Надежда - часть 20

Мирослава Завьялова
До приезда Михаила оставалось всего ничего, и я уже начала считать оставшиеся часы. С 1 марта абонентский ящик у него не работал, писать письма стало некуда. Но он продолжал присылать свои. То вечером, то рано утром получала заветные конверты с красивой картинкой, долго рассматривала, открывая не сразу. В последних он делился планами, сообщал о делах, о помощи родственникам. И по-прежнему много писал о своих чувствах, и писал так, что без волнения читать становилось невозможно. Сладко замирало сердце, ласковую интонацию и любовь чувствовала хорошо.

Приближался один из лучших праздников, Международный женский день. Концерта в институте не ожидалось, но хорошая дискотека с небольшими представлениями и весёлыми сценками состоится, это сообщало большое объявление. Лена ждала вечер больше всех, что не удивительно: придёт Павлик, его сестра Оля Рыбкина, новая подруга Лены. Но я уже ни на что не обижалась, моей надёжной подругой стала Диана.

-Ребята из институтской команды КВН смешные номера приготовили, - сказала Диана.

А мне было всё равно, я думала только о Михаиле и нашей предстоящей встрече. Вот он приедет и сделает предложение. Может, поженимся после моей летней сессии? Или осенью, тоже хорошее время. Стану Кузнецовой Надеждой Вячеславовной. Фамилия Михаила очень нравилась заранее.

-О чём задумалась, - ткнула меня пальцем в бок Лена,- всё о своём парне тоскуешь?

Девчонки рассмеялись, я отшутилась. Дискотека в честь 8 Марта понравилась, студенты из команды КВН действительно блистали талантами, шутки и смех не прекращались. Лена грустно подпирала стенку - ребята со спортфака сильно задерживались. Они недавно вернулись с очередных соревнований, привезли какие-то призы и грамоты. Когда всё же появились в зале, до конца оставалось менее часа. Павлик сразу направился к Лене, за ним потянулись остальные. Елисеев вновь приблизился ко мне со "скользкими" вопросами, но я не поддержала разговор. Хватит, сколько можно? И танцевать с ним наотрез отказалась.

На следующий день на большой перемене в деканат вызвали меня и Диану. В помещении находились другие активисты института. Зам.декана коротко пояснил, что сейчас, в начавшуюся эпоху гласности и демократии, многие решения высокого уровня должны контролироваться снизу, и нашему институту доверили такую честь. Поэтому отобраны лучшие студенты для проверки документов льготников на получение жилой площади.

-Ничего страшного нет, все эти люди давно собрали документы и копии, вам нужно забрать именно копии, предварительно проверив наличие по списку. Льготники предупреждены и вечерами будут находиться дома. Каждый из вас получит по четыре адреса, но можете объединиться и вдвоём пройти восемь адресов, к примеру. Как удобнее. Времени на всё не более двух дней.

В первый же вечер мы с Дианой навестили пять семей и решили, что задание абсолютно простое, но на следующий день случилась непредвиденное.

-Надя, выручай, - прошептала подруга на первой паре, - вечером к нам гости, родители Макса... как-то договорились с моими. Будут знакомиться, представляешь? Убрать надо в квартире и маме на кухне помочь. Сможешь одна по адресам сходить?

-Конечно. Не переживай.

Решила пообедать в дешёвой студенческой столовой и позаниматься в читальном зале до вечера. А потом быстренько обойти три оставшихся адреса. Кажется, недалеко от института, но к этим старым двухэтажкам оказалось страшно приближаться. Такую запущенность увидела впервые и удивилась, как здесь вообще могут жить люди. Часть окон разбита, скорее всего, многие жильцы выехали. Наконец остался последний льготник. Сверив ещё раз адрес, мельком прочитала "Стрелец Марианна Юрьевна" и решительно нажала кнопку звонка. Открыла высокая статная женщина, ярко накрашенная, при сильном освещении она показалась просто красавицей. Чёрные длинные волосы собраны в пышный хвост красной заколкой, блестящее платье до колен совсем не выглядело домашней одеждой.

-Пожалуйста, в зал, - женщина указала на дверь, - ну и погодка! "Подарочек" на женский праздник. То снег валил с утра, теперь дождь. Ой, вы же промокли насквозь! Проходите, я сейчас!

