Русские ЗавоеваниеСибири

Мара Северная
  (ст."Русский значит православный",или как патриарх Кирилл учит быть русским",
Трикстер,2023) "Патриарх Кирилл решил сыграть на национальных чувствах русских, воспользовавшись старым и опасным приемом- поставил под сомнение русскость у русских,которые не являются православными.Когда фигура столь высокого статуса определяет русских как этнорелигиозную идентичность,то возникает опасность внутри-национальных конфликтов.Поэтому выступление патриарха выглядит как минимум странным.Русские на протяжении многих веков действительно позициони-рова-лись как православный народ, но это происходило до момента возникновения идеи "нации" в период Нового времени, когда религия постепенно утрачивала значение в общественной жизни, а светские нормы становились преобладающими. С тех пор для нации или этноса стал необязателен религиозный компонент.Но патриарх закрывает глаза на правила и использует сомнительные приемы проповеди, лишь бы повысить приток людей в храмы:"Враг рода человеческого посмеялся над силой духа русского народа. Когда я говорю «русский», имею в виду и украинцев, и белорусов — тех самых русских, о которых «Повесть временных лет» говорит: «отсюда пошла есть Русская земля», подразумевая и Север, и Новгород, и Киев. Так вот, очень важно, мои дорогие, чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православ-ной верой. А те, кто говорит «мы русские», а в храм не ходит? Задайте себе вопрос: а вы наследники своих отцов, дедов, бабушек, прадедов и пращуров, которые с верой связывали свою жизнь? И если вы не являетесь их наследниками,то в каком смысле вы можете говорить о себе как о русских людях?"С такими словами 6 ноября выступил патриарх Кирилл на проповеди после литургии в Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.Что сказано в "Повести временных лет"?Аргументируя свою позицию, патриарх сослался на "Повесть временных лет" (ПВЛ) - религиозно-исторический труд летописца Нестора. Но если бы патриарх был последователен в своей аргументации, он бы обратил внимание, что в ПВЛ русские начинаются не с Крещения Руси, а за пару веков до массовой христианизации русских. Более того, Нестор говорит о народе русь, который к славянам не имеет никакого отношения, но относится к скандинавам:Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Русь как славянский народ также относится к потомству библейского Иафета:
В Иафетовой же части сидят русские (в оригинале "русь"), чудь и всякие народы: меря,мурома,весь,мордва,заволочская чудь,пермь,печера,ямь,угра,литва, зимигола, корсь,летгола,ливы.Следовательно, в ПВЛ представлены западная "русь" (северо-западная Европа) и восточная "русь" (земли восточных славян). Поэтому считается, что Нестор под "русью" имеет в виду скандинавов, которые завладели славянскими землями и распространили власть над восточными славянами и финно-угорскими народами.Нестор называет Олега русским князем, а Олег в свою очередь был либо славянским, либо скандинавским язычником. Но никак не христианином. Более того, именно при Олеге произошло объединение "севера" и "юга" - Новгорода и Киева - двух славянских центров.В те времена византийское христианство не сильно волно-вало восточных русов.Поэтому,когда патриарх Кирилл взывает к некой "православ-ной" русскости с апелляцией к ПВЛ,то ему нужно вспомнить,что русичи изначально были язычниками,и долгое время оставались таковыми даже после начала христиани-зации и строительства храмов по всей русской земле.ПВЛ работает против мифа "русский значит православный". Этот миф также поддерживается идеей, что как таковые русские стали возможны только в конце 14 века при Дмитрии Донском, который победил в Куликовской битве. В той битве "воссоединились" все русичи и народ стал единым под православными стягами. Так гласит легенда. Следовательно, русские - это православные, а значит до этого никаких русских не было, что абсурд.Почему патриарх Кирилл выступил с такими словами?Почти 10 лет назад на Всемирном русском народном соборе,который возглавляют патриарх Кирилл,православ-ный миллиардер Константин Малофеев (глава "Царьграда ТВ") и православный идеолог Александр Щипков,приняли документ с провокационным названием "Декларация русской идентичности".Название само по себе сомнительно,потому что есть в нем что-то ультранационалистическое,будто теперь некая группа будет определять,кто является русским,а кто не является.Озвученная ныне мысль патриарха о православности как критерии русскости, соответствует данной "Декларации":В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты.С одной стороны авторы декларации понимают, что в 20 веке многие русские стали атеистами и это не помешало им быть русскими.Но тут же заявляют,что этот факт ничего не значит,и вообще- без православия русские перестанут быть русскими."Декларация" с первой до последней буквы - типичный образец религиозно-политической пропаганды. Именно этим занимается патриарх Кирилл,когда говорит о "правильных критериях русскос-ти".
  (ст."Чем глаголица отличалась от кирллицы и что такое буквица",История Тут,
2024) "Считается,что на Руси до IX века не было письменности.Исторические собы-тия и догадки о жизни на Руси до этого времени основаны на устных преданиях, археологических находках и на изучении языков народов,живших на территории Рос-сии и соседних стран.Однако существовали различные системы символов и знаков, которые использовались для обозначения определенных понятий и передачи информа-ции. Например, руны использовались для записи текстов на финно-угорских языках, которые были распространены на территории Руси до прихода славян. Кроме того, на Руси до прихода христианства использовались различные знаки и символы, связанные с языческими верованиями и ритуалами.Таким образом, можно сказать, что до IX века на Руси не было развитой письменности в современном понимании этого слова. Первые системы письменности появились на Руси в IX веке благодаря миссии святых братьев Кирилла и Мефодия, которые создали глаголицу и кириллицу для записи славянских языков.Какая письменность была на Руси до кириллицы?До появления кириллицы на Руси в 9 веке, восточные славяне использовали графические системы письма,такие как древнерусская руническая и глаголическая письменности.
