Огородная гвардия

Андрей Бухаров
Война штука скверная...

Однако, есть и такая поговорка: "Кому война, а кому мать родна".

Собственно так оно и было во все времена,  кто то на войне погибал, мирное население теряло все нажитое, а кто то на этом неплохо наживался.

Правда были и редкие исключения....

Одним из таких исключений была Садгора и 193 й  "Садгорский" полк 66 й гвардейской краснознаменной Полтавско - Буковинской учебной мотострелковой дивизии Прикарпатского военного округа, в котором я  прослужил шесть лет (1979-1985).

Садгора появилась на карте Буковины в конце 18 века после очередной победы российской армии над турками и окончательном взятии крепости Хотин.

С турками Российская империя воевала долго и далеко не всегда успешно. Особенно неудачным был Прутский поход Петра первого из которого русская армия вернулась сильно потрепанной, причина той "конфузии" заключалась в логистике, которая не учла "овраги" в виде фуража для коней и харчей для служивых, да и взять все это в небогатых селах Молдавии и Валахии было особо негде, крестьяне едва сводили концы с концами, промышленности не было вовсе, про финансы в турецкой глухомани никто и не заикался, турецкая казна налоги исправно брала, но ничего полезного для местного населения не строила.

Урок неудачного прутского похода был учтен и вывод о том, что местное население, если с приходом армии, жизнь его становится лучше, эту армию с превеликим удовольствием снабжает всем необходимым, особенно если армия за это рассчитывается сполна звонкой монетой, был сделан.

Но где было взять эту самую монету, если в казне ее было не сильно много, а монетный двор, который в Петербурге, находился далеко и производственные мощности у него были не бесконечные. Решать финансовую проблему Молдавии и Валахии, где оперировал "ограниченный контингент" российской армии взялся немец по фамилии Гартенберг.

Материалом для "свободно - конвертируемой валюты" послужили трофейные турецкие пушки захваченные в Хотинской крепости, расположенной в тридцати верстах на берегу Днестра, земля под монетный двор была приобретена за казенный счет неподалеку от Черновцов.

В кратчайший срок, под охраной русского гарнизона, была налажена чеканка монет, которые, для удобства хождения, имели надписи на русском и турецком языках.

Населению региона деньги пришлись по душе, потому как металл в турецких пушках был высокого качества и алчные турецкие мытари за налогами приезжать перестали, поэтому в некогда нищей провинции появился платежеспособный спрос, который быстро стал удовлетворяться промышленной продукцией, производившейся при том же монетном дворе прибывшими с Гартенбергом мастеровыми.

Вскоре промышленный центр стал именоваться Садгорой, по  фамилии его основателя Гартенберга, так как по немецки гартен это сад, а берг - гора.

Вскоре Буковина, на основании мирного договора, отошла к Австрии, однако садгорские монеты с русскими надписями еще долго имели хождение среди местного населения, а промышленный центр Садгора стал развиваться еще интенсивнее, так как произведенные в нем товары шли на рынки как Австрии, так и России.

В советское время Садгора, как и вся Северная Буковина, вошедшая в состав СССР, в виде Черновицкой области Украинской ССР, получила невиданное за всю ее историю развитие, в ней появились такие отрасли как передовая наука, радиоэлектроника, машиностроение, крупная пищевая и деревообрабатывающая промышленности. В 1958 году, одновременно с Донецкой областью, Черновицкая область за высокие показатели в социалистическом строительстве была награждена орденом Ленина. Это позволило буковинцам, даже в самых отдаленных селениях радикально повысить свой жизненный уровень.

"огородная гвардия" - 193 полк, как и вся Советская армия, в свободное от интенсивной боевой подготовки время, регулярно помогал народному хозяйству Садгоры и других предприятий Черновцов.

Вот так российская армия дала импульс в развитии целого региона, а Советская армия, в силу своей классовой сущности обеспечила интенсивное развитие Буковины.