Солнце светит для всех - Эпилог

Елена Светлова 2
Игорь угрюмо глядел в стену, он лежал в военном госпитале около трёх недель. Его ранение было не таким серьёзным, но обнаружились другие болезни, которые требовали медицинского вмешательства, да и сильная слабость мешала вернуться к активной жизни.
Игорь и сам до сих пор не понимал, как Господь устроил, что он ввязался во всё это: последнее время в общем-то дела в их фирме шли неплохо – пандемия вызвала огромный спрос на IT-специалистов, так что технику их фирма поставляла активно во всевозможные места. Вдруг к нему обратился бывший однокурсник с подобной просьбой, и слово за слово Игорь уже вслед за человеком, с которым даже и не был особо близок в течение пяти лет учёбы, отправился на поле боя.
Для Игоря главное было не оставить человека одного, но так получилось, что сейчас в госпитале он чувствовал себя в полной изоляции: однокурсник остался на фронте, а остальные больные не проявляли к нему интереса. В один из моментов наибольшей тоски Игорь достал из тумбочки небольшую коробочку, в которой хранилось его «богатство» - то, что он больше всего боялся потерять.
Он начал перебирать содержимое: достал икону святителя Николая Чудотворца (своего любимого святого и как память о самом лучшем времени, проведённом в стенах Никольского храма), прочитал молитву ему на обороте, вытащил письма от родителей (в последнее время он, в основном, так общался с ними), ещё раз пробежал глазами открытку от того самого однокурсника. Ещё в этой коробочке хранились письма, которые писали солдатам совершенно посторонние люди из разных точек земного шара, такая сложилась традиция. Игорь вытащил наугад одно из писем, стал читать, явно, что писала девушка – слишком нежным был слог, но не содержание заинтересовало раненого бойца, а почерк показался слишком знакомым, он покопался в коробочке и нашёл там среди старых открыток нужную.
У Игоря не было сомнений: в такой тяжёлый для него миг, когда он чувствовал себя отрезанным от всех, находящимся где-то между небом и землёй, между миром и пустотой, между жизнью и смертью, как луч света мелькнуло тёплое воспоминание четырёхлетней давности. Та знаменательная Пасха, когда он в последний раз видел Варю, и она подарила ему поздравительную открытку, да и … Настю тоже после этого не видел. Правда, он звонил ей один раз, но она не ответила, он решил, что всё – упустил свой последний шанс.
Игорь ещё раз вчитался в письмо, ему казалось, что он слышит рядом Варин голос. Как жаль, что наяву услышать его было невозможно: его телефон, с которым он не расставался много лет, где были все его контакты, был потерян. Появился новый телефон, но разговоры по нему были редкими по правилам фронта, Игорь звонил только изредка родителям, их телефон помнил наизусть. Сейчас надо было восстановить утраченные контакты, ведь он жив, не совсем здоров, но надо двигаться дальше.
Игорь осторожно вышел из палаты госпиталя и услышал окрик дежурного врача:
- Никитин, куда?
Игорь осторожно подошёл к врачу, указав на телефон, ответил:
- На улицу хочу выйти позвонить родителям, а то тут шумно слишком.
- Да, выйди, тебе проветриться не мешает, вон бледный какой, а там хорошо.
Игорь смутился, но тут же ему в голову пришла дельная мысль:
- Скажите, конверты от писем, которые Вы нам даёте, остались?
- Что хочешь ответ написать? – усмехнулся врач.
- Вроде того, - замялся Игорь.
- Зайди в ординаторскую, там на подоконнике вроде пока лежат, если не убрали, поройся, может, и найдёшь своё, хотя мы не храним конверты.
Игорь двинулся в сторону ординаторской, он надеялся отыскать конверт с адресом Вари. Как он узнал недавно из телефонного разговора с родителями (его мама и бабушка стали часто ходить в Никольский храм и общались немного с Вариной тётей), Варвара куда-то уехала из их города. В ординаторской Игорь, чтобы не привлекать внимания находившегося там медперсонала, быстро осмотрел все находившиеся на подоконнике конверты. Он был крайне разочарован, когда не нашёл ничего, что могло бы хоть как-то связано с Варей. Видя его досаду, врач, находившейся рядом, заметил:
- Некоторые письма были в одном конверте, кто-то их рассортировал до нас.
