Проклятие рода Романовых. Глава 17-я

Борис Углицких
Глава 17. «Русский мужик» – миротворец Европы - Александр III

Этот царь, по-видимому, был самым «русским» из всех русских царей. Особенно явно на это указывала его «богатырская» внешность. Император Александр III был высокого роста (1,9 м), в юности обладал недюжинной силой – пальцами гнул монеты и заворачивал в узел кочергу. С годами он сделался тучным и громоздким, но даже и тогда, по свидетельствам современников, не лишён был некой импозантности и даже – грациозности. Одевался нарочито скромно: часто (естественно, в быту) его можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами.  Любил в домашнем кругу ходить в холщовой рубахе с вышитым на рукавах цветным узором.

«Он по наружности – походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддёвка и лапти; и, тем не менее, он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твёрдость, несомненно, импонировал, и, если бы не знали, что он император, и он бы вошёл в комнату в каком угодно костюме, -  несомненно, все бы обратили на него внимание», - написал о нём в своих воспоминаниях министр финансов С.Ю. Витте.
 
…Мне с давних лет запали в голову слова, которые я прочитал в какой-то книжке В. Пикуля об Александре III. Мол, умер он, в отличие от некоторых других царей, естественной смертью – от алкоголизма. И только сейчас, когда я переворошил большой объём письменных источников об этом императоре, понял – каким гнусным и злым было то невесть откуда взявшееся утверждение известного литератора. Все приближённые  Александра III вспоминали, что любимым напитком царя был обычный квас. Он пил, конечно, в особо торжественные дни и спиртное, оставаясь при этом непременно трезвым. Любопытно, что из всех спиртных напитков Александр III предпочитал анисовую настойку (заморские «коньяки с висками» он на дух не переносил), которую почему-то шутливо называл «пердунец». И частенько при нём даже в кругу высоких гостей кто-либо из присутствующих под общий хохот объявлял: «А не попробовать ли нам пердунца?».

В его манере поведения было что-то магически завораживающее и подавляющее своим непреклонным спокойствием. Он был нетороплив, но обстоятелен; малоразговорчив, но убедителен; не криклив, но строг до такой степени, что подчинённые боялись даже его молчания. И недаром кто-то из наших известных литераторов указывал на схожесть манеры поведения советского «вождя народов» Сталина с манерой поведения Александра III. Действительно, не с него ли Иосиф Виссарионович  перенял привычку  расхаживать с трубкой (иногда незажжённой) по кабинету во время совещаний, вступая в разговор только для уточнения деталей и объявления принятого им решения. Именно этот император показал, как надо наводить своей твёрдой рукой такой порядок в стране, чтоб утихли все «либералы», попрятались в своих щелях террористы, а в мире – зауважали.

… Удивительно современно выглядят слова известного историка Ключевского, сказанные им через неделю после кончины императора: «В годы его царствования мы на глазах одного поколения мирно совершили в своём государственном строе ряд глубоких реформ, какие стоили Западной Европе вековых и часто бурных усилий. А эта Европа продолжала видеть в нас представителей монгольской косности, каких-то навязанных приёмышей культурного мира… Изумлённые глаза раскрыла Европа, органы общественного мнения Европы заговорили о России правду, и заговорили тем искреннее, чем непривычнее для них было говорить это. Оказалось, по этим признаниям, что европейская цивилизация недостаточно и неосторожно обеспечивала себе безопасность, поместясь на пороховом погребе… Горящий фитиль не раз с разных сторон приближался к этому складу, и каждый раз заботливая и терпеливая рука русского царя тихо и осторожно отводила его»


*    
Великий князь Александр Александрович был в императорской семье Александра II вторым сыном и предназначался к военной службе. Наследовать престол готовился его старший брат Николай, который и получил соответствующее воспитание. Главным воспитателем Александра был граф Б. Перовский; образованием заведовал профессор Московского университета  А. Чивилев.

… Александру минуло 20 лет, когда его старший и любимый им брат Николай, отправившись путешествовать по Италии, вдруг тяжело заболевает. Поспешивший к брату Александр застаёт наследника престола при смерти и, как утверждают современники, даёт ему слово жениться на его невесте – принцессе Дагмаре. Её мать, датская королева, прославилась на всю Европу своим умением  «пристраивать» своих дочерей, сыновей и внуков. Детей у неё было много, прожила она долго и в какое-то время стала тёщей всех крупных европейских дворов. И могла ли она спокойно пройти мимо интригующе самобытного российского императорского двора?

И всё же справедливости ради, надо отметить, что Александр, поехав через какое-то время в Копенгаген сватать братову невесту, был так девушкой очарован, что, не дожидаясь приезда домой, в дороге отцу написал: «Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни (так в семье Романовых звали Дагмару), тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы всё устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на всё это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил моё счастье».

… И Бог его услышал. Через три месяца невеста прибыла в Петербург, вышла за Александра замуж, получив новое имя – Мария Фёдоровна, и родила  шестерых детей: Николая (ставшего императором Николаем II), Александра (умер в младенчестве), Георгия (1871-1899), Ксению (1875-1960), Михаила (1878-1918) и Ольгу (1882-1960).
 
