В гостях у Пушкина

Юрий Баранов
 После южной ссылки Пушкин оказался в северной.
Поэт сидел за столом с пером в руках. К окну прильнула   сердцевина   русской зимы, двор был завален сугробами, Александр Сергеевич только что написал в черновике очередную строфу к поэме Евгений Онегин;

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Но вдруг послышался звон колокольчика, и в следующий миг в раскрытые ворота  барской усадьбы   влетела ямская тройка.  Кони  по грудь увязли в глубоком снегу и остановились. Несколько долгих секунд Александр безотрывно смотрел в окно, сердце его замерло от счастья. Он сорвался с места, и в одной рубашке выбежал на крыльцо.   Из  саней  соскочили два  его давних друга,  Иван Пущин и Алексей Осипов, в обметанных инеем и снегом шубах они  шли ему навстречу

-Большой Жанно*, Алеша, как я рад вас видеть, - сияющим от радости лицом Пушкин обнимал своих   друзей,  они обнимали его.
Иван Пущин привез в ссылку своему лицейскому другу, рукопись комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» а по пути  из Пскова, в Острове,  ночью, взял три бутылки клико. В доме к гостям подошла радостная  Арина Родионовна,  ей было несложно догадаться, что это  друзья. Принялась  их обнимать.  Поднялась кутерьма, в комнате Пушкина царил поэтический беспорядок, надо было прибраться, а гостям оправиться, умыться. Наконец, подали кофе, мужчины взяли трубки, кабинет поэта заполнил запах табачного дыма, слуги стали открывать другие комнаты, чтоб затопить в них  печи.

-Какое счастье для меня, что вы приехали, - говорил поэт, - даже не верится что вы рядом со мной, уж   не сон ли это?
Через год Пушкин  напишет стихотворение посвящённое И.И. Пущину

-Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
1826 г.

А. С. Пушкин передал текст   этого стиха А. Г. Муравьевой, жене одного из декабристов. Она и передала его И.И Пущину в ссылку.
 
Большой Жанно*
Среди друзей  Пущин  имел прозвище Большой Жанно. В этом случае был обыгран высокий рост молодого человека и "офранцужено" имя Иван.

Я заочно заглянул к своему любимому поэту не случайно, недавно наш великолепный историк В. Медынский рассказывал о декабристах, и что их восстание, по мнению Чаадаева, отбросило Россию на 50 лет назад, и тут же согласился с ним. Те меры, что использовали  большевики, добиваясь своих целей,  были очень жестокими. Впрочем, если вспомнить, как строился город Петра, там тоже не использовали   уговоры.

И.И.  Пущин  один из декабристов, отбывал ссылку в 150 км. от нашего Армизонья. в г. Ялуторовске