152. Сказка о девочке, лисичке и женьшене

Шиповских Игорь
                Сказка о девочке Наташе, лисичке Кумушке и чудесном корне женьшеня
                Глава 1
В одной далёкой-предалёкой деревушке на Дальнем Востоке, в Приморском крае, недалеко от таёжной реки Уссури жила светловолосая, стройная, складная и весьма симпатичная девочка лет двенадцати с добрым именем — Наташа. Кстати и характер у неё сложился тоже добрый, даже отзывчивый, чуткий, тёплый, и к тому же весёлый. В общем, приветливая девочка росла, чего, к сожалению, нельзя сказать об её отце. Дело в том, что у отца Наташи, натура была более сдержанная, слишком уж спокойная, а временами чёрствая, сухая и где-то даже суровая.

         Впрочем, чему тут удивляться, ведь специфика его ремесла тоже носила сухой характер, потому как род его основного занятия был связан непосредственно с деревом, а работа с ним не терпит влажности и всякой там суеты, всё должно быть предельно точно и выверено. Ибо стоит лишь один раз ошибиться или допустить промах в расчётах, как вся работа тут же пойдёт насмарку. И как теперь уже понятно, отец Наташи был столяром, а иногда и подрабатывал плотником. Конечно, кто-то скажет, что особой разницы между двумя этими ремёслами нет, мол, и там и там, надо строгать да пилить дерево. Однако разница всё же есть.

          Плотницкое дело, это строить крупные объекты: дома, амбары, сараи в конце-то концов. А столяр, это более тонкий промысел, тут особая смекалка необходима; столовую ложку или, к примеру, резной стул, следует весьма аккуратно мастерить. Здесь серьёзность нужна, весёлость тут ни к чему. Может ещё потому отец Наташи иногда брался помогать охотникам и рыболовам, коих в деревне жило тоже немало. Им он мастерил хитроумные капканы для ловли дичи, и верши на поимку крупной рыбы, что водилась в Уссури. А дело это крайне ответственное и серьёзное. Однако мы слишком отвлеклись на отца, так что пришла пора упомянуть и о Наташиной матушке.

         А уж она была хозяйственная женщина, вечно хлопотала по дому и следила за порядком на дворовом участке, где обитало огромное количество всякой деревенской живности. Одной домашней птицы десятки голов: утки, куры, гуси, индюшки. К тому же кролики, поросята, овцы, корова, лошадь, и конечно сторожевые собаки с домашними котами, борцами за чистоту амбаров и сараев от мышей и крыс. Одним словом приусадебное хозяйство было огромное и по-крестьянски сбитое, крепкое. Приходилось много работать, как-то крутиться, изворачиваться, даже на чём-то экономить. А потому глава семьи, зарабатывая на жизнь столярным делом, как раз и обустроил свой дом со всем хозяйством, аккурат рядом с лесом, на окраине деревне. Так ему сподручней было. Он мог в любой момент найти в лесу подходящее для работы дерево, а это очень удобно.

       Так что наша главная героиня Наташа, выросла прямо возле леса. Зимой она училась, посещала занятия, читала книги, писала в тетради, а летом активно помогала матушке. Ну и конечно неоднократно хаживала с отцом в лес, ему тоже время уделяла. Оттого и знала много разных лесных троп да дорожек. Разумеется, и сама она не раз одна по этим тропкам хаживала, просто гуляла. Много всяких зверюшек повидала, за их жизнью наблюдала, изучала их повадки. Любознательной оказалась Наташа, до всего интерес имела, нравилась ей природа. Естественно по осени ходила в лес за грибами и ягодами. Ну а как же без них, без них в деревенской жизни никак нельзя, припасы на зиму во всяком доме нужны. Вот такой простой, и в то же время интересной жизнью жила Наташа. И, наверное, всё так бы дальше и продолжалось, если бы как-то однажды под осень не случилась у Наташи необыкновенной встречи в лесу. А дело было так.
                Глава 2
День уже катился к закату, но солнышко ещё достаточно светило. Наташа в этот раз ходила в лес за голубикой, говорят, она для зрения очень полезна. А уж её в уссурийской тайге растёт в изобилии, всем с избытком хватает; и птицам поклевать, и зверью полакомится, и людям на зиму припасти. Вот Наташенька с обеда и занялась заготовкой голубики. Насобирала полную корзинку, аж с горкой. Но так увлеклась, что далеко от дома забралась. Ей эти места даже незнакомыми показались.

           – Что-то тут всё какое-то другое,… вроде я здесь ещё ни разу и не была,… какие-то деревья ни как у нас рядом с деревней,… слишком уж мхом поросли,… какие-то старые,… более древние что ли… - подумала про себя Наташа и стала высматривать, как ей обратно выйти на тропинку домой. Впрочем, долго присматриваться ей не пришлось, её интуиция, внутренняя чуйка, быстро подсказала, где правильное направление. Деревенским жителям это присуще, у них близкая связь с природой, намного чётче и прочнее, чем у городских. Житель города вмиг заблудится в здешнем лесу, а местный, деревенский, никогда. Всегда обратную дорогу найдёт.

          Вот и Наташенька, оглянулась, повернулась, тропинку определила, улыбнулась, и уже почти пойти собралась, даже первый шаг сделала, как вдруг нежданно-негаданно из-под старой ели лисица на тропу выскочила, прямо как ниоткуда появилась, прыг и вот она. Отчего Наташа естественно застыла на месте, а как же иначе, ведь дикий зверь ей навстречу выскочил, тут поневоле оторопеешь от неожиданности. Но и лисица тоже не ожидала такого пассажа, бац и прямо перед ней человек очутился. Бежала она по своим делам, знать ничего не знала, а тут на тебе, девочка стоит. И конечно лисица тоже оторопела.
 
