Лифт

Виктор Минеев
               
            
                Пьеса в двух действиях



            






 
 






















         


                Действующие лица

Ринат – 24 года.
Настя – 20 лет.
Кирилл – 23 года.
Михаил – 20 лет.
Слесарь – 35 лет.
Лифтёрша – 43 года.





















Действие происходит в большом городе, в течении нескольких часов.












                Действие первое
               
                Сцена первая
(Канун Нового Года. Примерно 10 – 11 часов вечера. Многоэтажный дом большого города. В подъезд входят молодой человек и девушка с тортом в руках)
Ринат – Три минуты и мы на месте.
Настя – А много народу будет?
(Подходят к лифту)
Ринат(делает вызов) – Да все свои: Андрей, Тоня, Вика… Ещё двое придут. Я их не знаю. Друзья Вики. Там, на месте, познакомимся. (приехал лифт. Пропускает вперёд Настю) Заходим!
Кирилл (подходит) – Подождите меня. Спасибо!
(Собираются ехать. Подходит ещё один, слегка выпивший молодой человек)
Миша – Погодите, погодите! (заходит) Вот теперь комплект. А то, чего лифт зря гонять! (разворачиваясь нечаянно толкнул Настю) Пардон, мадмуазель! Извините! С Новым годом вас, люди!
Ринат(нехотя) – С Новым годом!
Кирилл – С новым годом! (Ринату) Вам куда?
Ринат – Нам на пятый.
Кирилл – Мне на девятый. (Мише) А вам?
Миша – На одиннадцатый. (поясняет, показывая на пакет) Друзья за водкой послали. Не хватило. Народу пришло больше, чем ожидали.
Кирилл (больше из вежливости) – Понятно. Едем! (нажимает кнопку пять)





















                Сцена вторая

(Едут молча. На кнопках высвечивается: 3, 4, 5, 6 этаж… Лифт почму – то едет дальше)
Ринат (Кириллу) – Простите, вы какую кнопку нажали?
Кирилл – Пятую.
Ринат – А почему мы дальше едем?
Кирилл – Сам не знаю.
Настя – Ничего страшного. Довезём вас и спустимся назад.
(Высвечиваются цифры 7,8,9,10…)
Кирилл (начинает беспокоиться) – Ерунда какая – то. Поломался, что ли? Я точно помню, нажимал пятый.
Миша – Не переживайте, граждане! Это лифт у нас такой. С причудами. (Кириллу) Да, не нажимайте вы кнопки! Сейчас доедем до последнего этажа и спустимся вниз, кому куда надо.
(Лифт остановился)
Миша – Что я говорил! Четырнадцатый этаж. Нажимайте одиннадцать.
Кирилл (нажимает) – Не едет.
Миша – Отойдите. Сразу видно, что не местные. А я, граждане, в этом лифте провёл, можно сказать, всю свою сознательную жизнь. Сейчас поедем. (нажимает) Не получается. Хорошо! Попробуем по другому. Две кнопки сразу. (поясняет) Я один раз застрял между третьим и четвёртым. Так это сработало. (нажимает) Ни фига! (Кириллу) Вы всё правильно нажали?
Кирилл – Я что, по вашему, никогда в лифтах не ездил?
Миша (улыбаясь) – Не обижайтесь. Сейчас вызовем лифтёра. (нажимает кнопку. Ждёт. Ответа нет. Жмёт ещё раз) Да! Их в обычный день не дозовёшься, а теперь и подавно.
(Жмёт ещё и ещё раз…)
Настя – А тут ещё какой – то номер. Может с сотового позвонить? (достаёт телефон)
Кирилл (достаёт свой) – Бесполезно! Здесь связи нет. Вызывайте лифтёра.
Миша – А я что, по вашему, делаю!
Ринат (подходит к двери) – Может, дверь раздвинем?
Миша – Если у вас руки, как у терминатора, то попробуйте. Но, заранее знаю, что это бесполезно. Мы застряли, судя по всему, между чердаком и последним этажом. Даже если вы откроете двери, в чём я сомневаюсь, то упрётесь в стену.
Настя – Что же делать?
Миша – Ждать. Да где она ходит? (жмёт на кнопку)