Игорь вздохнул и поплёлся на улицу: там его настроение немного улучшилось – стоял прекрасный летний день, и он понял, что всё ещё поправимо. Раненый боец набрал домашний номер, с некоторых пор решил не звонить на мобильный телефон родным. Трубку почти сразу подняла мама, Светлана Павловна очень обрадовалась звонку сына:
- Игорёк, а мы только недавно про тебя вспоминали.
- Я тоже часто о вас думаю, вот решил позвонить. Вы все вместе там сейчас?
- Да, сегодня же воскресенье, самочувствие у всех неважное, поэтому дома сидим, скоро будем обедать.
Так получилось, что пандемия оставила свои негативные последствия на всех членах семьи Никитиных: как ни странно, меньше всех пострадала Светлана Павловна, она, наоборот, мобилизовала все свои силы, чтобы помочь остальным. После своей затянувшейся болезни она уже оправилась, отдохнула, даже начала работать и водить машину. А вот, папа Игоря болел тяжело и долго, и до сих пор страдал от сильных болей в спине, которые мешали полноценно жить. Такая же ограниченность в движениях из-за больных суставов мучала и Галину Фёдоровну, она не могла выполнять многие дела, была вынуждена переехать к сыну, невестке и внуку.
- Как ты там? – задала вопрос сыну мама.
- Неплохо, скоро выпишут, потому что иду на поправку, - Игорь услышал на заднем плане голоса папы и бабушки. - Привет папе и бабушке.
- Ты можешь с ними сам поговорить. У тебя же время не ограничено? – спросила Светлана Павловна.
- Нет, - Игорь ещё какое-то время беседовал на посторонние темы, а потом перешёл к тому, что его больше всего волновало. – Мама, ты знаешь что-нибудь о Варе?
- Варе? С которой ты общался в храме? – чувствовалось, что Светлана Павловна была удивлена. – Тебе лучше с бабушкой поговорить, вот, она хочет взять трубку.
- Игорёк, ты так и не забыл её? – взволнованно спросила Галина Фёдоровна.
- Просто хочу, что-нибудь узнать, а то один тут сижу, - смутился Игорь, который и сам до конца не понимал, зачем ищет Варвару.
- Я не так давно была в храме Николая Чудотворца, видела её тётю – Софью Дмитриевну, она сказала, что Варя вроде уехала куда-то.
- Уехала…- разочарованно протянул Игорь, такого поворота он не ожидал – это было так непохоже на спокойную Варвару, Анастасия была больше склонна к перемене местожительства.
- А как же Настя? – как будто прочитала мысли внука бабушка.
- Я давно о ней ничего не знаю, звонил ещё четыре года назад, но бесполезно. В интернете я их обеих не могу найти. Единственная надежда, что ты поможешь узнать мне телефон Вари. Хотя…- Игорю пришла в голову неожиданная мысль. – Настя же собиралась учиться в консерватории, может, Софья Дмитриевна что-то знает про неё, да и мама и сестра у неё остались в городе.
- Игорь, я позвоню Софье Дмитриевне, - трубку опять взяла мама. – Но ничего не обещаю, много времени уже прошло, неизвестно, что там и как. А Анатолий Иванович - муж Софьи Дмитриевны помог нам с медицинской стороны, поэтому мы немного общались.
- Спасибо. Буду ждать, - обрадованно вздохнул Игорь.
Потом он немного пообщался с отцом, Александр Викторович дал ему некоторые наставления:
- Сын, раньше я вёл активный образ жизни и тебе тоже советовал. Сейчас этот ужасный ковид сковал меня…
- Папа, ты же не инвалид, всё наладится, - попытался подбодрить родителя Игорь.
- Вот, дослушай: советую тебе либо решительно идти вперёд, невзирая ни на что, либо оставить всё в прошлом, ты понимаешь, о чём я.
- Да, понимаю, наверное, я выберу первое.
