6 Игорь Тальков Творчество Поэзия Музыка Сцена

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава:    http://proza.ru/2023/12/22/195

        Фото из интернет. На первом фото в верхнем ряду коллектив группы «Спасательный круг».

        Писать стихи, как сам вспоминал Игорь, он начал где-то с 14 лет. Он сам считал их сырыми и непрофессиональными. Профессиональные стихи стали у него получаться лет с 18-19. Практически с самого начала своей творческой деятельности Игорь стремился совместить свои стихи с музыкой и музыкальным ритмом. На этом поприще ему было на кого ориентироваться и на кого равняться: Окуджава, Визбор, Галич, … Бесспорным кумиром Игоря Талькова на протяжении всей его жизни был Владимир Высоцкий.

        Первой композицией Игоря Талькова была песня на музыку Якова Дубровина «Мне немного жаль». Но  сам он считал собственным творческим дебютом балладу «Доля» о судьбе человека, живущего в таком непростом мире.

        Первоначально основными слушателями Игоря, как практически у всех творцов этого направления, были его друзья и знакомые. Весёлые молодёжные компании, дружеские застолья. Его песни в авторском исполнении им нравились. Быстро расширялся круг друзей и знакомых, появились и почитатели. Дружеские вечеринки иногда проходили в кафе,  или в ресторанах. Стали поступать предложения о гастролях в них для привлечения публики. Игорь эти предложения порой принимал.  Поначалу это был какой-никакой, а заработок. Ведь у Игоря к тому времени была уже семья, был ребёнок. На этих подмостках Игорь в основном исполнял свои песни. Появился круг почитателей, которые приходили в ресторан специально на его выступления. Но в 1982 году Игорь прекратил ресторанные концерты, так как считал, что это унизительно, хотя коммерчески и очень выгодно.

        Игорь стремился к работе в профессиональных коллективах. Первоначально он гастролировал с группой Людмилы Сенчиной и работал аранжировщиком на студии Стаса Намина. В тот период Игорь написал такие песни, как «Замкнутый круг», «Аэрофлот», «Час до рассвета», «Преданная подруга» и многие другие.

        В 1986 году Игорь Тальков в паре с Ириной Аллегровой стал вокалистом поп-рок-группы «Электроклуб», которую создал Давид Тухманов. Довольно быстро этот коллектив занял лидирующие позиции в советской эстрадной музыке. В 1987 году песня Давида Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова попала в очень популярную в то время передачу «Песня года», которую вела Ангелина Вовк. После исполнения этой песни Игорь превратился в достаточно известную личность. Стал узнаваем.

        До 1987 года Игорь не исполнял свои песни сколько-нибудь публично потому, что у него не было такой возможности. Его не выпускали на сцену худсоветы потому, что у него не было ни музыкального, ни литературного, ни театрального образования.  После исполнения песни «Чистые пруды», к которой Игорь сделал аранжировку, несколько изменил  мелодию, придумал аккордионный проигрыш, Тальков впервые стал известен широкой публике. А самое главное – он стал известен руководителям музыкальных каналов и программ.

       Таким образом, только с 1987 года Игорь Тальков получил возможность  работать в качестве автора и исполнителя. Он пробивался к большой сцене более 16-ти лет. После исполнения песни «Чистые пруды», которая стала шлягером, зелёная улица на сцену для Игоря была открыта. Теперь он мог бы жить уже безбедно, не имея каких-нибудь препятствий и препонов в своей деятельности. Мог иметь общение с власть и капиталоимущими людьми. Игорь со своим репертуаром стал колесить с концертами почти по всей стране. 

        В то же время, центральное телевидение очень осторожно относилось к его песням и их практически не показывали. Дело в том, что многие его произведения по музыкальному стилю и тексту отличались от произведений, исполнявшихся им ранее лирических песен  Например,  лирический шлягер «Спасательный круг» сильно отличался от тех хитов, которые Тальков обычно писал и хотел доносить до слушателей.