                Сцена третья
Лифтёрша – Да!
Миша (обрадовано) – Здравствуйте! С Новым годом, вас!
Лифтёрша – Спасибо. Застряли, что ли?
Миша – Да. На последнем этаже.
Лифтёрша – Угораздило же вас! Ничего не трогайте! Я сейчас.
Миша (поворачиваясь ко всем) – Ну вот, кажется и всё. Сейчас нажмёт что надо и поедем. (смотрит на часы) До Нового года меньше часа осталось.
Лифтёрша – Не получается. Вы там ничего не сломали?
Миша –Обижаете! Мы солидные люди.
Лифтёрша – Тогда нажмите какой либо этаж.
Миша – Уже делали.
Лифтёрша – Понятно. Подождите немного. Я слесаря вызову.
Миша – Поскорее, пожалуйста. Новый год скоро. (всем) Весёлое вышло у нас приключение. Надеюсь, клаустрофобией никто не страдает?
Кирилл (улыбаясь) – Нет. Но торчать здесь совсем не хочется.
Ринат (с усмешкой) – Три дня назад фильм смотрел… «Лифт – убийца» называется…
Миша (перебивает) – Я тоже его видел. Фильм ужасов. Ерунда полная. В нашем случае другое название подойдёт: скажем  «Лифт – дурак». Или «Лифт – раздолбай». Чтобы по русски было.
(Все рассмеялись)
Кирилл – Это точно. У нас всё через одно место устроено. (смотрит на часы) Десять минут прошло… Спросите, делается что ни будь.
(Миша делает вызов. Пауза)
Лифтёрша  - Да!
Миша – Это застрявшие из седьмого дома. Что ни будь делается для нашего освобождения?
Лифтёрша – До слесаря дозвонится не могу. Гудки идут, а трубку никто не берёт… Может, вышел куда? Подождите ещё немного.
Миша – Хорошо! (поворачиваясь ко всем) Слесарь пьян и не придёт.
                Здравствуй, попа, Новый год!
Настя (улыбаясь) – Вы прямо стихами.
Миша – баловался когда – то…
Кирилл (опять смотрит на часы) – Вот незадача! (поясняет) Я на новоселье спешил. Друг мой с семьёй сюда переехал. В аккурат под Новый год.
Миша – А квартира какая? Я тут всех знаю.
Кирилл – Восемьдесят девятая.
Миша – Знаю. Там пенсионеры жили. Дед с бабкой. Где они сейчас?
Кирилл – Переехали в квартиру моего друга.
Миша – Понятно. Обмен с доплатой. Это правильно. Молодым есть где жить, а старикам будет на что жить. (Насте с Ринатом) А вы к кому, если не секрет?
Настя – Не секрет. В сорок седьмую.

Миша  - К Андрею?
Настя – Ну, да. Они с Ринатом на одном заводе работают. Пригласили вместе встретить Новый год. И вот, на тебе… встретили!
Миша – Ну, не расстраивайтесь. (вызывает лифтёршу) Не отзывается…
Ринат – Может, за слесарем пошла? Она же говорила.
Миша – Может быть. (смотрит на часы) двадцать три сорок… (весело) Ну что, братья по несчастью, судя по всему, Новый год нам придётся встречать вместе. И именно здесь.





            
                Сцена четвёртая

Кирилл – Увы, но это факт!
Миша – Ну, а если так, то давайте знакомиться. Михаил.
Кирилл – Кирилл.
Ринат – Я – Ринат. А это Настя.
Миша – Замечательно! Располагайтесь поудобнее, друзья мои. Лифт у нас, слава богу, побольше, чем в других домах.
Кирилл – Всё это замечательно. Но, что мы будем пить? У меня лично ничего нет.
Настя – У нас только торт.
Миша (делает довольное лицо) – Что бы вы делали без меня! (достаёт водку из пакета) Вот оно! Лучшее изобретение Менделеева – русская водка. Не зря меня за нею посылали. (ставит бутылку на пол)
Настя – Я вино люблю… И шампанское.
Миша (разводит руками) – Извините, мадмуазель, благородных напитков не имеем. А посему, все разговоры о культуре пития считаю излишними. И даже вредными.
Ринат – А где мы возьмём стаканы?
Миша (огляделся) – Бумага у кого ни будь есть? Любая.
Кирилл – У меня есть.
(Достаёт из внутреннего кармана несколько печатных листов)
Миша – Это же документы.
Кирилл – Да ерунда! Копии. Забыл выложить дома. Вы их используйте, как надо. У меня на файле они есть. Напечатаю.
Настя – А зачем вам бумага?
Миша – А мы из неё стаканы сделаем. (берёт лист) Сворачиваем кульком… буквами наружу. Зажимаем конец. И вот, «стакан» готов! Прошу вас, Настя, берите. Кстати, друзья, давайте перейдём на «ты». Все согласны?
Ринат – Конечно!
Миша – Ну тогда вот тебе бумага, Ринат. Делай ещё три «стакана». А я пока соображу чем торт резать. Настя, у тебя в сумочке случайно ножика нет? Женщины, насколько я знаю, народ запасливый.
Настя (роется в сумочке) – Ножа нет. Пилочка для ногтей подойдёт?
Миша – Отлично! Давай сюда. Сейчас мы её обработаем… спиртом. (открывает водку и капает на пилочку. Протирает бумагой) Ну, вот ! Ножик готов. Ставим торт на пол, на бумагу. И режем на кусочки. Так… так и вот так! Готово! Стульев нет. Придётся сесть на корточки.
(Все так и делают)