Игорь тепло поговорил с близкими и стал ждать хоть какой-то информации. Вскоре мама перезвонила и сказала, что Софья Дмитриевна сказала, что Варя уехала в какой-то то ли санаторий, то ли пансионат, адрес она продиктовала, а вот телефон дать отказалась. Про Настю она сказала только, что та недавно окончила регентское отделение в Петербурге, её семья из их города уже уехала довольно давно, но неизвестно куда.
Такие сведения не очень воодушевили Игоря: он подумывал поехать в Петербург и что-то узнать про Анастасию там, где она училась, всё равно кто-нибудь что-нибудь может сказать, но потом Игорь пришёл к выводу, что найти Варю будет проще, значит, завтра он поедет покупать билет. Интересно, зачем она туда поехала?

В это же летнее воскресенье к званому ужину готовилась Софья Дмитриевна: должен прийти брат с семьёй. Она только что поговорила с родными Игоря, непонятно, почему он вдруг вспомнил про Варю, оказывается, он находится в госпитале. Вмешиваться она не будет, непонятно, что из этого выйдет.
Размышления Софьи Дмитриевны прервал телефонный звонок, это был отец Михаил, с которым за последние годы они ещё больше сблизились.
- Софья, у меня для тебя отличная новость: наше епархиальное руководство решило открыть центр обучения церковному пению при нашем храме. Во главе они хотят поставить тебя.
Софья Дмитриевна была чрезвычайно удивлена:
- Но я уже и так являюсь регентом…
- А вот теперь тебя хотят видеть ещё и в другом качестве, кстати, порекомендовала тебя на эту должность наша бывшая регент.
- Она так высоко меня ценит?
- Конечно, ведь ты уже самостоятельно за эти годы подготовила к регентскому делу шесть человек. А первой, между прочим, была Настя Панова, - напомнил отец Михаил.
- Мне только однажды позвонили сказать про неё из Петербурга, что она успешно окончила регентское отделение в Духовной академии. Сама она не звонила, только при поступлении написала сообщение с благодарностью, - объяснила Софья Дмитриевна.
- Я думаю, у неё есть свои причины на это, личного характера, - предположил священник.
- Да, мне тут звонили родные Игоря Никитина, они иногда бывают у нас в храме, он хотел узнать телефон Вари, да и Настей интересовался. Он был на фронте, получил ранение, все старые номера у него утрачены. Я не дала номер Вари, только адрес, куда она поехала.
- Ну, и правильно: если есть воля Божия, то встретятся. Думаю, после фронта он изменился. Я, кстати, на Афон скоро собираюсь.
- Батюшка, я так рада за Вас – Вы так долго этого ждали. Помолитесь там за нас.
- Обязательно. Насчёт руководства центром – подумай, не торопись. До осени ты в отпуске, отдохни.
- Я сейчас могу сказать, что я согласна, - радостно проговорила Софья Дмитриевна.
- А семье это не повредит? – осторожно поинтересовался отец Михаил.
- Нет, это ещё больше поможет мне ощутить полноту жизни. Я сейчас так счастлива, - призналась собеседница.
Софья Дмитриевна продолжила готовиться к вечернему застолью, вскоре пришла Таня. Внешне девочка изменилась кардинально: в свои шестнадцать выглядела юной барышней с тонкой талией, копной светлых волос и большими глазами.
- Танюша, где же ты была столько времени? Почему не позвонила?
Таня смутилась:
- Тётя Соня, я боялась, что ты не поймёшь меня. Я была на кладбище…где похоронена моя мама…Для меня она всегда ею останется.
- Конечно, Танюша…- Софья Дмитриевна присела рядом с девочкой и погладила её по голове.
Таня подняла на неё заплаканные глаза:
- Сегодня годовщина со дня её смерти.
Софья Дмитриевна кивнула:
- Мы всегда будем помнить. Поможешь мне на кухне? Сегодня вечером у нас гости.
- Да, конечно.
