссеру Исидору Марковичу Анненскому взять Ю.М.Соломина на главную роль инженера Павла Каурова в кинокартину «Бессонная ночь». В результате, в 1960 году состоялся кинодебют молодого актера в этом фильме, созданном на киностудии имени Максима Горького по сценарию Василия Ивановича Соловьева, написанному по повести Николая Степановича Дементьева.

Громадной жизненной удачей для Юрия Мефодьевича стало его участие в советско-японском киношедевре «Дерсу Узала», созданном в 1975 году на киностудии «Мосфильм» гениальным японским режиссером Акирой Куросавой и советским режиссером Владимиром Николаевичем Васильевым, в котором Ю.М.Соломину довелось блестяще сыграть роль русского путешественника, географа, этнографа, востоковеда, писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева, написавшего целый ряд книг, в том числе и знаменитую книгу «Дерсу Узала. Из воспоминаний о путешествии по Уссурийскому краю в 1907 году», ставших основой сценария фильма, авторами которого были Акира Куросава и Юрий Маркович Нагибин. 

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев