На этюды-2

Владимир Федулов
НО С МИЛОЙ СОФИ…

Так поступал Исаак Левитан, прихватив
на этюды мольберт,  да  и милую женщину
тоже,  уводя ее от мужа!

Начало  см. :
http://proza.ru/2024/02/14/1249

Часть 2.
               
НЕ МЕСТО СКУКЕ!
Да вот  Удомля – путь
к разлуке…

После счастливых дней и лет с Левитаном на этюдах
в Подмосковье 1888 г.,
на волжском Плесе (1889 и 1890 г.),
где столько создано пейзажей, испытано радостей,Исаак   
и София Кувшинникова, не принимая во внимание душевный
дискомфорт ее мужа Дмитрия,  вызванного скандалом
с публикацией чеховской «Попрыгуньи» (1892 г.),
вновь выезжают на этюды 
во Владимирскую область
(1892 г.), где созданы
известные  полотна
Левитана - «Владимирка»,
«Летний берег.Сумерки», «Вечерний звон» и др.),
затем под Тверь, в озерный
и лесной край – Удомлю
( 1893- 96 гг.).Там созданы
картины Левитана «У озера» (1893 г.),«Над вечным покоем» (1894 г.), "Озеро
Островное» (1895 г.) и др.

К тому же 1893 году относится
и картина ученицы Левитана
Софьи Петровны Кувшинниковой «Пейзаж с церковью», где тоже
изображено удомельское село Островное (на фото!). 

У нее, как художницы, кстати, тоже около 80 полотен, что
находятся в музеях и частных собраниях. Ее работы не раз
появлялись на  выставках 
в Москве  и  4 раза –
на  выставках Академии художеств в Петербурге.
При этом 3 картины Кувшинниковой
хранятся в Третьяковской галерее, а 11 работ – в
коллекции музея-заповедника
Левитана в г.Плесе.

Но Удомля – место их последнего уюта, творческого единения и, увы, 
назревающего  и неизбежного расставания, о чем поговорим подробнее  в завершающей
главке нашего сюжета ...

А пока уясним  для себя главное– как же так  вышло, что помещичья дочь  и
супруга московского врача
София Петровна так душевно
слилась с художником  Левитаном и его жизненными запросами?

Это поясняет сама София Петровна. 

Вот выдержки из ее
мемуаров:
 
«Восемь лет мне пришлось быть ученицей, товарищем по охоте
и другом Левитана!».

И дальше выясняем, что к этому общению и встрече провидение
готовило ее с юности…

« С самой  юности меня тянуло к картинам, особенно к пейзажу, -
пишет она ,  дочь помещика П.В.Сафонова,   в своих мемуарах. – 
В продолжении детства проводила в имении более половины
года, но все мои мечты и стремления всегда были направлены
на наш красивый уголок, где приходилось быть в постоянном
общении с природой и ее красотами. Там было мое царство – среди полей,лесов,
цветов, снега…
Отец был страстным охотником и мне  доставляло величайшее
наслаждение сопровождать его на всякого рода охоты».

И далее: «Выйдя замуж, я продолжала ходить на охоту 
с мужем, и вот как-то
стала задавать себе вопрос: почему это я  не  умею
передавать в красках то,
что вижу?».

Если добавить сюда, что мать готовила из дочери «светскую даму», обучая ее музыке,
языкам и  манерам, а  брат –живописец водил ее на этюды,
приобщая к пейзажной живописи ( «Пошла с ним скуки ради,-
   признавала она, - но с 
   этого во мне и начался
   художник!»),
то становится понятным -  встреча с Левитаном явилась неизбежным зигзагом судьбы,
вернувшей ее, зрелую женщину, в прекрасный и незабвенный
мир детства– красот природы, охоты, музыки по вечерам и
выездов на этюды…

***
В Тверскую губернию и Удомлю в частности, что у озер, И.Левитан приезжал неоднократно в 1893-96 годах.
Из них первые два года  -
с желанной  Софией Кувшинниковой. Ее муж Дмитрий все так же дружески
принимал Левитана в своем доме, а  пейзажи Софьи  под руководством Мастера
становились все успешнее.
Это "Заросший пруд" и
"Пейзаж с церковью"(1893 г.),
написанный рядом с Левитаном (его картина "Озеро
островное" завершена, правда, чуть  позже - в 1895 г.),

Заглянем и мы в мастерскую Левитана: как же рождались
там шедевры?

Послушаем его самого:

«Запоминать надо не отдельные предметы, - писал он, -
а стараться схватить общее,
то, в чем сказалась жизнь,
гармония цветов. Работа над полотном приучит выделять
те подробности,  без которых теряется выразительность,
а она является  главным
в искусстве».

И еще:
« Окончить картину иногда
очень трудно. Иногда боишься
испортить одним мазком! Вот
и стоят они, «дозревают»,
повернутые лицом к стене. Нужно работать быстро,
но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда
нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь…».

Вот и «дозревал» каждый пейзаж Левитана, написанный
с натуры, в его мастерской
и  в  его сознании…
Чуть ли не 5 лет, к примеру,
не снимал Левитан с
мольберта свою  картину
еще волжского цикла, начатую
через год после его последней (четвертой) поездки
на Волгу – «Июньский день», которую решил  показать публике только в 1886 году.

А  София значила для него  многое - и Музу, и Артемиду, и Фебу, и Афродиту...
Только благодаря ей он
обретал  душевный уют и
бытовой комфорт, которых
так недоставало ему как
стимула к творчеству!

Это она, как подчеркивалось
в прошлой главке, нашла для
Левитана изумительный пейзаж на холме у озера под Удомлей,
что стал сюжетом и шедевром Левитана  - картиной
«Над вечным покоем»
(1894 г.).

А для душевного настроя
художника при работе над
этим полотном София по вечерам исполняла для него
на рояле симфонию Баха!

Здесь, у друзей в гостеприимных озерных краях, Исаак и София
не только ходили на охоту и этюды, но  Левитан стал и страстным
грибником, приучив свою собаку Весту лаять на мухоморы…

***
Но, увы, в столице недавно  был скандал  в связи  с выходом в свет
разоблачительного для отношений  Левитана и Софии
чеховского рассказа  "Попрыгунья" (1892 г.)- Левитан вызвал Чехова на дуэль, которая едва не состоялась...
Однако,что свойственно  Левитану, у него  не пропадал интерес и к иным женщинам,
встречавшимся на его пути,
с чем до поры мирилась
София...

Но охлаждение их отношений
капля по капле зрело, пока
очередной роман Левитана
не перевесил чашу терпения,
что стало ясно им обоим...

После 1894 года Исаак Левитан 
и его Муза София Кувшинникова
более не встречались, оставив
совместные этюды как на
Волге, так и в озерной
Удомле, в счастливом
прошлом ...
 
София в слезах, но без раскаяния, вернулась в Москву
к мужу Дмитрию, который
ее, конечно же, душевно
принял и все простил,
а Левитан …

Но об этом поговорим
в завершающей наше
повествование очередной
главке!

17.02.2024 г.

(Окончание следует)

На снимке: одна из картин С.П.Кувшинниковой,
созданная рядом с Левитаном.

Фото из интернета.