коростели

Айдар Сахибзадинов
Коростели
 
   Вы слыхали странный скрип в ночи , непрерывный, похожий на утиный кряк?
 Будто сидит утка в сухой яме,  жалится, хочет пить и хрипит иссохшей гортанью.
 А может это обретший голос речной  рак? Ползет в сухой траве ,грозно  сжимает клешню  и тянет ее вперед –ужо я вам! Всю воду выпили!..
       Скрип завораживает. Умолкает лишь на минуту. Идешь на звук  -  затихает. А потом  появляется уже другом углу сада, в густом бурьяне. 
       Глаза устают всматриваться. А  мгла полощется и мельтешит перед тобой, вьюжит темью.   Может, это  духи предков пожаловали в старый сад? Прапрадеды и прабабушки в десятом колене?  Пляшут тут в клочьях истлевших саванов,   трясут лохмотьями и стар и млад.  Босые  девочки   заглядывают  тебе в лицо с улыбкой, будто в зеркало смотрятся.
     А пляс – веселый.  От радости : в кои веки в деревню, на родину предков, внучек прибыл! Ударник. Пионер! И вот сидит в саду, вихрастый, ушастый да шибка умный -  в больших очках с роговой оправой.  Целуй же его в темя - яблоко от яблони по темени – бум!
     Коряги у ног , и той не видно. Выходишь к тропе у дома.
     Впереди – от реки  лунный свет широким золотым столбом  упирается в завалинку избушки – в палисад. Там растет шиповник.  И тьма тьмущая мерцающих светлячков!  Что - у них тоже шабаш? Вся завалинка светится, будто это мигают крошечные  елочные игрушки.
      Или уж праздник какой на святой земле? Людом до сих пор не постигнутый, не разгаданный? Светляки поют-переливаются так , аж голове кружительно. Не поймешь-   - то ли свеченье  клавишки жмет. То ли сама  песнь светится.   
 
    Только к старости я узнал, чей это скрип: так поет  коростель.  Зовет самку.   
    Птица из рода перепелов. Она живет в зарослях. Хоть за межой в поле, хоть в заброшенном огороде. Лишь бы трава высокая была. Летать не любит. Ходит  по-утиному. А если хищник – то впархивает  и ловкими зигзагами уводит от гнезда.    Собаке и лисе не поймать. А уж котов они отпугивают собачим лаем. Точ-в точь, как вороны. Жизнь научила. 
       Питается коростель вредителями на сельхозугодиях,  весной  их можно видеть на распаханных полях целыми семействами. 
     Зимуют в южной Африке, на краю пустыни Сахары, где  остались еще  клочки саваны.
      Странно! Неуклюжие, как подранки, пешеходные,  они летят зимовать дальше всех российских птиц! Не стаями, а по трое, иногда парами и даже по одному!      

  Сквозь ледяной ветер, туманы…
       Чтобы потом опаять вернуться на родину, в Россию. Найти пару и завести потомство.   
      Селятся они и тут , близ Урюма,   на берегах Волги. На крутых склонах. В непролазных кустарниках. Даже в наших заброшенных садах и огородах.   
      Мне хорошо, что я вижу сразу несколько выводков, неуклюже  бегущих в сторону от крыла моей»Нивы» .  Нет, они меня не боятся. Они привыкли к цвету моей машины, а бегут из старой привычки. 
      Нынче коростели, как и в прошлом году на юг не полетели.  Как утки, как и множество других видов птиц. Зимы стали теплыми, вполне переносимыми.
       Но в один год пришла беда. Да что там пришла! Она навалилась, пошла по всей полосе России. Страшное атмосферное  цунами! 
      Ударили дикие морозы. Причем, в конце зимы!
      У меня, кормящего птичек,  мурашки по телу пошли, когда увидел прогноз на конец марта – (-)31градус ! Да это сума сойти! За всю жизнь в марте такой температуры я не видывал. Метели – да. Были. Мой родственник на той стороне Волги, рассказывал отец, пошел в метель из Черпов в Именьково. И пропал. А там от деревни до деревни доплюнуть можно. Утром нашли его под снегом, у соседского забора. Плутал в глубоких снегах, в белой морочащей мгле, пока не выдохся .
      И вот весенние морозы! 
      Синоптики не ошиблись. Холод пришел и гудел в небесах. 
      Птицы перебрались с пустынных берегов Волги в Урюм, к людям. 
      Продавщица сегодня в магазине мне говорит: подошла ко двору стая птиц, с виду, как перепелки, и что-то кричат мне. Как будто ругают. Я аж растерялась.  Я к воротам, они за мной.
   - Да, ругали они тебя! –говорю.
    -Это за что?
    -Они у тебя еду просили! Что у тебя в сарае?
    - Овес, - отвечает она.-  Комбикормаы всякие. А-ба!..- дошло до нее.
          Продавщица –женщина лесная. Грибы. Ягоды. Лечебные травы - ее стихия. Любит животных. На этом мы и сошлись, как друзья.
   - Счастье твое было рядом – покормить и спасти  гибнущих.
     А каково было им? – думал я. - Какая боль и обида!   Спасенье ,казалось бы, рядом, вот за дощатой стенкой. И не получить его!
      -Откуда я знала?!
       -Я бы  купил у тебя  пару мешков.
     -Да я сама бы дала! 
     Она чуть нагнула голову в сторону, прихватив пальцами лоб – ощутила прилив горестных догадок…
      -Они очень полезные птицы! А твой сын ,как раз фермер! Сеет  зерновые. Они ему помощники…
      Я и злился на нее. И было жаль ее. Упустить такой момент!
     Где теперь искать их?
 
     Купив хлеба и пшена , в полдень поехал на «Ниве»  искать несчастных. Плутал не долго, с полчаса.   И нашел в верхней , горной, половине села!
   У заброшенного дома  клевали на твердом снежном насте  надутые ветром семена высоких трав. 6-7 коростелей.
     В салоне наломал хлеб ,  разрезал пакет с пшеном. И только открыл дверку  - птицы шарахнулись в небо. Причем заполошно, испуганно. Совсем не так, как летом.  Улетели за изгородь и  огородом по склону -  к замерзшей Урюмке. Там кусты и сугробы.
       Видать кто-то пытается их тут добыть. На мясо. Стреляет из мелкашки или воздушки.  И ,понятное дело, мужчина - в мужской одежде. Ведь еще вчера продавщицу, женщину в платке, они не боялись. Подходили к ней близко.
 
      Съезжал с горы по дороге  - вглядывался в бугристое побережье.  Ни перышка не видать.
     У дощатого дома высыпал  на снег и пшено и наломанный хлеб. И поехал домой, сильно расстроенный...
      Дай Бог, дай Бог!..По щеке катилась слеза…

       11 февраля 21 г- 15 февраля 24г