Немного про музыку

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Немного про музыку

      Насколько можно понять людей, одни из них ищут расслабляющего
    действия музыки, другие -- возбуждающего, третьи -- одуряющего.
    Кстати, в отношении алкоголя ведь то же самое. Лично я тяготею
    ко второму типу людей, но не очень: могу не слушать музыки меся-
    цами (правда, иногда при этом что-то чуть-чуть пою). Я ценю и
    соответственно поддерживаю свою способность обходиться без музы-
    ки. Может быть, я в этом не прав, но я пока что считаю, что
    прав.
      Действие музыки на человеческий организм, наверное, сродни
    действию некоторых принимаемых внутрь веществ типа кофеина или
    чего-то худшего. То есть, оно обусловлено какой-то дыркой в сис-
    темах защиты организма, эволюционно не предусмотрено. Люди поль-
    зуются этой дыркой -- и наверняка не всегда правильно (совсем
    правильно у них ведь редко что получается вообще).
      Возможно, более-менее правильное пользование музыкальной дыркой
    даёт индивиду конкурентное преимущество (через уместное использо-
    вание возбуждений и/или успокоений) и может включить эту дырку в
    число "признаков", шлифуемых естественным отбором.
      Слабость влечения к музыке -- это, полагаю, хороший признак, а
    не дурной.
      В отличие от алкоголя, возбуждение и расслабление происходит не
    от одной и той же музыки, а от разной. Не думаю, то кто-то "заво-
    дит" себя, скажем, "Лунной сонатой" Бетховена. "Танцем маленьких
    лебедей" Чайковского -- ещё куда ни шло.
      Слушать музыку в фоновом режиме параллельно с умственной рабо-
    той я не могу: музыка мне мешает. А некоторые ж слушают. Правда,
    и умственная работа у них, наверное, получается при этом так се-
    бе.
      Поскольку у меня от музыки получается только возбуждение, а
    успокоение не получается, то мне нравятся марши и мелодии, под-
    ходящие для быстрого танца, а также всё, что на них похоже.
      Под возбуждающую музыку мне легче делается гимнастика. Вдобавок
    я люблю энергично танцевать, что эквивалентно гимнастике. Возбуж-
    дение от музыки помогает мне преодолевать лень (я, конечно, ценю
    свою лень, но иногда ведь приходится её всё же преодолевать).
      Если реже слушать музыку, она возбуждает сильнее.
      Частое сильное возбуждение -- это для психики вряд ли хорошо.
    Если "заводить" себя, пусть даже музыкой, каждый божий день, бо-
    юсь, это добром не заканчивается. Как и обильное потребление ко-
    феина.

                *  *  *

      Про одурение от музыки. Сам я музыкой не одуряюсь, но подозре-
    ваю, что похожее состояние у меня наступает, когда утрачиваю
    бдительность в интернете и обчитываюсь всякой псевдополезной че-
    пухой: внимание рассредоточено, мыслительный процесс подавлен.
      Насколько видать (и слыхать) со стороны, есть три разновиднос-
    ти мызыки, используемой для одурения:
      - очень громкая музыка с обилием ударных звуков: hard rock и
        т. п.;
      - не очень громкая ритмовая музыка с крайне примитивной мелоди-
        ей и убогим вокалом, в котором основное -- это многократное
        повторение глупых фраз или просто каких-то звуков;
      - rap: нервный речитатив с намёком на примитивную мелодию и
        глупым и в дурном смысле "молодёжным" текстом, претендующим
        на некоторую концептуальность.

                *  *  *

      Быть большим знатоком музыки и всякого околомузыкального, не
    являясь профессионалом в этой области (= не зарабатывая этим на
    жизнь), -- такое нам незачем, потому что зря отнимает ресурсы,
    ослабляет, сокращает возможности. Знать лучше немногое, но сущес-
    твенное: не перегружать своей памяти частностями. Я к этому и
    стремлюсь.

                *  *  *

      Для восприятия музыки существенны немузыкальные ассоциации. Я
    уверен, что мне, к примеру, нравятся грузинские мелодии отчасти
    потому, что за ними -- моя любимая Грузия и мои любимые (ну, в
    хорошем смысле) грузины. Правда, и Грузия с её грузинами отчасти
    любима потому, что там, среди прочего, -- грузинские мелодии.
      То же у меня с греческими мелодиями, итальянскими мелодиями,
    арабскими мелодиями, тюркскими мелодиями и т. п. На земле есть
    множество прекрасных мест, прекрасных и довольно особенных куль-
    тур и в целом милейших народов (ну, когда они в мирном состоя-
    нии, да продлится оно вечно). Эстет наслаждается ими, в том числе
    через их музыку.

