Аукцион

Армен Григорян
Казалось бы - на что еще способен человек после Хиросимы и Нагасаки, Бабьего Яра и Освенцима, всевозможных геноцидов на разных континентах, войн, длящихся по сорок четыре дня, тридцать, а то и восемьдесят или сто лет?

Сегодня потомки Каина, как никогда раньше, дали простор своему равнодушию, подлости, страху, зависти.

Оказывается, жирненькие молодчики, плетущие из воздуха деньги, отлично описанные А. Толстым 100 лет назад, способны на другие, не менее противные поступки.

Узнаем из СМИ, что в одной стране проводится онлайн-аукцион по продаже "золотых" номеров. Участников набралась "золотая" сотня, да что там...! Целая "Золотая рота"....

Откуда деньги у этих людей? Потомки бывших советских номенклатурщиков, вовремя сменивших вектор приверженности, эпигоны приспособленцев-интеллигентов и воров-хозяйственников советского розлива, дети и внуки нагревших руки в девяностых "бизнесменов", "политиков", пока неосужденных насильников, садистов, убийц, грабителей и взяточников.

Уже перед началом нулевых время стало заметно ускоряться, а сейчас - и подавно. Поэтому новому поколению и невдомек (не знают и не успевают запомнить), что участник аукциона, такой-то - родственник такого-то, у которого либо рыльце в пушку, либо - руки в крови, либо - уголовное дело на его имя таится в бумажных и электронных архивах местного аналога Комитета Глубинного Бурения или обычной прокуратуры.

Но в этом ли только дело? Дело еще в том, и это первостепенно, что эти молодые ребята, с солидными брюшками и надменными взглядами, натренированными фигурами и аккуратно ухоженными бородами, готовы поучаствовать в аукционе ради приобретения "золотых" номеров, в то время как в другой стране отец смертельно больного ребенка решается на одиночный пикет. У этого несчастного родителя нет денег на дорогостоящее лекарство. В другой стране сотни людей не имеют доступа к самому важному и дешевому - питьевой воде. Уверен, что слова благодарности, сказанные на их языке своим благодетелям, были бы понятны и без перевода.  В третьей - дети-инвалиды и сироты. Разве не больше та награда, которую мы получим за то, что помогаем тем, кто не может нас отблагодарить? Ни в этом ли подлинное человеческое великодушие? И мы должны помогать от сердца, а не ради того, чтобы тешить собственное самолюбие. Речь о самоотверженной помощи, а не о показной добродетели.

Но людям, привыкшим считать, человеческая благодарность смешна. В самом деле, они будут судиться с родными сестрами и братьями после смерти состоятельных родителей, будут судиться насмерть. Они, при определенных обстоятельствах, готовы лишить вдову последней корки хлеба. Сами они эту корку есть не станут - отдадут своим собакам.

Между тем, участники аукциона - внешне благочестивые христиане. Посещают церкви, за оскорбление своей конфессии могут и убить - человеческая жизнь абсолютно ничего не стоит на всем белом свете, при условии, что у вас есть возможность откупиться от Фемиды. Ведь недаром у нее на глазах - повязка. Она не видит, кого поражает, и это плохо. Ибо она также не сможет увидеть, кто и что ей кладет на весы. Не представляю, как древние, у которых можно поучиться, могли так облажаться с символическим изображением правосудия.
И тут мы встаем перед дилеммой: нужно ли творить милостыню через силу, без любви к ближнему? Стоит ли читать нотации о нравственности и морали тем, кто готов отдать немалые суммы за табличку с одинаковыми цифрами? Ведь даже молятся эти люди, как сказано у пророков и в Евангелиях, лишь устами, а сердца их далеки от их Творца.

Как же нам жить среди этих людей?

Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.

Давно известная истина, но психолог Селье, например, решил побыть Сизифом, потратил много лет, чтобы прийти к тому же выводу.

Вот что такое добро. Даже у самого закоренелого маньяка есть осознание греховности своих поступков. Человек осознает, что есть плохо или хорошо, подсознательно, и именно этот довод приводил Платон в качестве второго доказательства бессмертия души. Откуда мы изначально знаем, что такое хорошо и что такое плохо, вопрошает Платон. Почему вообще появляется этот вопрос, если мы, как животные, проживем всю жизнь, удовлетворяя инстинкты. Значит, все гораздо сложнее.

Разумеется, поскольку мы не можем спрогнозировать, что случится с нами через долю секунды, мы не можем знать, что случится со старушкой, которую мы переведем через улицу. Может, ей на голову упадет сосулька и убьет ее.

Но это - хитрый довод для пассивного созерцания жизни или для эгоистичного животного удовлетворения собственных желаний. Монах Максимилиан Кольбе, находясь в нацистском концлагере, добровольно вызвался заменить обреченного на смерть голодом абсолютно незнакомого ему человека, сержанта польской армии, который плакал и умолял пощадить его ради жены и ребенка. Начальник концлагеря принял жертву Кольбе, польский сержант был пощажен. Кольбе и его товарищей, через несколько дней, умертвили инъекцией - они не умирали от голода в срок, который им определили. Сержант выжил, вернулся домой. Смешно, что жена, впоследствии, развелась с ним.

Я спрашиваю: правильно ли поступил Кольбе? Он не мог знать - может, его обманули бы. Убили бы и человека, за которого он пошел на смерть. Может, сержант погиб бы через неделю, месяц. Ведь никто не мог знать, что он выживет. Так как поступил монах Максимилиан Кольбе - правильно или нет?

Притча о добром самаритянине: самаритянин оплатил лечение незнакомого ему человека. Он не спрашивал ограбленного и избитого разбойниками мужчину - кто он, как мы не спрашиваем вероисповедание и национальность тонущего человека, когда собираемся помочь ему.

И это ответ всем тем, кто никак не может определиться - где добро, где зло. И уже если среди них есть атеисты и неверующие, то пусть, хотя бы, последуют совету известного римского императора - делай, что должно, и будь, что будет.

И многие из нас (я, в том числе) ожидали или ожидают, что им отплатят за добро: поблагодарят и т.д. Нет, добрые деяния мы творим перед Богом. Если же мы будем в этой жизни постоянно получать воздаяние за наши благие поступки, то в чем тогда наша награда в жизни после физической смерти?

А если мы атеисты и неверующие, то, опять же, не уподобляемся ли мы торговцам, желающим получить выгоду за продажу своего товара? Т.е., помогая, мы, всего лишь, удовлетворяем собственное самолюбие. Но, тогда, кто нам должен за это? Ведь нас никто не просит о помощи.

Помогать надо, не надеясь на благодарность. Помогать более тем, кто не может отблагодарить нас по разным причинам. Помогать, любя людей. С другой стороны, вопрос - насколько правильно помогать через силу? С одной стороны, вот не хотите вы помочь финансово кому-нибудь, не нравится вам этот человек. С другой - понимаете его страдания и нужды. Думаю, в такой ситуации, все же, лучше помочь, хоть и через силу. Может, в таком случае, произойдет какое-нибудь прозрение. Возможно, в последнем пункте я ошибаюсь, но что касается темы - где добро, где зло - там все вполне определенно. Высшее благо - спасение жизни, и не случайно евреи утверждают, что спасший одну жизнь, спас весь мир.