Старший лейтенант Ветров. Глава 23

Петрович 8
67. Темная сторона «СМЕРШ»

Есть в истории «СМЕРШ»  и не самая приятная страница. Эту службу одновременно называют и самой эффективной контрразведкой Второй мировой войны, и жестокой карательной машиной, погубившей тысячи невинных жизней. Так ли это? Историки спорят по сей день.

Так или иначе, одной из важных задач агентов «СМЕРШ», помимо ловли шпионов, была борьба с предателями. По всему фронту разыскивали изменников и дезертиров, которых подозревали в сотрудничестве с фашистами. Хуже всего приходилось тем, кто бежал из плена: пройдя через ад фашистских концлагерей, многие советские люди оказывались в застенках и у себя на родине. Но в то время доверять нельзя было никому.
 
Сотрудники «СМЕРШ»  обязаны были проверять благонадежность советских военнослужащих, бежавших из плена, а также тех, кто вырвался из немецкого окружения или оказался на оккупированной врагом территории. Когда же война перешла на территорию Германии, военной контрразведке также было поручено проверять гражданских репатриантов.
За три года существования организации через "чистилище" прошло несколько миллионов человек, при этом каждый четвертый был казнен. Такое утверждение вызывает явное недоверие. Это несколько миллионов военнослужащих? Каких? Откуда столько предателей?

Не всех убивали после расследования и суда, а некоторых предпочитали не брать в плен. Следует отметить, что в «СМЕРШ»  не было четких правил относительно того, кого можно "пустить в расход", а кого следует передать в руки правосудия.
 За убийство пленных и гражданского населения бойцов ожидал трибунал, но война скрывала и прощала многое. Кроме того, предатели и коллаборационисты понимали, что плен в Советском Союзе не приведет к чему-то хорошему, и потому часто выбирали борьбу до последнего патрона и смерть в бою.
По некоторым данным, с 1941 по 1945 год советскими органами контрразведки было арестовано не менее 700 тысяч военнослужащих, порядка 70 тысяч из них было – расстреляно.

 В годы войны смершевцами был арестован 101 генерал и адмирал: 12 якобы скончались во время следствия, 8 были освобождены за отсутствием состава преступления, 81 был осужден Военной коллегией Верховного суда и особым совещанием.

 Однако вся эта информация требует официального подтверждения, найти которое сегодня довольно сложно. При этом ряд историков утверждают, что сотрудники «СМЕРШ»  по определению не могли никого арестовывать и тем более казнить, поскольку у них не было на то полномочий.
И сейчас, через 80 с лишним лет докопаться до правды не представляется возможным… Недостаточность информирования об этой службе порождала различные слухи и домыслы. Репутация «СМЕРШ» как репрессивного органа часто преувеличивалась.

 «СМЕРШ»  не имел никакого отношения к преследованию мирного населения. «СМЕРШ»  не мог заниматься этим по своему Уставу, так как работа с мирным населением – это прерогатива органов НКВД и НКГБ, а «СМЕРШ» занимался исключительно военнослужащими, тылом Красной армии и репатриантами.

Но, вопреки распространенному мнению, органы «СМЕРШ»  не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или к расстрелу, они не являлись судебными органами, они вели дознания и следствия, а приговоры выносил Военный трибунал или особое совещание при НКВД. Также является надуманным смешение «СМЕРШ» и заградотрядов. Заградотряды при органах «СМЕРШ» никогда не создавались, и сотрудники «СМЕРШ»  их никогда не возглавляли.

Тем не менее, в обязанности смершевцев входили и такие нелицеприятные вещи, как, например, слежка за военачальниками всех рангов и даже вскрытие писем. Разумеется, среди тех, кто подвергался преследованию.
«СМЕРШ»  и сегодня представляет чрезвычайный интерес для историков, и чем больше тайн витает вокруг этой организации, тем больше неоднозначных мнений о ней можно встретить в разных источниках. Но как бы то ни было, важно помнить о том подвиге, который совершили бойцы «СМЕРШ»  наряду с остальными советскими войсками, принимавшими участие в Великой Отечественной войне. Ведь помимо своей основной задачи, зачастую им приходилось непосредственно участвовать в боях и вставать во главе рот, батальонов и дивизий, потерявших своих командиров.