Жили супруги в мире и согласии. «На сторону» муж не ходил (во всяком случае, повода для пересудов не давал) – все силы отдавал государственным делам. Детей воспитывал в любви и уважении (никогда не только не наказывал, но и голоса на них не повышал).

Вскоре после свадьбы, согласно статусу наследника, Александру позволили участвовать в заседаниях Государственного совета и Комитета министров.
Когда его отца убили террористы, Александр (ему исполнилось 36 лет) уже вполне был готов к наследованию трона.

Одним из первых его указов был – Манифест о незыблемости самодержавия, в котором он возвестил об отходе от либерального курса и укреплении самодержавной власти для «искоренения гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, истребления неправды и хищений» и  «к водворению порядка и правды в действии всех учреждений».
И, удивительное дело –  курс на проведение «контрреформ», отменивший введённые в практику прежним царём  принципы либеральной экономики, тут же  не замедлил дать знать о себе. Из года в год стал значительно расти государственный доход. Вырос запас золотой наличности. Стала набирать обороты промышленность. Выпуск чугуна, стали, нефти и угля в период с середины 1880-х по конец 1890-х годов увеличивался рекордными темпами за всю предыдущую историю России, Но (опять аналогия со «сталинским периодом») – всё это за счёт напряжения платёжных сил населения.

Чтобы сгладить народный фон недовольства, Александр III практически полицейскими мерами начинает насаждать в России массовую религиозность. Строятся новые церкви, семинарии, епархиальные училища. Одних только монастырей при нём было построено – свыше 150. Появляются церковно-приходские школы. Вводятся новые церковные праздники.

… Одним из щепетильных вопросов, связанных с деятельностью императора по оздоровлению общественного порядка, историки всех времён считают отношение Александра III к так называемой «еврейской проблеме». Прокатившиеся на юге страны в начале его правления еврейские погромы, побудили императора принять ряд распоряжений репрессивного характера по отношению почему-то именно к пострадавшей стороне (в том числе – «Временные правила о евреях», направленных на выселение евреев в специальные зоны, именуемые «чертой оседлости»).

И кто знает, не эти ли его решения способствовали появлению террористических настроений у старшего брата Ленина – Александра Ульянова? Не какие-то вымышленные поэтессой Ларисой Васильевой (в книге «Кремлёвские жёны»)  мотивы, связанные с якобы грязными домогательствами молодого императора к служившей у него в то время фрейлиной Бланк (матерью Ленина), заставили её старших детей встать на путь террора. А банальная ненависть к националисту-государю, которая, вероятно, существовала в семье Ульяновых. Но был ли Александр III националистом или наоборот он действовал в каких-то непонятных нам интересах самих евреев – до сих пор определенной точки зрения нет. Во всяком случае, доподлинно известно, что верхушка российской еврейской диаспоры однажды специально добилась у него аудиенции, чтобы поблагодарить «за поддержку и понимание».

… Что касается отношения Александра III к армии.

 С.Ю. Витте  в своих воспоминаниях считает, что при Александре III армия и военное ведомство были приведены в порядок после их дезорганизации в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

… Александр III вёл очень взвешенную внешнюю политику в отношении со странами Западной Европы. Ловко лавируя в столкновениях с интересами всех её правителей, он принимал такие решения, которые с одной стороны были выгодны России, а с другой – не провоцировали конфликтов.

Вот так и получилось, что при миролюбивом Александре III территория Российской империи увеличилась на 430 тыс. кв.км; - за счёт присоединения Средней Азии.
В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание европейского мира Александр III получил название – Миротворец. Как писал С. Ю. Витте, «Император Александр III, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, –  глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови».


*    
Понятно, что в советский период вся наша историография твёрдо причисляла Александра III к когорте «душителей свободы» и «деспота со слабыми проблесками интеллекта». Но это был человек, пусть и ума, действительно, не выдающегося, зато искренне любящий свою родную Россию. Он всю свою жизнь посвятил во благо страны, и личных благ от этого принимать не считал нужным. Он обладал неплохим чувством юмора, о чём говорит описанный во многих исторических источниках курьёзный случай. Однажды некий солдат Орешкин напился в кабаке и начал буянить; его пытались урезонить, указывая на висевший в кабаке портрет императора, но солдат в ответ заявил: «А плевал я на вашего государя императора!» Его арестовали и завели было дело об оскорблении царствующей особы, но Александр III, ознакомившись c делом, повелел остановить ретивых чиновников, а на папке начертал: «Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать. И передать Орешкину, что я на него тоже плевал».

… В октябре 1888 года царский поезд, возвращающийся с юга, потерпел крушение. Семь вагонов оказались разбитыми; были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. Вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Зимой следующего года он простудился, и врачи нашли у него нефрит – острое воспаление  почек. С этого момента он стал угасать. В конце октября  1894 года в возрасте 49 лет Александр III скончался, пробыв на троне 13 лет.