3 октября 2019 год. Дневник таёжника

Татьяна Немшанова
Жёлтый румянца закат
В сосны устало садится.
На болотах, на гривах -
Тропы медвежьих следов.
Гнус, испугавшись снегов,
Беснуется, злится, роИтся,
Больно кусает и жалит,
Кровушку сладкую
С тела живого сосёт.
Год – аномальный: жара
И метели; бор не звенит.
Река на пределе:
Илит, мелеет, плачет,
В стремнинах ревёт;
Злится и мчится,
Сметая преграды,
Дерева корни, подмыв,
Выдирает из скал,
Кедры ломает,
Берёзы сгибает,
В горы завалов
Леса собирает.
Природа - на нервах:
Льёт слёзы дождями,
Ветрами волчьими
Воет в урмане:
- Люди! Очнитесь!
Планету не троньте!
Климат оставьте
Земле на управу!



3 октября 2019 год.Ночью моросил дождь. Вчера - красивый жёлтый закат. Дождь стучал по крыше до десяти утра. Сон снился плохой, - не помню о чём.
 
С утра Володя занимается мужскими делами. Я ещё блаженно «потягивалась», лёжа под одеялом, а он решил спилить возле избы подгнившую старую берёзу, да неудачно сделал подпил. Тяжеленное, большущее дерево, смайнав,накрепко повисло, зацепившись ветками за верхушечные ветви большого кедра. Комель, подпиленный, да подгнивший, разорвало вдоль на пару метров. Берёзу развернуло, как соломинку, по вертикальной оси, сломав толстенный ствол, словно спичку. Заваленный и висевший на кедре в полтонну весом ствол, намертво вжал в разорванный комель шину и ручку бензопилы на высоте моей груди. Повезло, что Володя успел бросить бензопилу, отдёрнуть руку и отскочить вбок под прикрытие соседской кедрушки.

Не зная, как вызволить теперь пилу, позвал меня на помощь, всецело полагаясь на мой исконно женский смекалистый ум. Ибо не знает, как снять теперь заваленное в сторону избы дерево с кедра, не спиливая тот, и не грохнуть на крышу, разворотив зимовье.

Вылезла с тёплой постели, естественно, про себя произнося ласковые слова в адрес супружника, что не дал понежиться хоть раз без головоломок. Да понимаю, если зовёт меня на консилиум, значит, дело крайне непростое и требует экстренного участия моего ума, сугубо женской мудрости.

Подошла. Ходим кругами, анализируем, прикидываем разные варианты. Необходимо и пилу сохранить, и самим не пострадать, и избу не изничтожить. В итоге попросила срубить мне огромный шест из крепкой молодой сосны. Сейчас толком и не помню уже, как вырулили. Только и время остановилось. Не скрою, - страшно было! – Риск огромный! В итоге, Володя подрубил топором подпил, одновременно я, упираясь огромным шестом вверху, удерживала махину, чтоб и топор не зажало, оседая под весом. Удалось кое-как вытащить пилу. У той не только шину, но и ручку придавило, расплющив. Если б только шину, то проще!.. Вызволяли кусками раздавленную ручку. Та по вызволению покрошилась и отпала.

Отремонтировали огромными гвоздями – соткой, прикрутив, замотав те скотчем. Завелись! – Заработала! Иначе б пришлось возвращаться в село и покупать новую пилу. Зимовать в тайге без пилы сложно, некомфортно. Володя отпиливал метровыми кусками висевшую на кедре берёзу, верхушку снял дрыной и та оседала под своим весом.. И кедр, и изба не пострадали. Мы же хапанули адреналина выше нормы, Закипятила чай, кофе и навернули с капустными пирожками, наконец-то, позавтракав.

Рыбы нет! Опять пусто. Заиливает. Пытаемся в озере хоть щурогаек поймать. Спустились вниз на лодке более - менее благополучно. На перекате воду немного подкинуло, поднялась на десять сантиметров, дав и спустится и проскрябаться обратно вверх.

