Совпадение...

Рач Сароян
Вспомнилась мне на днях одна смешная история.
Из школьной разудалой поры.
С радостью поделюсь  вами рассказом о ней.

Конец 70-х годов. То ли 1979, то ли 1980...
Короче, 10 класс.

Беспокоиться об оценках мне не приходилось: учился твердо хорошо и даже повыше.
Боязни перед тем, что меня могут внезапно вызвать отвечать урок или давно пройденный материал, не было вообще.
Я обычно отвечал сразу и без запинки, своими словами и распространённо.
Учителя знали об этой моей особенности и подловить на невнимательности уже и не пытались. Поэтому, пользуясь привилегированным местоположением (парта - Камчатка, последняя в крайнем ряду у окна), я со своим школьным другом Славиком спокойно играл в миниатюрные нарды, скрытый от глаз учителя физики Галины Артёмовны спинами впереди сидящих.

Учитель была увлечена опросом отстающих, которым надо было исправить четвертные оценки по предмету. Остальные ученицы и ученики  просто занимались своими делами, перешёптывались, пересмеивались, переговаривались вполголоса, отчего иногда получали звучное замечание. После такого класс замолкал на несколько секунд....И снова  включалась шифрованная тихая какофония, именуемая "белым шумом", фоном класса.

В один из моментов Галина Артёмовна заметила ещё одного моего приятеля - Альберта Манукяна, отсаженного от нас подальше и успевшего по неосторожности попасться ей на глаза, когда он совершал какую-то каверзу. Какую именно - история умалчивает ввиду амнезии. За давностью лет ей простительно.

Так вот...

Галина Артёмовна вызывает его к доске и начинает свои инквизиционные пытки вопросами, на которые Альберт в силу своего полного пофигизма к учёбе, не знает ответов. Галина Артёмовна давно объявила войну двоечникам, и они её проигрывали на всех фронтах. И вот такие внезапные вызовы к доске - это своеобразная эмоциональная контрибуция, которую она торжественно получала за огрехи недоучек в этой негласной войне.

Говоря по правде, те сами были виноваты: она всегда интересно преподавала физику и не давила никогда учеников. Не гнобила.

Вот и вышедший на экзекуцию Альберт понимал, что сейчас получит двойку и поплетётся на своё место. Но предварительно она над ним поизмывается со всей справедливой учительской строгостью. Что Галина Артёмовна и не преминула начать делать.

Альберт усмехался, краснел, бледнел, дерзил, шмыгал носом, тоскливо смотрел в окно, а вопросы, очередью влетавшие ему в уши, старались сломать самую крошечную косточку в человеческом организме - стремечко. Вернее, два: в правом и в левом ухе. Они такие малипусенькие: 4 мм и 2,5 мг.
Наш приятель поневоле морщился, но терпел.
Совпало так...
Класс жужжал и гудел больше обычного, заглушая перепалку. Это важно!

Не ответив ни на один вопрос, Альберт с вызовом посмотрел на педагога и предложил далее его не мучить, а просто поставить двойку. Сказал самоуверенно, без тени уважения к преподавателю.
На что Галина Артёмовна, хорошо знавшая его родителей, воздев руки к небесам, громко пристыдила его, сказав, что расскажет им о его поведении.
Тот, в ответ, уже не контролируя себя, что-то ляпнул невежливо. Галина Артёмовна, аппелируя к классу, невидящему и неслышащему, проговорила...
Сейчас напишу, что именно....
Важно, что пока она громко спрашивала, класс гудел ульем, а как только вопрос закончился, наступила гробовая тишина. Бывает так, знаете? Когда все говорящие и шепчущие вдруг замолкают одновременно. Совпадение такое, секундное.
Редко, но бывает же! Вот тут такой же случай произошёл...

Пока она его пытала, мы со Славиком сыграли партию, разложили шашки и стали играть "контровую".
Была ничья - 2:2. И кто выиграет эту партию, тот выигрывает турнир из 5 партий.
Я  удачно выбросил кости. В этот момент Галина Артёмовна, закончив упрёки, задаёт вопрос(класс ещё  гудит!):
"Ну и кто ты после этого?"
Славик видит, что мой удачный бросок выводит меня в лидеры, в сердцах мне бросает :"@удак!".
Но, как я и говорил, в этот момент класс молчал, как рыба, вмёрзшая в лёд. Это слово прозвучало чётко, ёмко, объёмно и серьёзно. Видите - сколько слов с "Ё"?
Альберт вытаращил глаза, я выронил кости, Славик ничего не заметил в азарте, класс дружно испуганно замолчал и единовременно повернул в нашу сторону головы.

Пауза...

Но Галина Артёмовна, покрасневшая от неожиданного стыда, быстро сориентировалась и нашлась:
"Вот именно так!! Да, именно так, Манукян! И, заметь: это сказала не я, а твой лучший друг - Слава! Садись, давай, бессовестный!"
Альберт, ничего не понимающий, показывая на ходу кулак Славке, шёл на своё место. Я сгибался от душившего меня смеха, а Славка не понял ровным счётом ничего: почему класс грохнул хохотом? Почему учитель назвала его имя, покраснела и смеётся с классом? Почему Альберт злобно смотрит на него и показывает украдкой кулак?
Конечно, потом всё объяснили и тому, и другому...
Я объяснил.
Долго объяснял.
Больше смеялся от такого совпадения.

Ну бывает же так!

А Галине Артёмовне - долгая память!
Добрейший человек и педагог прекрасный!