Концерт Джона Лилла

Аркадий Паранский
Аудио книга
https://youtu.be/Wvsfg46CXKI

***

Из книги "Мои университеты". Москва 2017.

***

«Как молоды мы были... »


***



- Джон Лилл в Москве... - выдохнул запыхавшийся Мишка.
- И что?
- Ты тупой или глупый? - он кинул свою здоровенную спортивную сумку на один из свободных стульев, оглядел всевидящим оком зал читалки  и взгромоздил тощую задницу на мой стол.
- Я — не тупой и не глупый. Я готовлюсь к зачёту.
- Во... - Мишка постучал кулаком сначала по своей всклокоченной голове, а потом по столу. - Такой случай раз в жизни бывает.
- Мишк, я ничего не понимаю. Ты о чём? Какой случай? Я тут сижу, никого не трогаю... даже примуса не починяю. И всё по одной простой, совсем малюсенькой причине. Призрак бродит. Чуешь? Призрак «научного коммунизма». Не сдам — кранты, до экзамена не допустят.
- Да ты пойми. Великий пианист приехал, а он о каком-то «коммунизме» талдычит. Взвесь на своих умственных и чувственных весах — Лилл и «коммунизм». Что перевешивает?
- Погоди, погоди... - я отодвинул учебник. - Это — тот, который первое место на конкурсе Чайковского занял? Он?
- Слава тебе, господи. Кажется, в голове у нашего «профессора» что-то начинает проясняться. А я — о чём? Конечно он. Сегодня  концерт. Не попадём,  всю оставшуюся горькую жизнь жалеть будем.
Я посмотрел на возбуждённого, вечно куда-то спешащего Мишку, потом на учебник, а потом принялся лихорадочно соображать, хватит ли мне завтрашнего дня, чтобы подготовиться к зачёту у «мымры», и решив, что хватит, начал собираться.
- Успеем?
- Успеем. Как раз времени хватит, чтобы доехать. И ещё немного останется. Можно не торопиться.
- Слушай, а как же я прозевал такой концерт?
- Ну не знаю, не знаю... Видно, кроме читалки тебя окружающий мир с его великолепием уже совсем не интересует. Заучился.
- Хорошо тебе говорить — заучился. Ты-то зачёт скинул, а я с этой «мымрой» - перпендикулярно. Третий заход делаю. Она мне так и сказала, что меньше, чем с третьего раза, не получу... Так что...
- Так что нечего из себя борца за справедливость строить. А то, видите ли, «коммунизм» ему не по нутру. А степуха тебе — по нутру?
- Степуха — по нутру.
- То-то... Вот и почувствуй, как это — писать против ветра.
- Да ладно тебе... Подумаешь... То же мне фигура - «мымра». Сдам я ей этот «коммунизм». Мне бы трояк, и хватит. Степуху и с трояком дадут. Дадут ведь? - я с надеждой посмотрел на Мишку, будто это он — декан нашего геофака.
- Дадут, не переживай. А потом догонят и снова дадут... Ну что, «профессор», собрался?
- Собрался.
- Тогда помчались.