К одиннадцати дождь перестал. Володя ходил на западный путик…– пусто! Лес, будто  вымер весь. Птиц – нет никаких. Я пошла за ягодами и забыла набирушку. Пришла на болото, и неожиданно накинулась мошка, мокрец, ещё  и комар объявился! Собирать ягоды абсолютно невозможно. – Нереально!

На болоте истоптано медвежьими лапами: питаются клюквой. Много мелких следиков медвежат. - Совсем свежие!Получается, спускаясь с гривы, спугнула медвежью семью. И кроме старого матёрого самца на нашей территории обосновалась ещё и медведица с выводком, что говорит об огромном скоплении хищника, ограниченности кормовой базы. – Не весело! – Оттого и пошла война за ягодники с человеком. При такой плотности медведи чрезвычайно опасны для людей, особенно осенью перед залёжкой в зиму. Как правило медведица держится с медвежатами подальше от самца, тот способен всех порешить и подзакусить своими же собратьями, если голоден, да надумал очередной раз оставить потомство.

Вышла с кедровника к болоту по свеженаторенной медвежьей тропе.  – Медвежья дорога! Ягод набрала с великим трудом два с половиной литра. Брать сил нет: накусали!Мокрец с мошкой залез за шиворот, набился под свитер, искусал лицо, руки, живот. Бросила ягодные дела и бегом поспешила по варге домой напрямую через открытое топкое болото, выбирая медвежьи тропы. Те обходят «окна», кочкарник. По пути пришлось скидывать очки: гнус лезет под стекло, залепляет веки. Лицо опухло.

Пришагала в зимовье: собаки обе уже дома. Муж прибыл через десять минут. Сильно тоже устал и опять… -пустой, - не видел никого. Пуля лаяла пальнушку, да и та слетела. Боровой птицы нет нигде! В итоге перешли на вынужденное вегетарианство. Стряпаю пирожки с капустой, мешаю овощные салатики, пеку блины.- Вполне сносно! Беспокоюсь за мужа: тот без мяса не ходок по тайге, как и все лесные особы мужского пола.

Собаки – те хитрее нас! – Занялись активно промыслом мышей. Притаскиваются грязные,  как черти! Морды – чёрные! В земле! Не узнать! И – довольные! Однако,мышей в избу не подпускают. Перерыли всю округу! Подрыли деревья! Их стараниями в избе мышей не стало. - Изничтожили далеко на подступах к нашей еде.

Надеюсь, что поймаем всё же рыбу, и пойдёт сырок, а за ним и птица, хищная рыба. Сегодня слышала первых гусей. Те зашевелились. К вечеру поднялся сильный ветер. Закат - в тучах, красный – к завтрашнему ветру.

В избе сегодня творится жуть! – Объявился оравой гнус: мошка, мокрец и комар- все вместе! Вчера зажигали даже дымушку. Я убила на лице десяток крупных «весенних» комаров и мелких – осенних. Обычно при нулевой температуре в октябре комаров в избе не наблюдалось. – Подряд аномалии! – Река горная – илит! Рыба не поднимается, боровая птица исчезла, кабаны с юга притащились, а гнус весь в полном сборе собрался полакомиться нашей кровушкой, и медведей - толпа рыщет на ягодниках! Комары набились в спальники, в одеяла, в одежду, даже в галошах. - Прятались в дождь, а сейчас вылезли…
Грею воду, - хочу помыться. Топлю баню.






Фотоснимки автора. На фото Западная Сибирь. Крайний Север Югры. Северная тайга.

3 октября  2019 год. Дневник таёжника. Осень 2019. Часть 9.


Быль

Ключевые слова:
Октябрь в тайге севера Сибири, подпиленная берёза зажала пилу, вытащить зажатую пилу, река заиливает, накинулся гнус, медведи питаются клюквой, сбор клюквы, таёжное вегетарианство, собаки мышкуют, аномальная осень, комары в избе, рыба не ловится..

Анонс: Третье октября 2019 года в северной тайге Западной Сибири, Югры. Осенняя охота, рыбалка, таёжная жизнь.