1. Предположительно существовала древнерусская руническая письменность, которая была основана на руническом алфавите и использовалась с VIII по XI век.2. Глаг-олическая письменность была создана святыми братьями Кириллом и Мефодием в IX веке и использовалась для написания славянских языков,включая древнерусский.
3. Однако, глаголица была заменена кириллицей, которая стала более распрост-раненной и удобной для написания славянских языков.Когда были созданы древняя русская буквица, глаголица и кириллица.Древняя русская буквица, глаголица и кириллица – все они относятся к древнерусской письменности, которая возникла на Руси в IX веке.Исторический факт: по заданию императора Византии Михаила III два брата – Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) – в 863 году разработали новую азбуку для перевода на славянский язык христианских религиоз-ных текстов и таким образом упорядочили письменность для старославянского языка. Так была создана глаголица для записи славянских языков.Позже,но тоже в IX веке, на основе глаголицы была создана кириллица,адаптированная к записи церковносла-вянского языка,используемого в православной церкви.Есть предположение,что кирил-лица была разработана Климентом Охридским,учеником Константина(Кирилла)Филосо-фа. В житии св.Климента Охридского прямо говорится,что славянская письменность была составлена им уже после создания глаголицы болгарскими миссионерами Кирил-лом и Мефодием.Кириллица – это алфавит, который используется для написания некоторых языков, включая русский,белорусский,украинский,сербский,болгарский, македонский и другие. Он состоит из 33 букв, включая 10 гласных и 23 согласных знака. Кириллица стала основным алфавитом для письменности на славянских языках, и используется до сих пор.Каким алфавитом пользовался великий князь киевский Владимир Святославич.Владимир Святославич,князь киевский и новгородский,извес-тен тем,что он принял христианство в 988 году и ввел кириллическое письмо на территории Киевской Руси.Но до этого момента он,вероятно,пользовался древнерус-ской письменностью,основанной на греческом алфавите,называемой глаголица.Глаго-лица была распространена на территории Киевской Руси в IX-X веках и использова-лась для написания церковнославянского языка,который был официальным языком цер-кви на территории Руси до введения кириллического алфавита.Как сказано выше,гла-голица была создана святыми братьями Кириллом и Мефодием,которые были приглашены для создания письменности по просьбе великоморавского князя Ростислава и указа-нию византийского императора Михаила III(840–867 гг.).Таким образом,можно пред-положить,что Владимир Святославич,как и другие князья того времени,пользовался глаголической письменностью до того момента,как кириллическое письмо стало широ-ко использоваться на территории Киевской Руси.Чем глаголица отличается от кирил-лицы.Глаголица и кириллица – это две разные письменности, которые использовались для написания славянских языков, включая русский язык. Они отличаются друг от друга следующими основными признаками:происхождение: глаголица была создана святыми братьями Кириллом и Мефодием в IX веке, когда они работали в Великой Моравии для создания письменности для славянской миссии,в то время как кириллица была разработана византийскими монахами Константином-Кириллом и его учеником Климентом Охридским в середине IX века для использования на территории Визан-тийской империи;алфавит: глаголица имеет более архаичный алфавит,который состоит из 41-45 знаков(в зависимости от варианта),в то время как кириллица имеет 33 знака.Буквы глаголицы похожи на руны и напоминают несколько знаков греческого алфавита,а кириллические буквы основаны на греческом алфавите,но имеют свои осо-бенности и дополнительные знаки;использование: глаголица использовалась на территории Киевской Руси и других славянских стран в IX-XI веках, в то время как кириллица стала доминирующей письменностью на территории Руси и других славян-ских стран в XII веке и используется до сих пор.В целом, можно сказать,что гла-голица и кириллица имеют некоторые сходства,но также имеют много различий в алф-авите и использовании.Какие страны использовали глаголицу.Глаголица– это славян-ская письменность, которая была создана святыми братьями Кириллом и Мефодием в IX веке для использования в их миссионерской работе среди славянских народов. Глаголица использовалась для написания текстов на славянских языках, таких как церковнославянский, древнеболгарский и старославянский.В период с IX по XI века глаголица использовалась в различных славянских странах,включая Болгарию,Сербию , Черногорию, Хорватию, Чехию, Польшу и Словакию. Она также использовалась на территории Киевской Руси и других восточнославянских земель.Однако в конце XI века глаголица была постепенно заменена кириллицей, которая стала доминирующей письменностью на территории Руси и других славянских стран к XII веку.Сегодня глаголица используется в качестве символа национальной и культурной идентичнос-ти,например,в хорватской геральдике и на флаге Черногории.Что такое древняя русская буквицаДревняя русская буквица– это одна из разновидностей древнерусской письменности, которая также использовалась на Руси. Эта письменность называется также старо орфографической,поскольку отличается от современной орфографии рус-ского языка.Древняя русская буквица– это старинный русский алфавит,который испо-льзовался в древности для письменного изложения текстов на русском языке.Он имел ряд отличий от современного русского алфавита и включал в себя некоторые буквы, которых в современном алфавите уже нет,а также имел различные формы некоторых букв.Древняя русская буквица претерпела несколько изменений и эволюций на протя-жении веков.Она основывалась на греческом алфавите и кириллическом письме,прин-есенном в Русь святыми Кириллом и Мефодием.В разные периоды и в различных регио-нах Древнерусского государства использовались различные варианты буквицы.Древняя русская буквица состоит из 43 знаков,которые представляют собой сочетания глас-ных и согласных звуков.Некоторые знаки напоминают буквы греческого алфавита,пос-кольку в древности греческая культура оказывала значительное влияние на Русь. Также существовали варианты древней русской буквицы,которые содержали до 54 зна-ков.Древняя русская буквица использовалась для написания текстов на старосла-вянском языке,церковнославянском языке,а также на диалектах восточных славян.Од-нако позже древняя русская буквица была постепенно заменена новой письменностью, т.е.,кириллицей,которая стала доминирующей на Руси и других славянских землях.
