Почему необходимо ставить позитивную цель

Виктор Ляшенко
Почему необходимо ставить позитивную цель, а не пытаться избавиться от того, что причиняет страдание.

Исследования мозга всё больше открывают о нём много интересных фактов. Одно из таких открытий - сеть «пассивного режима» работы мозга (англ. default mode network – режим «по умолчанию»).
Это такой режим, при котором мы не заняты какой-то целенаправленной умственной активностью, решением задач, обдумыванием, а пребываем в расслабленном состоянии ничегонеделания, созерцания, фантазирования, или попросту «тупим».

И именно это состояние ничегонеделания («пассивный режим работы мозга») является источником самых творческих идей и активных внутренних изменений!

Остановитесь на этой смысли, вдумайтесь.
Внутренние изменения (в личности, в мышлении, в характере восприятия, в творческих идеях, в озарениях и пр.) происходят только тогда, когда мы не заняты никакой сознательной активностью!

И именно поэтому настолько полезен активный транс (сознательный) во время релаксационных, медитативных, гипнотических и т.п. практик.
Транс создаёт ситуацию, когда мы отправляемся в «свободное плавание» по своему пространству сознания (в данном случае имеется в виду, в том числе, и так называемое «подсознание»), не занятые целенаправленным решением какой-либо задачи.

Термином «подсознание» условно обозначают глобальные ресурсы психики, которые находятся за рамками очень узко ограниченного сознательного контроля, и не подлежат этому контролю. Другими словами, это вся наша психическая активность вместе с телесными процессами и бездонными объёмами базовой памяти.

Сознательный разум можно сравнить с лучом фонарика, который выхватывает из темноты какие-то предметы, и тогда они становятся видимыми.
Но только представьте всё то, что не попадает в фокус этого луча!
А это ведь не только пространство и содержимое этой конкретной комнаты! Это и весь остальной мир!

Там, где бессильно сознательное регулирование (а оно действительно, очень ограниченно в своих возможностях, ведь, например, функциями своего тела мы тоже не управляем, оно с этим прекрасно справляется без нашего сознательного контроля), весьма продуктивно «подсознательное», то есть то самое, которое и назвали режимом работы мозга «по умолчанию».

Вместе с этим стоит иметь в виду, что уход в грёзы может быть и проявлением психологической защиты. И как излюбленная стратегия психологической защиты от трудных обстоятельств, вместе с некоторым расслаблением, которое она приносит, она не позволяет выйти за рамки существующей проблемы.

Почему?
Потому что эта стратегия используется для того, чтобы отвлечься от проблемы, а не ТВОРЧЕСКИ ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ НЕЁ, В ТОМ ЧИСЛЕ, И С ПОМОЩЬЮ РЕЖИМА РАБОТЫ МОЗГА «ПО УМОЛЧАНИЮ» В ПРОЦЕССЕ «НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЯ».

В чём отличие защитного ухода от реальности в процессе фантазирования или расслабления от её творческого созидания в, казалось бы, том же самом процессе?

Отличие «сознательной релаксации», когда мы «отключаемся» от сознательного решения задач (ключевое слово здесь – «сознательного», потому что это не значит, что мы отказываемся от решения вовсе) и отправляемся в свободный поток «ничегонеделания» (режим мозга «по умолчанию») от «избегания с помощью грёз» (в котором тоже активизируется режим мозга «по умолчанию»), возможно, состоит в том, что СИЛЫ «ПОДСОЗНАНИЯ» АКТИВИРУЮТСЯ ТОЙ УСТАНОВКОЙ, КОТОРАЯ БЫЛА АКТУАЛЬНА ДО НАЧАЛА АКТИВАЦИИ «РЕЖИМА МОЗГА ПО УМОЛЧАНИЮ».

Проще говоря, если мы имеем ПОЗИТИВНУЮ УСТАНОВКУ НА НЕЧТО ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ, НУЖНОЕ, НА ПОИСК КАКОГО-ТО РЕШЕНИЯ, то система работы мозга «по умолчанию» (то есть наше «подсознание») активируется именно в этом направлении – оно начинает искать решение, активировать внутренние силы, производить внутренние изменения в личности, которые направлены на достижение этого хорошего.

И поэтому очень полезно, и даже необходимо, провести различие между стремлением «избавиться от чего-то» (от боли, страдания, дурной привычки, каких-то качеств и т.п.) и стремлением «приобрести что-то» (уверенность, равновесие, новые навыки, способности, силы, качества и т.п.).

Мало того, что стремление к избавлению ни к чему не ведёт, но само по себе это желание побуждает фокусироваться именно на боли, страдании – на том, от чего хочется избавиться. (Банальное – «попробуйте не думать о белой обезьяне»).
Системой мозга «по умолчанию» это стремление распознаётся как установка на боль и страдание (потому что это так и есть!), которую нужно реализовать.
И тогда страдание усиливается и углубляется – «подсознание» находит ресурсы для того, чтобы мы продолжали страдать, в полном согласии с нашей внутренней установкой.

В этой связи нелишне будет вспомнить и о понятии доминанты А.Н. Ухтомского, которое также прекрасно описывает нейрофизиологию этого процесса.
Одна из особенностей доминанты состоит в том, что если в мозге существуют конкурирующие очаги возбуждения, то сильнейший очаг (доминанта), побеждая слабые, берёт их энергию на себя и за их счёт усиливается, тогда как в конкурирующих очагах возбуждения наступает торможение активности.