68. Отношение к  пленным

В советских лагерях после окончания Великой Отечественной войны оказались сотни тысяч солдат и офицеров, служивших в Русской освободительной армии (РОА) и Украинской повстанческой армии (УПА - вооруженное крыло Организации украинских националистов (ОУН), а также «гражданских» бандеровцев.
Украинских бандеровцев зачищала главным образом советская контрразведка «СМЕРШ». По официальной статистике, на Западной Украине к 1953 году были убиты свыше 150 тысяч оуновцев, еще более 100 тысяч арестованы. Среди них было множество реальных шпионов, изменников, дезертиров и уголовников. Но, скорее всего, и немало жертв произвола, порожденного повальной шпиономанией, которая и после войны цвела пышным цветом на просторах Советского Союза.
Как рассказывали ветераны-красноармейцы, с пленными бандеровцами они поступали сообразно с их настроениями. Сильно идейных, которым основательно промыли мозги, отправляли в тыл, с ними работали спецслужбы; большая часть из них потом попадала в ГУЛАГ. Тех же, кого заманивали в лесные отряды обманом или загоняли угрозами и кто не участвовал в зверствах, особо не трогали. Самых упрямых просто "ликвидировали" под предлогом "попытки побега".
По воспоминаниям одного из сотрудников «СМЕРШ», у оуновцев была четкая система организации отрядов. К примеру, в отделе особого назначения взращивали кадры для ОУН (УПА): наблюдателей, связных и разведчиков, а также младший медперсонал. В отдел входила так называемая «сотня отважных девушек» – медиков.
Их смершевцы в плен не брали принципиально, расстреливали на месте, поскольку эти «сестры милосердия» были настоящими садистками: нарабатывая практические навыки оказания медпомощи раненым, они тренировались на пленных красноармейцах, ломая им руки и ноги, чтобы научиться накладывать шины, или полосуя их ножами, изучая полевую хирургию и способы сшивания ран. Такая нетрадиционная "полевая практика" не заслуживала пощады, как вспоминали сами оперативники «СМЕРШ». Более того, они предпочитали не сдаваться в плен, а взрывать себя, стараясь забрать с собой как можно больше жизней советских солдат.

69. Лютая ненависть к власовцам.

Поэтому они сдаваться не хотели, догадываясь о том, что их ждет в плену. Самые красноречивые свидетельства обращения с пленными солдатами РОА – это рассказы ветеранов Великой Отечественной. Как вспоминал один солдат, власовцев они ненавидели, не разбирая, по какой причине те переходили на службу к гитлеровцам – руководили ли предателями идейные соображения или банальные шкурные интересы. Ветеран ВОВ стал очевидцем такой сцены: танкист, увидев колонну пленных власовцев, завел свою «тридцатьчетверку» и начал их давить, пока его не остановили. Потом этого мстителя судил трибунал.

Часто пленных власовцев хорошенько лупили перед тем, как отправить в «СМЕРШ». А случалось, что пленных солдат РОА расстреливали просто из «тактических» соображений. По воспоминаниям другого ветерана ВОВ, при освобождении Пиллау (ныне город Балтийск) наши войска напоролись на подразделение власовцев численностью порядка 500 человек. Прижатые к морю, они сдались. Командиру батальона пришлось решать, что с ними делать. Наши наступали, и возиться с таким количеством пленных, превышающим численность самого батальона, означало бы срыв операции. Комбат оставил в своем распоряжении взвод, а батальону приказал двигаться дальше. Отделив около 20 власовцев, взвод расстрелял всех остальных. Выжившая двадцатка под дулами автоматов потом стаскивала трупы в море.

Одному из ветеранов войны пришлось конвоировать свыше 40 власовцев-калмыков в составе группы из 7 человек охраны. По пути конвоиры смекнули, что калмыки на своем языке договариваются о побеге. Охранники взяли оружие наизготовку. Калмыки поняв, что их намерения раскрыты, кинулись врассыпную. В итоге 18 пленных уложили из ППШ насмерть, остальных беглецов удалось собрать.

Как вспоминал руководитель отряда, конвоиров потом долго допрашивали особисты, но выручило то, что пленными были именно власовцы. Если бы на их месте оказались бы немцы, то, скорее всего, трибунала охранники не миновали.
Служба агентов «СМЕРШ»  была крайне опасной. Для того, чтобы понять, насколько, достаточно знать один простой факт: средний срок службы оперативника составлял три месяца. По истечении этого времени агент, как правило, выбывал в связи с ранением либо погибал.

Только во время боев за освобождение Беларуси погибли 236 и пропали без вести 136 военных контрразведчиков. Такова была цена их Победы – победы на невидимом фронте. А всего, по неполным данным, в боях за свободу и независимость нашей Родины и при выполнении оперативных заданий погибли более шести тысяч сотрудников военной контрразведки.
 
В ходе военных действий на территории Украины погибло около трех миллионов советских воинов. Полностью или частично было разрушено свыше 700 городов и 28 тысяч сел, около 10 миллионов людей осталось без крова. Оккупанты уничтожили свыше 16 тысяч промышленных предприятий.

Общие потери населения Украины за время оккупации оцениваются в 8-10 миллионов человек. Местом одного из самых массовых убийств мирного населения стало киевское урочище Бабий Яр. Там было уничтожено порядка 150 тысяч евреев, пациенты киевских лечебных учреждений и простые горожане, выступившие против гитлеровской оккупации. Всего в 1941-1944 годах на Украине были убиты свыше 1,5 миллионов евреев – четверть от общего числа жертв Холокоста.

На территории Украины произошло преступление, которое историки считают самым массовым единовременным убийством за всю Вторую мировую войну. 1-2 марта 1943 года бойцы СС, украинской вспомогательной полиции и венгерской армии уничтожили в ходе карательной акции практически все население поселка Корюковка Черниговской области – около 6,7 тысячи человек.

Около 2,5 миллиона жителей Украины нацисты угнали в рабство.
Официальными причинами отстранения Ковпака от командования Сумским партизанским соединением послужили его преклонный возраст, состояние здоровья, а также потребность в кадрах для налаживания мирной жизни на освобождённых территориях Украинской ССР.

Однако некоторые специалисты не без оснований считают, что одной из главных причин снятия Ковпака с должности могла стать допущенная им некоторая лояльность по отношению к бандеровскому подполью.