Минут через сорок мы уже были на «Маяковке».
- Нет лишнего билетика? - обратились к нам сразу человек десять, с двух сторон окруживших выход с эскалатора.
Мы с Мишкой переглянулись. Со ступенек около дверей на улицу нас опять встретило многоголосное: «У кого есть лишний билетик?»
- Нету, - буркнули мы одновременно и, предчувствуя фиаско  затеи, вышли на улицу.
Перед концертным залом творилось что-то невообразимое. Плотная толпа бурлила в поисках лишнего билета. Она подобно волнам неслась к тому месту, где возникала поднятая вверх рука, в которой светился заветный розовый листочек, тут же поглощала её, разочарованно выплеснув счастливца, и неслась к другому месту с новой поднятой  рукой.
- Ну, - Мишка озадаченно чесал затылок и недоумевающе следил за поведением толпы, - что делать будем, «профессор»?
- Не знаю. Но раз приехали,  попытаем счастья.  А вдруг?
- Думаешь? - Мишка стоял в нерешительности, переводя взгляд с меня на толпу и с толпы на меня.
- Ничего я не думаю. «Трясти надо», - вспомнил я фразу из старого анекдота. - Давай трясти.
- Давай, - согласился Мишка, и мы ринулись на поиски.
- Нет лишнего? Лишнего нет билетика? - я усиленно работал локтями, пробивая жизненное пространство, и бежал к подъехавшей машине и выходящим из неё пассажирам. - Нет лишнего?
- Нет.
- Лишнего нет билетика? - я снова «летел», стараясь опередить всех, к очередной машине и первым слышал разочаровывающее «нет»...
- Лишнего нет билетика?
- Нет...
- Нет лишнего билета?
- Нет...
«Нет», «нет», «нет»... доносилось со всем сторон и эхом прокатывалось по толпе: «нет», нет»...
Минут через десять я нашёл  Мишку.
- Как?
- Никак.
- И что скажешь?
- Смотри, - и Мишка кивнул куда-то вбок.
- Что там?
- Смотри, - повторил Мишка. - Видишь девицу в плаще?
Я прочесал глазами толпу в том направлении, в котором указал Мишка, и увидел невысокую стройную девушку. Она стояла чуть в стороне от общей массы и следила за происходящим с выражением полной безнадёги. Маленькими кулачками она прижимала к груди сумочку. Когда толпа совершала очередное движение, девушка крепче прижимала сумочку и делала нерешительный шаг в направлении общего волнения. Но дальше она не двигалась, а только, затаив дыхание следила за тем, повезло кому или нет. Если повезло, с завистью провожала  взглядом обладателя неожиданного счастья. Если — нет, то продолжала следить за происходящим. Она стояла недалеко от фонаря, и поэтому даже на расстоянии можно было разглядеть её растерянное личико и огромные,  полные застывших слёз глаза.
- Видал? Вот кому надо на концерт ... Вечная несправедливость...
- Эт точно. Нет в мире гармонии. А красивая...
- Не то слово, - согласился Мишка. - Наверняка музыкантша... Ты посмотри... Ей билет нужен, а не нам, олухам.
- Прав ты. Но что делать. Жизнь диктует свои суровые законы...
- Ох уж мне эта жизнь, - произнёс Мишка с видом человека, много и чего успевшего познать в этой «суровой жизни». - Ладно, давай дальше «стрелять». Время ещё есть.
- Давай, - согласился я.
Мы кинули взгляды на девушку и снова ринулись на поиски... И опять завертелось: «Нет лишнего билетика? Билетика лишнего нет? Билетика? Лишнего?..»  И в ответ всё также, как от бетонной стены, отскакивало удручающее: «Нет, нет, нет...»
Когда волна соискателей  вынесла меня почти к улице Горького и оставила одного, грустящего и размышляющего о бренности существования, рядом раздался тихий голос.
- Вам нужен билет?
Я обернулся и увидел около себя пожилого мужчину.
- Да, очень, - выпалил я. - Два.
- У меня есть один. Только давайте отойдём в сторонку. Я их, - мужчина кивнул в сторону толпы, - боюсь. Растерзают, - и он виновато улыбнулся.
- Пойдёмте, - согласился я, прикидывая в уме, какую сумму запросит продавец билета.
Мы отошли немного и оказались за цветочным киоском.
- Вот, - мужчина достал билет.
- Сколько? - с опаской поинтересовался я.
- По номиналу. Два рубля.
Я взял билет, проверяя подлинность, и, удостоверившись, что всё нормально, протянул продавцу деньги, поблагодарил и восторженный понёсся к Мишке.
Он находился в самом центре толпы и, подвластный течению, двигался  вместе с ней. С трудом протиснувшись через людское ограждение, я схватил Мишку за руку и потащил за собой. Когда мы оказались на безопасном расстоянии, я помахал только что купленным билетом перед самым Мишкиным носом.
- Смотри. Понял, как искать надо.
- Купил? - Мишка посмотрел на меня с восхищением. - Ну надо же. Вот здорово.
- Дуракам - счастье.
- Повезло, ничего не скажешь. Но он же один.
- Один. Ну и что. Кто-то один и пойдёт.
- Тогда ты  иди. Ты купил, тебе и идти.
- Не... Ты узнал про концерт, ты рассказал, значит, идти тебе.
- А, может, удасться ещё один купить? - Мишка почесал затылок.
- Вряд ли. Да и времени уже нет. Иди. На, - я протянул билет Мишке.
- Э, нет.
- Я один тоже не пойду.
- Тогда что делать?
- У меня идея.
- Какая?
- Девица в плаще...
- Точно, - Мишка понял меня с полуслова. - Пошли.
Она стояла на том же месте и так же следила за поведением толпы.
- Отдаём? - спросил я Мишку.
- Отдаём, - Мишка утвердительно кивнул.
Я решительно подошёл к девушке и, ничего не говоря, взял её руку, разжал кулачок, которым она прижимала сумочку, вложил в него билет,  развернулся и с гордым видом направился в сторону метро. Я был очень доволен собой  и преисполнен чувства благородства и ещё чёрт знает чего за только что содеянное. Мишка шёл рядом и ничего не говорил. Очевидно, наш поступок ему тоже нравился.
Мы уже спускались по лестнице, ведущей к турникетам, когда рядом раздался стук  каблучков, и кто-то тронул меня за плечо. Я повернулся. Около нас стояла девушка, которой мы отдали билет. Она так же молча взяла мою руку, раскрыла  ладонь, вложила туда пятёрку и мгновенно умчалась. А мы остались стоять на ступеньках с широко раскрытыми ртами.
- Нет, я так не играю, - растерянно произнёс я. - Ты, как хочешь, а я остаюсь. Дождусь окончания концерта, найду девицу и познакомлюсь. Тут уже нет выбора.
- Ну... выбор-то всегда есть... - Мишка, как и я, был ошарашен неожиданным поворотом событий. -  Знаешь, что? Если ты останешься, то это будет походить на... - Мишка на мгновенье задумался.
- На что?
- На плохой роман, вот. И там ещё не известно, что и как  получится, да  и удастся ли тебе отыскать в толчее девицу, а тут в руках реальная пятёрка. А потому предлагаю отправиться в ближайший магазин, купить пару бутылок честно заработанного портвейна и на твербуле выпить за здоровье барышни. Думаю, это будет правильный выбор.
- Да? - я с сомнением взглянул на товарища, но, увидев его уверенное лицо, согласился. - В конце концов, первым делом - самолёты.
- Во! Правильно мыслишь. А то ждать непонятно сколько и чего, иллюзии строить.
Я протянул Мишке руку.
- На пять.
Мишка пожал протянутую руку, похлопал меня по плечу и пропел:
- Держись геолог, крепись геолог... Ты солнцу и ветру брат?
- Брат, - бодро ответил я, и мы отправились в магазин за портвейном.


Январь 2014. Москва.