de omnibus dubitandum 2. 190

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1575-1577)

    Глава 2.190. И РАЗУМОМ СВЕТЕЛ И, ДУХОМ ЧИСТ…

    Большое «гостеванье», пир честной идет в новом доме дьяка посольского, богатого новгородского вотчинника Федора Григорьевича Адашева*.

*) Фёдор Григорьевич Адашев (?-†1556) — стольник, окольничий (1547), боярин (1553), дипломат и воевода во времена правления Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича Грозного.
Сын Григория Адаш Ивановича Ольгова (?-†1511) [Князь А.Б. Лобанов-Ростовский. "Русская родословная книга". Т.1. Адашевы. 1894. стр.1] и внук Ивана Головы Ольгова, происходил из костромских дворян Ольговых. Подписывался в грамотах Ольговым, Головиным и Адашевым.
В ранней молодости поступил на великокняжескую службу. Первое упоминание находится в грамоте, где он подписался за отца и за себя: «а г духовной грамоте Федюк Адашов сын Головин руку свою приложил» (1510). Будучи сыном боярским, медленно продвигался по служебной лестнице, его имя не попадало в государевы разряды.
Упоминается при московском дворе, где он был одним из «лучших» детей боярских, которые, хотя в Думе и не живут, но исполняют различные поручения и посылаются на воеводства по городам (1536).
Во время приёма польского посла Никодима Техоновского исполнял обязанности стольника «А с медом подчивать Никодима послал князь великий к нему на подворье Фёдора Адашева сына Ольгова, а с ним пять сынов боярских молодых…» (13 августа 1536).
«Ближний человек», возглавил московское посольство в столицу Османской империи — Константинополь (декабрь 1538). В летописи записано под 7047 годом: «Тояж осени, декабря 26 (1538 года), великий князь послал в царствующий град к Турскому Салтану Федора Григорьевича Адашева, да с ним подьячего Никиту Бернядинова да сокольника с кречаты по Салтанову прошению…».
Во время малолетства великого князя и царя Ивана Васильевича — Фёдор Григорьевич смог устроить двух своих сыновей Алексея и Даниила стряпчими при государевом постельничем, где часто встречались с великим князем и вскоре с ним сблизились.
Сам Фёдор Григорьевич исполнял в это время разные поручения. Вместе с князем Романом Михайловичем Дашковым описывал Замосковскую волость в Вохне (1542-1543). Пожалован чином окольничего (1547) [Князь Лобанов-Ростовский. "Русская родословная книга"]. Вместе с другими окольничими сопровождал царя Ивана Грозного во время его первого похода на Казанское ханство (декабрь 1547). Сопровождал царя во всех его походах на Казань. В сохранившейся расходной книге Софийского дома помещена запись о пасхальных подарках, отправленных новгородским архиепископом Феодосием в Москву (март 1548). В списке получивших подарки (включавшем наиболее влиятельных лиц из окружении царя) фигурировали отец и сын Адашевы, что говорит о высоком статусе Адашевых [Е.Е. Голубинский. "История русской церкви". 1900г. Т.2. Ч.1. стр. 770]. После неудачи второго казанского похода, руское командование построило крепость Свияжск, в двадцати верстах от Казани (1550) в которой он назначен одним из воевод, распоряжавшихся и охранявших строительство. Все эти воеводы под руководством князя Семёна Ивановича Микулинского были оставлены «годовать» в Свияжске на первый год. Когда царь Иван Грозный с войском подошёл к Свияжску (1552), его встречали за день пути все воеводы из крепости. А ещё раньше всем свияжским воеводам была прислана царская благодарность. В самом Свияжске царя встречал 13 августа первый воевода, боярин князь Пётр Иванович Шуйский с товарищами. Фёдор Адашев сопровождал царя в его походе к самой Казани. 23 августа 1552 года руские полки расположились под Казанью. По царскому указы бояре и окольничие были разделены на восемь смен: им было велено по ночам по очереди «ездити круг города по полкам для береженья». В шестой смене были написаны боярин князь Пётр Семёнович Серебряный-Оболенский и окольничий Фёдор Григорьевич Адашев.
