Вояж

Людмила Берзиня
                И был вечер, и было утро...
                Бытие 1:13



   С парализующим всю мою сущность ужасом я смотрела,как по протоптанной в скрипучем снегу тропинке,освещённой лагерным фонарём над ограждением,ко мне приближается человек,держа в руке неумолимо блестевший нож с широким лезвием. Мне хватило секунды на раздумье,чтобы отпрыгнуть в сторону - в сугроб. В нём я и застряла,потому что сибирские лежалые сугробы - это вам не пуховики подмосковные.
- Ольга! Ты что творишь! Вылазь оттуда! Это я - дядька твой - Иван. 
- Не могу! Помоги выбраться... Почему ты здесь - я же проводила тебя до входа в колонию?
- Опоздал я из-за тебя,не впустили меня. Пришлось обойти все бараки и выйти через потайной выход с другой стороны. Я так и знал,что ты ещё не ушла - вот тебе нож - наши мастера лагерные выточили. Будет чем защищаться - неспокойно тут у нас. Зря вы с матерью моей  в такую даль,да ещё и зимой,явились. Скоро всё-равно выпустят меня - амнистия...
- Я поехала с твоей мамой,чтобы тебя повидать и отовариться заодно - тут снабжение-то получше,чем у нас в глубинке. Стройка... Я же не предполагала,что маму твою впустят в домик для свиданий,а меня нет. Племянницам не положено. Вот и просила тебя сопровождать при отоваривании...
- Что ж... Пошли в город - там у знакомых и переночуем. С утра же всё равно опять по магазинам поскачешь. Только уж будь добра - деньги куда поближе спрячь,а то стыда с тобой не оберёшься - залезла под подол доставать среди людей...
- Так ты же прикрывал меня спиной ...
- Всё равно - перепрячь.
- Ладно... В лифчик засуну...

                -------------------


   Ангарск послевоенный - удивительное явление. Строили его пленные немцы вместе с русскими заключёнными. Строили на века - со смыслом. Рубили лес,освобождая площадь под постройки,оставляя шеренги деревьев вдоль будущих улиц. Города еще не видно,а красота вот она - налицо!
   Многие немцы так и остались здесь - обжились,семьи завели,дома себе срубили. Это те,которых никто не ждал в других местах. Которые потеряли всех в эту войну,но веру в человеческое добро не только не потеряли,но и приобрели.

   Переночевали мы с дядей Ваней у добрых людей и с утра - по своим делам: дядя - в колонию, я с его мамой - в богатый местный магазин за товаром. А товаров было много и разных - снабжение в строящихся индустриальных центрах было хорошее.

   Поднабрались - пора и честь знать - до дома-то о-ёёй... На мне - рюкзак,мешок да чемодан - и всё битком набито...

                -----------------

   Поездом до переезда,остановка три минуты и дальше - электричкой до станции, и потом до своей деревни пешком - попутного транспорта не оказалось. Попутчица осталась на своей станции,а мне топать семь километров до дома. Решила сократить путь и пошла по льду Алея - нашей непредсказуемой реки. И хотя шла по её не солнечной стороне - где лёд был с виду покрепче - открытый -то берег уже сырел,значит лёд некрепкий. Да понадеялась зря - провалилась у самой деревни,у подъёма наверх - вырубленных в круче ступеней. Стала кричать благим матом... На моё счастье услышал мой крик наш налоговик - Зверев Павел. Подсуетился быстро - бросил мне веревку с камнем привязанным,да и выудил меня вместе с узлами. А как же? Не бросишь ведь...

   Было мне в ту пору двадцать два года,и были у меня две дочери,а сына носила ещё в себе...

                (Из воспоминаний старой сибирячки)