Вразумление от Преподобного

Сергей Серюбин
(из сборника "Лаврские истории")

***
Лето 1996 года.

Подходило к концу моё многолетнее очарование тайными духовными практиками – эзотерикой, ясновидением, астрологией и прочим оккультизмом. Хотя, если точнее - не очарование, а пленение.

В своё слабое оправдание могу лишь заметить, что в период тотального слома фундаментальных жизненных взглядов, всеобщего обрушения в стране атеизма и веры в неотвратимый хрущёвский «коммунизьм», в голову что только не заползёт. Правду говорят, что вакуума в душе не бывает.

Вот и тогда, в конце 80-х годов, мой естественный духовный голод стал заполняться «духовными фекалиями». Идеи сверхестественных способностей человека, возможности «перемещения» во времени и пространстве, ясновидения, а через всё это – ощущения некоей собственной исключительности (и даже избранности!), грязным дымным облаком стали постепенно проникать в душу, заполняя и пропитывая её насквозь.

Однако, как же это всё было заманчиво и по-своему привлекательно! Особенно, если не имеешь ни малейшего представления о «скучном и устаревшем» Православии.

Я искренне считал тогда, что всё нематериальное и невидимое – оно всё от Бога, всё духовно-здоровое и хорошее. А то, что мир духовный неоднороден и состоит из двух враждебных друг другу сфер, отнюдь не предполагал. За что и поплатился…

Но Господь милостив, и уже в феврале того года я с «поджатым хвостом» стоял у мощей святого батюшки Серафима в Дивеево. Там я впервые в жизни прошёл церковное Таинство исповеди.

Да, я слышал, конечно, о «трениях» православной Церкви с оккультистами, но, тем не менее, составляя длинный список своих грехов и «перелопачивая» всю жизнь, сознательно не включил в него увлечение эзотерикой. Почему?

- Согласен, Церковь во многом права, - думал я, - и здесь, и здесь, и вот тут. Но в случае с оккультизмом – извините! Я не согласен! Тут её взгляды устарели. Ну, что Вы хотите – две тысячи лет почти прошло. Многие из церковных правил уже явно «отстают от жизни» и их давно следует скорректировать…

Однако, через несколько месяцев, под влиянием одного чудесного внушения, я всё же пришёл к пониманию, что мой печальный опыт оккультизма с души надо непременно снять. И чем быстрее, тем лучше. Именно для этого я и приехал тогда в подмосковный Сергиев Посад.

***
И вот я в древних стенах Лавры. И куда я первым делом направился? Правильно – к её основателю, преподобному батюшке Сергию, в Троицкий храм, попросить благословение на исповедь. Она, исповедь, в это время должна была уже вот-вот начаться в крипте, что совсем рядом, под Успенским собором.

Между тем, очередь к мощам преподобного была настолько большой, что своим концом она выходила далеко на улицу. Я занял в ней своё место и стал терпеливо ждать, медленно, по чуть-чуть, продвигаясь вперёд.

Было мне тогда 37 лет и за прошедшие годы меня уже порядком помотало по стране. Жизнь забрасывала в самые разные коллективы людей – к военным, спортсменам, заводчанам, к чиновникам, студентам, бизнесменам. Однажды мне довелось даже объехать почти всю Индию…

Но в этой храмовой очереди я впервые в жизни оказался в гуще самого простого русского люда. Проще некуда. И, странное дело, я чувствовал с ними здесь своё глубинное, корневое РОДСТВО! Каждой клеточкой тела я ощущал, что это МОЙ народ, это МОИ люди, и мне с ними было хорошо и покойно. Словно после долгих лет жизни на чужбине я, наконец, вернулся на Родину.

С искренней симпатией и дружелюбием всматривался я в их простые русские лица, невольно слушал их сдержанные, благочестивые разговоры и понимал, что в моей жизни началась совершенно новая полоса и как бы мне хотелось, чтобы она не кончалась никогда!

***
Очередь, незаметно проникнув под тёмные своды храма и описав полукруг вдоль его северной стены, вплотную приблизилась к солее перед иконостасом. В её правом углу возвышалась прекрасной работы рака - гробница святого, сделанная из чистого серебра по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного.

Паломники по одному, медленно поднимались на солею, ставили свечу, делали перед ракой земной поклон и трижды прикладывались к мощам: к ногам, к рукам и ко главе Преподобного.

Желающих было так много, что возник некий круговорот: когда кто-то прикладывался ко главе, слева от него уже кто-то прикладывался к рукам, ещё левее – кто-то прикладывался к ногам, а за их спинами кто-то из верующих клал уже земной поклон, готовясь подойти к раке святого.

И тут подошла моя очередь.

Как и все, я осторожно поднялся по ступеням на солею, зажёг свечу, поставил её в большой подсвечник и, подчиняясь общему круговороту, не желая никого задерживать, быстро встал на колени и наклонился к полу, чтобы сделать земной поклон перед мощами преподобного Сергия.

Но что это?! Именно в этот момент я внезапно получаю сокрушительный по силе удар чьей-то пяткой по лбу!! От неожиданности я едва не упал. В моей несчастной голове что-то зашумело и засверкали искры!

- Брат! Брат! Прости, прости, - испуганно обнял меня за плечи незнакомый мужчина, - я не видел тебя. Я приложился ко главе батюшки Сергия и просто отступил назад, чтобы уйти.

- Да, ладно, ладно, - спокойно ответил ему я, - причём здесь Вы. Всё нормально…

Дело в том, что я мгновенно всё понял.

- Слушай, дорогой! - мысленно сказал я себе, - ты куда, вообще, припёрся?! Весь в грязи, весь обляпан нечистотами - и к святым мощам?!! Иди вон отсюда, дурень! За благословением пришёл? Ну, и как – «благословился»?


15 02 2024г.
Ульяновск

Опубликовано на портале "Православие.ру" 14 03 2024г. https://pravoslavie.ru/159131.html