Современный русский алфавит появился позже,в процессе реформ и стандартизации языка.Сейчас древняя русская буквица используется исключительно в исторических контекстах и для воссоздания древних текстов.Таким образом, исследование письменности на Руси в IX- X вв. позволяет сделать несколько важных выводов о развитии письменности и культуры в этот период истории.1. Кириллическое письмо и христианизация.Кириллическое письмо, созданное святыми Кириллом и Мефодием, привнесло важный элемент культурной трансформации Руси. Это стало средством передачи христианской веры и создания письменности для записи древнерусского языка.2. Письменность в религиозных текстах.В раннем использовании письма на Руси основное внимание уделялось созданию и копированию религиозных текстов, что способствовало распространению христианства и развитию культуры.3. Связь с более широким культурным контекстом.В X веке Русь стала частью византийской культурной сферы через принятие христианства от Византии и использование кириллического алфавита.Это событие оказало сильное влияние на развитие письменности и культуры в стране.4.Формирование культурных традиций.Письменность стала ключевым инстру-ментом формирования и сохранения культурных традиций на Руси.Религиозные тексты, летописи и литературные произведения играли важную роль в передаче знаний и цен-ностей от поколения к поколению.5.Этап становления национальной идентичности.В X веке письменность играла важную роль в формировании русской национальной иденти-чности,помогая сохранить и передать язык и культурные особенности в условиях христианизации и влияния соседних культур.Итак,письменность на Руси в IX- X вв. имела глубокие корни в религиозных и культурных аспектах,служа ключевым элемен-том развития и формирования русской культуры и идентичности.Искренняя благодар-ность за ваш интерес и внимание к статье. Спасибо за подписку, лайк и репост. Надеюсь на вашу поддержку.А если у вас появилось желание материально поддержать мой канал, то нажмите вот сюда. Этот вдохновляющий стимул весьма поспособствует развитию творческого потенциала автора."
  (ст."Разгадка древнего конфликта: почему титаны вызвали гнев богов",История Тут,2023) "Когда-то давно миром правили титаны– могущественные существа,дети земли и неба,Геи и Урана.Они были великими господами мира на протяжении долгого времени.Но ничто не бывает вечным! И господству титанов пришел конец: Кронос, младший из титанов,свалил своего отца Урана с престола,обезоружил его и бросил в бездну Тартара.Уран же из мрачного Тартара проклял титанов, и их сила стала угасать.Но все равно Кронос стал самым могучим из них: он был хозяином и власт-елином Времени.Кронос был самым сильным и жестоким из титанов: никто не мог устоять перед ним, и никому не удавалось ему воспротивиться. Он взял в жены свою сестру Рею, богиню земли и плодовитости, и породил новых богов.Однако Кронос не питал к ним нежности и даже испытывал к своим детям ненависть, потому что ему было известно пророчество, которое гласило, что один из его сыновей поступит с ним также, как он сам однажды поступил со своим отцом Ураном: свергнет его с трона и лишит его власти.И Кронос расправлялся со своими детьми сурово: он немедленно поглощал новорожденных детей, лишая их возможности вырасти и стать могущественными.Но мать, Рея, любила и горевала о них,и отказывалась примириться с трагической судьбой своих пришедших на этот свет деток. Однажды ей удалось спрятать одного из них – самого младшенького, последнего рожденного, которого она назвала Зевсом. Она укрыла его на острове Крите, а Кроносу дала вместо сына камень,обернутый в пеленки.Кронос не разглядел подмены и поглотил этот увесистый булыжник.А Зевс тем временем рос на Крите среди нимф,которые любили и заботились об этом малыше.А молоко ему давала коза Амалфея.Прошло время,и Зевс стал взрос-лым.Тогда он отправился на Олимп,туда,где обитали титаны.Здесь Зевса радостно встретила его мать Рея,рассказавшая ему всю правду о его происхождении и предна-чертанной судьбе.Юный Зевс решил высвободить своих братьев и сестер,поглощенных Кроносом,и занять его трон.И для реализации задуманного он сочинил хитроумный план-ловушку.Зевсу удалось подменить напиток Кроноса отваром из растения омфакос . Это было чудесное снадобье, которое вызывало рвоту. Ничего неподозревающий Кронос выпил тот волшебный отвар, что заставило его извергнуть все,что он ранее проглотил.Так Зевс освободил своих братьев: Посейдона,Аида,Геру,Деметру иГестию. Боги не могли простить Кроносу, повелителю Времени, свои обиды и горькую судьбу, на которую он обрек их, новорожденных детишек. Вот поэтому боги объединились под началом Зевса против своего отца а заодно и против всех титанов,и начали битву с ними за власть над миром..Вот так разгорелась Титаномахия – очень длительная и беспощадная война между титанами и богами.Это была жестокая борьба-битва,протя-нувшаяся на десять лет.С небес раздавались громовые удары и сверкали разящие молнии Зевса,земля дрожала под мощным шагом титанов,а море вздымалось от волн Посейдона.Боги получили поддержку от своих друзей-союзников: циклопов– гигантов с одним глазом,которые были кузнецами и ковали молнии для Зевса; гекатонхейров– страшных чудовищ с ста руками,швырявших горы на титанов; а также к богам примк-нул Прометей,который сам был титаном.И боги победили титанов! И это была блистательная победа! Зевс заключил Кроноса и побежденных титанов в Тартар — бездну под землей, где им предстояло терпеть вечные страдания. И только немногие титаны смогли избежать этой несчастливой участи:Прометей, который стал покровит-елем и защитником всего рода людского;Атлант – его осудили, но простили, однако повелели нести на своих плечах небесный свод;Япет и его сыновья Менетий, Эпиме-тей и Атлас;Океан и его супруга Тефия;Гиперион и его супруга Феба;Койос и его супруга Фебе; Криос и его супруга Еврибия;богиня памяти Мнемозина;богиня право-судия Фемис, которая стала второй супругой Зевса;богиня порядка Темис;и, конечно же, мать богов Рея.