                Сцена пятая

Ринат (смотрит на часы) – Три минуты осталось… По телевизору сейчас президент праздничную речь читает.
Михаил – Не будем жалеть о том, что не услышали. Наверняка одно и то же. «Стаканы» держите.
(Наливает всем)
Настя – Мне чуть – чуть.
Миша – Как скажешь. (поднимает вверх «стакан») Все готовы? Хорошо. Тогда представим себе бой курантов. Бум – бум – бум… Ура!
Кирилл  - Ура! С Новым годом!
Настя – С Новым счастьем! (выпивает. Морщится и закусывает тортом) Никогда ещё в таких условиях Новый год не встречала. Торт… с водкой. Это что – то!
Кирилл – По мне так нормально. Я даже предлагаю сделать новый рецепт: «водка с тортом». Только торт должен быть менее сладким, чем этот.
Миша – Предложение принимается. Между первой и второй промежуток небольшой. Давайте «стаканы».
Ринат – Не части, Миша.
Миша – А что нам ещё тут делать? Ни музыки, ни телевизора… Давайте, давайте! Настя, за что пьём?
Настя – За любовь.
Миша – Отличный тост! За любовь, друзья!





                Действие второе
                Сцена первая

Ринат (закусывая) – Говорят: «как встретишь Новый год…»
Кирилл (перебивает) – Э, Э! Ты поосторожней со словами. Целый год в замкнутом пространстве я не выдержу.
Ринат – Ты просто не пробовал. Возможно, что мы только думаем, будто мир велик. А на самом деле он не больше этого лифта.
Миша – Хватит философствовать! Предлагаю самим себя развлечь.
Настя – Как?
Миша – Я не знаю. Ну… может анекдот рассказать Или истории какие… из своей жизни.
Кирилл – Анекдотов я не знаю. Я их не запоминаю. Лучше пусть каждый о себе расскажет. Неизвестно сколько нам здесь торчать. Так время и проведём.
Миша – Ну, тогда с тебя и начнём. Расскажи кто ты. С какой планеты к нам прилетел и так далее. А я пока налью всем.
Кирилл – А что рассказывать? Мы тут все одного возраста. И биография моя не длиннее вашей. Родился по воле родителей. Садик. Школа. Институт закончил. Теперь работаю в фирме своего отца. Работа скучная. Но куда деваться. Терплю. Не женат. (смотрит на Настю) Не встретил ещё такую же красивую, как Настя.
Настя – Спасибо за комплимент.
Миша – Спасибом, Настя, не отделаешься. Сейчас выпьем и ты нам расскажешь о себе.(наливает ей)
Настя – Хорошо. Только мне немного. Я итак уже почти пьяная.
Миша – Это с двух – то рюмок? Я тебе не верю. (выпивает) Русская женщина… согласно Некрасову… коня на скаку остановит… в избу горящую войдёт и мужика пьяного оттуда вынесет, если надо.
Настя (выпивает и морщится) – Вот, вот… Вам всем, судя по всему, баба – лошадь нужна, а не женщина с интелектом и хорошими манерами.
Миша (засмеялся) – А ты, молодец! Весёлая. Теперь расскажи о себе. Ринат, наверное, про тебя всё знает. А нам с Кириллом будет интересно услышать.
Настя (усмехаясь) –Всё про себя даже я не знаю. Слушайте. Как и все, я закончила школу. Хотела пойти в актрисы – не получилось. Работала продавцом, парикмахером. Недавно окончила курсы секретарей – машинисток. В данный момент временно не работаю. Вот и всё! (Мише) Теперь ты.







