Глава 18. Телевизионные передачи

Артём Белозёров
Глава 18: Телевизионные передачи

В 17.00 Ване нужно было идти на городской ж/д вокзал на 19(7)-часовую вечернюю электричку. Но времени было ещё очень много, часы показывали 11.00 утра. В это время по субботам и воскресеньям транслировали циклы передач «Третьяковская галерея. История одного шедевра» и «Эрмитаж». Ваня обожал эти передачи благодаря тому, что он сам любил рисовать и учился в художественной школе города Горловка. С огромным интересом он следил за искусством живописи и рисунка.
Ведущим передач был Виктор Татарский: журналист, музыкальный обозреватель и искусствовед. Ваня любил его рассудительные глубокие выразительные рассказы о выдающихся русских и европейских художниках 19-20 веков, об их картинах. Ваня считал Виктора Витальевича Татарского своим учителем и другом, как и Пескова, Дроздова, Сенкевича, Жака Ива Кусто. Да, они появлялись только в телевизоре. Сверчкова Ваню эти замечательные люди не знали; даже не знали о его существовании. Но Ваня их знал и дружил с ними со всеми через их полезные просветительские телевизионные передачи: «В мире животных», «Клуб путешественников», «Подводная Одиссея команды Кусто». Советский Союз прекратил своё существование, а передачи, созданные в советскую эпоху, продолжались. Появлялись всё новые и новые документальные фильмы и циклы. Живопись Крамского, Шишкина, Айвазовского, Поленова были интереснее для Вани, чем диснеевские мультфильмы: «Утиные истории», «Охотники за приведениями». А «Одиссея команды Кусто» была для Вани интереснее диснеевского мультфильма «Русалочка», хотя он и «Том и Джерри» были любимыми мультфильмами Ксюши Бабочкиной одноклассницы и подружки Вани.

В 11.30 начиналась передача о Третьяковской галерее. Ваня сел на красный ковёр у экрана телевизора, сложив ноги по-турецки. В зал заглянул дедушка Дима со словами:

- А, ещё о живописи только начинается? «Подводная Одиссея» после будет. К её началу подойду…
- Да, дедушка, Кусто в 12.30 начнётся. – Уточнил Ваня. И начал внимательно смотреть на экран.

Передача начиналась. Появилась заставка. Сказочный, малинового цвета, дворец Павла Михайловича Третьякова. На его фоне надпись названия. Зазвучала приятная лёгкая симфоническая, немного грустная, музыка. Кадр сменился огромной открытой книгой по искусству под белой в форме медузы лампой. В книге были цветные иллюстрации, фото пейзажей русской природы. Ваня понял, что сегодняшняя серия будет посвящена живописи великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.
В кадре появился Виктор Татарский, сидящий за круглым столом. За ним, на оливкового цвета стене, висела картина Шишкина «Утро в сосновом лесу (бору)». На ней был изображён могучий сосновый лес. Упавший вековой сосновый ствол, а на нём резвые игривые бурые медвежата. Три медвежонка и их мама-медведица. Не смотря на густоту леса, огромные сосны, их верхушки были подсвечены золотистыми лучами солнца. Резвые медвежата с радостью встречали раннее утро.

Татарский повествовал:

- Пейзаж «Утро в сосновом лесу» написан в 1889 году. Автором принято считать Ивана Ивановича Шишкина. Но у пейзажа на самом деле два автора. Медведица и медвежата написаны русским жанровым живописцем Константином Аполлоновичем Савицким. Да и сюжет придуман им, а реализован Шишкиным. Густой могучий сосновый бор в солнечных лучах лиричен и прозрачен. Медвежата и медведица как поэтические образы, герои лирического стихотворения. Или даже лесной сосновой поэмы.
После показали пейзажи Шишкина с полями спелой золотисто-жёлтой, густой и одновременно прозрачной ржи. С огромными высокими соснами на просторе ржаного поля в ярких солнечных лучах, с зарождающейся грозой на горизонте. С тенями летящих жаворонков над поросшей травой глинозёмной дорогой.

Виктор Татарский завершил своё повествование об Иване Ивановиче Шишкине, о его жизни и творчестве.

Грустной глубокой симфонической музыкой передача завершалась. На фоне особняка Третьяковской галереи под тёмно-синим московским вечерним небом шли титры. В своей душе Ваня чувствовал грусть и одновременно радость.

После телевизионной рекламы началась «Подводная Одиссея команды Кусто».