       И вот стоят они обе, замерли, друг на друга в недоумении смотрят, ресницами хлопают, рты раскрыли. И тут уж непонятно, то ли им обоим пугаться друг дружку, то ли любоваться, ведь лисичка-то красотка лесная, вся такая рыженькая, огненная, расписная, с белым брюшком, с чёрным носиком, ушками, и лапками, словно в сапожках, пушистая, мех за лето нагуляла. Очаровашка, да и только. Но и Наташенька тоже не чудище страшное, чтоб её пугаться: фигурка складная, волосы русые, густые, на лицо пригожая, глазки голубые, блестят. В общем, получился у них непонятный казус. Вроде и полагается им разбежаться по сторонам, а не могут, любуются друг другом, разглядывают, интерес у них проявился. Однако и стоять так бесконечно тоже невозможно, ведь вечереет, темень близко. И тогда Наташа заговорила, первая слово взяла.

           – Ах, лисонька,… ах ты красавица,… вон какая славная!… Никогда я так близко лис не видела, лишь издалека,… уж больно вы скрытные!… А тут я в чащу забрела, да похоже, в ваши владения попала, вот и свиделись вблизи!… Ты уж лисонька прости меня, что в твои края пожаловала,… уж извини меня кумушка, что твой покой нарушила!… Я, видишь ли, голубику собирала, да неудачно забрела,… сейчас уйду,… не потревожу больше… - тихонько так, ласково произнесла Наташа, словно оправдываясь перед лисой, показывая всем своим видом, что зла ей не желает и беспокоится не о чем. И надо же такому быть, лиса её прекрасно поняла, и этак ненароком тявкнула негромко.

         – Тяф-тяф, всё ясно,… вижу я, что не охотник ты, и вреда мне не причинишь!… Но и ты пойми меня, я тоже так близко никогда людей не видела,… тем более детей,… а ты вон какая милая оказалась,… добрая, чуткая, просишь прощения, что потревожила меня,… заботливая!… Спасибо тебе за уважение и тактичность… - также мягко и по-доброму отозвалась лисонька. Но что ещё поразительно Наташа тоже поняла всё её тявканье, уяснила слово в слово. Как уж так вышло – неизвестно, но только сдаётся мне, что без волшебства тут не обошлось. Хотя иные естествоиспытатели могут сказать, что такое иногда случается: в редких случаях, в стрессовых ситуациях люди и звери находят общий язык. Точно такое же произошло и сейчас. Ну а раз понимание найдено, то новоиспеченные знакомые продолжили разговор.

         – Вот как получается,… оказывается мы можем понимать друг друга!… Да это же чудо какое!… Я так рада, что мы с тобой думаем одинаково, и у нас нет противоречий!… Это значит, что мы можем подружиться!… Ах, как это удивительно,… я всегда мечтала о друге из леса!… Хотя конечно, у меня там, дома, есть знакомые, собаки и коты,… даже кролики и гуси,… но они все сами себе на уме,… и они не понимают меня, а только знают, что слушаются отца с матушкой,… они не сравнятся с тобой, ты особенная!… Ты сразу догадалась что я хочу сказать, что выразить,… ты чувствуешь меня, будто в душу смотришь!… - увлечённая такой беседой, восхищённо вскликнула Наташа, и лисичка поддержала её.

            – Да-да!… Так и есть!… Я почему-то сразу разобралась, о чём ты говоришь,… речь твоя для меня ясна,… и мне даже показалось, будто я тебя уже давно знаю, словно мы знакомы целую вечность!… И кстати о знакомстве,… а как тебя зовут?… - тут же поинтересовалась лисонька.

           – Ой, моё имя самое простое — Наташа,… и оно означает преддверие праздника Рождества,… ведь я действительно родилась зимой в канун Рождества, и это стало настоящим праздником для моих отца с матушкой!… Так что всё вполне закономерно!… А вот как тебя зовут лисонька?… ведь у тебя тоже должно быть имя… - сходу переспросила Наташа.

        – Ну, я даже не знаю, как меня звать!… Все обычно обращаются ко мне по-лесному, по-нашему, просто лиса, и всё!… Хотя мне вот понравилось, как ты ко мне сначала обратилась,… назвала меня кумушкой!… Это звучит как-то тепло и даже мелодично,… вот так меня, пожалуй, и дальше называй,… мне это по сердцу, очень уютное имечко!… - моментально откликнулась лисичка.

        – Вот и хорошо,… стану звать тебя — Кумушка!… Считай, мы познакомились!… А это значит, что мы теперь можем стать друзьями,… ну или просто подружками!… И мне на самом деле так хорошо с тобой, так спокойно,… и мы так непринуждённо общаемся,… и я вроде тоже уже давно тебя знаю,… такое приятное чувство… - разулыбавшись отозвалась Наташа.

         – А хочешь, я покажу тебе наш лес, каким ты его ещё не видела!?… Тем более ты говоришь, что впервые попала в эту часть леса!… Идём, я расскажу тебе много интересного!… - вдруг предложила Кумушка, и поманила лапкой за собой Наташу. И, разумеется, Наташенька с радостью последовала за своей новой знакомой. А почему бы и не отправится на прогулку по лесу, ведь Наташа была любознательной натурой и открытой для всего нового. Так они и пошли, две свежеиспечённые подруженьки: лисичка Кумушка и девочка Наташа. Естественно по дороге их разговор продолжился. Кумушка, показывая новые для Наташи места, рассказывала об их особенностях и преимуществах. Указывала, где какая ягодка растёт, и под каким деревом лучше грибы собирать.

           В общем, беседа получилась содержательной и увлекательной. Ну а заодно подружки рассказали и о себе; Наташа поведала о своей семье, об отце и матушке, о большом хозяйстве, об учёбе, и ещё много о чём, а Кумушка рассказала о своих заботах. Оказалось она совсем ещё молоденькая лиса, по человеческим меркам всего лишь как девушка, даже не женщина, но очень умная и сметливая. Это как раз присуще всему лисьему роду. К тому же Кумушка была такая же любознательная, как и Наташа, а потому знала уже много чего полезного про лес и его обитателей: про зверей, птиц, насекомых, о деревьях, травах, кустарниках. Даже знала о том, какие растения бывают лекарственными, с целебными свойствами, и наоборот вредными, крайне ядовитыми.