Эпоха титанов завершилась, уступая место эпохе богов. Зевс взошел на вершину вселенского престола, разделив власть над миром со своими братьями: Посейдон завладел морем, Аиду достался подземный мир. Себе же Зевс оставил весь космос и земной мир, населенный людьми.Эти главные боги не обошли вниманием своих сестер: Гестию стали чтить как богиню домашнего очага; Деметру как богиню земледелия и плодородия; Геру как богиню брака и материнства, а кроме того она стала супругой Зевса. Победители заняли Олимп, ту самую высокую гору Греции, где раньше обитали титаны. Оттуда боги наблюдали за течением жизни среди людей.Однако Кронос не был полностью побежден. Его дух продолжал жить в камне, который он проглотил вместо Зевса. Этот камень назывался Омфалос – символ центра Земли.Его поставили в Дельфах и решили,что теперь именно здесь будет расположен центр Земли.Хотелось бы отметить, что в живых и невредимых остался еще один сын Кроноса, который был рожден нимфой Филирой – Хирон, кентавр с торсом человека и лошадиными ногами.Про эту очень необычно-пикантную историю можно прочесть здесь:
Хирон прославился как мудрый и добрый учитель многих героев древнегреческой миф-ологии: Ахилла,Геракла,Ясона,Асклепия и других.Изначально он обладал бессмерти-ем, но отрекся от него, когда был нечаянно ранен отравленной стрелой, выпущенной Гераклом. Его увековечили на небесах в виде созвездия Кентавра или Стрельца.Так завершилась эпоха титанов,и наступила эпоха олимпийских богов.Но время неумолимо течет,всё меняется.Может быть,однажды придет новый герой,который свергнет Зевса с трона,и тогда начнется новый цикл мифологических событий."

  ""В славянском слове отец заключено древнейшее значение– источник существова-ния. Корень от– у слова от-ец – исконно тот же, что и в нашем русском предлоге от, который употребляется с родительным падежом. То есть отец – это тот, от кого ты происходишь,отец– это твой источник.Когда жена рожает от мужа,он становится от-цом. Так отец в истоках русского языка именуется источником нашей жизни.И еще одно слово обозначает отца в русском языке– батя.Оно восходит к индоевропейскому pater. Английское father и немецкое fater имеют те же истоки. Корень этого слова сохраняет исконное индоевропейское значение– «защитник».Батя в русском представ-лении, как и в представлении других языков, – это защитник рода и семьи, тот, кто бережет и ограждает от беды, о чем и предупреждают русские поговорки всякого зарвавшегося сына: «Не лезь поперед батьки в пекло».Подвергаться риску и опас-ности– привилегия и обязанность отца – защитника семьи. ...Два смысла, связанные с именем отца в русском языке,– источник нашей жизни и наш защитник,– ускользают ныне из сознания русских людей.Не всякий помнит и пятую заповедь Закона Божия: «Чти отца и матерь свою, да благо ти будет,да долголетен будеши на земли». Запо-ведь постановляет, в чем залог нашего благосостояния на земле и залог долголетия нашего рода,то есть детей и внуков.По сути же,почитание отца-матери как заповедь и как архетип мышления являются основой идеологии национализма.Национализм– это любовь к своей нации, единственная идеология, позволяющая народу выстоять в кошмаре глобализации. Любовь к отцу, а у отца – любовь к своему отцу– нашему деду, а у деда – почитание своего отца – нашего прадеда… Почитание старших в семье преобразуется у нас в почитание дедов и прадедов в роде,а любовь и уважение к своему роду выливаются в любовь к родному народу.Законы наследствен-ности, прописанные в архетипах русского мышления так же, как и пятая заповедь, видят долголетие рода в сохранении доброго духа, передающегося от отца к детям, в преемственности добра и зла в роду: «Каков батюшка,таковы и детки»,«У доброго батьки добры и дитятки», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Сын в отца, отец в пса,а оба в бешеную собаку».Каждый из нас,слыша эти слова от родителей,взросл-еет в убеждении, что будущее нашей семьи и нашего рода, судьба и счастье наших детей – в наших руках. И не надо изучать биологические законы наследственности, штудировать генетику, чтобы понимать, откуда у наших детей изъяны и пороки – от нас самих.У русских сегодня еще довольно крепко укоренена любовь к матери, сыно-вей-дочерей, бросивших или презирающих мать,очень немного.Но при этом в России властвует полное пренебре-жение к отцам. Отчего это?От вас – отцы! Посмотрите на себя, во что вы превратились! Вы ли источник жизни для своих детей? Вы ли защита и оберег для своих семей? Нет. Повальное пьянство, от которого, согласно докладу ООН,к 2025 г.в России вымрет 11 миллионов человек.Отсутствие воли и ответствен-ности за Родину и детей.А сколько брошенных детей,сколько детей-бродяг, беспри-зор-ников Это яблоки от каких яблонь? Вина отцов, отдавших в России власть чужеземцам и иноверцам, всегда расплатой падает на головы их детей. И в наших детях – трусливых, безвольных, не желающих думать и учиться, сквернословящих, наркоманящих, пьющих, – мы должны узнавать себя. Только пороки и грехи детей удесятеряются,потому что уже не сдерживаются усилиями родителей.Народ, утрат-ивший отеческую любовь,нация,в которой нет почитания отцов,обречены на вымира-ние, точно так же, как и семья, в которой отец – не защитник,а сын не чтит отца, уже не семья и не род.Этот архетип мышления надо очищать от мути в глубинах своей души." Т.Миронова "Броня генетической памяти"(История в историях,2024)

  (ст."Завоевание Сибири: как сложилась судьба детей хана Кучума",Лукинский, История,2024) "февраль 1599 года. Колокольный звон в Москве слышался повсюду. Он катился по улицам, заглядывал в окна изб и теремов, поднимал в небо сердитых, сонных птиц. В трезвоне слышался мерный гул тяжелых благовестников Кремля, рокот теноров Коломенского и веселые переливы малых зазвонных Новодевичьего монастыря.
