Г. И. Успенский, фрагмент из народного

Александр Безверхов
    Этот отрывок особенно показался значительным, важным в понимании сути и природы русского мужика и красочности и сочности русского языка, на котором разговаривали крестьяне полтора века назад. Речь здесь идет о намерении крестьянина Ивана Ермолаевича после летне-осенней страды отдать сына Мишку в учение. Он много думает, говорит об этом, сомневается, советуется неоднократно с автором этих строк, Глебом Ивановичем Успенским, затем с другими мужиками. И Глеб Иванович присутствовал при этом разговоре. Полностью сохранено авторское написание.

 «Таким образом мы разговаривали с Иваном Ермолаевичем очень долго и расходились, чувствуя величайшую тяжесть на душе. «Надо, надо!», а в сущности и цель Ивану Ермолаевичу неизвестны, непонятны, а я уж ленюсь разъяснять их, да и призабыл, чем именно это  "надо" следует оправдать.
    С величайшею неохотою и как бы тяжестью на душе Иван Ермолаевич приводит намерение своё в исполнение. Уж давно убрались с хлебом, уж давно прошла осень, и начал устанавливаться зимний путь, а он все не везёт Мишку к учителю, раздумывает, к кому отдать. Сначала думал было отдать учительнице, но на станции ему разъяснили, что учительница ничего не стоит.
    - Ты сам посуди, - говорили ему, - ну что она, баба, может? Ведь учение дело серьёзное, ведь, братец ты мой, возьмём хоть твоего Мишку, ведь, его обломать – ведь тут надобен какой учитель-то? Поди-ко, сшиби с него дурь-то! Ты думаешь это легко? Нет, брат, запотеешь! Тут надо вот как: чтобы ни-ни, ни боже мой!.. Ну где ж тут бабе? Нет, советую тебе учителя разыскать, которого посурьёзнее – вот это так! Да чтоб он твоего Михайлу с первого слова осадил, чтобы без послабления, чтобы вогнал его в правило, установил в точке, остолбил его с бацу – вот из него дух-то этот, храп-то мужичий и выйдет вон! вот (показывает кулак), чтобы аминь! ну тогда он очувствуется!.. А так-то из него в два года мужицкого духу не выбьешь… сделай милость! Я по себе знаю! Бывало, отец меня с глаз не спускал, как я стал учиться: так и стоит с палкой! как чуть отвернулся – я марш через забор… И что ж? Драл! да зато я теперича его поминаю добром, да! А кажется, как драл-то! До самого училища от дому неотступно, бывало, с хворостиной провожает. Чуть оглянусь – раз!.. Чуть в сторону – два! Бывало боем, чисто одним боем в школу-то вбивал! А то – бабе! Захотел ты от бабы порядку!»
------------------
   Это культура, не только в своём инструментальном виде, как привыкли её понимать наши (и не только наши) верхогляды. Это Культура в своей сущности проявляется и самое главное здесь видно, о чем говорит мужик Ивану Ермолаевичу на станции - о силе характера, норове, самостийности и непокорности русского мужика. Только сильная культура даёт такого человека, тем более простолюдина.
    Не безмолвной скотинкой мужик нёс на себе всю тяжбу, кормя ораву бездельников и шаркунов, а понимание, что это они, господа и есть глупая скотинка, променявшая заветы далеких предков Святой Руси на роскошь и комфорт, которые даются только с властью. Продали, суки, своих братьев, сели им всем гамузом на шею и ещё имели наглость рассуждать о своём благородстве.
   Но, понимал мужик, что душегубство меж своими - тяжкое  дело, большой грех, а без лютой крови дорвавшиеся до благ князья-бояре со своими холопами, прозванными дворянами, свои привилегии не уступят. Потому и кормил эту свору, относясь к ним всегда снисходительно, как к младшим братьям по разуму, защищал  Отечество и жил частенько впроголодь.
   Именно народ сохранял Русскую Культуры всей своей жизнью, мировоззрением, особенностью, но держался общинностью. Только в ней была его сила. И пока была крестьянская Русь, была Русь для всех. А как побежал крестьянин в город спасаться от нищеты и голода, устроенными несправедливой реформой и своими  же крестьянами-барыгами, то и кончилась Русь, о чем и написал Сережа Есенин в 1918 году. Разрушилась основа человека - пребывание в обществе и осознания первичности общего перед личным.

PS: наш великий ученый В.Н. Топоров, рожденный в конце 20-х годов писал, что он встречал еще остатки Святой Руси, бывая в поездках для изучения истории языка, фольклора, культуры в целом. А уж он-то точно понимал, что это такое.