        А вот о людях Кумушка практически ничего не знала. Хотя естественно ей приходилось видеть в лесу кое-кого: собирателей ягод и грибов, добытчиков кедровых шишек, и даже охотников с рыболовами на реке Уссури видела. Но что бы вот так запросто общаться с ними, как с Наташей, ей конечно не доводилось. Её с младенчества приучали к тому, что от людей добра не жди, мол, человек враг природы, и ходит в лес лишь проказничать, да наносить ущерб.

         Однако такая неожиданная встреча с Наташей показала ей, что не все люди одинаково вредны. Тем более что Наташа рассказала много чего положительного о своей семье: во-первых, что мама у неё хозяйственная, содержит гусей, уток, кур и даже кроликов. А во-вторых, что отец у неё мастер на все руки, правда, временами угрюмый и сердитый, но это лишь из-за постоянной работы, очень много заказов на поделки. Одним словом у подружек получилась интересная и поучительная прогулка, хотя и недолгая, ведь не надо забывать, что вечерело, и вскоре занялся закат. Разумеется, Наташа засобиралась домой, и конечно Кумушка взялась её проводить.

           – Ну как же ты здесь, в чужих для тебя зарослях, будешь одна домой пробираться?… Лес это не шутки, давай-ка я тебя до знакомых тебе мест отведу,… а уж там ты сама дорогу домой найдёшь… - вызвалась Кумушка.

            – О, это так замечательно,… ты такая добрая!… Как же мне повезло познакомиться с тобой!… - откликнулась Наташа, и подружки поспешили к окраине леса. Кумушка отлично знала дорогу и быстро вывела Наташеньку к нужному месту. А уже тут подруженьки распрощались, правда, перед этим условились продолжить их познавательные прогулки.

          – Давай сделаем эту полянку нашим условным местом встреч!… Если вдруг у тебя появится свободное время, то ты приходи сюда!… А чтоб тебе меня долго не ждать, то ты нагнись к земле и позови меня,… просто выкрикни моё имя, и я тебя услышу, где бы я в тот момент не находилась, хоть даже на другом конце леса,… ведь по земле звук мигом распространяется!… Тем более что у меня исключительный слух, особенный, лисий,… я сразу услышу, как ты меня зовёшь, и мигом примчусь!… Хорошо?… Договорились?… - спросила Кумушка.

          – Ну конечно,… ведь это так просто!… Не надо бегать по лесу, искать тебя,… а стоит только позвать над землёй, и ты примчишься в условленное место!… Это ты здорово придумала!… - радостно отозвалась Наташа, и подружки даже обнялись, до того им было хорошо вместе, родственные души, так в народе говорят. Хотя какой-нибудь эзотерик скажет, что это вполне объяснимо, просто по всей вероятности Наташенька в прошлой жизни была лисичкой, а может и наоборот – это Кумушка рождалась на свет девочкой. Но как бы там ни было, верно это или нет, а только Наташенька с Кумушкой очень сдружились, прямо не разлей вода.

        Но, к сожалению, стало основательно темнеть, и подруженьки наконец-то совсем расстались. Наташа покрепче подхватила свою корзинку с голубикой и торопливо засеменила домой, а Кумушка, проводив её взглядом, тоже скорей отправилась на покой в свой лесной уголок. Кстати, домой Наташенька вернулась лишь затемно, её родители к той поре уже почти спали, крепко дремали, устали за день, а потому все разговоры о прогулке отложили на завтра. А вскоре весь дом погрузился во мрак ночи. Сон воцарился кругом. На том этот день и закончился.
                Глава 3
Следующие утро оказалось ясным и погожим, невзирая на приближающуюся осень и её первые слякотные признаки. Впрочем, в деревнях на такое мало кто  обращает внимание, ведь неважно какая погода, все начинают работать с самой зорьки. Вот и родители Наташи тоже встали с первыми петухами; хозяйство-то большое, забот много, а потому и Наташенька, едва проснувшись, сразу присоединилась к матушке, взялась ей помогать. Ну и конечно у них сходу завязался разговор о вчерашней прогулке. Наташа охотно рассказала матушке о её негаданном знакомстве с молоденькой лисичкой, которую назвала Кумушкой.

           Матушка, занятая делами, слушала Наташеньку, и всё кивала головой, приговаривая «ага-ага», вроде как соглашалась с ней, хотя и слушала дочь вполуха, больше занималась подкормкой домашней живности. Зато отец, который по обыкновению работал рядом в мастерской при открытых дверях, вдруг навострил свой слух, и стал проявлять изрядный интерес к Наташиному рассказу. И понятное дело, что знакомство его дочери с какой-то там лисицей, не очень-то его обрадовало. Выслушав всю историю до конца, он решительно вышел из мастерской и грубо заявил.

          – Вот что дочь,… пора бы мне вмешаться в твои одиночные прогулки,… они слишком подозрительны!… Одно дело, когда ты ходишь в лес со мной, но другое когда в одиночку!… Уж больно какие-то странные знакомства у тебя возникают!… Что это ещё за дружба с лисицей!?… Ты хоть знаешь насколько это хитрый и вредный зверь!?… Мало того что она вдруг затявкала человеческим голосом, так ещё и взялась тебя провожать!… И сдаётся мне, это она неспроста сделала,… видимо, хочет поближе к нашему дому подобраться,… прикинулась добренькой, а сама желает выведать у тебя дорожку,… хочет втереться в доверие, а потом обокрасть!… Небось, уже и расспрашивала тебя о нашем доме?… Задавала вопросы: с кем живёшь? и какое у родителей домашнее хозяйство?… Наверняка про кур, уток и гусей выведывала!… И я уверен, ты ей всё выболтала!… Ведь так?!… Да? Я прав?!… - резко протараторил отец.

         – Ну что ты такое говоришь, папенька,… ничего она меня ни спрашивала!… Мы вообще про другое говорили: про лес, про разных зверей, о дружбе с ними!… Я ей про своих домашних любимцев рассказывала,… о собаках наших, о котах, о кроликах,… а она мне про своих знакомых говорила: о белочках, о бурундуках!… Да ещё много о чём… - без всякой задней мысли  откровенно высказалась Наташа, но отец воспринял всё по-своему.