Все людишки высыпали на улицы, последний раз такое было 46 лет назад, когда пала Казань.И в центре всеобщего ликования ждал на Красной площади царь Борис Году-нов,все это затеявший.Торжественный конвой вёз к нему семью хана Кучума.Это зна-меновало собой покорение Сибири Россией.И последний осколок Золотой Орды,где правили потомки Чингисхана,исчез.Борису Годунову как никогда нужен этот триумф. Год назад он стал царем,не являясь наследником царского рода.Последний Рюрико-вич,сын Ивана Грозного Фёдор,скончался,маленький Дмитрий погиб.Советник Годунов захватил власть и венчался на царство.Но будучи из костромских бояр,ведущих нач-ало от татарского мурзы,Годунов не мог равняться князьям Шуйским,Рюриковичам от нижегородских князей,его смертельным врагом.Всего лишь год царства, а успехов у Годунова нет. Но борьба с Шуйскими, с их союзниками Романовыми и усиливающаяся болезнь царя,уже ослабили трон дома Годуновых.И в условиях начинающейся Русской Смуты,Борис пытается поддержать свою власть,превратив завоевание Сибири в свой великий успех.Полгода назад на реке Оби под будущим Новосибирском остатки дома Шейбани были разгромлены русскими.Орда хана Кучума погибла или казнена,выжившие члены ханского рода отправлены в Москву.Сам Кучум погиб через несколько месяцев в Ногайской степи.Брошенный всеми,старый,слепой,забытый.Но история его семьи не закончилась. Царственных особ закончившейся истории Золотой Орды везли в Москву, чтобы подчеркнуть эру наступившего будущего, будущего России. Колокола и народ встречали сибирский кортеж на улицах. Кремлевская конница в 60 детей боярских, в собольих шубах, с пищалями в руках, по два всадника в ряду, ехала по бокам. Для наследников престола Сибири,6-ти уцелевших в битве сыновей Кучума,изготовили 6 богато украшенных резных саней.Ехали сыновья по - одному, только младший сын Молла которому 4 годика,был в санях с матерью.12 карет,специально изготовленных в Немецкой слободе, везли жен и дочерей хана Кучума. Триумфальный кортеж ехал по Москве медленно, чтобы москвичи могли насладиться великой победой над татарами, мучавших Русь и сжегших Москву.Кортеж проехал и по Посольской улице,мимо Литов-ского, Англицкого и прочих дворов, чтобы послы Запада и Востока убедились, что Сибирь покорилась Руси и отныне ее землица. Вся процедура встречи подчеркивала единение татар с русскими, милость России и прощение.Царь Годунов пожаловал царевичам Асманаку,Шаиму и Бипатше богатые шубы,меховые шапки,кафтаны,сафьяновые сапоги.Салтаным,жене Кучума— шубу из куницы покрытую серебром,сапфирами,изумру-дами.Царице Сюйдим,второй жене,- соболью шубу,покрытую золотом,с серебряными пуговицами.Остальным тоже были богатые подарки, царский двор взял семью Кучума на содержание. Так чингизиды и остатки дома Шейбани, внука Чингисхана, стали служить России. Кто-то принял православие, кто-то остался в мусульманской вере. Сыновья и внуки стали именоваться царевичами Сибирскими, пока Петр I не повелел перевести их в князья.Не покорился России сын Али, он объявил себя новым ханом Сибирского юрта. В битвах с русскими он потерял всех сыновей и после пленения в 1607 году доживал век в Ярославле.Вместе с другим сыном Кучума Алтынаем,он отка-зался от милости русского царя и всех привелегий.Не покорилась России любимая жена Кучума,царица Сузге.После гибели ее семьи и исчезновения мужа,она вернулась в родовой городок Сузге-Тура и отбивалась от штурма русских 3 недели.По предло-жению казаков она разрешила своим воинам сдаться и осталась в крепости одна,про-вожая всех в воротах.Казаки нашли царицу сидящей у дерева,покончившая с собой Сузге сжимала кинжал и смотрела на реку Иртыш.Арлсан,внук Кучума во время Русс-кой Смуты бил польские банды под Ярославлем и Вологдой,вместе с князем Пожарским освобождал Москву.Арслан покрыл себя славой и первый царь Романов отдал ему трон вассального Касимовского ханства, вся история которого будет связана с наследни-ками Кучума до упразднения в 1760 г.Так переплелась история потомков хана Сибири Кучума с историей России. 150 лет дети, внуки и правнуки Кучума верно служили московским царям. Россия татарам стала новой родиной, они защищали ее неистово, и во время Русской Смуты не переметнулись к врагу.Через 150 лет потерялся след сибирских чингизидов. Но до самой революции в Касимове, теперь маленьком, провинциальном городке, виднелась осевшая в землю могильная плита дочери Кучума, прекрасной Молдир. И еще читались выбитые мусульманской вязью слова:"Сказал Господь преславный и всевышний: каждому народу предопределен свой срок. Когда же придет срок им, то они не будут в состоянии ни отложить его ни на один час, ни заставить его прийти ранее. Жизнь человеческая скоропреходяща; употребляй ее на дела угодные богу. В 1651 году, дочь великого хана Кучум-хана Молдир-ханым, при жизни своей..."