Это означает, что если мы хотим избавиться от боли (от внутреннего критика, от зависимости, от лени – от чего угодно), то процессы, лежащие в основе расстройства, усиливаются за счёт нашей психической активности, направленной на избавление.
(Об этом я, кстати, весьма подробно писал в своей книге: Ляшенко В.В. «Терапия творческим присутствием: теория и практика»).

Приостановимся на этом. И осознаем всю пагубность стремления избавиться от чего-то, которым мы сами закапываем себя в страдании, побуждая все свои внутренние силы активироваться на страдание. Мы фиксируем себя в нём своим собственным вниманием, направленным на избавление от него.

Именно поэтому психологи в ходе работы непременно пытаются выяснить позитивную цель:
«Когда ты избавишься, что будет? К чему хочешь прийти?»
«В каком направлении двигаться будем?»
«Зачем тебе это нужно?»
Без этого не бывает ни психотерапии, ни положительных изменений.

Когда мы задаём позитивную цель (что будет, а не чего не будет; или что будет, когда вот этого не будет), тогда мы задаём вектор движения и определяем смысл всех наших поисков и усилий.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАДАНИЯ – ЭТО СМЫСЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПОБУДИТЬ УМЕРЕТЬ, НО ОН НЕ МОЖЕТ ДАТЬ СИЛЫ ЖИТЬ!

Фокусирование на страдании и боли, на том, что не устраивает, способно привести лишь к ещё большему страданию.

Когда есть позитивная цель, тогда на эту цель и активируются внутренние силы в режиме мозга «по умолчанию».
И тогда можно погружаться в боль и страдание, исследуя их основания и причины, и это не будет приводить к их развитию и усилению, потому что:

1) Мы истощаем доминанту страдания, вникая в причины страдания (усиливаем страдание мы тем, что противостоим ему желанием избавиться от него).
2) Если у нас есть смысловой маяк в виде позитивной цели, то таким образом мы формируем у себя новую (позитивную) доминанту. И эта новая доминанта начинает усиливаться и за счёт нашего внимания к ней (к нашей позитивной цели), и за счёт истощения доминанты страдания.

И тогда наши силы от обращения к причинам страдания будут даже прибывать, именно потому, что будет укрепляться новая позитивная доминанта, связанная с позитивной целью. Это маяк, который прибавляет нам силы и оптимизма, пока мы плывём через бушующий океан страдания.

Если же этого маяка нет (когда есть одно лишь желание избавиться от чего-то нехорошего), тогда нам некуда плыть, и тогда любое приближение к страданию будет его усиливать, а сил выдерживать это нам не от куда будет черпать.

Итого.
Чтобы наше «ничегонеделание», наши релаксации, медитации, самогипнозы, фантазии и грёзы имели реальный позитивный эффект, а не являлись лишь средством временного отвлечения и расслабления, необходимо иметь (найти, обнаружить, поставить) позитивную цель – чего мы хотим достичь, к чему прийти, что найти, чему научиться (и чем детальнее, красочнее и понятнее для нас будет эта цель, тем больше она будет давать нам сил).

Проще говоря, нам перед собой необходимо поставить реальную задачу. И это означает, что задача эта ставится всей нашей целостности, то есть и нашему сознательному разуму, и нашему «подсознанию» («глубинному разуму»/«внутренней мудрости»/«высшему Я»).

Сознательную часть этой задачи мы решаем так, как понимаем и умеем в «деловом режиме». Но есть и другая часть задачи, которая решается теми нашими средствами, которые мы не осознаём (и никогда не осознаем, потому что они не подлежат осознаванию).

И тогда (когда поставлена позитивная задача) эти наши силы, которые мы условно назвали «подсознанием», начинают выполнять, поставленную задачу, решать её, и происходит это в режиме работы мозга «по умолчанию», то есть в то время, когда мы релаксируем, медитируем, отдыхаем, мечтаем, развлекаемся, играем, «тупим» и… всячески радуемся жизни… ;

Другими словами, нужно не уходить откуда-то, а идти куда-то.
Если мы куда-то идём, то, разумеется, мы уйдём оттуда, где мы находимся.
А если мы просто хотим откуда-то уйти, не представляя себе чётко цели, то мы не сдвинемся с места, потому что уходить нужно куда-то. «В никуда» может быть красивым образом, но в реальности такого места не существует. И если этого «куда» нет, то и уходить некуда…

И тогда начальные вопросы – это:
- Чего хочу? Любые «избавиться от…» не будут ответом на этот вопрос.
- Зачем мне это нужно? Что и как (конкретно!) должно измениться от этого в моей жизни?
- Как я пойму, что иду туда, куда мне надо? На что я буду ориентироваться?
- Как я пойму, что я пришёл (достиг, обрел, нашёл, решил)?

Следующие вопросы – это тоже не вопросы о том, как избавиться или изменить, а о том:
- Как я создаю свою проблему? Что я такого делаю, что она у меня существует?
- Зачем я это делаю? Ради чего?
- Если я уже понимаю, как я её создаю, почему я продолжаю это делать сейчас?
- Какой сегодня я могу сделать шаг в направлении своей цели?


Виктор Ляшенко,
клинический психолог