Давай поедем в город...

Виктор Маркович
Вчера поминали Машу, мою двоюродную сестру. Это стихотворение Давида Самойлова всегда всплывает в моей памяти, когда прощаешься с близкими людьми.
    А город ассоциируется с Алчевском (Ворошиловск, Коммунарск- в советские времена). Там прошло детство и молодость моих родителей. Жили семьи дядей Сени (Соломона) и Миши (Хаима), тети Цили. Мы с папой и мамой часто навещали их гостеприимные дома. Как правило, это выпадало на ноябрьские и новогодние праздники.
  Ночевали и проводили большую часть времени, обычно, у дяди Сени. Он был прекрасный слесарь и сварщик. Свой дом, построенный еще до революции, оборудовал водяным отоплением.
 Взрослые говорили на идиш. Мне, в отличие от нынешних времен, было всё понятно. Дети шумели, крутили модные пластинки на радиоле. Маша с Фирой хорошо пели. А когда собирались у дяди Миши, к ним присоединялась его дочь Женя, аккомпонируя на пианино.
Маша, Фира и Рома играли в шахматы. Мне с ними было тяжело тягаться. Предпочитал сражаться с дядей Сеней в шашки. Он всегда выигрывал. Если сильно отвлечётся, удавалось свести к ничьей. Иногда, партия начиналась моим выигрышем одной – двух шашек. Я радовался, объявлял всем о предстоящей победе. А дядя Сеня только хитро ухмылялся. Потом, непостижимым образом мои шашки оказывались запертыми в «сартиры». Ходить было некуда, оставалось сдаваться.
  Все давно разъехались.  Семьи Ромы, Фиры и Маши - в Израиль. Потом и наша семья к ним присоединилась. А недавно- Женя с сыном. Дети и внуки тёти Цили тоже здесь.
  Об Алчевске остались только тёплые, грустные воспоминания.