  (ст."Как Русь стала «Русью»",Цитадель адеквата,2024) "Есть мнение,что автоэт-ноним не образуется от экзоэтнонима.Это мнение было высказано в статье о проис-хождении названия Русь.И вызвало много вопросов.Собственно,даже преобладали не вопросы,а демонстрация примеров обратного.Так что, тему следует рассмотреть ещё раз. «Автоэтноним» – это самоназвание народа. «Экзоэтноним», соответственно, то как тот же народ называют другие. Экзоэтнонимов может быть много и с самоназванием они не совпадают так часто, что даже как правило. Взять тех же немцев, который «немцы» для нас, «алеманны» для французов, но для себя – «дойчи». Или финны, которые себя называют «суоми», шведов «рустцами», а нас так что и не выговорить. Мораль данных примеров в том, что происхождение названия народа никогда – нет пути – не может происходит из другого языка прямо. О том как нас именуют, скажем, китайцы, около 100% русских просто не информированы. Даже сейчас. В прошлом, речи о превращении экзоэтнонима в самоназвание не могло быть, поскольку такого слова, как «экзоэтноним» никто не знал. То же и всех остальных иностранных слов касалось в полной мере.Из слова иностранного языка самоназвание народа могло образоваться только одним (одним) путём. Который, на самом деле, является типовым механизмом образования самоназваний. Этноним может быть образован от топонима. Человеку вполне естественно называть себя по стране, в которой он живёт.Топоним же, обозначающий страну, может, в свою очередь, быть образован как от названия населяющего её народа (данный случай не интересен), так и от названия народа, населявшего её в прошлом. Пример: болгары поселившиеся на территории исторической Македонии со временем тоже стали называть себя «македонцами».Примерами также могут служить названия штатов США часто образова-нные от индейских топонимов или названий племён.Вполне естественно,что пересе-ленцы во многих случаях начинают называть страну так, как её называли местные, пока их не перестреляли. Ну… придумать своё название не так-то легко, поскольку в этом случае надо как-то информировать о нём остальных и уговорить им пользова-ть ся. Прежнее,оставшееся от коренного населения название,уже и так всем,кто это население зачищал,известно из материалов допроса пленных.Как выше отмечалось, топоним может происходит от этнонима– самоназвания другого народа.Так появилась славянская Болгария,государство на территории которой было создано тюркским пле-менем болгар,романская Франция– от завоевавшего галло-римлян германского племени франков.Англия,кстати.Разве что,там англы были германцами,как и(скорее,случай-ное совпадение) современное население страны.Так появилось название Русь и рус-ские.Автоэтноним от топонима,– названия страны.Топоним же от той «руси»,которая сама себя так называла и создала первое государство,подчинив восточнославянские племенные союзы."
  (ст."О происхождении Рюрика и Руси: Руслаген",Цитадель адеквата,2023)
"Есть мнение,что слово «Русь» происходит от финского «руотси»– «гребцы» и,одно-временно,«шведы».Это– классическое мнение,в настоящий момент господствующее в науке и представляющееся наиболее обоснованным.В том числе и с позиций лингвис-тики.Около тысячи лет назад слово «руотси» славяне произнесли бы именно как «русь».Да и в прочих отношениях это очень хорошее мнение,– вызывающее ненависть большой силы.Особенно если дополнить его последними результатами раскопок в ДНК Рюриковичей.Согласно оным,если взять тех Рюриковичей,которые друг другу хотьнем-ного родственники,то общий их предок происходил в наибольшей вероятностью,всё-таки,не из Финляндии,а из центральной Швеции.Из местности под названием Руслаген (пишется,как Roslagen).Она всегда там была,– так называется побережье страны к северу Стокгольма,плюс,берега озера Меларен.Любопытно же в данной истории то, что данный факт,видимо,не имеет прямого отношения к делу.Во всяком случае не считается историками многозначительным.Это в любительской лингвистике и вальтер-нативной истории словам содержащим слоги «РУС»,«РОС,«РУГ,даже просто «РА» прида-ётся огромное значение.Для людей же разумных шотландское графство Росс с Россией никак не связано.Оно же шотландское, а не китайское.Шотландцы же,пусть и карта-во,но выговаривают звук «р».Звуки «о» и «с»– тоже.Следовательно,имели полное право назвать своё графство так,как назвали.Аналогичным образом,пока принято считать,что Руслаген и Русь– не более чем совпадение.Видимо,не совсем случайное. Однако,одно из слов прямо не происходило от другого.Собственно же, Руслаген, Рослаг, а ещё до этого Росланд – «страна гребцов», и происходит это слово от прагерманского корня «r;;». Означать слово с таким корнем могло гребца, поход или команду корабля.Причём,в финский язык «руотси» попало именно из древнегер-манского. И казалось бы, какие ещё могут оставаться вопросы?Вопросы, тем не менее,остаются.Причём,как правильные,так и неправильные.К последним относится риторический вопрос,почему,если «русь» это шведы,ни один источник не упоминает о шведском племени с таким названием.Потому что «русь»– на языке свеев не племя и тем более не самоназвание,а всё что угодно другое: «ро»– весло,«руси»– отряд, «рос»– поход,«росер»– гребец.Прекрасным образом что угодно из этого переходит в топоним Руслаген и в этноним «руотси» Однако,для шведов это экзоэтноним.