В этот момент пришёл Анатолий Иванович, он с радостью взглянул на Софью Дмитриевну и Таню, осознав, что очень боится их потерять. Ради того, чтобы проводить с ними больше времени, он теперь занимался только бумажной работой – больше никаких расследований, никаких поисков и никаких экспериментов, один из них и так чуть не стоил ему жизни. Когда началась пандемия, он стал работать со своими друзьями в экспертной лаборатории над препаратом, способным победить ковид. Испытания решил проводить на себе, заболел очень тяжело, главное для Анатолия Ивановича было не заразить свою любимую Софью. Когда у неё заболело горло, он сильно волновался, чтобы она не лишилась голоса, ведь тогда она не смогла бы петь, но слава Богу всё обошлось.
- Хочешь перекусить? – обратилась Софья Дмитриевна к супругу, он с удовольствием отметил, что, несмотря на то, что ей перевалило уже за пятьдесят лет, выглядит она потрясающе.
- Мы готовим угощение на ужин, дядя Толя, - посмотрела на него Таня.
- Умницы Вы мои! Но я пока отдохну, - улыбнулся Анатолий Иванович.
- Ты всё так же устаёшь? Ведь уже и в аптеке не работаешь, - вздохнула жена.
- Ничего к вечеру буду как новенький, - успокоил её Анатолий Иванович.

Вечернее застолье удалось, правда, открыв дверь гостям, Софья Дмитриевна сначала расстроилась, что брат пришёл только с Саввой без жены.
- Лена очень устала за неделю, работает сейчас за двоих, всё-таки работа в медицине тяжела, но ей нравится, - объяснил Владимир Дмитриевич.
- Ну, а так у вас всё нормально? – беспокоилась сестра.
- Конечно, уже два года прошло, как мы поженились.
- Ну, пойдёмте за стол, - не выдержал Савва, который к своим двенадцати годам уже хорошо вытянулся, стал похожим на отца.
Он побежал в комнату.
Софья Дмитриевна посмотрела вслед племяннику:
- А как Савва?
- Всё в порядке – я ведь его родной отец, а Лена – двоюродная тётя, - заметил Владимир Дмитриевич.
Все хвалили блюда, приготовленные Софьей Дмитриевной и Таней, правда, Савве не всё давали есть из-за возникшей после перенесённого ковида аллергии. Он заявил:
- Раз есть пока больше ничего нельзя, то мы с Таней поиграем в настолки.
- Конечно, пошли, - согласилась девочка.
Когда они скрылись в соседней комнате, Софья Дмитриевна спросила:
- А что про Варю слышно? Она не звонила?
- Нет, только, когда приехала туда. Не понимаю, почему нельзя было найти санаторий для обследования поближе к нам, - недоумевал Владимир Дмитриевич.
- Она самостоятельная девушка, да и в последнее время стала много ездить, может, хочет забыть всё, что связано с этим местом, - заявила Варина тётя.
- У неё же скоро праздник, а она там одна…- пробормотал Варин отец.
- Я думаю, она не будет одна, - задумчиво проговорила Софья Дмитриевна. – Сегодня мне звонили родственники Игоря, он сейчас в госпитале после ранения, узнавал про Варю.
- Может надо…- начал Владимир Дмитриевич.
- Не надо. Сейчас от нас ничего не зависит – на всё Божья воля, - сказала Софья Дмитриевна.

Варя находилась в глубоких раздумьях, в последнее время жизнь её значительно поменялась: в семье теперь рос вновь обретённый брат, хотя она и знала Савву по воскресной школе, дома было всё по-другому. Вместе с Саввой Владимир Дмитриевич нашёл жену (его двоюродную тётю), у них с Варварой сложились неплохие отношения, но уклад жизни изменился, Варя иногда ощущала себя лишней.
В это время Господь устроил так, что она нашла новую работу – в Управлении архивов, её часто стали отправлять в командировки в разные города. Варваре это даже нравилось, потому что она в глубине души хотела убежать, прежде всего, от самой себя. После того, как с Игорем закончилось их общение, девушке стало очень тягостно в их Никольском храме, да и в самом городе. Игоря она больше не видела, как и Настю, ничего о нём не слышала, сама не писала и не звонила ему, но думала очень часто. Когда мысли становились слишком тягостными, она доставала икону святой великомученицы Варвары, молилась, и приходило облегчение, а на душе становилось светло от воспоминаний.
