Пушкин и Глинка. Часть 2. Все бессмертные в небеса

Наталья Морсова
Пушкин и Глинка. Часть 2. "Все бессмертные в небесах…"               
К 225-летию А.С.Пушкина. К 220-летию М.И.Глинки.Продолжение.
Отрывки из книги «Невольники дерзновенного духа».               
 
    Что связывало Александра Сергеевича Пушкина - «солнце русской поэзии», и Михаила Ивановича Глинку - «зарю русской музыки»? Как сложились   хитросплетения судеб тех, кого коснулось «чудное мгновенье»? Немного прожили на земле «бессмертные в небесах» Глинка–53 года (1июня 1804–15 февраля 1857 гг.), Пушкин – 37 лет (6 июня 1799 –10 февраля 1837 гг.)   
 
   «Славься, славься ты, Русь моя!/Славься ты, русская наша земля!» - это слова заключительной песни - оратории из первой российской оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя»,  которая вот уже около двух веков считается патриотическим гимном России.
    Признание народа в любви к царю, дополненное к опере придворным поэтом В.А.Жуковским, тешило самолюбие Николая I, но пафосная направленность его коробила. Что было не так, не похоже на привычную итальянскую оперу? Впервые героями музыкального произведения стали простые люди из низов. А это недозволительно никому, даже всемирно известному композитору, крестьянскому сыну Джузеппе Верди, который однажды вывел на сцену «народные массы», что привело к взрыву протестного движения, за что автор оказался в числе политически неблагонадёжных и бежал во Францию, хотя вели себя «народные массы» вполне прилично и плетёными лаптями не пугали добропорядочную публику. В будущем Верди отказался от заигрывания с народом и вернулся в Италию. 
    Глинка же не побоялся вывести «народные массы» на сцену. Опера звучит как гимн победы над врагом, как восхищение доблестным русским народом - защитником Отечества, готовым отдать жизнь за царя. На сцене императорского театра в Санкт-Петербурге, (в будущем Мариинского), невиданное доныне – крестьяне и крестьянки, служивые люди, городская беднота и князья, победившие польско-литовско- шведских интервентов в 1612 году, прославляли царя, Русь, крестьянина Ивана Сусанина, заплутавшего в костромских лесах с отрядом польских интервентов («Иван Сусанин» -таким было оригинальное название оперы, изменённое по настоянию царя). Лапотники, лапотницы и служивые в холщёвых портах, зипунах, в сарафанах, душегреях, в камзолах, кожухах, в сапогах и чоботах, вооружённые вилами, кольями, ружьями, секирами, мечами и топорами простирают руки к царской ложе, кричат «ура» и кидают вверх войлочные шапки. Царь растерялся, но досмотрел до конца. Зрелище наводило ужас: - это опера для кабаков и кучеров, - возмущались зрители, - как фамилия автора, Глинка? Глина – она и есть глина, - что с неё возьмёшь. Это было 27 ноября 1836 года.
    Пушкин сидел в одиннадцатом ряду, в антракте к нему подходили друзья, знакомые из аристократического «бомонда» и выражали восхищение мощной по значению и звучанию музыкой. Царь поздравил молодого композитора и подарил перстень с собственной руки.
   Так прошла премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Первая русская опера была принята, но большого наплыва зрителей не вызвала. Какое-то время она держалась на сцене Петербургского театра и ставилась по особо торжественным случаям. При этом всякий раз царь интересовался: - лапотники и лапотницы опять плясать будут? И предложил пустующий зал заполнять провинившимися солдатами вместо гауптвахты. Директор Императорских театров и Эрмитажа Гедеонов настаивал на   закрытии опасного спектакля.
    Друзья Глинки устроили банкет по случаю премьеры и выразили искреннее восхищение успехом композитора. В кругу единомышленников обсуждалось будущее русского оперного и симфонического искусства, которого до сих пор в России не было. Среди них, конечно, Пушкин, композитор написал десять романсов на его стихи, особое место занимает «Я помню чудное мгновенье», романс, неожиданным образом повлиявший на судьбы известных людей.