После взятии Казани вернулся и проживал в Москве, принимая активное участие в заседаниях Боярской думы. Влияние Адашевых при царском дворе достигло наивысшего размаха, они фактически руководили всем управлением в московском государстве.
Молодой царь Иван Грозный опасно заболел (1553) и возник вопрос о престолонаследии. Больной царь потребовал, чтобы все вельможи принесли клятвенную присягу на верность его малолетнему сыну Дмитрию. Удельный князь Владимир Андреевич Старицкий (двоюродный брат Ивана Грозного), сам претендовавший на царский престол, отказался целовать крест на верность малолетнему царевичу Дмитрию Ивановичу. Часть бояр поддерживала претензии Владимира Старицкого и открыто заявляла: «Как де служити малому мимо старого». «И бысть меж бояр, — рассказывает летопись, — брань велия и крик, и шум велик, и слова многие бранные». Больной царь начал говорить боярам: «коли вы сыну моему Димитрию креста не целуете, ин то у вас иной государь есть, а целовали есте мне крест и не одинова, чтобы есте мимо нас иных государей не искали».
Во время болезни царя выступил противником принесения присяги малолетнему царевичу Дмитрию. Он «учал противу государевых речей говорити» и возражал так: «Ведает Бог да ты Государь! Тебе государю и сыну твоему царевичу князю Дмитрею крест целуем, а Захарьиным нам Даниилу с братией не служити; сын твой, государь наш, ещё в пеленицах, а владети нами Захарьиным Даниилу с братией, а мы уж от бояр до твоего возрасту беды видали многие».
После выздоровления Ивана Грозного, Адашевы сохранили своё прежнее положение при царском дворе и Ф.Г. Адашев был пожалован в бояре (1553). Отправлен вторым воеводой в Казань (1554).
Умер (†1556), приняв перед смертью монашество под именем Арсения. Его сыновья внесли на помин души отца большой денежный вклад (200 рублей) в Кирилло-Белозерский монастырь.
На древнем святом образе Благовещения Пресвятой Богородицы в Казани в XVI веке были серьги жемчужные: "данья Федора Адашева" [Список с писцовой книги по г. Казани с уездами 1566-1568г. Казань. 1877г. 8. стр. 11].
Родословная Адашевых
Федор Григорьевич был у Царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси был боярином. У Федора дети: Алексей, у царя-же и великого князя Ивана Васильевича всея Руссии был окольничем, да Данило окольничей же. У Данилы сын Торх ["Родословная книга". 1787г.].
А Одашевы прежде Федора отца Григорья слыли Олговы, а Одашевы почели слыть от Федора Григорьевича Одашева, а Григорью было прозвище Адашъ а слыл Олгов, а сыскано поче слыли Олговы в Казансской книге, как посылал князь великий Василий Иванович к Яналею царю Казанскому с грамотою и в грамоте написано послал есми к тебе ближнево к тебе моего человека Федора Одашева сына Олгова [Н.П. Лихачев. "Государев родословец и род Адашевых". СПб. 1897г. стр. 5].
В синодике Московского Чудова монастыря имелась запись: "род Федора Адашева: Григорья. Агрипину. Инока Евсигнея. Священно-диакона инока Тихона. Матрону. Андрея. Димитрия" [Разрядные дьяки XVI века. Н.П. Лихачев. С-Петербург. Типография В.С. Балашева. 1888г. стр. 136. ссылка №2][Рукопись Императорской Публичной библиотеки Ф.4. № 194. Собрание графа Ф.А. Толстова. Отд. 1. № 146]
Дети
Алексей Фёдорович Адашев (?-†1560) — рында (1547), окольничий (1550), фаворит и приближенный царя Ивана Грозного.
Даниил Фёдорович Адашев (?-†1562) — стряпчий (1551), окольничий (1559) и полковой воевода.
Ульяна — замужем за Данилой Петровичем Головиным.
Литература
1. Н.П. Лихачев. "Государев родословец и род Адашевых". СПб. 1897.
2. Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.