Божьим промыслом Варя отправилась в один из российских городов в командировку, изучая информацию о городе, она нашла там хороший медицинский центр, в котором делали обследование сердца, которое она хотела пройти. В родном городе заниматься этим не хотелось во избежание огласки, а убедиться в отсутствии серьёзных проблем было нужно, ведь Варе так хотелось стать относительно здоровой женой и мамой. После прохождения обследования она прогуливалась по городу, как внезапно услышала голос, который часто звучал у неё в памяти:
- Варенька, здравствуйте. Это Вы?
Она обернулась, перед ней стоял Павел, он улыбался.
- Павел, здравствуйте. Что Вы здесь делаете? Вы же вроде уехали в Петербург учиться иконописи? – припомнила Варвара услышанные ею слова отца Михаила и добавила, как бы ненароком. – Туда же куда и Анастасия уехала учиться пению. Кстати, Вы её не встречали там?
- Нет, да и не думал я про неё, а вот про вас думал постоянно, - признался Павел, ласково взглянув на собеседницу.
- Я тут в командировке и на обследовании, - призналась Варя, которая с Павлом могла быть откровенной, не стыдиться своих слабостей и болезней.
- Вот как всё сложилось, - покачал головой Павел. – Я оказался в этом городе, потому что мой учитель иконописи из Петербурга владел здесь мастерской, недавно он скончался, завещал мне эту мастерскую, которой хотел, чтобы я занимался. Эта мастерская расположена почти за городом, рядом с домом отдыхом, но там есть даже процедуры, поэтому можно его назвать и санаторием. В общем, это такое соединение отдыха, оздоровлении, искусства и, главное, Божья благодать присутствует над всем этим. Поедем, я Вам покажу.
- Хорошо, поедем, - неожиданно согласилась Варя.
- Варя, - внимательно посмотрел на неё Павел. – А давайте перейдём на «ты». Наверное, я не такой старый для Вас – всего на девять лет старше.
Варвара не отрываясь глядела на Павла, теперь уже на Пашу для неё:
- Давайте, то есть давай.

В этом «пансионе» Варе очень понравилось, никогда она не была в таких удивительных местах:
- Как здесь всё необычно. Даже странно, что в таком городе есть такое место.
- Ничего странного. А город ничем не хуже Петербурга, они во многом похожи, начиная от названия. Я, вообще, не очень люблю большие города.
- Я тоже, - улыбнулась Варвара.
- Я бы хотел, чтобы ты здесь осталась со мной, - неожиданно заявил Паша.
Варя не поверила своим ушам, как же она мечтала услышать такие слова.
- Я хотел бы связать с тобой свою жизнь. Я понял это ещё там, в Никольском храме, - продолжал Павел.
Девушка с улыбкой глядела на него:
- Я очень удивлена, но при этом мне очень приятно. Мне тоже не хватало наших задушевных разговоров.
- Скажи, - помедлил Паша, - ты всё ещё думаешь о нём?
- Не знаю. Нет, наверное. Всё это как-то отодвинулось назад, а думаю я про то, что здесь и сейчас. А сейчас я вроде бы, наконец, ощущаю себя счастливой, - призналась Варвара.
- Я буду ждать ответа.
- Мне нужно будет через некоторое время опять здесь обследоваться, нужно заключение хорошего кардиолога.
- Так приезжай сюда, у нас здесь есть квалифицированный врач.
- Правда? Сюда хочется возвращаться. И к тебе тоже, - тихо произнесла Варя и показала Павлу фото в телефоне написанной им иконы святой Варвары. – Возить с собой икону слишком тяжело.
- Вот, теперь не будет тяжело, - Паша достал из кармана маленькую икону великомученицы Варвары.
На удивлённый взгляд Вари он ответил:
- Я не писал эту икону, это уменьшенная копия той иконы, которую я тебе подарил. В нашей мастерской можно такое сделать. Я пока не всё знаю, только вхожу в дела.
- Спасибо, - почти прошептала девушка.

Игорь вошёл в холл дома отдыха и увидел девушку, сидящую спиной к нему и играющую на пианино. Её светлые волосы, нежная игра. Он не может и не должен ошибиться. Она, услышав шаги, прекратила играть и повернулась.