    Глинка высказал Пушкину желание написать оперу по поэме «Руслан и Людмила». Они увлечённо придумывали либретто, собирались скоро увидеться, но встретиться им не пришлось - через два месяца после премьеры 27 января 1837 года состоялась роковая дуэль, Пушкина не стало! Злые анонимки, карикатуры светских сплетников об интрижках Натальи Николаевны, в том числе с царём, не щадившие ни Александра Сергеевича, ни его жену, загнали Пушкина в тупик. Это был двадцать первый вызов на дуэль в жизни вспыльчивого поэта. Состоялись не все - благодаря стараниям друзей. Вызванный во дворец поэт обещал Николаю отказаться от дуэли, но обстоятельства изменились: - Натали, танцуя мазурку с Дантесом, который недавно женился на её сестре – Екатерине, была оскорблена пошлостью светского красавца - сравнением её тела с телом сестры, - о чём она рассказала мужу. На этот раз уговоры не помогли. 
     После беседы с поэтом вдохновлённый Глинка бросился в Малороссию собирать материал для «Руслана», он записывал старинные песни, сказки, плясовые, окрашенные отголосками древней Киевской Руси. И не сразу узнал о гибели поэта.

   Премьера «Руслана» состоялась 9 декабря 1842 года, это был колоритный спектакль с яркими костюмами, богатыми декорациями, национальными танцами. Торжество муз поэзии и музыки вылилось в гимн преданной и верной любви, в патриотический порыв, в восхищение подвигом русского народа - освободителя земли русской от нечистой силы, от зла. Эпический герой княжич Руслан предстаёт не только женихом Людмилы – дочери великого киевского князя, но и славным русским богатырём. Авторы вложили в образ Руслана силу Ильи Муромца, доблесть Микулы Селяниновича, отвагу Добрыни Никитича. Реквием, посвященный Пушкину, исполняет рунопевец Баян со словами: «…Но не долог срок на земле певцу, Но не долог срок на земле: Все бессмертные в небесах...» Но вмешалась цензура и музыкальный молебен по убиенному поэту запретила, – зачем смущать достопочтенную публику неприятными воспоминаниями? Тем более, что многие осуждали Пушкина и сочувствовали несчастному Дантесу, вынужденному жениться на нелюбимой Екатерине Гончаровой, чтобы спасти честь по-настоящему любимой - Натальи Пушкиной!?   
     Восхищение древней Русью, подвигами былинно-сказочных героев, опять же с копьями и мечами в руках, испугали царя. Не дождавшись окончания оперы, раздражённый самодержец покинул ложу, следом удалилась знатная публика. Зал опустел. Так прошла премьера второй оперы Глинки. На «Руслана» ходить не стали, спектакль закрыли.
    Теперь Глинка - известный в Европе композитор, марш Черномора, ария Людмилы, увертюра оперы умчались в концертные залы западного мира, их исполняли Ференц Лист, Берлиоз. В России отрывки из опер исполнялись лишь в дружеских компаниях, композитор не получил ни большой славы, ни денег, он так и остался автором романсов. Больше опер Глинка не писал.
     Началось безденежье, приведшее композитора в депрессию. Долги росли, выручали романсы, уроки музыки и пения, деньги от родителей. И тогда Михаил Иванович отправляется за границу, в Германию, Италию, в Польшу, Испанию, Францию учиться музыкальному искусству у великих мастеров и давать концерты, - европейские ценители музыки хорошо платят. Там он начинает оперу «Тарас Бульба», но русско-турецкая война заставляет вернуться на родину, опера так и не была закончена. И к лучшему – тему казацкой вольницы вряд ли бы высоко оценили.       
    Имена двух гениев - Пушкина и Глинки - неразрывно связаны между собой. Что их объединяет? Оба они горячо продвигали русскую национальную культуру, отчего имели много врагов. Наперекор неразвитому у соотечественников чувства Родины, они прививали любовь к Отечеству, веру в русский народ. Их дружба - созидательная, - длилась десять лет, а в творчестве своём они сплелись на века. Критик, историк искусств, общественный деятель Владимир Васильевич Стасов писал: «Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский язык – в поэзии и музыке».
    Как познакомились Глинка и Пушкин? После смерти бабушки воспитанием Мишеньки занялись родители, в 1828 году они отправили одарённого ребёнка тринадцати лет в Петербург в Благородный пансион. Вместе с Глинкой учился Лев Пушкин, брат Александра Сергеевича. Воспитателем юноши стал В. К. Кюхельбекер, он преподавал русскую словесность, - к своему лицейскому другу нередко наведывался Пушкин. Глинка понимал значение Пушкина для России, называл его по имени-отчеству, несмотря на маленькую разницу в возрасте. После пансиона начинающий композитор поступил на службу в Главное управление путей сообщения, но скоро уволился.
