Памяти Владимира Николаевича Чащихина

Марина Куфина
Владимир Николаевич Чащихин (07.05.1957-15.04.2023).

Родился в г.Новосибирске. Поступил в НИИЖТ на факультет СПМ в 1975 году, выпустился в 1981 году. В 1975 г.создал и возглавил ВИА "Сполохи", в 1976 г.участвовал в создании театра "Факториал", участник всех фестивалей художественной самодеятельности и ленинских викторин, член команд НИИЖТа в телевизионных проектах "От сессии до сессии" и "Фестивальная орбита", организатор и участник Недель Интернациональной Солидарности и городских фестивалей политической песни, участник и руководитель ансамбля полит.песни "Форум", комендант Агитпоезда "Ленинец" 1982 - 86 г., директор Студ.клуба НИИЖТа.
Награды:Знак КМО СССР "За укрепление мира, дружбы и солидарности молодежи", с 1981-1988 гг. награжден пятью грамотами ВЛКСМ НИИЖТа, тремя грамотами РК ВЛКСМ, шестью - Обкома ВЛКСМ, тремя грамотами и пятью Почетными Знаками ЦК ВЛКСМ.

Автор многих песен ансамбля "Форум", из которых самыми известными, пожалуй, можно назвать "Бесконечная песня" и "Чтоб солнце в полнеба".

Ниже размещу немного из моих личных воспоминаний и отрывок из книги "Записки ВВС - Вова Вечный Студент" (автор-В.Н.Чащихин, мемуары) - связанных с этими песнями.



 Мои воспоминания о "Бесконечная песня",  или о том, как иногда причудливо закольцовывается жизнь. Не о политике!

Очень люблю эту песню. С ней получилось интересно.

 19.08.91 года я была с друзьями "на деле"- они красили забор садика на улице Народной, я им принесла пирожки, подкрепиться. Подрабатывали мы так) И тут прибежал ещё один товарищ с криками :"Вы слышали радио?". Мы ничего не слышали. Но скоро узнали о ГКЧП.

 Не помню, чтобы было страшно. Молодость беспечна, было, конечно, тревожно, подобного ещё ни разу не было на нашем веку Но как-то мы особо не загружались. Однако вокруг чувствовалось напряжение, конечно.

 И вот, в то время отовсюду звучала очень актуальная и при этом очень "забойная" песня про военный переворот в некоей стране. Песня юмористическая, но такая, повторюсь, актуальная, что я даже удивлялась, как быстро и ко времени ее написали Запомнилась мгновенно - там слова повторяются, все дело в разных голосах, в ритме музыки и главное, в энергетике.

События  разворачивались своим ходом. Ровно через месяц после путча я вышла замуж, мы уехали далеко от дома, через несколько лет вернулись, жизнь продолжалась тут. 

Я человек музыкальный,  мелодии живут во мне долго, и как-то вдруг вспомнилась и эта песня , и очень захотелось снова ее услышать.  Попыталась  найти , но безуспешно. Но как вспомнилась, уже не забывалась) Именно вот это ощущение яркости, драйва, стёба всплыло в памяти, и ещё слова : "По какому случаю в город танки въехали, почему на улице народ? Не волнуйтесь попусту, просто рано поутру в стране произошел переворот!"

Прошло почти 30 лет.И тут...

В 2018 году один добрый человек добавил меня в группу НИИЖТ, которую организовали выпускники нашего ВУЗа . И через некоторое время я, чисто случайно, обнаружила в беседе эту  песню, которую уже не чаяла услышать!!!
 Оказывается , что написана она была аж в 1982 году, а пел ее наш ниижтовский ансамбль "Форум"!  Автор слов и музыки Владимир Чащихин. Я очень обрадовалась и очень удивилась - в 1991 году она идеально вписалась в ситуацию,   "из каждого утюга" звучала, буквально! Я думала, какой-нибудь крутой московский ВИА исполняет, раз по радио гоняют все время, а оказывается, великое - рядом. И все - наше...




(отрывок из книги "Записки ВВС- Вова Вечный Студент" (автор В.Н.Чащихин), глава 21, Первый успех в "городке"):

... «Бесконечная песня» присутствовала в нашем репертуаре практически до самого последнего концерта «Форума» и была мной написана за несколько часов. Прочитав в газете, что в Гондурасе приблизительно три раза в год происходит военный переворот и к власти приходит новый диктатор, я неожиданно записал такой куплет:

 «По какому случаю
В город танки въехали?
Почему на улице народ?
Не волнуйтесь попусту
Просто рано поутру
В стране произошел переворот»

 А далее шел припев:
 
«Я ваш новый президент!
Я избавлю вас от бед!
Я конечно очень вас люблю
Удивлю весь белый свет
И на много-много лет
Я в стране порядок наведу!»

