Наука о том кто такие русские

Новосельцев Григорий Петрович
КТО ТАКИЕ РУССКИЕ С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?
ОТВЕЧАЕТ ПРОФЕССОР А. Н. УЖАНКОВ

В ХХ веке полагали, что русские — это национальность. А до ХХ века? Если мы посмотрим на Киевкую Русь, то встретим там только одну синонимическую пару: русский = православный. Это синонимы.
В момент прихода христианства на Русь в конце Х века, когда ещё не было разделения на католицизм и православие, на этой территории были различные племена, не объединённые в единый русский народ. Когда Олег пришёл в Киев, он сказал: «Се буде мать городов русских» («Се буди мати градом Русьскым»). Это калька с греческого языка — метрополия (;;;;; — мать и ;;;;; — город, а вместе — «метрополия» или «столица», — А.М.). То есть Олег говорит, по сути, что Киев будет метрополией.
Это позволяет совершенно по-другому посмотреть на первую древнерусскую летопись — Повесть вр;менных лет (именно вр;менных лет — то есть до Страшного суда), которая начинается с вопросов: откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля? Откуда пошла? Были различные племена. Как стала? Приняла христианство. Таким образом, Русская земля — это сиречь православная земля. Русский и православный — это синонимы.
Когда турки-османы в 1453 году захватили Константинополь, очевидец и участник этих событий Нестор Искандер напишет в «Повести о взятии Царьграда турками»: «Турки Софию Константинопольскую взяли, но службу русскую не переменили и русский колокольный звон не отменили». Русская вера в Канстантинополе XV века. Получается, что русский мир — это православный мир. Таким он был для средневековья, для семи столетий. Значит, и сегодня русский мир — это православие и его носители, те кто хранит его, кто не изменяет своим генетическим корням. В этом и состоит общая идея русского мира

В Древней Руси историю расценивали с двух позиций. Русское сознание пропитано эсхатологией (эсхатология — учение о конце света, — ред.). Всю историю, все события рассматривали через призму Страшного суда. История, с точки зрения русского книжника, это разворачивание божественного промысла о народе во времени до Страшного суда.
И как у каждого человека есть своё предназначение, так и у каждого народа есть своё предназначение. И если русской идее, которая тысячу лет назад была явлена в «Слове о законе и благодати», сказано о хранении православия до Страшного суда, если в советский период отступили от этой идеи, то и понесли соответственное наказание.
То же самое было перед монголо-татарским нашествием. То же самое было накануне вторжения Наполеона: пицца на дом в наказание за галломанию дворянства. В ХХ веке отступили от православия, стали поклоняться другим ценностям, фашистская Германия вторгается в наше Отечество.
Во втором тысячелетии было три попытки установить мировое господство: монголо-татарами, французами и немцами. И все они разбивались о загадочную русскую… душу. Потому что понять «этих загадочных русских» совершенно невозможно.
Княжеская власть воспринималась всегда как Богом данная (в домонгольский период самое большое количество святых вышло как раз из князей, а не из монахов). А если княжеская власть от Бога, тогда княжеское служение — это мирское служение Богу. К чему оно сводится? Защита Отечества своей земли; защита православной веры и защита православного народа.

Из высказывания профессора А. Н. Ужанкова можно сделать следующие выводы о русских с научной точки зрения:

1. Этнический аспект: В древности русскими назывались преимущественно православные жители Киевской Руси. Приход христианства на эту территорию в X веке объединил различные племена под общей культурой и религией. Таким образом, русские изначально ассоциировались с православием.

2. Идея русского мира: Было предположение, что русский мир традиционно ассоциируется с православием. Русские с веками сохраняли эту идею, что православие является ключевым элементом их самоидентификации.

3. Историческая трактовка: Из исторической перспективы, особенно в средневековье, русский народ и его судьба рассматривались через призму промысла божьего и эсхатологии. Важность православия для Руси отмечалась как фундаментальная часть их судьбы.

4. Связь с государственной властью: В русской культуре княжеская власть и служение воспринимались как божье дань; князья считались неотъемлемой частью верховной власти, а их обязанность включала защиту Отечества, веры и народа.

Таким образом, с научной точки зрения, русские воспринимаются как этническая группа, тесно связанная с православным вероисповеданием, исторически идентифицирующая себя с принятием христианства, сохраняющая свою уникальную духовную идентичность через века.