          – Ага!… Значит, ты ей про наш домашний скот рассказывала,… и про то, кто его охраняет,… мол, у нас есть и собаки, и коты!… А для лисы это очень важная информация,… ведь теперь она знает, какое у нас огромное хозяйство, и что его опекают сторожевые псы!… Вот увидишь, она точно затеяла кражу кур или гусей!… Ох, рыжая плутовка,… обхитрила тебя, нашла простушку!… Ну, коль дальше так дела пойдут, то вскоре сама начнёшь ей кур таскать!… Ой, и ловкая, эта твоя кумушка!… - завозмущался отец, укоряя Наташу за доверчивость и наивность. Но тут вдруг матушка за неё вступилась.

          – Да ладно тебе,… уж разошёлся,… не было ещё ни разу, чтоб лиса позарилась на наше хозяйство,… ни хаживала никогда, а тут прям придёт!… Ну и придумал же такое!… Тем более у нас и забор крепкий, высокий,… и сараюшки надёжные,… в них не то что лиса, да в них даже мышь не проскочит, не просочится,  не промчится!… Да ты вон в помощь котам ещё и сколько мышеловок намастерил, наставил,… никто до наших кур не доберётся!… Уж успокойся,… займись-ка лучше делом, чем дочку упрекать… - как и все хозяйственные, деревенские жёны, напустилась она на мужа. И тут он ответил.

          – А ведь  ты права,… займусь-ка я лучше делом, да вместо старых мышеловок сделаю новые, специально на лису!… Пусть-ка она попробует сунуться, уж я ей устрою встречу, враз у меня в капкан попадётся!… ха-ха-ха… - злорадно хохоча, заключил отец, и даже пальцами прищёлкнул. На что теперь уже Наташа возмутилась.

            – Ну что вы за люди такие!?… Вам ваше хозяйство вообще уже глаза застит!?… Ну, неужели вы не видите, что ваша дочь себе друга в лесу нашла!… В коем-то веке с таёжной лисичкой по-человечески поговорить можно, а вы всё про своё талдычите, всё о своём животе печётесь, как бы его побольше набить, да запасов впрок наготовить!… Ну, хватит уже,… пора подумать и о духовном, о нашей связи с лесом, с его обитателями, с природой,… ведь рядом живём, соседи,… а значит, мы тоже часть этого леса и его природы… мне так повезло я встретила такую восхитительную частичку всего этого огромного сообщества а вы всё портите… только о ловушках и думаете,… капканы да мышеловки у вас на уме,… всё бы вам поймать, да сгубить!… А я дружить с Кумушкой хочу!… - вновь искренне и даже с каким-то надрывом, вскликнула Наташа, отчего отец взвился.

        – Никакой тебе дружбы!… Я запрещаю тебе всяческие отношения с лисами,… да и с другим звериным отродьем тоже!… Прекрати немедля это безобразие, не то я своим друзьям охотникам про эту твою кумушку расскажу,… уж они её вмиг приструнят!… - вскипел отец, сотрясая кулаками воздух, на что уж Наташа кричать не стала, а тихо сказала.

          – Ну, ты поступай, как хочешь, но только я от своей подружки Кумушки не откажусь!… И сейчас же пойду, предупрежу её,… скажу, что ты желаешь на неё охотников натравить,… пусть будет осторожной!… А вы подавитесь своим хозяйством,… но случись что, то и я в лес уйду, насовсем,… на одних грибах, орехах, и ягоде проживу,… с вас ни кусочка не возьму… - сказала, как отрезала Наташа, и тут же за калитку подалась. Пару шагов сделала, и уже на лесной тропинке. Отец с матушкой и слова сказать не успели, а Наташи и след простыл.

           – Ничего-ничего,… прогуляется, проголодается,… придёт покушать, я с ней ещё поговорю,… не бывать такому, чтоб мне дочь возражала… - слегка растерянно пробурчал отец и как-то кособоко засеменил в мастерскую.

            – Да-да,… и то верно,… проголодается, придёт,… ничего, никуда не денется… - поддакнула отцу матушка и тоже принялась за работу. Ну а дальше всё пошло в привычном порядке, вроде, как и не было раздора в семье, ведь деревенская жизнь не терпит простоя.
                Глава 4
Тем временем Наташенька уже вышла на привычную тропинку, и спешно помчалась в условленное место. А спустя буквально несколько мгновений она была на месте. Затем Наташа сделала так, как они договаривались с Кумушкой: наклонилась к земле и громко позвала её. Ответ не заставил себя долго ждать. И пяти минут не прошло, как на полянке показалась сама Кумушка.

          – Ну, здравствуй Наташа,… что-то ты сегодня рановато в лес пришла!… Просто прогуляться собралась?… Или случилось чего? - тут же спросила Кумушка, видя, насколько встревожена её подружка.

          – Здравствуй Кумушка!… Прямо и не знаю с чего начать,… всё дело в том, что вроде бы ничего и не произошло, но в то же время есть и угроза!… Я как послушная дочь рассказала своим родителям о нашем с тобой знакомстве,… ничего не утаила,… и поначалу матушка, будто даже не возражала, головой согласно кивала!… Но вдруг вмешался отец и стал оскорблять тебя разными нехорошими словами,… мол, ты коварная плутовка и специально завела со мной знакомство!… Дескать, лишь ради того, чтоб разузнать, где я живу, и потом разворовать наше хозяйство,… утащить кур, да гусей!… Сказал, мол, все лисы воровки, и на вас надо управу найти!… Запретил мне общаться с тобой, и обещал натравить на тебя охотников!… А сейчас он для твоей поимки капканы готовит,… притом делает их из дерева, а не из металла,… и это специально, чтобы запах от железа не спугнул тебя,… ведь аромат деревянного капкана просто смешается с общим фоном леса, и ты не заметишь его!… Отец прекрасно знает, что металлические ловушки многие лисы за версту чуют, и не подходят к ним, а вот деревянные нет!… В общем, тебе грозит опасность,… вот я и прибежала предупредить тебя… - взволнованно протараторила Наташа, на что Кумушка спокойно пояснила.