Сами себя они так называть не могли,– нет прецедента,когда экзоэтноним становился бы автоэтнонимом– самоназванием некого народа…Теоретически,какие-то оппозиционно настроенные средневековые шведы,не желающие идентифицировать себя как «свеи» или «готы»(тогда был выбор),могли бы представляться «людьми из Земли Гребцов».Но тогда у них получилось бы «рослагман», – что в «русь» не трансформируется от слова «никак».О чём речь? О том,что в научной лингвистике,– вообще,в реальном мире,– названия появляются разумными и предсказуемыми путями.Допустим,сущест-вует некая группа лиц,именующая себя «русью».Она создаёт государство,предсказу-емо называя его своим «Русским».Соответственно,жители страны с высокой вероятн-остью никакого отношения к «руси» не имеющие,тоже начинают называть себя «русс-кими».Так появились,в принципе,едва ли не все названия народов Европы.В «Повести Временных Лет» «русь»,– что традиционно вызывает большую ненависть,– упоминается как этноним,причём в ряду прочих германо-скандинавских народов.Это исключает происхождение «руси» от точно попадающего по звучанию и смыслу слова «отряд»… Логично,казалось бы,что Рюрик пришёл не один,а с отрядом– «руси» по-шведски… Нет.Совершенно не логично, учитывая использование слова в источниках.Из ПВЛ же следует, что слово действительно являлось самоназванием группы,– но скорее, во времена Нестора уже сословной, а не этнической. И хотя преемственность между r;; и «русь» очевидна, разумного пути между германским и славянским корнями нет. Только через финский язык.Следовательно,ильменские словене призвали на княжение предводителя людей,именовавших себя «гребцами»,почему-то,по-фински.А так могло быть лишь в случае,если на финском языке говорила сама «русь»."

  (ст."Почему человек от общего предка с обезьяной– не происходил!",Есть мнение, 2023) "Среди разнообразия комментариев встречаются и комментарии опасные.Ибо провоцирующие рефлекторные фейспалмы высокой– угрожающей целостности лица– силы. Самой на мой взгляд раздражающей репликой является то и дело появляющеесязамеча-ние:«человек произошёл не от обезьяны,а от общего предка с обезьяной».My eyes! В такой форме утверждение ложно. Если написать «человек произошёл от общего предка с современными человекообразными обезьянами»,будет правильно.С просто абстрак-тной– без уточнений– обезьяной человек не мог иметь «общего предка».Поскольку является обезьяной– приматом– сам.Но даже добавления двух слов не делает утверж-дение осмысленным.Потому что,человек произошёл именно от обезьяны.Эта обезьяна называлась австралопитеком и других эволюционных потомков,кроме человека,не име-ет.То есть,последняя в цепочке предков человека обезьяна не является общим пред-ком для человека и ещё кого-то.И да.Хотя человек произошёл от обезьяны австрало-питека,у него был общий предок с шимпанзе.Раньше.До австралопитека.Но этот пре-док тоже был обезьяной! Да ещё и человекообразной уже.Дриопитеком.Почему бесит, и в тексте даже появляются восклицательные знаки,для меня совершенно не харак-терные? Потому что такие комментарии про «общего предка» исходят от лиц,как бы, разделяющих научные представления о происхождении человека. И даже стремящихся показать компетентность в вопросе. Не от каких-то, допустим, креационистов…Но нельзя разделять или не разделять представления, не понимая в них буквально ни единого слова.Даже если из слов оставить только три: Человек произошёл от обезь-яны!"
  (ст."Битва, про которую забыли",Илья Дуке,2021) "Все,даже те кто не особо люб-ит историю,знают про Ледовое побоище- битву Руси против Ливонского ордена.А что если я вам скажу,что была и другая битва Руси против Ордена,причем гораздо круп-нее,но мы из курса истории про нее ничего не знаем и про нее почти нигде не упо-минается?Предыстория. В начале второй половины XIII века возникли противоречия между Великим Новгородом с одной стороны и торговым союзом на территории Датской Эстонии с другой стороны. Датские купцы из городов Ревель и Раковор ущемляли новгородских купцов в торговле. переговоры ничего не дали и новгородцы решили проучить западных соседей организовав поход в их земли, заручившись поддержкой Пскова.В Пскове на княжении был в те времена князь Довмонт,литовского происхож-дения,вынужденный бежать из Княжества Литовского и принятый псковичами(в Пскове тогда как и в Новгороде была республика).Русские войска вторглись в датские вла-дения,находившиеся на территории современной Эстонии,и подступили к замку Рако-вор(современное название Раквере).Сам замок новгородцы, по всей видимости, брать не планировали и не особо пытались т.к. в летописях потери новгородцев под стенами замка обозначены как всего семь человек. По всей видимости новогородцы пытались вынудить датчан к переговорам просто грабя окресности, но датчане на переговоры не пошли. Как сообщает летопись, новгородцы:"Много земли опустошили, но города не взяли".Новгородцы решили не бросать попыток и, отойдя в этот раз от Раковора,обратились за помощью к великому князю владимирскому Ярославу,который прислал в помощь новгородцам своих князей Святослава и Михаила,а также князя Дмитрия Переяславского.В Новгороде началось изготовление осадных орудий для пре-дстоящего похода.Узнав о приготовлениях Новгородцев,Ливонский орден забеспо-коился и отправил в Новгород посольство. Орденские епископы и рыцари из Риги, Вильянди и Юрьева прибыли в Новгород (примерно между 1 марта и 31 декабря 1267 года) просить мира и поклялись не помогать раковорцам и ревельцам. На самом деле это было всего лишь уловкой.