-Не знала, что будет такая погода, прогноз не предвещал... - я разувалась, едва не стуча зубами от холода. Скорее бы домой, в горячую ванну! Хозяйка усадила меня за стол, принесла чашку чая, придвинула большое блюдо с домашними пирожками.

-Согреетесь хоть немного. Успеете проверить документы, у нас давно всё готово.

Мне действительно хотелось есть, но ещё больше хотелось домой. Вдруг Михаил позвонит, а меня, как всегда, нет. Что тогда подумает?

-Не представляете, как рада вас видеть! - хозяйка одновременно делала много дел. Сейчас она разговаривала со мной, ставила на стол ещё тарелки и кормила маленькую девочку, сидевшую на высоком детском стульчике. С виду ребёнку было годика полтора-два. Она не испугалась меня и даже несколько раз улыбнулась.

-Саша, Коля! - позвала Марианна. Из другой комнаты выскочили мальчишки, удивительно похожие друг на друга. И, хотя в доме оказалось уютно и вкусно, я не выдержала.

-Как вы живёте в таких условиях? Всё разрушено, соседей почти нет.

-Да знаете, мы тут недавно. Я жила с детьми за границей, там лечится сестра, мама вот этих сорванцов; им в школу только на следующий год, поэтому кочуем свободно. Болезнь очень серьёзная. Муж сестру бросил, мы хотим лишить его родительских прав и усыновить мальчиков. У меня вопрос, если знаете: как скоро выдадут ордера?

-Приблизительно в мае. Ещё до конца месяца все льготники, которых проверили, должны получить жилплощадь.

-Понятно, - протянула Марианна, - успеем ли переделать документы? Если усыновим мальчиков. Присмотрите за дочкой, пожалуйста. Кажется, муж приехал, пойду встречу.

Я осталась с детьми одна. Мальчишки сидели за столом, шумно пили чай, толкались и смеялись, девочка вскоре попросилась ко мне на руки, и я, вместо того, чтобы заняться бумагами, взяла ребёнка. Муж приехал...  интересно, какой он? Красавец, наверное, как и Марианна, а дочка у них просто куколка. Я согрелась, развеселилась, болтала с мальчишками, нянчилась с девочкой и чувствовала себя в этом доме хорошо. Проверю документы, и надо откланяться, подумалось даже с небольшим сожалением.

-Такая радость у нас, такая радость, - послышался голос Марианны, - вот, пришли общественники документы забрать. Наконец-то!

Секунду не верила своим глазам, пол рванулся мне навстречу, но я устояла, крепко прижимая девочку к себе. Вслед за Марианной в комнату вошёл Михаил и застыл на пороге, словно изваяние.

Я ничего не просмотрела в папке, однако задерживаться в этом доме больше не могла.

-Документы в порядке, забираю. Мне пора идти, - сдержать дрожь в голосе удалось.

-Такая плохая погода, просто ужас. Дорогой, может, отвезёшь девушку? Дождь как из ведра.

-Да, конечно, - отозвался Михаил. Кажется, он тоже не верил в реальность происходящего. Скорее, мы оба смотрим дурной сон...

Я бежала по ступенькам, прижимая к себе сумочку и папку "Стрелец Марианна Юрьевна". Странно, почему у них фамилии разные? Впрочем, какое до этого дело? Михаил спешил вслед за мной.

-Пожалуйста, садись в машину, - отрывисто бросил он уже на улице. Я нерешительно остановилась, в душе желая как можно скорее исчезнуть или провалиться куда-нибудь подальше от всего свалившегося на меня ужаса. Не удержавшись, посмотрела вверх. Марианны в окне не оказалось. С детьми занимается, машинально подумалось мне, милая такая женщина, хозяйственная... только что у неё в гостях побывала преступница.

Пришлось сесть впереди, заднее сиденье полностью занимали какие-то большие коробки. Машина медленно выехала со двора, и звук беспрерывно работающих "дворников" привёл в чувство.

-У остановки тормознёшь, выйду, - с трудом удалось выдавить из себя какие-то слова.

-Отвезу до дома. Надя, не спорь, пожалуйста. Погода просто конец света.

Мысленно согласилась. Да, конец света и конец всему...