    А случилось вот что: однажды молодой человек, намеренно или нет, возможно из простого любопытства оказавшийся на Сенатской площади, стал свидетелем восстания декабристов 14 декабря 1825 года, его даже подозревали в укрывательстве своего педагога Кюхельбекера. Глинка тогда восхитился достойным поведением только что восшедшего на престол императора Николая I: «Он был бледен и несколько грустен; сложив спокойно руки на груди, пошёл он тихим шагом прямо в середину толпы и обратился к ней со словами: «Дети, дети, разойдитесь!»
    Однако, испугавшись размаха восстания и жестоких карательных мер против бунтовщиков – казней, тюрем, ссылок в Сибирь на каторгу, Глинка срочно подал в отставку и уехал в родительское имение на Смоленщину. Среди восставших были друзья Пушкина, сам поэт находился в ссылке в Михайловском, знаки судьбы его уберегли от участия в попытке государственного переворота. Узнав от друзей о смерти Александра I и нежелании военных присягать новому императору, он ринулся в Петербург, но излишнее суеверие, или осторожность, остановили его - на дорогу дважды выбегал заяц, а кучер заболел белой горячкой. Пушкин повернул обратно.
   В судьбах двух гениев прослеживаются некоторые совпадения: разница в возрасте 5 лет; разница в днях рождения – 5 дней, (оба они июньские); разница в днях смерти - 5 дней (Пушкина не стало – 29 января, Глинки – 3 февраля). 3 марта 1857 года в Конюшенной церкви, где 20 лет назад отпевали Пушкина, отслужили панихиду по Глинке. «Я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих, – писала Анна Петровна Керн. – День был ясный, солнечный, светлые лучи его падали прямо из алтаря на гроб Глинки».
    Похожими были их детские годы, мальчики росли среди природы; пропитанные народным духом, со старинными песнями и сказками, они воспитывались бабушками, отстранившими родителей от своего влияния, и одарёнными няньками. Тепличные условия содержания дорого чада Мишеньки безмерно любящей бабушкой, Фёклой Александровной, создали изнеженное, капризное, болезненное дитя. Юное дарование, рождённое «под пение соловья», росло нервной недотрогой – «мимозой». Однажды случилось определяющее судьбу ребёнка событие – его дядя организовал концерт симфонической музыки в исполнении крепостных музыкантов, с этого времени мальчик потерял покой, музыка охватила всё его существо.
   Так случилось, что в жизни обоих гениев глубокий след оставила одна   женщина – Анна Керн и стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Имя Александра Пушкина связано с именем Анны Керн, а Михаила Глинки - с её дочерью – Екатериной Керн.
    Муза Александра Сергеевича - Анна Петровна, тогда ещё Полторацкая, весёлая и озорная, взволновала сердце молодого поэта. Стройная, с голубыми глазами и светлыми волосами, Анна притягивала внимание мужчин, кавалеров у красавицы – хоть отбавляй. Властный отец доводов семьи не слушал и сделал выбор в пользу старика - 17-летнюю девушку выдали замуж за 52 – летнего героя ста сражений генерала Е.Ф.Керна, - к мужу она открыто высказывала своё отвращение. Поэт и его муза встретились спустя шесть лет. Когда-то пылкие его чувства вылились в гениальное стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
    Анна Петровна, не познавшая супружеской любви, - «муж либо спит, либо на ученьях, либо курит…» – безмерно скучала и тянулась к талантливым людям. Она родила троих детей и сбежала в Петербург, любви к детям не проявляла, участия в их жизни не принимала, двое из них умерли, жила в столице без опеки рассерженного супруга, а поклонников - не счесть, сам император Александр подарил ей золотую застежку на ожерелье, украшенную бриллиантами, и вызвался крестить её дочерей. Знатная дама была вхожа в высший свет, в лучшие литературные круги. Остались её мемуары - прелестные письма и дневники с воспоминаниями о прошлой жизни и многочисленных знакомых.