        – Вынуждена согласиться с твоим отцом,… он прав, многие лисы, да что там говорить, почти все, по сути своей явные плутовки и обманщицы,… они только тем и промышляют, что хитрят да строят козни!… Но с другой стороны, в чём же они виноваты?… Ведь такими их создала природа!… Так что им приходится жить плутовством и жульством!… К тому же стоит отметить, что и среди людей полно вероломных прохиндеев и обманщиков,… и их тоже такими создала природа,… воровство, грабёж и кража – это их натура,… они по-другому жить не могут!… Однако это не значит, что все люди нечестны,… вот ты и твои родители, вы же добросовестно трудитесь, никого не обманываете,… и может ещё поэтому, твой отец так не любит мошенников и прощелыг!… Но и я их тоже не люблю!… Ты же видишь, я отличаюсь от других лисиц,… я даже человеческой речь разговариваю с тобой,… и ты у меня единственный друг из всех людей!… Так неужели я посмею обмануть тебя!?… Да я нашу дружбу не променяю ни на что,… даже на тысячу кур и сотни уток!… Да пусть меня хоть с головой до ног гусями закидают, но я никогда не предам тебя!… Ты мне веришь?!… - закончив тираду, искренне спросила Кумушка.

          – Ну конечно да,… я верю тебе, и я тоже ни за что на свете не предам нашу дружбу!… Потому и примчалась сюда, скорей предупредить тебя!… Вот только я боюсь, как же нам теперь дружить, раз родители против?… - мигом переспросила Наташа.

         – Ну, этого ты не бойся,… дружить мы не перестанем!… Да и за меня не беспокойся, я уже знаю все охотничьи повадки, и про капканы их тоже знаю,… я уже научилась их обходить, это для меня привычно!… Но и охотников я тоже ни в чём не упрекаю,… это их промысел, их работа!… Так что мы просто будем чуть осторожней, чем обычно,… и никому больше о нашей дружбе не расскажем,… станем тайком гулять, лес изучать!… Я ещё много чего интересного тебе покажу и расскажу,… а ты мне про свою жизнь поведаешь,… уж так мне интересно узнать, что у людей творится,… как общаются, как семьи создают!… Говорят, у вас даже огромные города есть, и там живет несметное количество людей!… И мне удивительно, как они там все помещаются, и как уживаются,… почему не ссорятся, отчего не бывает недостатка в еде, ведь леса-то в городе нет, одни люди кругом, и ничего не растёт, ни ягод, ни грибов!… В общем, мне всё интересно знать… - переведя тему в спокойное русло, ответила Кумушка.

            – Ну, чтобы обо всём этом тебе рассказать, мне и года не хватит!… А значит, мы с тобой будем дружить вечно,… вот так-то!… - весело заметила Наташа, и подружки задорно рассмеялись, им вдруг стало легко и непринужденно. Так всегда бывает, когда решишь какую-нибудь сложную проблему. А они её как раз и решили, дружбу продлили, и быть впредь более осторожными постановили, вот и всё решение. Ну а дальше подруги на одном месте не задержались, и вновь гулять по лесу отправились. Естественно беседу продолжили, но говорили теперь только о приятном: о ягодах, орехах и конечно грибах. Тем более, что в этот раз Кумушка повела Наташу по грибным местам, а уж их в Уссурийской тайге видимо-невидимо.

          В конечном итоге к обеду Наташа набрала изрядную охапку грибов. Ну а так как она в спешке корзинку из дома не взяла, то уложила все грибы прямо себе в подол, а края платья завязала узлом, получился вместительный мешок.  Иначе говоря и эта прогулка по лесу оказалась плодотворной. Расстались подружки на той же поляне, в условленном месте, обе были довольны и радостны. Их дружба только ещё больше упрочилась, недаром же говорят, что трудности закаляют. Вот и их дружба прошла непростую проверку, и окончательно закрепилась. Условились встретиться завтра и разошлись. Кумушка, как и накануне, проводила Наташу добрым взглядом, а Наташа, помахав подружке рукой, поспешила домой. Дома Наташа говорить с кем-либо особо не собиралась, просто зашла на кухню и высыпала грибы перед матушкой, которая в этот момент готовила обед.

           – Вот мама, я грибочков насобирала,… думаю, на ужин пригодятся,… всё не зря прогулялась!… А сейчас пойду книжку почитаю, ведь скоро занятия в школе начинаются, а учёба это не пустяк… - только и сказала Наташа, да пошла к себе, читать учебник по географии, о жизни людей во всём мире, чтоб потом об этом Кумушке рассказать. Ну а матушка и не поняла, что Наташа встречалась со своей лесной подружкой, просто замочила грибы на вечернюю готовку, и всё. Даже пришедший чуть позже из мастерской отец, тоже не заметил ничего подозрительного. Увидел, что дочь принесла из леса грибы и успокоился.

          – Видимо вся эта блажь о дружбе с лисой прошла,… ведь подростки они такие,… вспыхнут, загорятся, увлекутся чем-то, а потом глядишь, уже и остыли, потухли!… Ну и хорошо,… ладно, забудем это всё, как случайное недоразумение… - заключил отец, они с матушкой переглянулись и уже больше к этому вопросу не возвращались. Дальше их жизнь пошла своим чередом. Однако у Наташи с этого момента жизнь сильно изменилась, теперь ей приходилось быть очень осторожной, чтоб тайна её дружбы с Кумушкой не была раскрыта.
                Глава 5
Меж тем время шло; день сменялся днём, неделя неделей, и в итоге так незаметно пролетело полтора месяца. За этот срок Наташа неоднократно встречалась с Кумушкой, они по-прежнему вместе гуляли, делились знаниями, беседовали обо всём на свете. Наташа рассказывала о разных странах и городах, о людях и их привычках, а Кумушка открывала секреты родного края и заветы Уссурийской тайги. Весьма полезное времяпрепровождение, надо отметить, при этом ещё и крайне интересное.

