21. 12 О времени и пространстве в Библии

Лариса Болотова
            В заключении Успенский  упоминает «о тех удивительных и полных тайны словах «Апокалипсиса» и «Послания к Эфесянам» апостола Павла, которые поставлены эпитетом к этой книге.

Апокалипсический ангел клянётся, что времени больше не будет. (Апокалипсис,  X, 6.)

Когда?

«Мы не знаем, что хотел сказать автор Апокалипсиса, но мы знаем состояние духа, когда человеческое отношение ко времени изменится. Мы знаем, что именно в этом, в изменении чувства времени выразится начало четвертой стадии психической эволюции, начало перехода к космическому сознанию. 

В этой и подобных ей фразах проскальзывает глубокий философский идеализм, лежащий в основе евангельского учения. Понимание того, что тайна времени есть первая тайна, является первым и непременным последствием идеалистического взгляда на мир.

Что же означала апокалипсическая фраза? То ли именно, что мы теперь можем вложить в неё – или это был просто художественный, риторический образ, случайный удар по клавишам, звучащей до нас через века и тысячелетия таким удивительно сильным и верным тоном мысли? Мы не знаем и никогда не узнаем. Но слова прекрасны. И  мы можем принять их, как символ далёкой и недостижимой истины».

                Что же означают эти слова апокалипсического ангела? Моё понимание, на основе того, что я изучила, таково. Времени земного действительно не будет. Оно перейдёт в пространство четвертого измерения. И это уже происходит. Как? Постепенно время в земном мире увеличивает свою скорость и как бы сворачивается, словно стремится к какому-то центру, через который произойдёт переход в другое измерение. Это можно заметить по росту ногтей и волос.   Если раньше их надо было стричь раз в месяц, то сейчас раз в неделю.

«Слова Апостола Павла ещё более странны, ещё более поразительны своей математической точностью. …

В самом деле, что это может значить?

«Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что – широта и долгота, и глубина, и высота» (Послание к Эфесянам, III, 18.) .

Прежде всего, что значит: постижение, что – широта и долгота, и глубина, и высота? Что это, как не постижение пространства?

Апостол говорит, что «укоренённые и утверждённые в любви, со всеми святыми, вы постигнете, что такое пространство. Почему любовь должна давать постижение пространства?

Что любовь ведёт к святости – это понятно. Любовь в таком смысле, как понимает это слово апостол Павел (глава XIII первого послания к Коринфянам) – это высшая из эмоций, это синтез, слияние всех высших эмоций. Безспорно, она ведёт к святости. Святость это состояние духа, освобождение от двойственности человека, от его вечной дисгармонии души и тела. На языке апостола Павла святость даже немного меньше, чем на нашем настоящем языке. Он называл святыми всех членов своей церкви, святость у него значила праведность, мораль, религиозность. Мы, что это всё только путь к святости. Святость нечто особое, достигнутое. Но всё равно, как не брать на его языке или на нашем – святость это сверхчеловеческое свойство. В области морали это то же самое, что гениальность в области ума. Любовь путь к святости. Это понятно. Высшие, сверхличные эмоции несомненно  переводят сознание на высшую ступень. Это очень высоко, но понятно и после Евангельской притчи – естественно».

                Хочу заметить, что необходимо различать понимание и осознание. Понимают умом физического тела через слова, осознают душой через чувства.  И пока чувство любви не укорениться и не утвердиться в душе человека, осознания не придёт к нему.

«Для нас интересно дальнейшее.

Апостол Павел соединяет со святостью познание. Святые постигают, что – ширина и долгота, и глубина, и высота; и он говорит, что все – через любовь - могут  постигнуть (осознать?)  это вместе с ними. Но что же именно постигнуть? Постигнуть пространство.

Вот это последнее наиболее странно.

Как мог апостол Павел знать и думать, что святость даёт новое понимание пространства? Мы знаем, что она должна давать, но откуда он мог знать?

Никто из его современников не соединял со святостью идеи постижения пространства. Только мы теперь, после Канта, и получив доступ в сокровищницы мысли Востока, понимаем, что переход на новую ступень сознания невозможен без расширения чувства пространства.

Но это ли хотел сказать апостол Павел, этот странный человек – римский чиновник, гонитель первого христианства, ставший его проповедником, философ, мистик, человек «видевший Бога», смелый форматор и моралист для своего времени, боровшийся за «дух» против «буквы», и, конечно, не ответственный за то, что его самого после стали понимать не в «духе», а в «букве»; - это ли хотел сказать он? – Мы не знаем».

                Что же хотел сказать апостол Павел своим словами? Я понимаю так.  Чувство любви пробуждает в человеке чувство единения со всем окружающем. Это означает что широта и долгота, и высота, и глубина всего лишь иллюзия, ориентир в физическом мире. Представьте, что вы окружены белой мглой, в ней нет ни широты, ни долготы, ни высоты, ни глубины. Почему?  Нет начала отсчёта. А если отсчитывать от себя? А здесь возникает самое интересное. Вы и есть само это пространство. 

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 233).