                Сцена вторая

Миша – Никаких проблем! Слушайте. Мне пятьдесят лет. У меня семеро детей пять внуков. Работаю я министром финансов. (улыбнулся) Шучу. (все рассмеялись) Мне двадцать лет. Не женат. Работаю в магазине «Спорт – товары» продавцом – консультантом. Что ещё? На компьюторе люблю «зависать». Футбол люблю. Ярый фанат «Спартака». Что ещё? Да всё, пожалуй. Теперь Ринат.
Ринат – У меня вообще всё просто. Отслужил в армии. Работаю на заводе. Учусь на заочном. Всё.
Кирилл – Настя, он всегда такой немногословный?
Настя – Не всегда. Но бывает.
Кирилл – Понятно. А где же наши ангелы спасители, в лице доброго слесаря и лифтёрши.
Михаил (встаёт с корточек) – Сейчас узнаем. (делает вызов)
Лифтёрша – Да!
Миша – Гражданочка, похоже вы о нас забыли.
Лифтёрша – Да не забыла. За слесарем бегала. Его дома нет. Он, как сказали, у кого – то из своих друзей. Это в трёх кварталах отсюда. Я сыну позвонила, чтобы он сходил. Мне нельзя пост покидать. Вдруг ещё кто застрянет.
Миша – Женщина, мы уже два часа в лифте! А вдруг кому нибудь из нас плохо станет, вам же отвечать.
Лифтёрша – Да не пугайте вы меня. Итак настроение паршивое. Первую неделю на новой работе и вот такое. Вы потерпите немного. Сын звонил. Скоро приедет со слесарем.
Михаил – Ладно.
Настя (встаёт) – Ноги отекли. Никогда не любила сидеть на корточках. Ещё со школы. Нас, на уроках физкультуры заставляли «гусиным шагом» ходить.

                Сцена третья

Кирилл – Есть возможность размять ноги. (достаёт телефон) Звонить по нему нельзя, а музыку слушать можно. (включает.) Миша, подвинь «стол» в сторонку. Вот так. Настя, я тебя приглашаю! Ринат, ты не против?
Ринат – Нет.
(Звучит музыка. Кирилл с Настей на очень маленьком пятачке танцуют медленный танец. Ринат ревниво поглядывает в их сторону. Но музыка быстро закончилась)
Кирилл (жмёт на кнопки) – Батарейка сдохла. Как всегда! На самом интересном месте. Давно надо было мобилу поменять. Всё лень.
(Кладёт телефон в карман. Рука промахивается. Телефон падает прямо в торт и слегка обрызгивает Рината)
Ринат (возмущённо) – Ты чего делаешь!
Кирилл – Извини, не хотел.
(Поднимает телефон и очищает от торта)
Ринат – Не хотел… Следить надо за руками.
Настя – Ринат, не заводись из – за ерунды!
Миша – Э, э! А ну – ка успокойтесь! Чего вы в самом деле! Давайте лучше выпьем.
Ринат – Тебе бы только пить. (с усмешкой) Вот уж Россия – матушка! Индусские йёги по двадцать лет сидят без движения. Благодать ищут. А русский выпил и в Нирвану.  Проснулся, глянул на несовершенство мира и опять туда же.
Миша – А ты значит, не из этой страны?
Ринат (вздохнул) – Из этой… к сожалению.
Настя (серьёзно) – Пьют у нас действительно много… Отец у меня пьяница. Да какой там пьяница! Алкаш конченный! В доме ничего ценного не осталось. Всё вытаскал и обменял на водку.
Кирилл – Как же вы с ним живёте?
Настя (горько усмехаясь) – Живём…  Мама моя, сколько раз ей говорила: - «Разведись. На что он тебе?» « Не могу, - говорит, - Он хороший. Слабый только. И мастер на все руки». А он… что заработает, всё пропивает. Святая она! Я бы так не смогла. В детстве всё мечтала: вот вырасту и стану артисткой. Не стала. У артистов свои дети растут. А нам с мамой ещё сестрёнку поднимать надо. Десятый класс заканчивает. Я ещё дура, на работе с начальником поругалась! Он нахамил, а я не стерпела. Послала его куда подальше и заявление на стол. Теперь вот работу ищу.
Ринат – Так вот почему ты меня к себе не приглашала. Отца стеснялась.
Настя – Ну, теперь ты всё знаешь. Закурить бы!
Миша – Нельзя. Задохнёмся.
Настя – Да я понимаю. Налей, Миша. Только чуть –чуть. Хватит! (выпивает) Ох и гадость! Особенно с тортом. А вам, парни, могу дать совет. Мы женщины – это как бы сама природа. Вы там где – то в блаках витаете, чего – то ищете. А у нас всё просто. Мы даём жизнь и должны обеспечить её существование. И партнёра себе выбираем соответственно. Вот так – то, дорогие мои.
Ринат – Не слишком ли прогматично?
Настя – Всё как есть.

























