Искусственный интеллект и идеология

Владимир Костылев
Искусственный интеллект и идеология.

О сути искусственного интеллекта (ИИ) кратко было сказано в статье «Искусственный интеллект. О чём умалчивают». Но тема эта обширна, ибо совершенствование ИИ будет нам «подкидывать» всё больше информации о его применении. Нас же интересует глобальные последствия его дальнейшего внедрения. Одно из них – появление новых профессий, новых специальностей.

Вот что сообщает РИА Новости (17.02.2024): «Новые специальности начали появляться в России в связи с развитием нейросетей, например, тренер искусственного интеллекта, разработчик-исследователь, prompt-инженер… AI-тренер. Такие специалисты обучают языковую модель правильно, корректно, безопасно и максимально ёмко отвечать на запрос пользователя». Появятся и другие профессии, например, специалисты по правовому регулированию ИИ. Среди тренеров ИИ могут появиться врачи, инженеры, юристы.

В потоке предложенной РИА Новости информации появилось и мнение эксперта от 09.02.24 об опасности ИИ для общества. В котором отрицалась опасность ввиду того, что у ИИ отсутствует власть, а этого в ближайшие годы произойти не может. Вот к 2050 году, когда «человечество начнёт относиться к ИИ как к равноправному члену общества», такая опасность возможна.

На мой взгляд, учитывая все сказанное, можно с уверенностью сказать: ИИ уже сейчас начинает обретать власть, которая довольно быстро может распространиться в общественном сознании. Это идеологическая власть, способность посредством ИИ влиять на идеологическую сферу общества.

Идеология, как известно, это система взглядов, идей, понятий людей, в которых осознаются и оцениваются их отношения к действительности, друг к другу, которые выражают различные представления о политике, философии, искусстве, морали, религии и т.д.

Но вот что важно при характеристике различных идеологических форм. В процессе исторического развития они, обогащаясь научными знаниями, обретали всё более сконцентрированный характер, выражая отражаемую ими реальность. Идеализм и материализм активно превращались в основания различных идеологических форм.

Сегодня любой философский опус легко оценивается с этих позиций. И когда мы говорим, что эта концепция «идеалистическая», мы можем четко указать на её идеалистические качества. В основе которых лежит главное – отношение к «основному вопросу философии» (что первично, материя или сознание?).

В области социологии важнейшее значение обретает «материалистическое понимание истории», которое, являясь важнейшей методологией исторического исследования, является, в то же время, и критерием оценки любых социологических взглядов.

И вот тут- то мы и подошли к роли ИИ в деле воздействия на идеологическую сферу. Если раньше человек, использующий информационную базу интернета, сам искал нужную ему идеологическую информацию, то теперь он поручает делать это ИИ. И что получает в ответ, например, на любой политологический вопрос? Правильно, ответ будет таким, каким его обеспечит тот самый тренер ИИ. Именно его понимание любой политической или идеологической проблемы будет заложено в ответе на запрос.

А кто будет диктовать этому тренеру требования о необходимости обеспечить нужный ответ? Правильно, его работодатель, опирающийся на общегосударственные требования и собственное мировоззрение крупного частного собственника (владельцами нейросетей являются крупнейшие мировые Ай-ти компании). Круг замкнулся.

Таким образом, буржуазное общество в результате технического прогресса получило серьёзный идеологический инструмент, способный удерживать общественное сознание в нужно русле, не давая разрастаться материалистическому мировоззрению, сдерживая распространение исторического материализма.

Если раньше, на заре зарождения коммунистических идей, достаточно было печатной литературы, даже минимальным тиражом, чтобы «открыть глаза» на происходящий буржуазный беспредел, то сегодня появились принципиально новые информационные возможности, которые многократно усложняют борьбу трудящихся за свои интересы.
«Так устроен мир», - как говорит известный телеведущий.