 И на этом я зациклился, слова второго куплета никак не получались до тех пор, пока в моей голове не родилась гениально-ленивая мысль. Зачем писать новые куплеты и припевы? Ведь уже вся песня написана. Куплет пускай исполняют девочки, изображая ликующие народные массы, а припев – по очереди, выталкивая и смещая друг друга, исполнит мужская половина ансамбля, постепенно утрируя текст. Так что, когда очередь доходила до меня - а я изображал генерала, с ярко выраженным псевдоанглийским акцентом (для того, чтобы прикрыть свою потомственную картавость) - текст припева звучал приблизительно так:

 «Я ваш новый пъэзидент
Я испафлю вас отъ бэдъ,
Я конечно ошень вас луплю,
Удавлю вэсь пелый свэт
И на много-много лэт
Я ф стуане поуадок наведу!»

Далее шел куплет с ликующим народом, а после под собственную барабанную дробь вваливался, как ни парадоксально, Витя Гафт, изображающий лицо явно арийской национальности и уже не обращая внимания на музыку орал, брызжа слюной: «Halt! Hende hoch! Schissen! Jhawohl !». После этого Женя Сауленко переводил: «Господин президент сказал, что он вас всех очень любит, и он вам всем покажет, что такое настоящая демократия!»

  Музыкальная кода! Все! Гениально!

А теперь небольшой «скачок» на несколько лет вперед.

19 августа 1991 года, попытка государственного переворота в тогда еще Советском Союзе, «августовский путч».  После бессонной ночи и бесконечного «Лебединого озера» по телевизору (классический балет, символ тех смутных дней), едем семьей на машине в Караканский бор за грибами. Война войной, а грибы ждать не будут. Из всех радиостанций и программ работает только «Микрофорум», откуда мы и черпаем информацию о «потешном» путче. Почему «потешном»? Да все мне сказали дрожащие руки Янаева, крупно показанные по телевизору. И вдруг… Что-то очень знакомое: «По какому случаю, в город танки въехали?…» Песню гоняли несколько дней до «победы сил демократии»..

Гениальная песня! Вечная песня! Бесконечная песня!

А строки из «Песни обывателя» привели в статье об Интернеделе в журнале «Крокодил», наверное, в то время единственном журнале, который читали от корки до корки.

Воодушевленные, полные энтузиазма, наполненные впечатлениями от новых знакомств и открывшихся творческих горизонтов, мы были рады еще и тому, что и нас там заметили и запомнили. Очень важным приобретением стало начало дружбы и творческого сотрудничества - соперничества с «Амиго», ансамблем политической песни НГУ.

Вдохновившись атмосферой Недели солидарности, в том же году я  написал новую «нетленку» - «Чтоб солнце в полнеба». Музыка и слова получились в течение получаса. Песня мгновенно стала очень популярной, возможно, в основном  благодаря доброму посылу, заключенному в ее словах, но и красивая мелодия вкупе с летящим ввысь «хрустальным» голосом Тани Мягковой, безусловно, касались души.

С этой песней тоже связана интересная история. Через несколько лет после ее создания, в1985 году, по завершении одного из концертов -  к нам подбежали шустрые ребятишки и с возмущением потребовали, чтобы мы объявили «настоящих» авторов «Чтоб солнце в полнеба»,  называли какие-то фамилии.

Их версия звучала так: во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок» в 1984 году объявили конкурс на написание Гимна этого замечательного лагеря. И несколько смекалистых и по-своему талантливых мальчишек и девчонок из Западной Сибири сутки сидели и «написали» этот Гимн (слово в слово, нотка к нотке!), и сейчас это официальный Гимн «Орленка». Представляю, какие муки творчества они испытывали!  Молодцы пионеры! Будь готов - всегда готов! Так держать!...


(фото - архив В.Чащихина, ансамбль "Форум", исполняется песня "Чтоб солнце в полнеба": с гитарой - Владимир Чащихин, вокал - Татьяна Мягкова, 80-е гг.)



https://www.youtube.com/watch?v=Ibqx4AL1w0Y  - Чтоб солнце в полнеба

https://www.youtube.com/watch?v=YLbK-c07MZg  - Бесконечная песня