4. 2 Состояние на небесах народов вне церкви

Лариса Болотова
                Отличается ли состояние людей, рождённых вне церкви, после их смерти?

«318. Обыкновенно думают, что люди, рождённые вне церкви и называемые язычниками, не могут быть спасены, потому что у них нет Слова и что, следовательно, они не знают Господа, без которого нет спасения. Но, тем не менее, они могут спастись, и эту истину можно познать уже из того, что милосердие Господне объемлет всех, то есть простирается на каждого человека; что язычники рождаются такими же людьми, как и рождающие внутри церкви, число которых в сравнении с первыми весьма незначительно; и, наконец, из того, что не их вина, если они не знают Господа.

Всякий, кто мыслит по рассудку несколько здравому, может ясно понять, что ни один человек не рождён для ада, ибо Господь есть сама любовь, и любовь его состоит в том, чтобы хотеть спасения каждого человека; вследствие этого им и было предусмотрено, чтоб у каждого человека была хоть какая-нибудь вера (religio), которая приводила бы его к признанию Божественного начала и внутренней жизни, ибо жить по вере значит жить внутренне: тогда человек обращает взоры свои к Божественному началу, а не к миру; он даже тогда удаляется от мира и, следовательно, от жизни мирской, которая есть жизнь внешняя.

                Что первое и главное во всякой вере?

«319. Кто знает, что именно в человеке образует небеса, тот может знать, что язычники точно так же спасутся, как и христиане. Ибо небеса внутри человека; и те, кои носят их в себе, идут после смерти своей на небеса. Иметь в себе небеса, значит признавать Божественное начало, и быть водимому им; первое и главное во всякой вере есть признание Божественного начала: …»

                Чем отличается природная жизнь от духовной?

«… кто ведёт жизнь нравственную ради Божественного начала, тот ведом этим началом, а кто ведёт нравственную жизнь ради людского мнения, тот ведом самим собой. Это будет яснее из следующего примера: кто не делает зла ближнему из того, что это противно вере (религии) и, следовательно, противно Божественному начало, тот воздерживается от зла из духовного побуждения; но кто не делает зла другому единственно из страха закона, из страха потерять доброе имя, честь или выгоду и, следовательно, воздерживается от зла, только ради себя и мира, тот воздерживается от зла из природного побуждения и ведом самим собой;   жизнь этого человека природная, а того – духовна.

 Человек, коего нравственная жизнь духовна, носит небеса в себе самом, но тот, коего нравственная жизнь только природна, не слышит в себе небеса. Это происходит оттого, что небеса наитствуют свыше и раскрывают внутренние начала, а через внутренние начала наитствуют на внешние, меж тем как мир влияет снизу и  раскрывает внешние начала, а не внутренние, ибо нет никакого влияния из мира природного на духовный, но есть влияние, или наитие, из мира духовного на природный; вследствие этого при одном влиянии из мира природного, без принятия в то же время небес, внутренние начала закрываются (дух спит, а тело живёт?). Из этого можно видеть тех, кои приемлют в себе небеса, и тех, кои не приемлют их. Однако ж небеса в одном человеке не подобны небесам в другом человеке: они различаются в каждом по любви к благу и к истине, от сего блага происходящей; любящие благо ради Божественного начала любят и Божественную истину, ибо благо и истина любят себя взаимно и ищут соединения. Вот почему язычники, хотя они и не обретают здесь в подлинных истинах, но в той жизни, по любви своей к ним, приемлют их».

                Влияют ли ложные понятия портив истин веры, составленные человеком при его земной жизни, на его судьбу после смерти?

«321. … язычники, жившие нравственно, в повиновении и послушании, во взаимной благости, согласно понятиям своей меры (веры?) и вследствие того стяжавшие некоторую степень совести, приемлются в той жизни и с особенным тщанием поучаются там ангелами во благах и истинах веры, и что покуда они поучаются, они ведут себя скромно, разумно и мудро, легко принимают истину и проникают ею, ибо они не составили себе против истин веры ложных понятий, которые бы нужно было опровергнуть, ни, тем более, каких-либо нечестивых понятий о Господе, подобно многим из христиан, которые не имеют о Господе другого понятия, кроме как о простом человеке».

                Как выявить, что у человека сложилось ложные понятия? Изучить, как можно больше информации. Сравнить, полученную информацию, выявить общее в ней, сделать синтез ей и сформировать собственные выводы.

                Имеются ли между язычниками мудрые люди?

«322. Между язычниками, как и между христианами, есть мудрые люди и простые …»

 Свёденборг рассказывает, что

 «Ко мне пришёл дух, который был некогда одним из самых мудрых людей и потому известен ныне в учёном мире … предположительно это был Цицерон … относительно мудрости он мне сказал, что нет другой мудрости, кроме относящейся к жизни, и что ничто другое не заслуживает этого названия; о разумении он сказал …, что оно исходит от мудрости; о порядке – что он исходит от Всевышнего Бога, и что жить в порядке значит быть мудрым и разумным; что касается Слова, то когда я прочитал ему несколько строк из пророков, он нашёл в этом величайшее удовольствие, и особенно в том, что каждое имя и каждое слово имеют внутреннее значение, и весьма дивился, что учёные нынешнего времени не находят удовольствия в таком изучение Слова; я видел ясно, что внутренние начала мысли или духа (mentis) его были раскрыты, …»

                На каком языке Свёденборг читал духам Слово? Скорей всего, на том, на котором Слово было написано. Каждое слово, кроме понятия, содержит в себе информационную энергию своего звучания. То же самое относиться  и к мыслям, выраженным в словах.  Именно эту информационную энергию способен воспринимать высший мир духов, а человек способен её передавать, если у него открыты внутренние начала (дух в действии).

                В чём же мудрость, относящаяся к Жизни: НЕТ НИЧЕГО ЦЕННЕЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ, В КАКОМ  БЫ ОНА ВИДЕ  НИ СУЩЕСТВОВАЛА.

326. Большей частью случается, что язычники, поклонявшиеся какому-либо Богу под видом иконы, статуи или какого-нибудь кумира, приводятся в той жизни к некоторым духам, которых они принимают за своих богов или кумиров, с тою целью, чтобы они покинули свои мечтательные понятия (фантазии); после нескольких дней пребывания с этими духами они от них удаляются.  Также и люди, поклонявшиеся другим людям, иногда приводятся к ним или к другим их олицетворениям: например, многие из иудеев приводятся к Аврааму, Иакову, Моисею, Давиду; но когда они замечают, что в них столько же человечности, как и в других людях, и что они не могут получить от них ни какой помощи, тогда они приходят в смущение и отводятся к своим местам, смотря по жизни, которую они вели.

Из всех язычников всего более любят на небесах африканцев, потому что они быстрее всех других принимают благо и истину небесные; они в особенности хотят, чтобы их называли послушными, а не верными: они говорят, что христиане, имея у себя учение о вере, могут называться верными; они же не могут, разве в том случае только, когда они примут это учение или, как они говорят, станут способными принять его.

                Почему так? Может быть, у африканцев ещё не закрыты, при их земной жизни, внутренние начала, и они не погрязли в цивилизации.

Источник информации книга «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 156).