В родном городе

Зоя Воронина
Воронина Зоя.

                В родном городе.
Волей судьбы меня забросило на юг Кузбасса в молодые годы и вот уже чуть не полвека я здесь обитаю. Но свой родной город не забываю, ведь там остались все мои родные, все друзья и одноклассники. Правда, за то время, что я не живу там, их ряды уменьшились и на много. Кто-то из них покинул данный город и уехал искать лучшие места. Кого занесло в столицу нашей Родины, кто-то оказался в Петербурге, а есть и такие, кто поселился в Калининграде. Даже на востоке есть наши однокурсницы и в Казахстане они оставили свой след. По всей стране их разметало. Общаемся, но редко и то благодаря интернету. Но много уже и таких, которые покинули нашу бренную Землю, переселившись в Мир иной. И каждый раз, когда до меня доходят слухи, что кого-то из наших не стало, комок подступает к горлу от жалости и невольно выступают слёзы на глазах. Как короток человеческий век! Давно ли ты был ребёнком, а вот уже стоишь у грани вечности, через которую в любой момент можешь перешагнуть.
В последние пять лет, так получилось, что я не появлялась в родном городе. А в период золотой осени прошлого года пришлось посетить родную пристань, которая находится на севере нашей области. Ехали на легковой машине с дочкой и зятем. И всегда, когда только въезжаем в город, отмечаю все изменения, происшедшие в городе зато время, когда меня в нём не было. Интересно же смотреть на то, как меняется город со временем! Но больше всего я люблю ходить по городу пешком. Не торопясь, внимательно рассматривая всё. И вот иду я по городу в очередной раз, глазею по сторонам и не замечаю прохожих. В это время мои мысли далеко от встречных мне людей. Вдруг слышу:
-Привет! Что зазналась, уже знакомых не узнаёшь?
От неожиданности вздрогнула и остановилась. Передо мной стоит сухонькая, небольшого роста, старушка. Волосы её стали совсем белыми от седины. Глаза потускнели, лицо избороздили морщины. Её голова неестественно повёрнутая в бок. Я смотрю на эту женщину и ни как не могу вспомнить, кто передо мной стоит? Лицо, вроде, знакомо, кого-то мне напоминает оно, но кого? Постояв так в недоумении, уже собралась говорить то, что первой в голову придёт. Но моя старушка меня опередила.
-Понимаю. Меня сейчас мало кто признаёт. Годы изменили сильно меня до неузнаваемости. А ведь я такой не была. Помнишь, подружку у твоего брата в школьные годы? Так это я.
И тут только до меня дошло, кто передо мной стоит. У меня было пять братьев и все они младше меня. Один из них был самый шустрый, весёлый и озорной. Девчата к нему липли, как мухи. После службы в армии, он встречался с одной девицей. Красивая она была, как картинка. Густые волосы спускались плавной волной до плеч. Карие глаза обрамляли густые, чёрные ресницы. На щёчках ямочки. Губки словно переспевшая малина. Девушка эта всегда весёлая была. Брат мой втрескался в неё по уши. Но что-то у них пошло не так, пришлось расстаться им. Помню, как брат сильно переживал из-за этого. Весь почернел с горя. Ни на кого долго не смотрел. Я имею в виду, девчат. Только спустя несколько лет он пришёл в себя, остепенился и, даже, завёл семью. И как раз это выпало на девяностые года прошлого столетия. Советский Союз распался. В стране творился настоящий кавардак. Даже столица нашей Родины бурлила, как растревоженный улей. В городах глубинки было немного тише, но тоже не лучше. Всюду подняли голову преступные элементы. В нашем городе, хоть он и маленький, действовали две шайки. И каждая старалась подмять под себя всё, стать лидером. Вот с одним из этих бандитов и познакомилась Лаура, девушка необычайной красоты, в которую был влюблён мой младший брат. На лбу ведь у парней не написано, кто он такой, разбойник или честный человек. С виду он был очень симпатичный, вежливый такой и привлекательный. Влюбиться в такого вполне можно. Не помню точно имя этого бандита, но только по городу ходили слухи, что этот молодой человек стоял во главе шайки разбойников и что они обездоленных и бедных не трогали, боролись с несправедливостью и злом в нашем городе. И был этот молодой человек необычайно красив, стройный и высокий. Да к тому же, очень богат.