                *  *  *

      Народ в своей основной массе хорошо воспринимает песенную,
    танцевальную и маршевую музыку, а симфонии, оперы, "балеты" и
    "концерты" -- нет, не воспринимает. Оперетты -- ещё куда ни
    шло, если музыка в них хорошего песенного и танцевального ка-
    чества. А из композиторов ведь музыка ПРЁТ, как из меня тексты.
    А обеспечивать всей прущейся музыке высокое мелодийное качество
    малых форм -- песен, танцев и маршей -- во-первых, композитор не
    в состоянии (большие удачи в мелодиях случаются редко), в во-вто-
    рых, не имеет психической потребности, потому что лично ему под-
    ходит несколько ДРУГАЯ музыка: такая, какая обычно в симфониях и
    т. п.
      "Классическая" музыка "больших форм" создаётся для небольшого
    количества людей, у которых психика в аспекте музыкальной чувст-
    вительности -- такая же, как у композиторов. Эти человеки почему-
    то считают себя лучшими, избранными, а не всего лишь повышенно
    зависимыми от звуков, то есть, более уязвимыми, слабыми. Считает-
    ся что если ты "не понимаешь" "классической" музыки -- ты в куль-
    турном отношении "низший". Претенциозно уже само название её:
    КЛАССИЧЕСКАЯ.
      Думаю, этот захват "классиками" тёплого места под солнцем слу-
    чился в XVIII веке и обусловливался повышенной чувствительностью
    к музыке генетически вырождавшегося класса европейских аристокра-
    тов. Эта повышенная чувствительность к музыке была одним из про-
    явлений ВЫРОЖДЕНИЯ, а не душевного превосходства. Аристократы с
    монархами в основном посходили с европейской исторической сцены,
    а музыкальные "классики" своё место, тем не менее, удержали, по-
    тому что у новых правящих классов был пиетет к прежним правщим
    классам и была наклонность подражать им. Вдобавок "классиков"
    сберегали на всякий случай: вдруг те действительно особо значи-
    мые, а если таковыми не кажутся, то единственно из-за неполно-
    ценности оценивающих их.
      Культурные люди, стремящиеся выглядеть "высшими", склонны де-
    лать вид, что они "понимают" "классическую" музыку. Они честно
    пытаются воспринимать её и утверждают, что она им вполне "захо-
    дит", но на концерты всё же особо не рвутся и дома себе Моцартов
    не крутят.
      "Классическая" музыка -- европейский феномен. У по-своему осо-
    бо культурных неевропейских народов (индусов, китайцев, иранцев,
    арабов и др.) ничего своего такого же типа не было, а то, что
    имеется теперь, заимствовано у европейцев и большой популярностью
    не пользуется.

                *  *  *

      Классификация крупных "музыкальных форм" понятная: под "балет"
    танцуют, под "оперу" поют, симфонию просто играют и т. д. Слож-
    ность -- с "малыми формами". Трудновато уразуметь, чем различают-
    ся фуга, соната, прелюдия, пьеса и т. п.

                *  *  *

      Музыкальная дефективность молодёжи -- отчасти следствие плохой
    постановки музыкального образования в школе. При хорошей поста-
    новке музыкального образования молодёжь приобретала бы сильный
    вкус к хорошей музыке и чёткое представление о том, что бывает
    музыка дегенератская, деструктивная.

                *  *  *

      "Турецкий марш" Моцарта. Всё в нём прекрасное, сильное, образ-
    цовое, вот только причём здесь марши и турки? Под такую музыку
    даже по сцене маршировать затруднительно. Или же австриец Моцарт
    -- а австрийцы немало воевали в те времена с турками -- подразу-
    мевал, что надо ЗАСТАВЛЯТЬ турок маршировать под весёленький
    "Турецкий марш", а самим смеяться при этом?
      Стилизацией под турецкую музыку я бы этот "Турецкий марш" не
    назвал тоже. Наверное, Моцарту слушать турецкую музыку (хотя бы
    янычарскую) особо не доводилось. А жаль: уж он-то настилизировал
    бы блистательно.
      Вот "Лунная соната" Бетховена -- другое дело: медленная "психо-
    делическая", почти похоронная музыка, которая наверняка действи-
    тельно хорошо воспринимается по ночам при лунном свете, если со-
    седи не стучат тебе в стенку.

                *  *  *

      "Танец рыцарей" Рахманинова -- по-моему, убожество: настоящая
    "рыцарская" музыка -- у Баха, органная. Орган сильнейше ассоцииру-
    ется с готикой, готика -- с рыцарями, Бах -- с органом.
      В то, что у Баха рыцарская музыка, я был ткнут в Буйоне, на му-
    зифицированном экранном представлении, посвящённом Годфриду Буль-
    онскому -- первому королю взятого ("освобождённого") крестоносца-
    ми Иерусалима. С этого представления я вышел потрясённым поклон-
    ником Баха и обожателем Средневековья. Чуть позже я и в Иерусалим
    съездил, и написал книжку "Средневековые символы в культуре Запа-
    да".
      Посещал я и такое ставшее для меня особенным место, как церковь
    Святого Фомы в Лейпциге, построенной в основном около 1212 г. В
    этой церкви великий Бах работал скромным руководителем хора и при-
    касался к рыцарскому, к средневековому.
      Подозреваюаю, что в Буйоне, через музыку Баха, мне РАСКРЫЛОСЬ:
    за то, что я там добросовестно и неслабо потрепетал, на меня ни-
    зошла благодать "астрального" доступа к средневековому. Я стал
    человеком, который немножко оттуда. Я стал частично принадлежать
    Средневековью. По такому случаю я даже купил себе потом в Кракове
    огромный полутораручный меч, чтобы было чем махать во время при-
    ступов средневековости. В квартире махать приходилось осторожно,
    чтобы не сокрушить мебели и люстры. А таскаться с мечом в лес бы-
    ло сложновато, потому что меч таки большой.