Я тебе детей для чего дал?

Сергей Серюбин
(из сборника "Лаврские истории")

***
Поскольку моё имя Сергей, я всегда стараюсь не упустить момент, чтобы снова и снова оказаться у святых мощей моего небесного покровителя, преподобного Сергия Радонежского.

Вот и тогда, зимой 1998г., решив все необходимые вопросы в Москве, я прыгнул в электричку и уже через пару часов шагал по узким улочкам Сергиева Посада, направляясь к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Никаких особых дел у меня тогда в Лавре не было. Кроме одного - помолиться и погреться душой у святых мощей Преподобного.

Но быстро наступили сумерки, и я принял решение остаться на ночь. В этом случае я получал бы возможность помолиться вместе с братией на ежедневном братском молебне у мощей отца Сергия в 5-30 утра.

***
Преодолевая сон, утренний холод и пугающую темноту шли ранним утром в Троицкий храм люди.

Трудно передать словами ту духовную атмосферу сердечного тепла, в которую попадает паломник во время молебна.

Братия Лавры многочисленна. У каждого из монахов масса своих послушаний. И в течение дня собрать их вместе практически невозможно. Но ежедневно в 5-30 утра все они здесь - у ног Преподобного. Есть возможность всмотреться в их сосредоточенные лица, поучиться искусству молитвы, просто отдохнуть душой. Ведь если для монахов пример - ангелы, то для нас, мирян, пример - они, монахи.

Тогда ещё были живы многие из старцев, например - архимандриты Кирилл (Павлов, +20.02.2017) и Наум (Байбородин, +13.10.2017). "Терапевт" и "хирург" - как их немного фамильярно, за глаза, но с любовью, шутливо именовали монахи.

Или, к примеру, архимандрит Матфей (Мормыль, +15.09.2009) - отец современной лаврской певческой школы. Смиренно стоял среди братии и игумен Герман (Чесноков, +08.08.2020) – ненавистный враг оккультистов любых мастей и окрасов.

Да, всех их можно было легко увидеть тогда, взять благословение и потом, сопровождая по площади, что-то коротенько на ходу спросить. Что мы часто и делали.

***
Тот церковный день двигался своим чередом. В Успенском соборе вот-вот должна была начаться Божественная Литургия. Но на причастие я в тот день не претендовал, а вот на исповедь решил сходить. Проходила она в надвратном Иоанно-Предтеченском храме Лавры.

День был будний, зима, раннее утро, за окном темень, паломников мало. А вот иеромонахов пришло на исповедь много. Люди распределились вокруг храма по внешней круговой террасе, образовав 6-7 недлинных очередей. Никто никому не мешал. В одной из них я и встал последним, поскольку не хотел на исповеди спешить - уж больно длинным получился у меня тогда список грехов.

***
Батюшка попался молодой. Какой-то из грехов касался проблем в воспитании ребёнка. И когда моя исповедь была закончена и разрешительная молитва прочитана, я почувствовал, что он хочет мне что-то сказать. И не ошибся…

- Вот Вы, Сергий, рано или поздно, но умрёте, – начал священник, - душа Ваша отделится от тела и предстанет пред Господом. И тогда Он спросит Вас: «Сергий, Я тебе детей для чего дал?»

Такое неожиданное начало беседы меня заинтриговало и я весь превратился в слух…

- И тогда повиснет длинная пауза, - продолжал батюшка, - Вы, может быть, впервые в жизни задумаетесь: "А в самом деле, зачем Господь дал мне детей"?

Но Господь продолжит: «Я тебе дал детей для того, чтобы ты привёл их ко Мне. А ты привёл их ко Мне?» И тогда снова повиснет пауза…

Несмотря на довольно грустную тему, я чувствовал, что священник «зацепил» в моей душе что-то очень и очень важное, и для меня сугубо полезное…

- Вы поймёте, Сергий, что учили детей чему угодно, только не тому, что нужно, не тому, что способствует спасению их душ: куче иностранных языков, танцам и прочей ерунде. И наоборот – в Вашем доме никогда не звучало Евангелие, не раздавалась робкая детская молитва, никогда не читались Патерики и жития святых. Ваши дети не знают, что такое Причастие, Исповедь, что такое грех и что такое добродетель.

Сказав мне это, батюшка умолк. Молчал и я.

***
Наша электричка неспешно приближалась к Москве. Всю дорогу у меня не выходил из головы мой виртуальный диалог с Богом. Было немного грустно.

Да, мне было о чём помолчать. Тогда, наедине с самим собой…

15 02 2024г.
г.Ульяновск