    Вскоре от «гения чистой красоты» мало что осталось, теперь Пушкин называл её «Вавилонской блудницей». Всё это считалось приличным по меркам светской жизни, пока не случилось непредвиденное –её страстный роман с16-летний кадетом Сашей Марковым -Виноградским, троюродным братом, на 20 лет её моложе. Когда-то блистательная светская львица, теперь при живом муже незаконная жена бедного коллежского асессора, получила отставку в обществе, её перестали открыто принимать, «чудные мгновения» закончились.

     Глинка был знаком с Анной Петровной в лучшие её годы, - в Петербурге они часто виделись на званых вечерах. Однажды случайно он увидел её дочь – Екатерину. Воображение впечатлительного музыканта пленило хрупкое создание - её дивный голос, печальная задумчивость, чуткий, душевный характер. «Нечто страдальческое на её бледном лице, её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство» восхитили композитора. И вдруг он понял, что влюбился. Ему показалось, что он молод, свеж, силён и от того счастлив. Волнение от нахлынувших чувств вылилось в романс «Я помню чудное мгновенье», - романтическое посвящение женщине, полное трогательной нежности, задумчивости, окутанное промелькнувшей дымкой воспоминания, какой-то тайной, только им одним известной, стало достоянием не только матери, но и дочери. Глинка прилюдно преподнёс романс возлюбленной. 
Пушкин и Глинка были в дружеских отношениях и знали о романтических увлечениях друг друга. В гостеприимном доме А. Н. Оленина, президента Академии наук и директора Публичной библиотеки, в загородном имении Приютино собирались сливки аристократии, писатели, художники, музыканты. Александр Сергеевич, влюблённый в юную Анну Алексеевну - дочь Олениных, не зная о том, что сердце её уже занято, «…сводил всех с ума чтением «Бориса Годунова», разыгрывал сценки, а Глинка блестяще пел свои романсы и учил Анну Алексеевну пению, - о чём мы узнаём из её дневника. Только что вернувшийся из ссылки Пушкин, в 1829 году бросился свататься, но поднадзорный, легкомысленный бессребреник и «некрасивый  вертопрах…со стеклянными глазами», - как она его называла, получил отказ. Анна, грациозная девушка с невероятно маленькой ножкой, за которой во время танца следили неравнодушные мужчины, отличалась незаурядными способностями – владела французским, английским, испанским, хорошо пела, музицировала, рисовала, увлекалась лепкой, смело ездила верхом, стреляла из лука, ловко танцевала. Как в такую не влюбиться? Анне посвящены прекрасные его стихи, в том числе «Я Вас любил...».  Обиженный отказом Пушкин «с оленьими рогами», гордый, пылкий, болезненно ранимый, знающий цену своему таланту, но не себе, всю желчь и досаду вылил в черновик «Онегина», представив Анну Оленину в образе Лизы Лосиной, которая «... так жеманна, так мала, /Так неопрятна, так писклива,/Что поневоле каждый гость /Предполагал в ней ум и злость». Сам же Оленин выглядел как «пролаз, о двух ногах нулек горбатый…».  Да, Пушкин нередко бывал злым…Но скоро утешился и посватался к 16-летней Натали Гончаровой...
    Сердечный друг юности и лицейский товарищ Пушкина, поэт и издатель барон Дельвиг, родом из обрусевших прибалтийских немцев, держал литературный салон, Антон Антонович был богат и любил сорить деньгами.  Среди гостей, как всегда, Пушкин и Глинка, «услаждающий весь кружок своими дивными звуками», - вспоминала А.П.Керн. Ранняя смерть Дельвига в тридцать три года настолько потрясла Пушкина, что он и сам засобирался в последний путь, и сборы оказались недолгими. Встречался Глинка с Пушкиным у его сестры Ольги Сергеевны Павлищевой, там он блистательно играл отрывки из оперы «Иван Сусанин». И, конечно, не раз виделись под крышей дома любезного друга и покровителя Пушкина – у Василия Андреевича Жуковского, спасавшего поэта то от Соловков, то от Сибири, то от дуэли. Но какого дома? - Василий Андреевич жил ни где–ни-будь, а в Зимнем дворце. Не дурно - с...
    Из дневника композитора мы узнаём о том, что, несмотря на стеснённое материальное положение, он принимал Пушкина у себя дома в марте 1836 года: «Жуковский …дал мне однажды фантазию «Ночной смотр», только что им написанную. К вечеру она уже была готова, и я пел её у себя в присутствии Жуковского и Пушкина».