       Но вот ударили первые заморозки, местами даже выпал снег. Зима стучалась в двери. И это, разумеется, сказалось на регулярных встречах Наташи и Кумушки. Теперь они стали видится чуть реже, где-то раза три в неделю. И вдруг однажды, в одну из таких встреч, произошло некое событие, которое сказалось на дальнейших судьбах обоих подруг. А случилось вот что: был замечательный день середины осени. Кругом уже выпал приличный слой снега, подморозило, но ещё не так сильно, чтоб носить тёплую шубу, этакий лёгкий морозец с дневным оттаиванием. Но как раз это-то обстоятельство и стало очередной причиной для встречи Наташи и Кумушки.

          На этот раз они договорились прогуляться до кустов молодой облепихи, что росла недалеко от реки Уссури. В том месте река делала изгиб, и оттого образовался вроде как небольшой полуостров, вот на нём-то и росла та молодая облепиха: великолепная, целебная, таёжная ягода. Некоторые гроздья ягод ещё не успели опасть, и их по ночам слегка примораживало, а днём они немного оттаивали, отчего приобретали особый, ароматный вкус. Кто в такое время года был в тайге, тот поймёт, о чём речь. Так что именно такой подмороженной облепихой и решили полакомиться подруженьки. Вернее это Кумушка предложила, ведь она лесная жительница и отлично знает об этом лакомом месте, вот и задумала угостить Наташеньку. Встретились они до обеда, как раз солнышко слегка подогрело, и ягодки подтаяли, всё, как намечалось. Пришли они на место, и сходу взялись лакомиться.

           – Ой, какой необычный вкус у этой облепихи,… в домашних условиях такой никогда не сделать!… Это же просто райское наслаждение!… - воскликнула от восторга Наташа.

           – Да-да,… тем-то она и ценна, что подморожена слегка, а не застужена насквозь!… Такое возможно только тогда, когда ягода ещё находится на ветвях,… а вот если её заранее собрать и положить на ледник, то эффект будет уже не таким… - поддакнула подружке Кумушка, и они перешли к следующему кусту облепихи. А кусты-то высокие, и ягодки на них на самой верхушке остались, там они вкусней всего. И конечно забираться наверх пришлось Наташеньке, ведь она девочка стройная, лёгкая, вес у неё небольшой, и поэтому куст под ней не ломается, не гнётся. Зато благодаря своему росту Наташа может повыше забраться, и достать самую вкусную ягодку. Ну и конечно угостить ей Кумушку, ведь она-то не может до самого верха дотянуться, роста у неё не хватает, а лазить по веткам пушистая шубка мешает, мех может в тонких ветках запутаться. Вот Наташа и взялась подружку угощать.

              – Кушай, Кумушка,… тут ягодок много,… нам хватит, да ещё и другим останется,… вон птичкам да белочкам на запас подойдёт… - угощает Наташенька, да приговаривает. И тут надо же такому случиться, неподалёку, с берега Уссури раздался резкий хруст, так бывает от мороза, когда на реке трескается зарождающийся на зиму лёд, а звук от этого треска сильно на выстрел похож. Раскатом прогремел, по всей тайге разнёсся, и конечно, Наташа, услышав его, очень испугалась, решила, что охотничья облава началась, для неё это произошло настолько неожиданно, что она и забыла про такие особенности реки.

          – Ой, Кумушка!… Это охотники!… Они в тебя стреляют!… Беги скорей!… - вскрикнула она, и даже руками замахала, отчего конечно не удержалась, качнулась, и прямо о ствол лицом ударилась, при этом ещё соседняя ветка её сильно по виску хлестанула, кожу рассекла. Вот как Наташенька за подружку испугалась, о своей безопасности и не подумала. Такую рану получила, что просто ужас. Ну и, разумеется, кровь хлынула, но Наташе не до неё.

          – Беги Кумушка, беги!… Спасайся!… Я их задержу!… - опять кричит она, а кровь так и хлещет из раны, глаза ей застит, не видно ничего. Но улучила момент, скорей с куста спрыгнула, спорхнула словно птаха, руки в направлении реки раскинула, думает оттуда охотники идут, и снова кричит.

          – Не трогайте её!… Это моя лиса!… Не стреляйте!… Не убивайте её!… Я вам всё отдам, только не трогайте!… - молит о пощаде, и навстречу наугад ступает, не видит, что впереди, кровь мешает. Тут уж и Кумушка в себя пришла. Поначалу-то она и не поняла, отчего Наташа так испугалась, ведь про ледовый треск Кумушка прекрасно знала, она же давно у реки живёт, не раз слышала, и для неё это вполне привычно. А здесь видит такое дело, и быстрей кинулась Наташу успокаивать.

          – Постой!… Погоди!… Не кричи ты,… нет тут никаких охотников!… Никто в меня не стреляет,… это так лёд на реке трещит!… - догнала она Наташу, насилу остановила, и скорей бросилась её рану осматривать. Приподнялась на задних лапках и принялась лицо облизывать, боль снимать, кровь останавливать, уж так у зверей заведено, раны зализывать. И тут конечно Наташенька поняла, в какую переделку она с испугу попала, лицо себе расшибла, висок рассекла. Ну что уж тут поделать, с кем такое ни бывало, в детстве мы все в какие-нибудь переделки попадали: кто-то колени раздирал, кто-то и локти, и ладошки царапал, а кто-то, вот как Наташа, и лицо разбивал. Ну а Кумушка старается, лечит её, ушиб ей от грязи очистила, боль уняла, но ранка всё равно кровоточит, хотя и немного. Тут уж Наташенька глаза открыла, но видит еле-еле, словно в пелене, вся картинка у неё расплывается. Кумушка ей подсказывать давай.