 С Лаурой они встречались не долго и собирались создать семью, новую ячейку нового общества, так сказать. Пара была необычайно красива и многие, кто их знал, желали им счастья. Девушка была очарована своим избранником, стелилась в буквальном смысле перед ним, сдувала с него пылинки. И всё у них было отлично. Они уже готовились к свадьбе, как случилось непредвиденное. У жениха умирает близкий человек. И в день похорон, когда у могилы были почти все члены данной шайки и когда уже произнесена была пламенная речь у гроба покойного, раздалась пулемётная очередь. Это тайно появились члены другой шайки на кладбище. Ни кто не ожидал их здесь увидеть. А они воспользовались случаем и решили таким образом перехватить власть в свои руки. Большая часть бандитов была уложена у гроба покойного. И среди них был главарь данной шайки, жених Лауры.
Сама девушка в этот раз не пострадала, только перепугалась страшно. Долго она не могла прийти в себя, всё перед глазами её стояла страшная картина, что она вдела на кладбище. Наконец она решила поехать в деревню, что бы немного отвлечься от этого кошмара. В деревне той у неё проживали родственники по материнской линии. Они приняли девушку хорошо, устроили на работу даже, в местную библиотеку. Постепенно Лаура забывать стала этот кошмар. Познакомилась с местным парнем. Правда, парень этот был уже женат и успел порвать с женой, развестись, но клеймо женатика имел. Парень был хорош собой, но  любил выпить и был страшно ревнив, особенно, когда выпьет. К каждому столбу свою жену ревновал, проходу ни какого ей не давал. Это и было основной причиной развода. Однако, оставшись один, он понял, что лишняя ревность ни к чему хорошему не приведёт и решил начать всё с нуля. Как раз в деревне этой появилась столь симпатичная особа по имени Лаура.
Молодые люди познакомились и вскоре стали жить вместе. В законный брак они не ступили, решили вначале попробовать жить в гражданском браке. Первое время у молодых было всё отлично. Но потом у спутника Лауры стали закрадываться сомнения на счет того, что не вертит ли хвостом она перед деревенскими мужиками? Уж больно часто стали ходить в библиотеку люди мужского пола за книгами, хотя прежде за ними этого не наблюдалось. И вот один раз, напившись до безумия, решил выяснить раз и на всегда, верна ли его спутница ему и не изменяет ли с кем из деревенских?
Лаура вернулась с работы уставшей. Принялась готовить ужин, а тут появился разъярённый супруг. Прямо с порога он закричал:
-Признавайся, где шлялась так долго?
-Яша, ты что? Где я могла быть ещё, кроме библиотеки?
-Врёшь!!!
И тут поехало. Слово за слово, дошло до того, что ревность супруга зашкалила и он схватился за нож. Действие происходило на кухне. Лаура чистила картошку. Не помня себя от ярости, Яков полоснул свою спутницу жизни по горлу. Лаура упала прямо у печки. Ревнивец, видя всё это, напугался не на шутку, кинулся бежать. А в это время тётя девушки шла мимо дома, в котором проживали молодые, и решила зайти к ним в гости, узнать, как у них идут дела и что новенького произошло за это время? Подойдя вплотную к дому, тётя увидела, как оттуда выскочил с перекошенным лицом Яков. В руке он держал нож, перепачканный кровью. Мужчина не заметил гостью, проскочил мимо, чуть не сбив её с ног. Тётя Лауры сразу поняла, что тут что-то не чисто. Она быстро влетела в дом. Ноги её сразу же привели на кухню. И там женщина увидела свою племянницу в луже крови. Она стала звонить в скорую помощь. Дозвонившись, закричала:
-Скорей, приезжайте немедленно! Человек с перерезанным горлом умирает!
Им повезло. Деревня их стояла на окраине города и дорога в деревню была в отличном состоянии. Скорая помощь посещала часто данную местность и не было случая, что бы врачи скорой помощи не оказали кому-то помощь. И на этот раз они приехали быстро. Лауру увезли. Девушке удалось выжить.
После больницы она вернулась к родителям и запила с горя. Что только с ней не делали родители! Опомнилась девушка только тогда, когда её родная мать не слегла от страшной болезни. У ней признали рак желудка. Болезнь была запущена и ни какое лечение уже не помогало. Через два месяца мать Лауры умерла. А следом за ней ушёл из жизни отец. Он не вынес тяготы жизни, покончил собой.
 Девушка сразу постарела. Она уже не была той красавицей, по которой сходили с ума парни и мужчины. Так потихоньку она дожила до наших дней. Но спутника жизни она всё же нашла себе.
Я стояла рядом, смотрела на Лауру и не могла поверить, что это она. Кое что я о ней уже слышала, Земля слухом пользуется.  Но всю историю о ней я не знала. Наконец опомнилась:
-Лаура? Ты ли это? И что случилось с тобой?
-Зайдём ко мне в гости. Я тут живу. - и она показала мне на дом, у которого мы стояли. - Там ни кто нам мешать не станет. В доме у меня ни кого нет. Я опять живу в нём одна.