    Совсем недавно приехал Адашев со всей семьей на Москву, а повезло ему. И службу хорошую доброхоты доставили, и двор такой, хоромы новые вывел он — каких в Новгороде не имел.

    Положим, не зря снялся дворянин со старого пепелища, поехал нового счастья в новом краю искать.

    Кроме торговых и родственных связей, какими зачастую новгородцы обзаводились среди москвичей, своих менее богатых, но более могущественных соседей, у старика Адашева нашлись два особливых помощника. Два добрых приятеля живут в Москве белокаменной, которая теперь не одной силой и значением государственным, но и красотой своих новых строений стала затмевать древний град Святой Софии, стремясь стать, третьим Римом, опорой христианства на северо-востоке Европы.
Один из этих двух — Макарий**, бывший архиепископ Новгородский, теперь митрополит Московский и всея Руси.

**) Митрополит Макарий (ок. 1482, Москва — 31 декабря 1563, Москва) — святитель, митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого. Ближайший советник царя Ивана Грозного.
В начале XVI века Московское великое княжество продолжало собирать под своей властью руские земли. В это время к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Одновременно набирают силу тенденции по превращению Москвы в главный духовный центр не только Руского государства, но и всего православного мира. В Москве разворачивается небывалое до того строительство церквей, основывается Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, устанавливаются празднования новых святых. XVI столетие — время государственного и духовно-политического утверждения Московской Руси. И одним из самых активных вершителей государственных и духовных процессов превращения Московского великого княжества в Росийское царство был митрополит Московский и всея Руси Макарий.
Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей. Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия. Отец Михаила - Леонтий вскоре умер, и мать его, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.
В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени — чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Летописи свидетельствуют, что лужецкого архимандрита весьма почитал сам великий князь Василий III, часто бывавший в можайской обители.
4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии — архиепископом Великого Новгорода и
Пскова. При отправлении Макария к месту своего архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III при «покорении Новгорода» в 1478 году.
Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов.На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав, разграничил мужские и женские монастыри.
В 1535 году по его указанию в Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы.
В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV.
В 1540 году вместе со священником Агафоном архиепископ Макарий составил «Великий миротворный круг», в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед.
В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации руского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей. 16(19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси.
16 февраля 1547 (1541) года на Руси произошло знаменательное событие — великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул.  Московское великое княжество стало Росийским царством. Чин «венчания на царство» Ивана IV подготовил митрополит Макарий, а затем он же совершил его в Успенском соборе Московского Кремля: торжественно, в присутствии всех иерархов Руской Православной Церкви, боярства и дворянства, возложил на юного государя бармы и царский венец.
А вскоре первый руский царь женился на боярышне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. И вновь свадебный чин совершал митрополит Макарий.
Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите.
В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. После казанской победы Руская Церковь приобрела новую обширную епархию — Казанскую.
В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации руских святых. По благословению митрополита пишутся жития руским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общеруские. За время его управления Руской митрополией канонизовано 45 святых.
Здесь крайне важен тот факт, что трудами митрополита Макария в русло общей московской религиозно-государственной идеологии были введены святые, прославлявшиеся издревле в городах, не имевших ранее к Москве никакого отношения. И жития их, соответственно, создавались в XVI веке заново, уже исходя из этих общегосударственных промосковских задач.
Такими святыми были Варлаам Хутынский, Меркурий Смоленский, Петр и Феврония Муромские и многие другие.
Более того, митрополит Макарий старался привлечь в руские пределы и святость иных славянских народов, поэтому на церковных Соборах 1547–1549 годов было установлено всеросийское празднование и многих южнославянских святых — сербских и болгарских. Так Москва превращалась в духовный центр всей Росии и значительной части православного мира.
24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556 ). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: «Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем».
23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, — знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр) и «Степенная книга царского родословия».
Огромную роль в распространении руской святости сыграли составленные в середине XVI века «Великие Минеи Четьи», в которых были собраны уже существующие или заново написанные жития многих руских святых.
Более 25 лет святитель Макарий и привлеченные им руские писатели, переводчики, книжники, переписчики, известные публицисты (среди них — Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, псковский священник Василий-Варлаам) трудились над 12 томами книг-миней. Работа была начата в Новгороде в 1529 году, где Макарий тогда был архиепископом, и закончилась в 1554 году. При митрополите Макарий начинается в Руском государстве печатание книг. Первый Апостол вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565) упоминается о его участии — «благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве».
В середине сентября 1563 года, митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. 3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения — Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.
Митрополит Макарий скончался 31 декабря 1563 года. Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение.
Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля.
Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года.
Причислен к лику святых на Поместном Соборе Руской Православной Церкви 1988 года.
Труды:
Великие Минеи Четьи, собранные всеросийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией.
Чин венчания на царство.
Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV.
Послание Василию III.
Уставная грамота (1526—1530 гг.) игумену Духова монастыря Тихону.
Послание митрополиту Даниилу от 17 февраля 1536 года о поставлении смоленского епископа.
Грамота от 25 марта 1534 года об искоренении языческих требищ и обрядов.
Книга Степенная царского родословия.
Послание поучительно в Свияжск 21 мая 1552 года.