           – Ты возьми снега, да приложи к ушибу, охлади ранку,… это первое дело при таких травмах,… уж я-то знаю, не раз меня острые ветки кололи да царапали, пока я по зарослям пробиралась, от волков да от охотников спасалась, ведь они вовсе не добрые!… Тем более ты знаешь, какая у нас, у лис, репутация, каждый обидеть норовит!… Так что дело знакомое,… прикладывай снег, чтоб опухоль снять, да кровь остановить… - настойчиво посоветовала Кумушка, и снова взялась Наташе помогать, чистого снега набирать. Вместе они справились, потихоньку кровотечение уняли, но опять-таки не совсем, ведь ранка на виске, а там место опасное, нехорошее, открытое, можно запросто инфекцию занести, заражение пойдёт, и тогда всё плачевно закончится.

          – Давай-ка подруженька, я тебя домой провожу, пока хуже не стало!… Вон как кожу разодрало, просто так не зарастёт,… тебе срочно перевязка нужна!… Идём быстрей!… - вновь распорядилась Кумушка, и скорей повела Наташеньку домой, напрямую через лес. При этом Наташа даже слова не проронила, вопроса не задала, полностью доверилась подруге. Ну а та её не подвела, быстро из леса вывела, прямо на полянку к тропинке, ведущей к дому.

         – Спасибо Кумушка,… здесь уж я сама дойду!… Ой, что сейчас дома будет,… родители начнут упрекать меня за долгие прогулки, да ушибы с царапинами!… Но ничего, ты не переживай,… я им скажу, что просто на сучок налетела!… А ты жди меня,… я как поправлюсь, то обязательно дам о себе знать!… Хорошо? Договорились? Будешь ждать от меня весточки?… - прощаясь, спросила Наташенька.

          – Ну, конечно буду ждать!… Но и переживать не перестану, ведь ты моя лучшая подруга,… другой такой во всём свете не сыскать!… - пообещала Кумушка, и они распрощались. Наташа скорей засеменила домой, а Кумушка как обычно проводила её взглядом.
                Глава 6
Дома, как и предполагала Наташа, родители задали ей массу встревоженных вопросов, и даже наругали за неосторожность, но первую помощь, разумеется, оказали. На ушиб наложили примочку из бодяги и помазали йодом. А вот с рассечением на виске дело обстояло сложнее, в ранку всё же успела попасть какая-то зараза, одним словом — инфекция, и вот она-то вызвала воспаление. Ночью поднялась температура, висок разбух и воспылал алым цветом. Наутро состояние только ухудшилось, в ход пошли припарки из подорожника и листа брусники, их меняли каждый час, говорят они природные антибиотики. Так прошли целые сутки. Но, к сожалению, в данном случае припарки не сработали, помощи от них никакой.

        На следующий день вызвали местного врача. Он был типичным деревенским фельдшером, и потому поставил лишь несколько жаропонижающих уколов, да ещё дал какого-то снадобья типа аспирина. И это тоже не помогло, возникла угроза сепсиса. Температура высокая, появился озноб, Наташа начала терять сознание её охватила горячка. Время шло, а лучшего снадобья не было. Уже пошли разговоры, чтоб везти Наташу в больницу, в город, в краевой центр. Однако до него было слишком далеко. К тому же фельдшер предупредил, что Наташа крайне слаба, и может не выдержать транспортировки. Оставалось лишь ждать и надеется, что молодой организм победит инфекцию. Потянулись дни ожидания.

        Ждала и Кумушка, притом очень ждала, ведь сутки сменялись сутками, а вестей от Наташи так и не было. Кумушка стала беспокоиться, и догадываться, что с её подругой не всё так хорошо как показалось сначала. Тогда она предприняла первую вылазку. С места их расставания, по тропинке, осторожно пробралась к дому Наташи. Она учла всё, даже то, что ветер дул ей на встречу, и оттого собаки не учуяли её запах, лая не подняли, всё прошло тихо. И уже здесь Кумушка стала наблюдать за домом. Оказалось, там идёт какое-то хаотичное движение, люди ходят туда-сюда, из угла в угол, о чём-то тревожно говорят, выбегают на крыльцо нервно курят и озабоченно спорят. По обрывкам речи Кумушка поняла, что Наташа лежит без сознания и дело её плохо, что нужно какое-то радикальное средство от болезни, но никто не знает какое, вроде уже все перепробовали и ничего не помогает, а предпринять что-либо ещё, никто не решается, все ждут и лишь надеются на лучшее. И в этот момент Кумушку словно озарило.

          – Ах, эти люди,… вот же недотёпы,… им бы только ждать и надеяться!… Ну как же они забыли, что у них прямо под ногами растёт такое чудесное средство как женьшень!… Это же, лекарство от ста болезней!… И я полностью уверена, что именно оно поможет Наташе,… более того, я знаю, где его сейчас взять… - мгновенно сообразила Кумушка, и опрометью кинулась обратно в лес. Надо ли говорить, что для опытной лисицы добыть в тайге чудесный корень, не такая уж большая задача, секрета тут нет, одним словом — привычное дело. Так что уже через полчаса Кумушка нашла нужный корень женьшеня, отрыла его из запасника, отряхнула, облизала, и скорей с ним в деревню помчала. И уже только там, в пару метрах от дома, она слегка приостановилась.

        – Как же быть?… Что делать?… Как же мне передать корень людям, чтоб они быстрей применили его!?… Эх, была не была,… как только первый попавшийся человек выйдет на крыльцо я тут же кинусь к нему и передам ему корень,… пусть даже при этом собаки меня загрызут, мне всё равно, ведь это я виновата в Наташином горе!… Это я не уберегла её, я не предупредила, что лёд так трещит на реке,… и я перед ней в долгу… - взбудоражено подумала Кумушка, и уже было хотела сделать ещё шаг, как из дома на крыльцо вышел отец Наташи. Слёзы лились из его глаз, он откровенно плакал от безнадёжности положения.