    Глинка, будучи в браке, ощущал скуку, своё несчастье и полное одиночество, детей у них не было, женщина ограниченного ума мало интересовалась музыкой мужа. Возможно, сказалось нездоровье Михаила Ивановича, возможно проявилось изнеженное бабушкино воспитание, или глубокое погружение в музыкальный канон, отнимающее все душевные силы, а, может быть, её непомерная алчность, - но искра страсти между ними не вспыхнула. Супруга, не дождавшись мужниной любви, долго не страдала и, не скрываясь, нашла её на стороне. Разгорелся скандал. Глинка подал на развод, процесс длился шесть лет. Он был ещё в браке, когда случился его роман с Екатериной Керн. Летели дни и годы. О любовных отношениях все знали, но открыто не осуждали. Екатерина забеременела, её семья потребовала от Михаила Ивановича решительных поступков. Для Глинки это событие оказалось настолько неожиданным, что он растерялся, дал возлюбленной значительную сумму денег, присланных из родительского дома, со строгим наказом избавиться от ребёнка. Мать увезла дочь подальше от столицы, чтобы сохранить всё в тайне, избежать огласки и скандала в обществе. Через год Екатерина Ермолаевна вернулась в Петербург. Родила ли она или избавилась от плода – никому не известно. Недовольная Анна Петровна проявила своё пренебрежение к несостоявшемуся зятю. И вот беда - чувства его стали угасать, он потерял всякий интерес к когда-то обожаемой им женщине, охлаждение стало столь велико, что они больше никогда не увиделись, скоро он уехал за границу. «Уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения», - оправдывался музыкант.
     Как после гибели Пушкина сложились судьбы тех, кого коснулось «чудное мгновенье»? Глинка нигде не высказался о трагической смерти друга, которая затронула его невероятно болезненно - слишком много строк, произведений и волнений связало этих выдающихся людей, потеря была столь велика, что композитор замкнулся в себе и сосредоточился на музыке.  Сохранилась лишь короткая запись о том, что «из-за жены лба под пулю не подставлю». Он не решился связать себя узами брака, сиплое дыхание и потускневший взгляд выдавали в нём глубокое нездоровье. Остаток жизни был холостяком, жалея лишь об одном – о своей бездетности.   
     К Екатерине Ермолаевне Керн сватались, но она отказывала. Десять лет женщина ждала от любимого предложения руки и сердца, но оно так и не последовало. Одно время поговаривал о сватовстве овдовевший Сергей Львович Пушкин, уже глубокий старик, отец Александра Сергеевича, он всерьез задумал жениться, но его отговорили, к чему огромные усилия приложила Наталья Николаевна Пушкина. И всё же Екатерина вышла замуж, родила сына, но ранняя смерть мужа оставила её без средств существования -  пришлось за мизерную плату работать учительницей, гувернанткой в богатых домах.
Замысловатая нить сплетённых судеб на этом не обрывается - о беде Екатерины Ермолаевны узнал младший сын Пушкина Григорий Александрович, - более других похожий на отца, - и стал ей помогать. Он получил хорошее образование, но, будучи небогатым, большой популярности в высшем свете не имел, стихов и романсов не писал, прослыл чрезмерно скромным и молчаливым, дослужился до подполковника, в 31 год прервал военную карьеру и удалился в Михайловское, где обустроил первый музей отца, книги он подарил Румянцевской библиотеке (ныне Российская государственная библиотека в Москве). В имение не раз наведывалась «гений чистой красоты» Анна Керн –в гостеприимном доме её хорошо принимали, годами жила ее дочь Екатерина Ермолаевна с сыном Юлием Шокальским, который впоследствии станет ученым с мировым именем, исследователем Арктики и одним из создателей Северного морского пути. Юлий был обязан своим положением бескорыстному меценату Григорию Александровичу за достойное воспитание, хорошее образование и помощь в карьере. Власти, зная затруднённое материальное положение младшего Пушкина, решили выкупить Михайловское поместье и обустроить в нём пансионат для бедных литераторов, - так семья Пушкиных потеряла родовое именье.