- Настя! – вскрикнул Игорь. – Наконец, я нашёл тебя.
- Игорь! - она вскочила и кинулась к нему.
Игорь держал в руках большой букет чайных роз, отделив часть цветов, он вручил их Анастасии:
- Это тебе. Я безумно рад тебя видеть. Надеюсь, теперь мы не потеряемся.
- Я тоже надеюсь, - улыбнулась Настя.
В это время в холл вошли Варя и Павел.
- Варя, с днём рождения! – передал ей букет Игорь.
- Ты помнишь про него?! – удивилась Варвара.
- Да, второе августа. Вообще, удивительно, что я оказался здесь и сейчас.
- Божий промысел, - указав на Настю, сказал Паша.
- Да, началось всё с этого письма, - Игорь достал письмо Вари.
Она широко раскрыла глаза:
- Как оно оказалось у тебя? Я писала письма, когда ещё у нас в городе жила, отец Михаил попросил.
- Я лежал в госпитале после ранения.
- Ты был на фронте? – теперь пришла очередь удивляться Насте.
- Да…- начал Игорь.
- Знайте, что: давайте пойдём отпразднуем мой день рождения, там стол накрыт, а заодно и поговорим, - предложила Варвара.
Игорь с восхищением взглянул на неё: она изменилась – её внешняя и духовная красота теперь составляли прочное единство, привлекавшее к ней людей.

Спустя пару часов Игорь и Настя пошли прогуляться по городу, а Варя и Паша остались в доме отдыха.
- Варя, я хочу сделать тебе самый главный подарок на день рождения, - начал Павел и вытащил из кармана небольшую коробочку.
- Кстати, забыла сказать – кардиолог сказал, что с сердцем у меня всё в порядке, мамина болезнь не передалась мне, - тепло взглянула на него девушка.
- Слава Богу. Но мне ты нужна с любым состоянием здоровья. Будь моей женой. Я тебя люблю, - Павел протянул Варе кольцо.
Ей стало так хорошо и спокойно на душе, как никогда раньше, она просто ответила:
- Я согласна. Я тоже тебя люблю.

Настя и Игорь наслаждались прогулкой и обществом друг друга.
- Знаешь, я ведь ездила много после того, как поступила учиться на регента, хотя учиться нравилось, талант, говорят окружающие. А я просто хотела попытаться забыть тебя, но не смогла. Вот, тут ты у меня, - девушка показала на сердце.
- Я тоже не смог тебя забыть, а полюбить смог ещё крепче на расстоянии.
Анастасия мельком взглянула на него и продолжала:
- Я недавно закончила учёбу, пока в раздумьях, где дальше устроиться. Поехала сюда, не была тут раньше, неожиданно на улице встретила Павла, я же с ним в Никольском храме не общалась, а тут разговорились. Он рассказал про иконописную мастерскую, про этот дом отдыха, предложил мне там дать несколько концертов, так сказать для практики, я согласилась. Я пообщалась с Варей, как здорово у них всё устроилось. Но тебя я тут не ожидала увидеть. Это было чудо.
- Да, чудо. Началось всё с письма, в котором я узнал Варин почерк, потом от её родных узнал об этом месте. А потом была главная встреча – с тобой. Я очень виноват перед тобой, Настенька, бегал от тебя и от себя. Прости меня.
- Главное, что Господь нас всё же привёл друг к другу. Я очень рада, - улыбнулась девушка Игорю.
- Да, надеюсь, что теперь мы уже не расстанемся. Ты согласишься идти со мной вместе по дороге жизни? – он восторженно посмотрел на избранницу.
- Конечно, - почти прошептала Настя. - Кстати, мы здесь останемся? Мне здесь нравится. Но, вообще, как ты хочешь.
- Будем всё решать совместно, и больше никаких тайн между нами, - взял Игорь Анастасию за руку. – Где сейчас живут твои родные?
- Папу освободили, они с мамой и Дашей вернулись к нам в родной город. Решили, что так будет лучше, - ответила Настя.
- Хорошо, тогда, может, навестим их? – посмотрел на Анастасию Игорь.
- Давай, - согласилась она, начиналась новая – счастливая полоса их жизни.