ДТП ценой в одну секунду

Александр Соханский
ФОТО ВЕРХНЕГО РЯДА
Общий вид места ДТП.
Позиции мотоцикла и коляски после столкновения и разбитая морда Ижика

ФОТО В НИЖНЕМ РЯДУ СЛЕВА НАПРАВО:
Тюменская областная клиническая больница № 2 на 1300 коек
Жёлтый браслет – свидетельство мозговой травмы у пациента
Как говорил Глеб Жеглов: «Ну и рожа у тебя…! Ох и рожа!»
Снимки на КТ повреждения шейного отдела позвоночника в виде разрыва межпозвонкового диска со смещением 6-7 позвонков.
Строгий режим дня строгого хирургического отделения
На обед супчик с гущей из одной лаврушки, перловка с тушёнкой, жидкий чаёк, два хлеба. Помидоры свои.




       За десятилетия экстремального байкерского бытия я получил несколько обид от собратьев по дорожному движению, автомобилистов, и знаю, что такое шок после ДТП.

       В этот раз стоял чудесный июльский денёк. Великолепное четырёхполосное шоссе через сосновый бор было полупустым. Я возвращался на своём колясыче ИЖ-Юпитер с пригородного кладбища, удовлетворенный выполненным благоустройством на могилке матери. Назавтра предстояло заменить старую столешницу и покрасить скамейку на второй раз. Но внезапно всё пошло не так.
       Приближаясь к перекрестку, шёл накатом по совершенно свободной правой полосе. Знак населённого пункта «Патрушево» на белом фоне предписывал снижение скорости до 60 км/час. До перекрёстка оставалось не более ста метров. Вдруг слева раздался глухой металлический удар, звук торможения и прямо передо мной с левой полосы вывернулась «Газель»-фургон и резко остановилась, полностью перекрыв дорогу.
       Теоретически для начала экстренного торможения в подобной ситуации требуется не менее 2,5 секунд. Это время реакции на событие 1 сек + приведение в действие тормозов 1 сек + время срабатывания тормозов 0,5 сек. После срабатывания тормозов максимальная длина пути торможения составляет 25 метров (по паспортным данным мотоцикла*). Это как раз величина практических рекомендаций для дистанции от впереди идущего транспортного средства, равное половине скорости в метрах, то есть 30 метров.
       В моём распоряжении имелось около 10 метров и не более одной секунды. Я всё же успел выжать рычаг ручного тормоза и свидетельством тому характерный ушиб и гематома лучезапястного сустава и большого пальца правой кисти при столкновении в упор с фургоном. Но было поздно. На ножной тормоз не хватило времени реакции. В результате — въезд мотоцикла под заднюю часть фургона (см.верхний ряд фото) и удар правым боком тела о заднюю дверь на полной скорости. Как впоследствии подсчитал сосед по гаражу, мой удар о кузов фургона приблизительно был равнозначен падению с перекрытия второго этажа.

       Я оказался в очевидном нокдауне. Выражаясь терминологией бокса, это было коварное положение «стоячего аута», когда человек уже ничего не соображает, но чудом держится на ногах чисто на волевых качествах. До приезда скорой помощи вся обстановка происшествия после удара выпала из памяти.
       Вначале я не испытывал особых болей. Из рассечённой надбровицы правого глаза и разбитого носа лила кровь. В кармане нашлась салфетка, которая в момент пропиталась кровью.

       Прибывшие медики дали понюхать нашатырь и, заподозрив перелом шейных позвонков, надели на шею фиксирующую горжетку (воротник Шанца), обработали раны на лбу, переносице, наложили повязку на рвано-ушибленную рану надбровья.