                Сцена четвёртая

Кирилл – Она права, Ринат.
Ринат – А ты откуда знаешь? Ты же не жил этой жизнью. Когда пашешь, как вол, а получаешь копейки. На которые не то что квартиру, одежду приличную не купишь. Ты ведь живёшь на всём готовом.
Кирилл – А ты думаешь это хорошо, жить на всём готовом? Да знаешь ли ты, что такое, когда за тебя решают что тебе есть, во что одеваться, в какой институт поступать!.. Получается, что я как бы и не живу.
Миша – А ты что, ни разу не проявил самостоятельности?
Кирилл – Много раз. Да что толку. Всякий раз они вмешивались и делали всё по своему. На четвёртом курсе бросил институт. Так они поехали, дали денег кому надо и меня восстановили. Теперь работаю под тёплым родительским крылышком.
Миша – Значит не зря говорят : «богатые тоже плачут». Может поменяемся, Кирилл? Как в сказке Марка Твена «Принц и нищий». Ух, как я бы оторвался! (потирает руки)
Кирилл – Уверяю тебя, это очень быстро надоедает.
Миша – Если надоест, то не скоро. Что, что, а погулять я люблю. Я за «Спартак» болею. За своей командой мы с пацанами всю страну объехали. Веселились, как могли.
Ринат – Знаю я это веселье. Пьянки, драки… Судя по твоей, не самой крупной фигуре, ты ведомый. Таких много. По отдельности вы никто. А как соберётесь в стаю…
Миша – В другой раз я бы тебе, за такие слова в горло вцепился. Но ты прав! В прошлом году это было… «Спартак» тогда с «Зенитом» встречался. Обычно фанаты других команд, приезжая в чужой город, от своих не отрываются. А здесь человек шесть пошли в город. Мы выследили их и за ними. Загнали во двор и стали бить. Нас немногим больше было, но мы были у себя дома, а потому дрались как черти. Против меня и ещё одного моего приятеля оказался какой – то худосочный очкарик. Как он в их компанию попал и зачем неизвестно. Мой товарищ стукнул его раз – другой, А он ничем не ответил. Встал у стены, съёжился весь и тихо постанывает, как собачонка. Товарищ от этого ещё больше звереет. Ну и я, чтобы не отставать от стаи, тоже приложился по хиляку пару раз. Бью его, а на душе скверно, как никогда. Хорошо милиция приехала, вспугнула нас. А то бы и до беды недалеко.
Настя – А дальше что?
Миша – Ушёл я от своих. Понял, что толпа всегда не права. В толпе только скотом и можешь быть. Куда вожак направит, туда и бежишь. Не по мне всё это. Сам хочу свою жизнь устраивать. И сам за неё отвечать.
(Пауза. Вдруг лифт тронулся и пошёл вниз)



                Сцена пятая

Кирилл – Слава богу, починили!
(Лифт встал на первом этаже. Открывается дверь. На площадке слесарь. Он в приличном подпитии)
Слесарь – С Новым годом, люди! Долго сидели? (видит пустую бутылку и недоеденный торт) Вижу, что долго. Кнопка заблокировалась. Я починил. Тут делов – то на пять минут.
Ринат – Эти пять минут обошлись нам… (смотрит на часы) в три с лишним часа затворничества.
Слесарь – Не ругайтесь, люди. Сегодня Новый год. Сегодня грех обижаться. Вам на какой этаж надо? Сейчас довезу.
Миша – Ну, уж нет. Я лучше пешком.
Настя – И мы.
Кирилл – А знаете что, друзья! У меня есть предложение. Пойдёмте в какой ни будь ресторан. Посидим по человечески.
Настя (мнётся) – Можно, конечно. Но у нас с собой денег нет.
Кирилл – Это не проблема. Вы забыли, что я сын богатых родителей. Пошли! Я угощаю.
Миша – Я за. Ринат, ты идёшь?
Ринат – Да.
Миша (Подходит к слесарю, достаёт вторую бутылку водки) – Держи, дядя. В благодарность за избавление.
Слесарь (обалдело) – Спасибо! Спасибо вам, мужики!.. С Новым годом вас!
(Молодые люди смеясь уходят)

                Занавес