        Игоря сильно тянуло в социальную и гражданскую тематику. Поэтому музыкант ушел из «Электроклуба» и основал собственную группу «Спасательный круг». В 1989 году в телепередаче  Владимира Молчанова «До и после полуночи» впервые был показан видеоклип на песню «Россия». И Тальков из разряда известных, можно сказать,  исполнителей сразу превратился в легендарного автора, которого слушали десятки миллионов граждан. Только после Молчанова с песней «Россия» брешь была пробита и Игорю стало гораздо легче работать в концертах.

        В 1989 году Игорь Тальков написал песню «Россия», которая стала символом, знаменем его гражданского творчества. Слова и музыка песни принадлежат Талькову. «Россия» — произведение эстрады в жанре социальной рок-баллады. Песня создана за одну ночь.

        Сам Игорь Тальков в книге «Монолог» так описывает замысел написания песни «Россия»:

        «В песне «Россия» звучат такие строчки:

                Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,
                Я тщетно силился понять,
                Как ты смогла себя отдать
                На растерзание вандалам?!

                Из мрачной глубины веков
                Ты поднималась исполином,
                Твой Петербург мирил врагов
                Высокой доблестью полков
                В век золотой Екатерины.
                Россия...


        Я действительно тщетно силился понять в то время, когда писал «Россию», как такая могучая держава с высокими культурным и экономическим потенциалами, с образцовой армией, одной из лучших армий мира, во главе которой стояли настоящие офицеры, для которых понятия долга, чести и отечества были превыше всего, истинная русская интеллигенция, пронизанная глубокой духовной и врождённой культурой, как такая держава смогла себя отдать на растерзание вандалам.»

        Пик популярности Талькова-музыканта пришелся на 1990–1991 годы. Теперь для того, чтобы поделиться с аудиторией собственными песнями, Тальков со своей группой «Спасательный круг» ездил на гастроли с программой, состоявшей из двух частей. В первой части были песни гражданского содержания, а во второй - лирика. К 1989 году им было написано уже более двухсот песен. Творчество Талькова трудно отнести к какому-либо определённому музыкальному жанру - оно находится на стыке поп-музыки, рок-музыки и авторской песни.

        Корреспондент: «Ваши почитатели знают вас по песне «Чистые пруды». И вдруг такой поворот на политическую тематику. Что это было?»
        Тальков: «Поворота никакого не было. Просто мои политические песни были написаны задолго до исполнения «Чистых прудов». Тема Родины, России для меня всегда была больная тема. Она сверлила мысли на протяжении последних более 10-ти лет. На эту тему написано множество баллад, песен. Нигде не брали. Не брали даже в передачу «Взгляд», которая пропагандировала, вроде  бы, демократию. Помог мне Владимир Кириллович Молчанов. Он песню «Россия» показал в передаче «До и после полуночи». После этого меня стали приглашать на передачи и позволяли исполнять социальные песни.
        Зрителей, приходящих на мои концерты, удивляет сочетание несочетаемого в моем творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучат на фоне резких политических, кричащих композиций. Хочу объяснить - и те и другие песни суть компоненты моей души. Я не сочиняю специально, я пишу только тогда, когда меня что-то глубоко волнует.
        Я не считаю и не считал свои песенные тексты и песни высоким искусством, а себя не считаю «звездой». Я занимаюсь самовыражением, а насколько моё творчество соответствует вышеуказанным понятиям, судить людям.»

        Творчество Игоря Талькова можно назвать остросоциальным, как говорится – на злобу дня. Он одним из первых стал петь про перемены, поставившие на дыбы огромную страну. И простым людям очень нравилась его поэзия в музыкальном сопровождении.         Его песни «Господа демократы», «Глобус», «Бывший подъесаул» звучали в каждом подъезде. Позднее они вошли в трек-лист посмертного альбома певца. Во время августовского путча Игорь с группой «Спасательный круг» выступил на Дворцовой площади в Ленинграде. Практически сразу после этого выступления Игорь написал песню «Господин президент», в которой выразил разочарование политикой первого главы государства.