-Я должен объяснить, - начал Михаил. Не услышав никакого ответа, торопливо продолжил, - приехал сегодня ночью, потом звонил тебе несколько раз. Никак не предполагал, что встретимся таким образом. Марианна могла наговорить много неправды, насчёт усыновления и прочего. Мальчики - дети её сестры, которая лечится в Германии. Прогнозы хорошие, муж тоже, он проводит в больнице всё время. А документы на развод я подал давно. Марианна уехала, едва родив дочку, объявила о разрыве наших отношений. Но всё оказалось сложнее, её родители уговорили меня подождать с разводом, тогда Марианна сможет получить приличную квартиру. Я несколько лет жил в их семье и, кроме добра, ничего не видел, поэтому считал себя обязанным отвечать на просьбы старших...

-Не хочу знать о твоих семейных тайнах! - воскликнула я, изо всех сил стараясь не расплакаться. Не дождёшься, Кузнецов Михаил Александрович!

- Надя, всего не объяснишь, тем более быстро. Есть и ещё нюансы. Ты же выслушаешь меня? Пожалуйста, очень прошу, - он протянул руку, но я резко оттолкнула её и отодвинулась как можно дальше к дверце.

-Как от прокажённого. Заслужил, конечно...

-Останови у ближайшей остановки, - сквозь зубы произнесла я, - доеду на автобусе. А ты возвращайся к своей жене и детям.

-Да не жена она уже давно, - также сквозь зубы ответил Михаил, - повторить сказанное? Она занималась документами на жильё, мой адвокат занимался нашим разводом, поэтому в Москве я завёл абонентский ящик, много всяких переписок... И отказался наотрез участвовать в махинациях с усыновлением. Квартиру Марианна всё равно получит, пусть и меньшую.

Не знаю, откуда взялось терпение, но смогла молчать во время каких-то оправдательных фраз Михаила. Однако хватило меня на несколько минут.

-Ты был женат, когда знакомился со мной и предлагал встречи, водил в кино и так далее. Ты был женат, когда уговорил поехать на турбазу, чтобы воспользоваться мной! Ты был женат! - почти прокричала я, вновь отталкивая руку Михаила.

-Я за рулём, осторожнее, - пробормотал Михаил.

-Вот и рули, и не трогай меня!

-Я не пользовался тобой, Надя. Только хотел, чтобы ты влюбилась в меня так же сильно, как я. А у меня - с первого взгляда. Думаешь, это произошло в деканате? Нет, потерял голову намного раньше... смотрел в институте папки с личными делами. Мелькнула твоя, сверху в углу приклеена фотография... просто ошеломил взгляд незнакомой девушки. Долго рассматривал, забыл обо всех делах. Потом думал, как познакомиться, сблизиться. Несколько дней не спал толком, о тебе мечтал. И через пару дней вдруг встретились в деканате, а затем в аптеке. Разве это случайность? Разве не сама судьба давала нам шанс?

-Ты скрыл, что женат. И мною просто воспользовался! - упрямство придавало сил держаться, хотя бы немного.

-Я полюбил тебя на фотографии; не знаю, случалось ли в жизни такое у кого-нибудь. Признаюсь, действовал осторожно, не торопил ни тебя, ни себя. Взаимность наступила, настоящие сильные чувства... просто хотел дать нам шанс.

-Ты дал шанс одному себе, - устало произнесла я, - и скрыл главное. Не прощу никогда.

-А главным оказалась наша любовь, и ничто иное. Сказал бы правду, стала ты со мной общаться? Только честно. Согласилась хотя бы просто встретиться, зная, что я женатый человек? Да никогда! Это сразу понял, поэтому скрыл правду. Но развод теперь совсем скоро, а признаться тебе решил при первой же нашей встрече после моего возвращения из Москвы. Поверь, очень тебя прошу...

Я подумала, что никогда бы не смогла встречаться с женатым. Даже разговаривать бы не стала! Шансов изначально никаких, в этом он прав, но всё равно не прощу. Потому что не переношу ложь! Ни в одной дозировке.

Машина остановилась возле моего подъезда, дождь продолжал хлестать, как из ведра, и я подумала, что природа плачет вместо меня...

(продолжение следует

http://proza.ru/2024/03/16/1235