       Мало-помалу я пришёл в себя и осознал, что сейчас меня отправят в больницу, в расследовании не смогу принять участие и место ДТП больше не увижу. Сказалась былая практика профессиональных навыков расследования подобных ситуаций. Я решительно вышел из открытой двери скорой помощи и, несмотря на окрики: «Мужчина, вы куда? Вам надо срочно в больницу!», отмахнулся рукой, достал смартфон и сделал полтора десятка снимков обстановки на месте происшествия и исковерканного мотоцикла. До чрезвычайности удачный поступок! Эти снимки позже хотя бы частично проясняли неизвестность и обеспечивали осмысление обстоятельств ДТП во время пребывания в больнице.
       Заодно с усилием вырвал заклиненный ключ из деформированного замка зажигания, а также не забыл отключить массу аккумулятора и перекрыть краник бензопровода.
       Всё это напоминало ритуал прощания с погибшим верным другом. Не считая по мелочам - ветровое стекло вдребезги, фара и приборный щиток всмятку, переднее крыло в гармошку, перья амортизатора сломаны пополам, правое зеркало заднего вида в осколки, деформированный капот коляски набекрень...

       В приёмном отделении больницы продержали не менее двух часов. Куда меня только не возили на каталке, проведя общий осмотр, опрос субъективных сведений для анамнеза, рентгеновские исследования, забор крови на сифилис, на Covid и, разумеется, на алкоголь, компьютерную томографию шейного отдела позвоночника, УЗИ брюшной полости, КТ головного мозга, ЭКГ сердца, какие-то уколы…. Очень и очень серьёзное обследование! Потом закатили каталку в отдельный отсек приёмного отделения, задёрнули наглухо занавесками и интерес к моей персоне угас на полчаса.
       Было время осмыслить, как я основательно влип!  В общем-то, нехило грохнулся об «Газельку». Спасибо мотошлёму. Хорошо, что это был фургон с пластиковой дверью, а не грузовичок с низкобортным стальным кузовом. Иначе моя голова (без удара о дверь) оторвалась бы и укатилась прямиком в кузов.

       Палаты хирургического отделения на четвёртом этаже были переполнены. И первоначально меня пристроили вместе с несколькими другими бедолагами в холле, по сути, в общем коридоре.

       После перевода в палату показывал фотографии со смартфона страдальцам-соседям с загипсованными ногами, руками и ключицами. Они сразу ополчились на меня: «Сам виноват! Дистанцию не соблюдал!»  Въехавший под фургон мотоцикл и действительно выглядит нарушившим дистанцию. Но длительный тормозной след «Газели» с перестроением через сплошную линию разметки на правую полосу свидетельствует о резком подрезании мотоцикла (см.фото). Я-то прекрасно знаю, что путь по моей правой полосе был свободен до самого перекрёстка. А вот причина резкого изменения направления движения «Газели» с пересечением сплошной линии разметки мне была непонятна. Может быть что-то случилось с машиной или её водителем? Но подробности ДТП я узнаю только в ГИБДД спустя две недели.

       В нескольких словах о себе: общее состояние «средней степени тяжести», множественные закрытые переломы шейных позвонков, рвано-ушибленная рана правой лобной области, гематома подбородочной области, травматический отёк головного мозга без открытой внутричерепной травмы, ушиб плечевого пояса и плеча.** Всё тело страшно болело, не давало спать по ночам.
       Но особенное внимание лечащего врача-хирурга привлёк разрыв межпозвонкового диска между 6 и 7 позвонками . На приёме хирург показал мне некие безвестные снимки позвоночника без подписей, номеров и дат (см. фото), сообщил, что это мои снимки, обрисовал безрадостную картину возможного паралича всего тела и предложил поставить четыре металлических винта для стягивания повреждённых позвонков.
       Я обещал подумать и посоветоваться со знающими людьми, но практически все они отговаривали от операции.
       Ко всему этому на моей памяти в молодости был случай с моим другом, которому взяли пункцию из поясничного отдела позвоночника. Сейчас я уже не помню диагностическую цель исследования, но, по-видимому, ему задели спинной мозг. Естественно, осложнения во время проведения манипуляций вблизи спинного мозга и после них возможны, но они очень редко встречаются, а польза пункции намного превышает риск развития негативных последствий.*** Мой друг рискнул, но после этой процедуры ноги почти перестали его слушаться и он мог передвигаться только с тростью.
       В моём случае манипуляции с винтами и отвёрткой на шейных позвонках не давали полных гарантий от травматических осложнений при повреждении спинного мозга. Последствия могли оказаться более грозными, чем у друга. При неудачной операции на шейном отделе позвоночника могло парализовать всё тело, а я не допускал мысли обретаться в состоянии живой головы. Тем более, что никаких болей и особого дискомфорта в области шеи я не испытывал и потому счёл благоразумным отказаться от рискованной операции.
 
