Портрет вождя. Часть 5. Каноны лагерных наколок

Тамара Давидова
      Рассказ про портрет вождя был бы неполным, если немного не отметить массовое распространение образа Сталина в лагерной культуре, которая была создана самой сталинской эпохой. Об этом портретном творчестве мне пришлось случайно узнать во время пленэра в городе Магадане. Когда я с увлечением писала этюд  «Порт Марчекан», ко мне подошел прохожий, присев недалеко, стал наблюдать за моей работой. Он с грустью заметил, что тоже художник, ему нравится смотреть как другие люди рисуют.

      Разговорившись, выяснилось, что этот пожилой мужчина был когда-то студентом Академии художеств в Ленинграде. Не знаю, насколько эта история правдива, но эти истории меня заинтересовали. Собеседник рассказал, что находится в Магадане, потому что так сложилась его судьба. По его словам: « Пострадал я за порчу портрета «Усатого», во время организации студенческой выставки, не удержав, уронил огромную картину с портретом Сталина, рама разбилась и повредила холст. Нашлись свидетели, подтвердившие, что я специально осквернил портрет, и фамилия у меня немецкая, поэтому был арестован, приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, вот и отбывал здесь на колымских золотых приисках.

      Вероятно, не выжил бы на земляных работах, если бы староста лагеря не узнал, что я умею рисовать, и попросил меня нарисовать его портрет. Я очень волновался, переживал от такой ответственной работы, ведь надо было показать, что я художник. Я нарисовал его в профиль, ведь легче было уловить сходство, старосте рисунок понравился. Потом я в клубе лозунги писал для разных приисков «Больше золота!», даже декорации к самодеятельности делал. Потом вольнонаемным остался, а куда ехать, и денег на дорогу не было. В своем альбомчике портреты людей рисовал, один раз участвовал на Всеколымской выставке, и даже премию получил. Потом женился на вольнонаемной, два сына на «материке» живут. Один сын в Хабаровске решил на художника учиться».

      На мой вопрос: «Как смерть Сталина здесь в колымских лагерях была воспринята? Ответ был: «По-разному, но все понимали, что многое изменится. Нам в бараке зачитали по радио информацию, что «Усатый» помер. Я в этот день одному зэку профиль «Усатого» набивал на груди… Меня досрочно освободили… Вот так, взамен того испорченного портрета, за что я срок мотал, татуировки «Усатого» меня спасли и даже местным художником сделали. Столько я «Сталинов» за свою жизнь выбил, не сосчитать… Надо было похожим рисовать, приближать к фотографии, хорошо, что портретов было много и в газетах, и отдельно напечатанных, было откуда срисовывать».

      Таким образом, я расширила свои познания в портретных изображениях на человеческом теле, много узнала от собеседника об особенностях изображения Сталина. Политические заключенные выбивали вождя по своим идейным понятиям, а уголовники считали, что их не расстреляют, если у них на левой груди есть изображение вождя всех народов, не будут охранники стрелять в правителя. Композиция делалась в виде виньетки, где Сталин, вместо Бога, был вписан в венки, такое изображение называлась «Образом», и это считалось своеобразной ладанкой, чтобы защитить зэка, это как бы небольшой "ковчежец" с портретом Сталина внутри. «Авторитеты» дополняли профиль Сталина венком из колючей проволоки.

     Вот и опять возникает обожествление Сталина и приписывание ему образа великого и сильного правителя, которого все ненавидели, но надеялись, что его портрет способен «облегчить» лагерную жизнь. Только эти портреты были иными, выполненными по другим канонам, и в исковерканных душах, и на человеческих телах.
По словам моего собеседника: «После смерти «Усатого» на его портрет стало мало желающих, может быть, настанет другое время и опять потребуется «Усатый»?». Сложно мне было ответить на этот вопрос, надеюсь, что «Портрет Сталина» навсегда уйдет в далекую историю.

      Давидова Тамара, 2021.