Ливонский орден сам в это время начинает приготов-ления в войне.Раковорская битва.23 января начался поход.Русские войска вторглись в землю Вирумаа,принадлежавшую датчанам.Войско Ливонского ордена,выступило из Юрьева,и,соединившись с датчанами,располагавшими значительными силами,расположи-лось на левом фланге.Численность их была велика,что подтверждает строка из новг-ородской летописи о том,что против них "встала вся земля немецкая".Против ливон-цев оказались князья Святослав,Дмитрий и Довмонт.Датчане стояли на правом флан-ге,где против них выстроились воины князя Михаила Ярославича(Старшего).Сама бит-ва состоялась 18 февраля. Числом войска с обоих стороны были равны, однако если на стороне русских было много "черных людей" явно защищенных и вооруженных хуже, то на стороне датчан и ливонцев сражались в основном профессиональные войска и наемники.В центре поля боя завязалась ожесточенная схватка между новгородскими воинами во главе с посадником Михаилом и тысяцким Кондратом,против рыцарей пост-роившихся традиционным для них строем "великой свиньей",во время боя посадник Михаил был убит,а тысяцкий пропал без вести(тело его было не найдено),и вместе с ними 13 поименно названных в летописи новгородских великих бояр,а черных людей как сказано в летописи "пало без числа".То есть бой был исключительно ожесточен-ный,причем в нем сражались как "черные люди",так и воины,равные по вооружению с рыцарями,ибо трудно себе представить,что посадник,тысяцкий,а также 15 бояр могли быть вооружены хуже,чем ливонские рыцари.О том,какой жестокий натиск пришлось выдержать новгородцам,говорит и тот факт,что князь Юрий,который тогда был в Нов-городе на княжении, вынужден был отступить, и "показал плечи", за что был даже заподозрен летописцем в "перевете", то есть в измене. Тем не менее, также как и во время ледового побоища натиск рыцарской "свиньи" новгородский строй остано-вил,а в то же время князь Дмитрий Александрович во главе с 5000 воинами нанес контрудар,что вызвало бегство почти всех ливонцев.Тем не менее один из их отря-дов смог обойти русский строй и атаковать обоз,воспользовавшись тем,что почти все новгородцы приняли участие в преследовании отступавших.Ливонский отряд унич-тожил осадные машины новгородцев однако видя всеобщее отступление,этот отряд также отошел.Вот полный текст из летописи о сражении:"И оттол; поступиша к Раковору; и яко быша на р;ц; К;гол;, и ту уср;тоша стоящь полкъ н;мецьскыи; и б; вид;ти якои л;съ: б; бо съвкупилася вся земля Н;мецьская. Новгородци же не умедляче ни мало, поидоша к нимъ за р;ку, и начаша ставити полкы: пльсковичи же сташа по правои руц;, а Дмитрии и Святъславъ сташа по праву же выше, а по л;ву ста Михаило, новгородци же сташа в лице жел;зному полку противу великои свиньи. И тако поидоша противу соб;; и яко съступишася, бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни д;ди. И ту створися зло велико: убиша посадника Михаила, и Твердислава Чермного, Никифора Радятинича, Твердислава Моисиевича, Михаила Кривцевича, Ивача, /л.145./ Бориса Илдятинича, брата его Лазоря, Ратшю, Василя Воиборзовича, Осипа, Жирослава Дорогомиловича, Поромана Подвоиского, Полюда, и много добрыхъ бояръ, а иныхъ черныхъ людии бещисла; а иныхъ без в;сти не бысть: тысячьского Кондрата, Ратислава Болдыжевича, Данила Мозотинича, а иныхъ много, богъ и в;сть, а пльскович такоже и ладожанъ; а Юрьи князь вда плечи,или перев;тъ былъ в немь, то богъ в;сть. Но то, братье, за гр;хы наша богъ казнить ны и отъятъ от насъ мужи добры; 3 да быхом ся покаяли, якоже глаголеть писание: дивно оружие молитва и постъ; и пакы 4: милостыни совкупилася с постомь,от смерти изб-авляета челов;ка;…" Оставив поле боя за собой, русские войска подошли к Раковору и стояли под его стенами три дня,а рыцари сидели в нем,затворив ворота,и так и не решились выйти вновь на бой.Не имея осадных машин,которые были уничтожены, новгородцы блокировали замок,а псковская дружина князя Довмонта принялась опуст-ошать рыцарские земли.Она прошла по всей Ливонии.И хотя ни один из укрепленных замков не был осажден или взят,уничтожалось имущество рыцарей,угонялся скот, захватывались пленные.Тем не менее подписанием какого либо мирного договора поход не закончился.Последствия. После ухода русских Ливонский орден собирается с силами и предпринимает в 1269 г.ответный поход на Псков.Не сумев в течении 10 дней взять город, орден вынужден был отступить, узнав о приближении новгородских войск во главе с князем Юрием. В этот раз, видимо не желая нового разорения своих земель, Ливонская конфедерация подписывает мир как сказано в летописи "на всей воле новгородской", т.е. новгородские условия по беспрепятственной торговле были в итоге удовлетворены.Тем не менее рыцари не успокоились и нападали на Псков и в 1271, и в 1272 году, но были разбиты князем Довмонтом. В 1299 году они опять неожиданно вторглись в Псковскую республику,подвергли ее земли опустошению ,и осадили сам город,но… вновь были разбиты князем Довмонтом.За заслуги по спасению русских земель от захватчиков князь Довмонт в 1374 году был причислен к лику святых.Здесь важно отметить, что после поражения на Чудском озере западная экспансия отнюдь не прекратилась и только умелое военное руководство князя Довмонта позволило остановить захватчиков у Пскова."