     Судьба Анны Петровны Керн поражает своей непредсказуемостью. После смерти мужа, страстно влюблённая в юного избранника женщина,  отказывается от приличной пенсии, назначенной за умершего генерала Керна, отец лишает её наследства. – она осталась ни с чем. Молодые оформили брак, она сменила фамилию, теперь Марковы-Виноградские жили стеснённо на скудное пособие мужа, дома своего не имели и скитались по разным углам у родственников и знакомых то в Тверской губернии, то на Полтавщине, то в Киеве, бывали в Петербурге, Москве, в Михайловском, Тригорском. Они прожили вместе почти 40 лет в любви и бедности, из-за нехватки денег Анна Петровна рассталась с дорогими украшениями, однажды решилась продать Пушкинские письма и рисунки, - единственно ценное, что осталась у неё от блистательной светской жизни, стихотворение «Я помню чудное мгновенье» где-то затерялось.
     Царское Село... Здесь когда-то в лицее учился юноша Александр Пушкин, озаривший русский Парнас высокой литературой. С этим местом связаны последние годы жизни Глинки. Михаил Иванович в 1854 году вернулся из-за границы и поселился в Царском, он пересмотрел партитуру оперы «Руслана и Людмила», увлечённо играл на скрипке, сочинил романс «В минуту жизни трудную» на слова Михаила Лермонтова. К этому времени им написано больше двадцать романсов и песен, восемьдесят произведений для голоса и фортепиано, оркестровую фантазию «Камаринскую» на тему русских народных песен Пётр Ильич Чайковский образно представит «как дуб в жёлуде, в ней заключена вся русская симфоническая музыка». Впечатления от Испании, Италии нашли отражение в увертюрах, сонатах, симфониях, работал он над древнерусскими церковными напевами. Теперь он жил в достатке, дорого давал уроки музыки, пения. Не менее важное - он начал писать «Записки», погрузился в воспоминания, невероятно ценные для характеристики эпохи и известных личностей.
    Умер Глинка в Берлине, был похоронен на лютеранском  кладбище. Сестра посвятила себя заботам о брате, опубликовала его неизвестные произведения, организовала перевоз праха в Санкт-Петербург.
    Судьбы Пушкина и Глинки сплелись навсегда. Драгоценные самородки самого высокого достоинства оставили на русской земле величайшее культурное наследие. Каждый год в июне благодарные потомки отмечают пушкинский праздник русского языка и поэзии, вместе с ним праздник русской музыки, посвященный Глинке.

   ЭПИЛОГ. На заметку читателю. «Славься, славься ты, Русь моя!/Славься ты, русская наша земля!» - провозглашал Михаил Иванович Глинка, а с ним и Александр Сергеевич Пушкин, - они, великие и бессмертные, крепили славу России. Немногие понимают ценность переломного события в истории многострадальной России, её освобождение от польско-шведско-литовских завоевателей в 1612 году, времён связующую нить. 
    С недавних пор нам возвратили важную историческую дату. Ежегодно четвёртого ноября страна отмечает День народного единства. Это напоминание о смутных, грозных годах, когда, оказавшись на краю пропасти, мы поняли опасность ослабления единства народов России и разобщения социальных слоёв, колебания веры, предательства своего Отечества. Одержимые личными амбициями предавали, привели неприятеля в Кремль, присягнули чужому королю, - не все, конечно, предавали, а в пропасть падали – все. В шаге от гибели патриоты страны сумели осмыслить необходимость скорейшей консолидации сил, - тогда мы успели. Успеть бы сейчас... Как жаль, что многие века подвигу народа не придавали значения, не оценили его по достоинству.
     30 лет «лихих» 90-х годов, когда мы добровольно разрушили собственное государство, когда свои успехи и победы, всем народом достигнутые,      сочли зазорными, вредными, не прошли бесследно. Метастазы проникли во все слои общества. В который раз всё повторилось! Мы не выучили уроки прошлого и вновь оказались на краю своей истории. Теперь самое время вернуть своё самосознание и исправить ошибки. Найдутся ли сегодня Сусанины, Минины и Пожарские? Смогут ли новые герои вырвать Россию из лживых и коварных оков чуждого нам менталитета?
    В России времена всегда трудные – легко не бывало никогда. Жить в родном Отечестве – не просто, а без него – невозможно. У каждого поколения свои трудности, но есть одна общая цель всех исторических эпох и всех поколений – защита Отечества. Давайте не забывать свой исторический опыт! В единении, в труде и в терпении наша созидательная сила!

Слава, слава героям - бойцам,
Родины нашей отважным сынам.
Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
Того никогда не забудет народ.
Будь жив, будь здрав
Весь наш край! Ура!         Михаил Иванович Глинка