Лермонтов. Часть 3. Стихи из заточения

Наталья Морсова
Лермонтов. Часть 3. Стихи из заточения
К 210-летию М.Ю.Лермонтова.
Продолжение. Отрывки из книги «За маской мятежного «мцыри». 

    Трогательное, романтичное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» родилось в заточении. Восемнадцатого февраля 1837 года Лермонтов, корнет гусарского полка, откликнувшийся на гибель Пушкина стихотворением «Смерть поэта» - «Погиб поэт – невольник чести…», был арестован и заключён под стражу в караульном помещении Главного штаба в Санкт – Петербурге. Тогда ему шёл двадцать третий год.
 
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;…
                Михаил Лермонтов 1837 год

     Родственник поэта - Аким Шан-Гирей, вспоминает, что Михаил Юрьевич девять дней был под арестом, что по приказу царя к нему срочно прислали лекаря проверить: - «не помешан ли он», оказалось – здоров. Николай приказал сделать обыск на квартире у Лермонтова в Царском Селе, а заодно у его друга Станислава Раевского. Их арестовали обоих, Раевского судили, и, как неблагонадёжного, сослали в ссылку в Олонецкую губернию. Шеф жандармов Бенкендорф сообщил императору, что корнет Лермонтов разжалован и направляется на Кавказ. А 27 июля 1841 года он будет убит на дуэли, пережив своего кумира неполные четыре года. Документы по делу о крамольных стихах поэта хранятся в музее института русского языка и литературы в С-Петербурге, тут же хранятся его эполеты, снятые с шинели после дуэли. 
    Смерть Пушкина и поэтический вопль отчаяния Лермонтова взволновали общество. В северной столице, на улицах и в аудиториях громко читали строки: -
 «Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!...»

Начались студенческие волнения, императору докладывали о неповиновении лицеистов. Шли толки: - произошедшее - не случайно, это заговор... Разгорающуюся искру протеста надо срочно погасить. Только своим решением Николая I, без суда, Лермонтова переводят из гвардии в армию и высылают на Кавказ. Надо сказать - царь довольно мягко обошёлся с поэтом; за тяжёлое преступление – обличение властей, своего рода, призыв к восстанию, следует длительное тюремное заключение, а то и казнь. К тому времени в России, а особенно в сознании Николая, ещё не стёрлась память о восстании декабристов 1825 года. Так, пожалуй, впервые в России осознали силу слова. О чём позднее напишет Фёдор Иванович Тютчев: - «Нам не дано предугадать,/Как слово наше отзовётся».
    К арестованному пускали только его камердинера, который приносил обед, завёрнутый в серую бумагу. Так на клочках серой бумаги «с помощью вина, печной сажи и спички» (А.Шан-Гирей) за девять дней заточения родилось три шедевра: «Когда волнуется желтеющая нива», «Узник» и «Молитва».
Стихотворение «Нива» опубликуют в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова», вышедшем в свет в октябре 1840 года в петербургской типографии Ильи Глазунова тиражом в 1000 экземпляров. Поэт в это время служил на Кавказе. Автограф стихотворения хранится в Российской государственной библиотеке. 
    Всего 16 строк «Волнующейся нивы», а сколько страсти, любви к природе, к жизни! Сколько надежды на светлое будущее, - ведь он так молод! Но совсем скоро в его творчество проникнет безжалостный Демон, и беспросветная безнадёжность отразится в его произведениях! Своего «Демона» Лермонтов начал писать в шестнадцать лет, и, по выходу с гауптвахты, отправил произведение в печать, но все оставшиеся годы правил и правил его.
    Всего 16 строк смирения, надежды и любви молодого, но уже битого жизнью поэта, о связи человеческих переживаний с изменчивой природой. Перед читателем открывается благостная картина бытия: - благоухающие нивы, шумящие леса, пышные сады, «малиновая слива», «серебристый ландыш, обрызганный росой», «студёный ключ». И, кажется, - мятежный «мцыри» обретает гармонию с миром, а главное - с собой, и, что ему,  необузданному в страстях, удаётся усмирить душевную тревогу и разгладить «морщины на челе». Но нет - это только кажется. Чувствительная и нежная душа его и в самом деле гармонична с миром природы, но не со своим  окружением. Стихотворение «Нива» взволновало творческих людей, появились произведения живописи и музыки на заданную тему.   
   Лермонтов помышлял переделать высшее общество, да и все порядки в стране, но не знал–как, он искал единомышленников и не находил их; вероятно, этим объясняется его потребность в общении со ссыльными декабристами на Кавказе. Он мечтал принести пользу России, но его не замечали. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранные Лермонтовым из Библии строки более, чем, характеризуют автора «Мцыри», его непокорность, непокладистый и бунтарский характер, желание много сделать и много получить от жизни. «Я мало жил, и жил в плену» – так начинает свою исповедь Мцыри – Лермонтов. Словно доблестный рыцарь дон – Кихот Ламанчский, в одиночку, бился он с ветряными мельницами и проиграл.
Написанная в заточении «Молитва» арестанта звучала так: 

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного…

Нет сомнения - молитва эта за Варвару Лопухину, в которой Михаил Юрьевич питал самые нежные чувства. Лермонтовым написано ещё несколько молитв, среди которых наиболее известная «В минуту жизни трудную».
   Третье стихотворение – «Узник». Из заточения доносились стихотворные стоны арестанта: - 

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу…
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Ну как удержаться от сравнения? Взор невольно обращается к другому узнику судьбы - Александру Пушкину: -

 Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,…

   В лермонтовском «Узнике» ещё некоторая легковесность, озорство и молодость бьют через край. А пушкинская строка – это бездонная глубина страдания! А ведь Пушкин написал своего «Узника» тоже в 23, когда началась его первая высылка из столицы в Бессарабию, где он побывал в тюрьме, пообщался с заключёнными и написал эти пламенные строки.   
    И опять для сравнения: Пушкин всегда хорошо знал, чем закончится произведение, и много работал над текстом. Лермонтов же писал на одном дыхании, как правило, не совсем представляя - куда заведёт поэтическая строка. Примером тому, «тучи небесные, вечные странники», слёту написанное в час прощания с друзьями. Или набросанные в доме друга Вяземского на обрывке бумаги переводы Гёте: «На севере диком стоит одиноко/На голой вершине сосна», тоже в час прощания с друзьями.    
    Высокое слово Лермонтова рождалось из света и дождя, он витал в облаках и слышал перекличку горных вершин, понимал язык говорливого ручейка и ведал тайну горной тропинки. Его мысль произрастала в иных мирах, его уникальный мозг принимал сигналы горнего эфира и облачал их в мантию слова.