         И тут уж Кумушка бросилась к нему. Корень женьшеня был зажат у неё в зубах, и его легко было узнать, ведь по строению он напоминает фигурку человека. Несколько сильных, пружинистых прыжков и Кумушка уже на крыльце прямо перед отцом Наташи, мгновенье и она протягивает ему корень. Разумеется, отец сначала оторопел от такого дикого натиска, и даже было собрался кликнуть собак, но в тот же миг узнал в пасте лисы целебный корень.

          – Леший меня разбери!… Да это же женьшень!… Его-то нам и надо!… Вот так чудеса,… лиса нам корень принесла!… Ух ты рыжая плутовка!… Ай да молодчинка!… Но откуда ты узнала, что он нам нужен?… Как такое может быть!?… Ах, я тупица,… чуть не забыл,… так выходит, ты та самая лисица, о которой нам рассказывала Наташенька,… и ты умеешь говорить по-человечески!… А я-то глупец, запретил вам дружить!… Ох, прости ты меня, лисонька… - почти заикаясь, протараторил отец, и аккуратно принял из зубов Кумушки корень, на что она лишь кивнула головой. Отец в тот же миг ринулся обратно в дом.

         Тут конечно и Кумушка не растерялась, ловко шмыгнула вслед за ним в приоткрытую дверь. Буквально секунда и она уже спряталась в закутке перед кухней, где над плитой витал сильный аромат варившейся еды и перебивал лисий дух, его никто не смог учуять, даже домашний кот, запах пищи туманил его нюх. Меж тем отец сходу взялся готовить снадобье из корня женьшеня, каждый, кто живёт в Уссурийской тайге, знает секрет его быстрейшей обработки. Так что вскоре всё необходимое для лечения уже стояло на столе: тут был и отвар, и настой, и кашица, и примочки, в общем, мощный целительный набор. Лечение тут же началось.

         Рана на виске была незамедлительно обработана свежим раствором женьшеня и покрыта кашицей. Моментально началась сильнейшая реакция, результатов от которой долго ждать не пришлось. Свершилась магия чудесного таёжного снадобья. Уже к полуночи температура спала, появились первые признаки выздоровления. Воспалительный процесс, как по волшебству прекратился. Отец поменял повязку и вновь нанёс кашицу на рану. На сей раз эффект был вообще ошеломляющ. Буквально через полчаса Наташа глубоко вздохнула и пришла в себя, её пробуждение выглядело как настоящее чудо, ребёнок только что был на грани смерти, а тут открыл глаза.

          – Ах, доченька!… Ты очнулась!… - воскликнула матушка и радостно зарыдала. Наташа чуть приподнялась. Тут уж и отец загомонил.

           – Ха-ха!… Да ты в полном порядке!… Выздоровела,… а всё благодаря чудесному корню женьшеня, который принесла твоя подружка лиса!… Да-да, я даже сам удивился, что такое может быть!… Прямо на крыльцо принесла,… я вышел покурить и тут она с корнем!… А потом юркнула вслед за мной в дом!… Ах, хитрая плутовка,… но я заметил, хотя прогонять её не стал, ведь она твоя спасительница!… Вон она, в закутке прячется!… Да ладно уж,… иди сюда,… знаю же, что ты здесь,… хватит прятаться,… ха-ха… - разулыбавшись от счастья, позвал Кумушку отец, отчего Наташа приподнялась ещё выше.

          – Ой, Кумушка,… как же я рада тебя видеть,… мне кажется, мы с тобой не виделись вечность,… я очень соскучилась… - пролепетала она, обнимая подбежавшую подружку.

          – Я тоже очень скучала,… потому и прибежала,… ведь мы с тобой связаны навсегда, подруженька моя… - тихо на ухо прошептала Кумушка и преданно прижалась к Наташе. Тут уж и матушка не выдержала, слово взяла.

           – Ах, Наташенька, да мы все тосковали по тебе,… уж слишком долго ты была без сознания,… даже и не чаяли увидеть тебя вновь здоровой,… но вот однако как бывает,… лучшая подруга из леса выручает!… Эх, надо бы вас обоих покормить, небось голодные, лапушки мои… - растроганно пролепетала матушка, и скорей поспешила хлопотать на кухню. Отец тоже надолго не задержался, и отправился вслед за ней, чтоб не мешать, подружкам беседовать. Ну а они, пользуясь счастливой паузой, тут же затеяли душевный разговор. Уж им было о чём посудачить. Разговор полился рекой, обсуждали всё подряд, всякие мелочи и каждую деталь, уж настолько заскучали друг без дружки.

          Ну а затем и ужин был. Ели досыта, чтоб спалось хорошо. Ночь прошла великолепно, без пробуждений и сомнений, без температуры и воспалений. Так что после этой ночи Наташа моментально поправилась, и всё стало налаживаться как прежде. Через пару дней все признаки болезни полностью исчезли. Висок зажил прямо на глазах, спустя неделю даже и шрама не осталось. Вот что чудотворный женьшень делает. И, разумеется, всё это время Кумушка находилась рядом с Наташей. Они вместе и пили, и ели, и конечно болтали без умолку. А дальше их ждала долгая и прекрасная дружба. При этом родители мешать им не собирались. Отец более и слова плохого про лисиц не сказал, он понял, что ошибался в отношении Кумушки, ведь не всякая лиса обязательно плутовка.

        Случаются и такие чудеса — даже самый подозрительный зверь может оказаться добрым и верным другом, ведь если разобраться, то и ныне преданные человеку собаки, тоже когда-то были дикими и опасными зверьми. Так что порой, прежде чем горячиться и делать скоропалительные выводы, лучше сначала крепко подумать и дать объекту раздражения время на разъяснения. Поступи отец Наташи разумно, то наверняка не случилось бы никаких неприятностей. Кстати, дружба Наташи и Кумушки до сих пор продолжается. Они по-прежнему вместе ходят в лес, много гуляют, разговаривают, делятся впечатлениями, а тот случай лишь ещё больше укрепил их веру в дружбу. И это замечательно, ведь когда доверяешь своему другу, как самому себе, тогда и в жизни будет больше радости и удач, чего собственно вам всем и желаю…
                Конец
Igorshipskih@mail.ru                Автор: Шиповских Игорь.