Лит.: Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996
Урушев Д. А. Дивный святитель и пастырь // Истина и жизнь. 2006, № 5.
Из царствования Ивана Васильевича Грозного // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 1, с. 37.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1546. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 18 (кн. 35), с. 396—397.
Всемирный календарь. — СПб., 1917 (истор. отдел), с. 104.
Н. Дурново. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13,18.
Служба и акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу // Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). — М., 1995, с. 31—44.
Канонизация святых. — Троице-Сергиева Лавра, 1988, с. 79—91.
Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 76—88.
Исп. мат.: Макарий, митрополит Московский и всея Руси // Большая биографическая энциклопедия. 2009.

    Другой — коренной новгородец, земляк и старинный благожелатель Адашевых — Сильвестр, отец протопоп Благовещенского собора кремлевского, переведенный сюда еще Иоасафом, но живущий дружно и с Макарием.

    Года полтора-два всего, как иерарх верховный Макарий переехал в Москву. И тогда же, в числе нескольких других сторонников своих, уговорил он Адашева переселиться за собой.

    — Все же свои люди там будем, не совсем одни заживем в чужой стороне! — полушутя-полусерьезно объявил умный пастырь Макарий, когда узнал о своем назначении на митрополичий престол.

    — Оно, слова нет, сам князь Андрей меня ставит… Да сказано: «Не надейтесь ни на князи, ни на сыны человеческие…». Нынче князь Шуйский таков, завтра инаков. А оно — чем выше сести, тем больней упасти! Не так ли, отец протопоп? — обратясь к Сильвестру, бывшему при разговоре, продолжал Макарий, глядя на него открытыми, ясными глазами и медленно перебирая зерна топазовых четок, похрустывавших своими острыми гранями.

    — Тебе ли не знать, отче?.. Видали мы, куды из митрополичьих-то покоев угодить можно! И скоренько!..

    — То-то ж! А твой сын и ты, Федя, мне же надобны будете… — снова обратился к Адашеву пастырь. — Ты — правая рука мне в делах… А сын — в книжной премудрости помощник… Светлый разум ему Господь дал. Если когда захочет священный сан приять — до большого достигнет. И разумом светел, и духом чист!.. Люблю его, прямо тебе говорю, Федя! — обратился Макарий к Адашеву.

    Тот только низко поклонился на добром слове:

    — Твои люди, владыко. Как прикажешь. Хошь завтра ж сберуся, опричь хором, с всем двором, и с чадью, и с домочадцами!..

    Сказано — сделано.

    На Москве сперва Адашев всей семьей у дружка одного встал, благо широко строились тогда люди, которые побогаче. Труд — почти даровой, кабальный по большой части. Лесу — за алтын — на рубль навезут. Круг Москвы такие леса стоят, взглянуть на верхушки дерев — шапка валится.

    Двух месяцев не прошло, осень еще не подкатила вплотную, а уж Адашев новоселье справлял.