Мне спешить было некуда и я согласилась зайти. Дом был небольшой, аккуратный. Внутри так же всё чистенько, хоть и бедновато. Мебель стояла не новая, видно, от родителей ещё досталась.
-Проходи на кухню, чайку попьём.
Я прошла и села у входа. Лаура включила чайник и стала суетиться, собирать на стол.
-Да ты не спеши. Лучше расскажи, как живёшь? Я слышала, что не везло тебе в жизни. А сейчас всё наладилось? Замужем была? Дети есть у тебя?
-Да какой там! Что со мной в деревне произошло, знаешь?
-Слышала краем уха.
Вернулась я в город, ну и сорвалась, запила по-страшному. А тут мать умирает, а за ней буквально через месяц и отец следом. Вот тогда я и опомнилась, думаю, что творю? Родителей своей пьянкой в гроб вогнала! А тут родной брат освободился из зоны. Надо было за ним следить. Он же у нас как покатился по наклонной линии, так остановиться всё не может. Только из мест столь не отдалённых вернётся, не успеет отдохнуть как следует, снова погорит на чём-нибудь. Опят в тюрягу загремит. Беда прямо с ним! Родители переживали всё время за него, а тут ещё и я добавила им горя. Вот они и не вынесли всего этого. И в этот раз брат не задержался на свободе долго. Через пять месяцев отправился на нары. Но тут мне счастье улыбнулось. Встретила я хорошего мужчину и стали мы с ним отлично жить. Замуж вышла. Но только мы в ЗАГС не пошли, так жили. У него дом свой имелся, а жены не было. Ушла она от него к другому. Он пожил немного один и тут мы с ним встретилась. Поговорили немного и решили жить вместе. Я от него сразу забеременела. Ребёнок родился и после декретного отпуска я с работы ушла. Он работал, а я ребёнка воспитывала. Сын у меня родился слабеньким. Его в садик решили не отдавать, следить за его здоровьем сами стали. Так я стала домохозяйкой. Прожили мы с тем мужчиной долго.
 Сын в армию ушёл служить, да там и остался. Не захотел после службы домой возвращаться. К тому же, муж мой после того, как в армию сын ушёл, погиб. Он в свободное время на рыбалку всё ходил. И летом, и зимой. Один раз, где-то в начале декабря, отправились четверо мужиков на речку. И мой с ними. Лёд не окреп ещё сильно. Так получилось, что машина с горе рыбаками ушла под воду вместе с ними. Один из них только выбрался. Долго болел. Думали всё, отрыбачился. Но он живучим оказался. Через некоторое время оклемался. А мне в очередной раз не повезло. На похороны сын приезжал и сообщил, что домой не вернётся. Армейская жизнь ему нравится и он мечтает стать военным. Я, конечно, расстроилась, но отговаривать его не стала. У нас ведь в городе предприятия, которые работали при Советской власти, давно распались. На что уж спиртзавод был крепкий и тот закрылся. Не стало в городе мясокомбината, маслозавода, трикотажной фабрики, завода металлоизделий, лесозавода и многих других. Где работать людям? Потому и не стала сыну перечить. Там хоть работа опасная, но она есть и всегда будет. Врагов у нашей страны полно. Многие страны мечтают завладеть нашими ресурсами, нашими землями. Рубежи нашей Родины надо зорко охранять.
Проводила я сына на службу. И тут зашевелились родственники погибшего мужа. Стали из дома меня выживать. Брак-то у нас был не оформлен на бумаге. Сына при рождении я и то на свою фамилию записала. Дом этот принадлежал мужу до того, как мы с ним стали жить. Так что, выходит, мы ни каких прав на этот дом не имеем. Его первая жена и то больше прав имеет, чем я. Муж с ней так и не расторгнул брак. А я всегда его родственникам не нравилась почему-то. А в чём тут причина, меня это не волновало. И бороться за дом я не стала. Собрала свои вещи и перевезла их в родительский дом. То есть, сюда. Мы с братом тут прописаны. Ты пей чай, пей, а то он совсем остыл.
Я слушала это повествование и мне искренне было жаль Лауру.
-А твой сын в каком месте сейчас служит?
-Он сейчас воюет с украинскими фашистами. Возвращаться домой и не думает. Говорит, что там его друзья, там его дом.
Я смотрела на эту женщину и думала: - сколько горя ей пережить досталось! Если бы она с моим братом стала бы жить, возможно, жизнь другая у неё была бы. Неужели в конце своего жизненного пути ей не суждено пожить спокойно?
Возвращалась я с прогулке по городу в плохом настроении. Родной город уже меня не радовал.