        На вопрос о том, кто является его зрителем, Игорь ответил, что он относится хорошо ко всем тем, кто имеет способность думать и чувствовать, у кого есть сердце и ум. «Я искренно верю, что это нужно  мне, и народу, который я люблю и искренно жалею».      

        Стиль Игоря Талькова в газетах окрестили «бард». Игорь подумал и согласился – бард пишет о том, что его волнует, что он видит, пишет музыку и сам поёт.

        В то время популярность Игоря Талькова была так велика, что ему предлагали выдвинуться депутатом по Московскому округу Ленинграда. Игорь отказался, так как считал, что каждый человек должен заниматься своим делом. «Я пишу песни, пишу стихи, пою – это моё призвание и я должен на своём участке фронта максимально бороться за то, чтобы мы все жили нормально.»

        Корреспондент: «Как ты считаешь, на своих концертах ты публику просвещаешь, или ты её к чему-нибудь толкаешь?».
        Тальков: «В первой части концерта я стараюсь её просвещать, а во второй части – развлекать.  Я стараюсь во второй части концерта снять ту нагрузку, которую зритель получил в первой её части. В первой части я стараюсь рассказать зрителям то, чего они не знают. Ведь то, что подаёт наша пресса – это полуправда о нашей общей трагедии. Думаю, что придёт то время, когда народ узнает не полуправду о всём происходившем в нашей стране, а полную правду. В своих концертах я стараюсь говорить полную правду. Она основана на тех реальных первоисточниках, к которым я имею доступ.  Объяснять что произошло, что происходит и что может произойти со страной и с нами, если мы будем относиться к тому, что происходит сегодня не так, как должны относиться. Концерт заканчивается очень празднично. Так как он и должен заканчиваться.»

        Корреспондент: «Как пишутся песни?»
        Тальков: «У меня сложилось такое мнение, что те поэты, композиторы, авторы, которым удаётся достучаться до сердца людей, являются  проводниками космоса, высшего космического разума. Поэтому одним удаётся, а другим не удаётся. Я не знаю как пишется. Например, песню «Россия» я вообще написал за два часа. Мгновенно, как будто моей рукой просто кто-то водил. Я не могу писать по заказу, потому что в этот момент закрыт клапан, соединяющий меня с космосом».

        В этот период выходит много дисков с песнями Игоря Талькова. Везде продавались магнитофонные кассеты с его записями. По телевидению нередко показывались клипы с Тальковым. Это было время его творческого успеха и востребованности.

        Талькову, да и всем нам повезло, что в нашей стране наступил период гласности и развитых технологий звуко и видеозаписи. Пластинки, кассеты с магнитными записями, CD-диски, клипы издавались в огромных количествах и были востребованы слушателями и зрителями. Ещё 10 лет назад при жизни Владимира Высоцкого с этим были большие сложности. Достаточно свободно стало и с концертной деятельностью. А ведь совсем ещё недавно немало хороших артистов и других одарённых людей «погорело» на том, что старались донести своё творчество до своих же почитателей. О том, хорош ли артист, фильм, картина, скульптура и много чего ещё могли решать только  специальные партийные работники. В девяностые годы  казалось, что эти времена ушли навсегда.

        В заключении этой главы хочу добавить, что большие деньги, которые «потекли» к Игорю, не слишком изменили привычки и образ его жизни. Он по-прежнему жил с мамой, женой и сыном в двухкомнатной малогабаритной квартирке с совмещённом ванной с туалетом пятиэтажной «хрущёвки» в подмосковном городе Щёлково.  "Творческим кабинетом» для него являлась туалетная комната с ванной и стульчаком. На нём Игорь устраивался вместе с гитарой, а на стиральной машине размещал
тетрадку с ручкой. Вся лестничная клетка, как правило, была забита поклонниками в основном женского пола. Так было вплоть до его ухода. Из этой квартиры Игоря проводили на место его вечного покоя.   

        Продолжение:  http://proza.ru/2024/02/23/162