К искусству покаяния. Как правильно каяться

Александр Бурьяк
  В качестве одной из нехороших тонких особенностей российского
менталитета можно подозревать повышенную наклонность переклады-
вать вину на других. В твоих неприятностях и бедах, как правило,
частью виноват ты сам, частью виноваты другие. Можно концентриро-
ваться на первом, а можно на втором. Выгода концентрации на пер-
вом: менять что-то в себе -- это, как правило, в конечном счёте
много легче, чем менять что-то в ком-то другом, и это вдобавок не
связано с агрессией (люди ведь, как правило, меняться не хотят,
приходится заставлять их). К тому же это силивает тебя на всякие
будущие случаи. Зато считать других виноватыми в твоих бедах и
неприятностях -- это непосредственно приятнее: радость случается
здесь и сейчас. Вдобавок, бывает, можно с удовольствием накосты-
лять этим виноватым другим -- если не отравлять себя размышления-
ми о вероятных дальних нехороших последствиях твоей расправы.
  Правильное покаяние -- это не признание своей неполноценности,
а акт усиления себя через устранение каких-то слабых мест в своих
представлениях, своей самоорганизации. Это развивательная работа
над собой, которая идёт тебе на пользу всегда. И брать на себя
надо ведь не ВСЮ вину, а только СВОЮ ДОЛЮ вины. Если берёшь на
себя всю вину, то не оставляешь другой стороне возможности тоже
усилиться через выявление и устранение у неё каких-то слабостей,
а это не доброжелательно, не вежливо и чревато конфликтами.
  Публичность покаяния -- это подача хорошего примера другим и в
общем-то демонстрация своей способности к развитию, то есть, в
конечном счёте и своей силы.
  Покаяться, даже публично, -- отнюдь не означает наложить на се-
бя моральное обязательство компенсации другой стороне каких-то её
потерь и переживаний. Поскольку другая сторона тоже каким-то об-
разом в них виновата и поскольку измерение вины -- дело тёмное,
то, как правило, попытка определения, кто кому что должен, --
абсурдная.
  Если в твоих не совсем правильных действиях не со-виновна дру-
гая сторона, значит, со-виновны обстоятельства. А их формировал
наверняка много кто. Вот пусть потерпевшей стороне много кто и
компенсирует пережитое и потерянное. Она, кстати, наверняка тоже
есть часть коллективного виноватого [вот пусть и компенсирует
сама себе, пусть и не всё целиком].
  Виноватый -- это всегда также и жертва: жертва обстоятельств.
Возможно, настолько жертва, что даже надо бы компенсировать ему
его преступление. Он ведь тоже пострадавший, причём дважды: сна-
чала как жертва обстоятельств, совершившая из-за них нехорошие
действия, потом как жертва примитивного неадекватного преследо-
вания за эти действияе, совершённые под принуждением обстоя-
тельств.
  В раннем христианстве, похоже, имело место глубокое понимание
вот этого самого. Иисус: "Не судите да не судимы будете"; "Кто
сам без греха, пусть первым бросит в неё камень".
  Если от своих ошибок пострадал в первую очередь (а то даже ис-
ключительно) ты сам, тем более следует каяться, только умеренно,
без фанатизма. Для полноты картины следует указать (или хотя бы
намекнуть, но определённо), что другие -- в общем-то не лучше
тебя, а если они вдобавок ещё и не каялись, то они определённо
хуже даже тебя [хотя куда уж более], то есть ты на их фоне --
похоже, не просто лучший, а в некотором смысле даже образцовый,
заслуживающий особо бережного отношения.
  Не надо каяться МНОГО. Не надо каяться СТРАСТНО. Кайся лишь
иногда (но не слишком редко). Делай это чётко, без виляний, но
мимоходом, без особой концентрации внимания, В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ.
  И не надо излишней определённости (она -- от наивности). Говори
приблизительно так: наверняка мы тоже кое в чём виноваты (ну, или
"я тоже виноват"); кто виноват больше, а кто меньше -- разбирать-
ся очень сложно, да и некогда.
  Человек стремящися выглядеть совершенно "чистым", подозрителен:
он либо дурак, либо обманщик, потакающий дуракам, либо подлец,
любящий перекладывать вину на других.
  В среде, в которой заведено признавать свои ошибки, это даётся
легко, не драматизируется, не вызывает чьих-то торжествующих кри-
ков "Ага!!! Ты признался!!!". В такой среде частоватые, долгова-
тые и слишком подробные признания в ошибках скорее немного разд-
ражают и вызывают желание поскрее перейти к следующему пункту
повестки. Если кто-то, тем не менее, зловеще скажет, к примеру:
"Частовато вы стали ошибаться, товарищ Берия!", надо отвечать
спокойнейше: "Это, наверное, потому что пошли более сложные дела,
товарищ Сталин!".