       Выписали меня из больницы на девятый день после поступления с исходом заболевания – «улучшение», общим состоянием – «удовлетворительное», как сообщалось в выписном эпикризе. Риск неблагоприятной ситуации признали «средним». Кроме того была рекомендована двухмесячная иммобилизации шейного отдела позвоночного столба с помощью головодержателя «Филадельфия», выдан талон на посещение травматолога через неделю и КТ-контроль через два месяца для решения вопроса о продолжении иммобилизации.
       В результате всё это закончилось пустяшной рекомендацией от травматолога-ортопеда на занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Хотя закрадываются явственные подозрения, что травматические последствия ДТП будут преследовать всю оставшуюся жизнь.

       Спустя 2,5 месяца с момента ДТП состоялся суд. Судья установила, что виновник аварии, водитель автомобиля «Газель» двигался со скоростью, не обеспечивающей постоянный контроль за движением транспортного средства (нарушение п.10.1 ПДД), не выдержал необходимую безопасную дистанцию до движущегося впереди транспортного средства (п.9.10 ПДД), при перестроении не уступил дорогу транспортному средству, движущемуся попутно, без изменения направления движения (п.8.4 ПДД), при выполнении маневра не убедился в безопасности маневра (п.8.1 ПДД), явился участником столкновения с впереди идущим автомобилем «Тойота» и мотоциклом ИЖ Ю-4К, в результате ДТП причинён средней тяжести вред здоровью водителя мотоцикла.
       На судебном заседании водитель автомобиля «Газель» вину признал, пояснил, что впереди идущий автомобиль «Тойота» начал останавливаться, не удалось избежать столкновения, он принял вправо, задев автомобиль «Тойота», а в его транспортное средство сзади въехал мотоцикл.
       Судья постановила признать водителя автомобиля «Газель» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.12.24 КоАП РФ**** и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
       На том и разошлись. Хотя у этого му#ака надлежало арестовать права годика на два. Ведь он едва не убил человека. Но государству выгоднее содрать лишнюю деньгу. Что ему чей-то вред здоровью средней тяжести...

       Опротестовывать решение судьи я не стал.


       *     *     *

       Оказывается, наша жизнь расписана всевышним с точностью до одной секунды. Столкнулись две машины. Окажись я в этом месте одной секундой раньше - всё бы произошло за моей спиной, если секундой позже – возможно успел бы снизить скорость до безопасного минимума. И не было бы этого печального рассказа!



П Р И М Е Ч А Н И Я

       * Мотоцикл ИЖ Юпитер-4. Инструкция по эксплуатации

       ** Суммарно:
       1.1. Травма шеи в виде разрыва межпозвонкового диска и подвывиха в правом двуотросчатом суставе 6-7 шейных позвонков (см.на фото), переломов верхнего и нижнего суставных отростков 6 шейного позвонка, задних и передних бугорков правых поперечных отростков 5, 6, 7 шейных позвонков.
       1.2. Травма груди в виде переломов 1-2 левых рёбер и левого поперечного отростка 1 грудного позвонка.
       1.3. Травма головы в виде раны в правой бровной области (в лобной области), ссадин на носу, подкожных гематом в лобной области справа и в подбородочной области, ушиба головного мозга, субарахноидального кровоизлияния над левой височной долей.

       *** Подробнее: https://familyclinic-spb.com/info/spinnomozgovaya-punktsiya
 
       **** Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ:
       «Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
       ...Часть 2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -
       влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
       Примечания:
       ...2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть».