Казахская клаустрофобия с советским флером

Антон Боровиков
«Взаперти», Казахстан, 2023

«То есть мне придется остаться здесь с тобой навсегда?»
Кема, героиня фильма

На днях мой стриминг предложил мне этот фильм с постапокалиптическим постером, охарактеризованный как «Загадочный казахский хоррор». Такое описание уже само по себе показалось мне интересным. Хотя, конечно, по понятным причинам изрядная доля скепсиса присутствовала. Но к концу просмотра этот скепсис улетучился.

Небольшое отступление: есть такой поджанр в рамках моего любимого, как вы знаете, жанра - клаустрофобный триллер. Речь в фильмах этого жанра идет о человеке или группе людей, заключенных в замкнутом пространстве, откуда нет выхода. Представителей этого жанра среди фильмов разных стран - как говорится, тьмы и тьмы, от выдающихся шедевров до откровенного трэша. И «Взаперти»- тоже представитель этого жанра.

Кратко сюжет: в силу странного стечения обстоятельств двое молодых людей, Кема (Елизавета Юрьева) и Макс (Роман Жуков) вместе оказываются на восьмидесятом юбилее некоего дедушки. Классическое русское застолье - ломящийся от яств стол, «а почему не едите?», «давай-ка, выпей со мной», «слышала, чего Верка-то учудила», «вот это обязательно попробуйте», «и к вашему юбилею я написала стихотворение!» и т.д., ad infinitum. Дедушка, этакий Джо Байден, впавший в деменцию, похоже, не вполне понимает, что происходит. Бродя по квартире в поисках своего друга Дэна, Кема и Макс вдруг понимают: что-то изменилось. Люди исчезли, а квартира (то есть объединенные в одну две квартиры) кардинально изменилась, превратившись в лабиринт без выхода.

Здесь надо отдать должное создателям фильма, интерьеры в стиле советского реализма, выполнены очень аутентично, мы все жили в таких квартирах и имели в своих домах такие же шкафы, радиолы, столы, «стенки», кровати и так далее. При этом в целом надо сказать, что в целом авторы относятся к советскому прошлому и его атрибутам очень корректно, не впадая ни в оголтелое совкодрочество, ни в тотальное охаивание всего советского. Вот так было, и это просто факт.

Далее фильм следует классическим канонам жанра: сначала нагнетается саспенс и тревожность без всяких спецэффектов. Потом появляются признаки наличия привидений в виде шумов и теней. Потом (привет «Сиянию» и тысячам других историй о проклятых домах) появляется первый потусторонний персонаж - мертвая девочка, говорящая: «Помоги мне!». Затем появляются некие порталы, но не в иные миры, а в другие временные эпохи. Есть и мистический элемент (истории о ведьмах и мучениях невинных душ), и призраки ужасных историй прошлого, и появление инфернальных элементов. Причем элементы эти очень корректно, не лубочно - из нашей общей истории. Ну, и, само собой, финальная битва со злом и развязка.

Кема и Макс проживают маленькую жизнь в «плохой квартире» (см. эпиграф) - с кризисами, ссорами, любовью, отчаянием и прочим. Актеры вполне справляются со своей задачей, должным образом отрабатывая эмоции и переживания героев.

Штампы, скажете вы? Законы жанра, скажу я. Я не стараюсь петь высокопарные дифирамбы фильму, просто хочу сказать, что это вполне добротно сделанный триллер, достойный просмотра ценителями жанра. Так что если вы, как и ваш покорный слуга, любите такого рода фильмы, но не хотите выходить за пределы нашего менталитета - добро пожаловать в квартиру-лабиринт.

Photo courtesy of Stephan Parnet, pixabay.com